Биография, Цитаты известных людей, Воспоминания современников о Л.Н.Андрееве
статья по литературе

Биография, Цитаты известных людей, Воспоминания современников о Л.Н.Андрееве

Урок Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon БИОГРАФИЯ Л.Н.АНДРЕЕВА150 КБ

Предварительный просмотр:

БИОГРАФИЯ, ЦИТАТЫ ИЗВЕТНЫХ ЛЮДЕЙ, ВОПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

О Л.Н.АНДРЕЕВЕ

ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 7В КЛАССА

РОДНЯКОВ ДАНИИЛ

Детство

Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет»[2].

Л.Н. Андреев
работа 
И. Репина, 1904

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя]. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

 

12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

ИЗВЕСТНЫЕ ПОВЕСТИ

ИЗВЕСТНЫЕ РАССКАЗЫ

ИЗВЕСТНЫЕ ПЬЕСЫ

  • Анфиса (1909)
  • Дни нашей жизни (1909)
  • Екатерина Ивановна (1912)
  • Жизнь человека (1907)
  • К звёздам (1905)
  • Король, закон и свобода (1914)
  • Милые призраки (1917)
  • Младость (1916)
  • Мысль (1914)
  • Не убий (1913)
  • Океан (1911)
  • Профессор Сторицын (1912)

ЦИТАТЫ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ

  •  

Он оскорбляет таинство смерти. И тут начинается сходство Леонида Андреева с Францем Штуком, развязным и размашистым живописцем, который из тонких бёклиновских проникновений и модного декадентства создал производство en grosблестящих и наглых полотен, бьющих сильно по нервам, ослепляющих своим шиком и оскорбляющих мещанский вкус европейской публики как раз в меру для того, чтобы заставить всех уверовать в свою гениальность. Леонид Андреев, конечно, не имеет ни развязности, ни наглости Франца Штука. Но и в дурном вкусе, и в отсутствии меры, и в выборе тем и у него, и у другого есть много общего. Оскорбления, получаемые от того и от другого, очень похожи. У Леонида Андреева совершенно нет той внутренней логики, которая должна лежать в основе каждого фантастического произведения, чтобы оно было убедительным. Эта логика в высшей степени есть у Эдгара ПоВилье де Лиль-Адана и Уэльса.[1]

 

— Максимилиан Волошин, «Елеазар», рассказ Леонида Андреева», 1907

  •  

Русские реалисты, разорвавшие с народом и проповедующие индивидуализм, смешны и жалки: господа Арцыбашев, Каменский, даже Куприн никуда не ведут; но и не поют вовсе, а пописывают. Так называемые «импрессионисты», как, например, Дымов, Зайцев и даже Л. Андреев, ― занимают промежуточное место. Там, где в Андрееве звучат гражданские ноты, там он в прошлом, там не поднимается он выше не только ТолстогоДостоевскогоНекрасова, но даже не достигает он силы УспенскогоГаршинаГорькогоКороленки. А где Андреев символист, там он ― не русский вовсе: там звучат в нём ноты Эдгара По, Пшибышевского, дурно усвоенного НицшеМетерлинка. Символизм и натурализм, личность и общество не соединяет Андреев, но смешивает. И куда народнее, например, высокоталантливый символист Сологуб в «Мелком бесе», в «Истлевающих личинах» и других рассказах.[2]

 

— Андрей Белый, «Настоящее и будущее русской литературы», 1907

  •  

Говорили об Андрееве. Всё таки это единственный из современных писателей, к кому меня влечёт, чью всякую новую вещь я тотчас-же читаю. В жизни бывает порой очень приятен. Когда прост, не мудрит, шутит, в глазах светится острый природныйум. Всё схватывает с полслова, ловит малейшую шутку — полная противоположность Горькому. Шарлатанит, ошарашивает публику, но талант. Впрочем, м. б., и хуже — м. б., и самому кажется, что он пишет что-то великое, высокое. А пишет лучше всего тогда, когда пишет о своей молодости, о том, что было пережито.

 

— Иван Бунин, «Устами Буниных» Том I, 1916

  •  

Я только того считаю настоящим писателем, который, когда пишет, видит то, что пишет, а те, кто не видят, — это литераторы, иногда очень ловкие, но не художники, так, например, Андреев.

 

— Иван Бунин, «Устами Буниных» Том I, 1918

  •  

Прочёл отрывок из дневника покойного Андреева. «Покойного»! Как этому поверить! Вижу его со страшной ясностью, — живого, сильного, дерзко уверенного в себе, всё что-то про себя думающего, стискивающего зубы, с гривой синеватых волос, смуглого, с блеском умных, сметливых глаз, и строгих, и вместе с тем играющих тайным весельем; как легко и приятно было говорить с ним, когда он переставал мудрствовать, когда мы говорили о чём-нибудь простом, жизненном, как чувствовалось тогда, какая это талантливая натура, насколько он от природы умней своих произведений и что не по тому пути пошёл он, сбитый с толку Горьким и всей этой лживой и напыщенной атмосферой, что дошла до России из Европы и что так импонировала ему, в некоторых отношениях так и не выросшему из орловского провинциализма и студенчества, из того Толстовского гимназиста, который так гениально определён был Толстым в одной черте: «Махин был гимназист с усами...»

 

— Иван Бунин, «Устами Буниных» Том II, 1920

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ


М. Горький: «Он был удивительно интересный собеседник, неистощимый, остроумный. Хотя его мысль и обнаруживала всегда упрямое стремление заглядывать в наиболее тёмные углы души, но — лёгкая, капризно своеобычная, она свободно отливалась в формы юмора и гротеска. В товарищеской беседе он умел пользоваться юмором гибко и красиво, но в рассказах терял, к сожалению, эту способность, редкую для русского.

Обладая фантазией живой и чуткой, он был ленив; гораздо больше любил говорить о литературе, чем делать её. Ему было почти недоступно наслаждение ночной подвижнической работой в тишине и одиночестве над белым, чистым листом бумаги; он плохо ценил радость покрывать этот лист узором слов».

Ф.Н. Фальковский:
 «Клочок земли на финской скале стал миром Леонида Андреева, его родиной, его очагом; сюда он собрал свою многочисленную семью, свои любимые вещи, свою библиотеку и из этой добровольной тюрьмы он очень неохотно, только по необходимости, выбирался на несколько дней по делам своих пьес в Петербург или Москву и один только раз за всё время, что я знал его, за границу — в Италию. Где бы он ни находился, он рвался обратно в свой дом, роскошно, уютно обставленный, с сотнями любимых мелочей, из которых каждая невидимой нитью тянулась к его мозгу и сердцу, крепко и властно держа и этот мозг, и это сердце в этой причудливой паутине».

Н.К. Рерих: «Уже незадолго до смерти в Финляндии Леонид скорбно говорил мне: “Говорят, что у меня есть читатели, но ведь я-то их не вижу и не знаю”. Тягость одиночества звучала в этом признании. Многое, уже сложившееся внутри, Леонид не успел досказать. В самые последние месяцы жизни он делился новыми затеями и литературными образами, и они были бы так необходимы в серии всего им созданного. Он всегда широко мыслил, но в последние дни появилась ещё большая ширина и углублённость. Он писал, что завидует нам в Швеции и Лондоне, собирался приехать и в то же время уже понимал, что сил не хватает. Не уберегли Леонида. А таких, как он, немного, впрочем, и многих не уберегли. Не захотели уберечь, не подумали вовремя. Большое расточительство происходит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Советы родителям в цитатах известных людей."

В данной статье собраны цитаты известных людей и практические рекомендации, которые способны помочь родителям сделать своего ребенка более успешным и уверенным и создать условия для развития творчески...

Учебная презентация по теме "Известные люди в истории и их современники."

Данная презентация может быть использована как дополнительный материал при работе с учащимися 10-11 классов. Может быть использована при работе с любым УМК....

И.Бунин в воспоминаниях современников

Материал к  биографии И.Бунина...

цитаты известных людей на английском языке

Данный материал можно использовать для оформления кабинета, а также в рамках недели английского языка для перевода....

Цитаты известных людей

Учебно методические материалы...

"Виталий Закруткин в воспоминаниях современников"

Создание методической разработки по творчеству Виталия Закруткина направлено на развитие интереса  у учащихся к его произведениям, которые изучаются в школе , но в малом объеме.Пробудить интерес ...

«Биографии известных людей»

Предметы: английский язык, литератураКласс: 6Количество учебных часов: 5Раздел учебной программы:Литература: «Сообщение о жизни и творчестве писателя (практикум)».Программа по литературе 5...