Презентация М. Булгаков "Мастер и Маргарита" (изучение романа)
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Савушкина Екатерина Юрьевна

Презентация к урокам по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита". В презентации содержатся информация и задания по нескольким темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bulgakov_master_i_margarita.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Размышляем над романом Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 2

История романа. Булгаков писал роман с 1928 – 1940гг. Впервые напечатан в журнале «Москва» (1966-1967гг.) со 159 купюрами. Без купюр напечатан в Эстонии, Франции, Германии. 1973 г. – полный текст романа с поправками. 1989 г. – соединение всех редакций, но по-прежнему оставляет много вопросов.

Слайд 3

Жанр и композиция романа. Определение жанра романа: бытовой, фантастический, философский, автобиографический, любовный, сатирический. Композиция – «роман в романе». Текст и подтекст. Как подчеркивается различие? Какой из романов несет большую смысловую нагрузку? Композиционный прием – точки «входа» и «выхода». Система рассказчиков. Система двойников.

Слайд 4

Время и пространство в романе. Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Причудливое течение времени. Москва 30-х годов и Ершалаим 2000 лет назад. 1. Москва 30-х годов (Земной мир). 2) «Библейский мир». И 3) Инобытие (потусторонний мир). Широкая «география»: Яффа, Вифлеем, Гамала, Вифания; Москва, Саратов, Ялта, Кисловодск, Воронеж и т.д. Антитеза: верх – низ.

Слайд 5

Проблематика романа Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.

Слайд 6

«МОСКОВСКИЕ» ГЛАВЫ РОМАНА

Слайд 7

«Осетрина второй свежести» Советские граждане «Квартирный вопрос» Имитация деятельности Бюрократия Обман, фальшь, лицемерие Доносы Мир «искусства»

Слайд 8

«Нечистая сила» в романе. Почему Воланд и его свита (шайка?) появляются в Москве именно в период 30-х годов? Зачем в роман, посвященный жизненным проблемам, включены фантастические картины, связанные с пребыванием в Москве сатаны и его свиты?

Слайд 9

- Ты прав. Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура, — подсказал клетчатый. — Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

Слайд 10

Традиции , средства изображения . Традициям кого из русских писателей следует Булгаков в изображении московского быта? Какими средствами автор изображает обывателей? (шарж, гротеск, фантастика, сарказм, абсурд) Гл.7 – Степа Лиходеев Гл.9 – Никанор Иванович Босой Гл. 10,14 – Варенуха Гл. 17 – Прохор Петрович Гл. 18 – буфетчик Андрей Фокич Соков В чем смысл сеанса «разоблачения»? За что и как наказаны все эти люди?

Слайд 11

БИБЛЕЙСКИЙ МИР РОМАНА

Слайд 12

Иешуа и Понтий Пилат в романе Какие вопросы волнуют Булгакова при обращении к ершалаимской истории. Что лежит в основе человеческого поведения? Кто управляет человеческой жизнью? Существуют ли неизменные нравственные критерии?

Слайд 13

Евангельские тексты в романе Евангелие от Матфея 27 глава Евангелие от Марка 15 глава Евангелие от Луки 23 глава Евангелие от Иоанна 18-19 глава Зачем и как изменяет Булгаков евангельские тексты?

Слайд 14

Кто главные герои истории, происходящей в Ершалаиме? Давайте посмотрим на первое появление героев (гл.2). Портрет Понтия Пилата – это портрет прокуратора. Что за человек Пилат, в изображении Булгакова? Портрет Иешуа – это портрет человека ( повтор слова человек ); автора интересует человеческая природа. Каким показан Иешуа? Он олицетворяет людей, подчиненных власти. На каком приеме построено описание героев? Перед нами вечное противостояние власти и человека. О чем ведут спор герои? о власти и истине.

Слайд 15

Кто главный герой романа Мастера? Какова цель такой интерпретации? Кто или что, таким образом, в центре внимания автора? Понтий Пилат – олицетворение власти

Слайд 16

Почему Понтий Пилат меняет свое первоначальное решение не наказывать Иешуа? Прочитайте диалог, когда судья пытается подсказать подсудимому правильный ответ. Что движет сейчас Понтием Пилатом? Какие отношения связывают Пилата и Каифу? Как описаны страдания Левия Матвея в гл.16? Почему Пилат не может прямо сказать о своем желании отомстить Иуде?

Слайд 17

Обратимся к главе 26. О чем сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после казни? Почему прокуратор хочет оказать милость Левию Матвею? Отчего тот не принимает ее? Каков финал судьбы Понтия Пилата? Какой интерес у Воланда в этой истории? Кто управляет миром в «библейских» главах романа?

Слайд 18

Подведение итогов Вставной роман несет большую смысловую нагрузку, т.к. является подтекстом. Это подчеркивается и стилистически: язык, интонация, построение фразы. Булгаков мыслил посмертное существование как постоянное пребывание в том душевном состоянии, в каком человек находился в момент совершения либо своего самого страшного греха, либо наиблагороднейшего поступка. Истина – сам человек.

Слайд 19

НЕЧИСТАЯ СИЛА В РОМАНЕ

Слайд 20

Какими предстают в романе Воланд и его приближенные?

Слайд 21

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». «— А что делал Коровьев в то время, как ты мародерствовал? — спросил Воланд. — Я помогал пожарным, мессир, — ответил Коровьев, указывая на разорванные брюки. — Ах, если так, то, конечно, придется строить новое здание. — Оно будет построено, мессир, — отозвался Коровьев, — смею уверить вас в этом. — Ну что ж, остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего, — заметил Воланд. — Так и будет, мессир, — сказал Коровьев».

Слайд 22

«Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость?» 1) Всепрощение — полное прощение всего и всех. 2) Милосердие — готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. 3) Справедливость — от прилаг. «справедливый», т. е. действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; — соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям. (По Академическому толковому словарю)

Слайд 23

Подведение итогов Означает ли призыв писателя к милосердию, что нужно прекраснодушно прощать всех подряд, независимо от того, раскаивается человек или нет? Можно ли найти ответ на этот вопрос в тексте романа? Почему вопрос о справедливости в романе доверен Сатане? В чем конкретно состоит справедливость, традиционно приписываемая Воланду? В романе каждому, столкнувшемуся с инфернальными силами, дается шанс измениться, прозреть, осознать свою ответственность за все, что с ним происходит.

Слайд 24

ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО.

Слайд 25

Любовь и творчество в романе. ЛЮБОВЬ – 1.чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; 2.склонность, пристрастие к чему-либо. ТВОРЧЕСТВО – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. ПИСАТЕЛЬ – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Каково значение слова «мастер» в контексте романа?

Слайд 26

«вовсе не удостоверением определяется писатель» Какие герои помогают раскрыть тему творчества? ( Поэты Иван Бездомный, Рюхин, критики Латунский, Ариман, Лаврович, редактор М. А. Берлиоз.) Какое отношение члены МАССОЛИТа имеют к искусству и творчеству? Какова связь МАССОЛИТа и реальной организации – РАППа? Что определяет поступки этих людей? Чем должен определяться писатель? Почему и для чего выделен из общей массы поэт Иван Бездомный?

Слайд 27

Иван Николаевич Бездомный (1 группа). 1.Каким видим при первой встрече данного персонажа? 2.Тема беседы с Берлиозом. 3.Образование. 4.Как ведёт себя во время разговора с Воландом? 5.Прозрение в доме душевнобольных. 6.Как расстаётся со своей профессией? Поэт Рюхин (2 группа). 1.Кто такой, род занятий. 2.Что узнаём о Рюхине из уст Ивана в сумасшедшем доме? 3.Анализ эпизода «У памятника Пушкину». 4.К какому выводу приходит Рюхин о своём назначении? Михаил Александрович Берлиоз (3 группа). 1.Первая встреча. 2.Род занятий. 3.Разговор с Бездомным в 1 главе. 4.Верит ли сам тому, о чём говорит Ивану.

Слайд 28

«Каждому будет дано по его вере» Почему творение Мастера вызвало такую ярость критики, а И. Бездомному Берлиоз даже помогает? Объясните, зачем Мастеру говорить об этом? Написал бы что-нибудь современное, получил бы хороший гонорар, ведь он человек талантливый? Почему сломлен герой, ведь он осознаёт значимость творения? Почему «Он не заслужил света, он заслужил покой»? Во что же надо верить, по Булгакову?

Слайд 29

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» Какие любовные линии намечает Булгаков на страницах романа? С какой целью? Как связаны темы любви и творчества? В чём выразилось участие Маргариты в делах мастера? Почему исчез мастер? В чём причина такого поступка? Что делает Маргарита во имя спасения любви? Как вела себя Маргарита на бале у сатаны? Чем Маргарита заслужила особую милость высших сил?

Слайд 30

Булгаковские мотивы в творчестве а) А. Житинский (повесть «Внук доктора Борменталя); б) Ч. Айтматов (роман «Плаха»); в) А. и Б. Стругацкихе(роман «Отягощенные злом»); г) Э. Рязанов (повесть «Предсказание»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....

Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

Урок-презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

В презентацию включен материал по композиционным, идейно-художественным особенностям романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Подробно рассматривается Онегинская строфа. Закрепление материала  проход...

Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....

"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)

Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена...

Презентация к уроку, посвященному истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский".

В данной презентцаии вы сможете ознакомиться с материалами, касающимися истории создания романа А.С. Пушкина "Дубровский", а также особенностей эпохи. Также в данной презентации затронуты ис...