"Современные технологии в преподавании"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сухачева Ольга Николаевна

В статье даётся описание нескольких образовательных технологий, которые применяются на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii_prepopadavaniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует владения современными технологиями. Работая  по новым ФГОСам, осуществляю системно-деятельностный подход в обучении русского языка и литературы.

 Применяю в своей педагогической деятельности современные  технологии и методики: личностно-ориентированное обучения И.С.Якиманской, целью которого является развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Основополагающими являются следующие положения: ребенок изначально является носителем субъектного опыта, учение – самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый источник развития.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Авторы технологии (США): Чарльз Темпл,  Курт Мередит,  Джинни Стил и др. Это универсальная,  метапредметная технология. На мой взгляд, она  позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.  Развитие критического мышления важно для человека в современном мире, так как новый век требует творческой деятельности.  Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной  деятельности.

В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно  по отношению к окружающим.

Проблемно-диалогическая технология. В основе этой технологии-проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь).

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

В ходе проблемного обучения формируются 2 вида мыслительной деятельности:

1) эвристический, когда учащиеся осознают затруднения, анализируют проблемную ситуацию

и формулируют проблему, затем ее решают путем выдвижения гипотез, проверяя в итоге

правильность гипотез.

2) аналитический, когда учащиеся осознают затруднения, анализируют проблемную ситуацию,

формулируют проблему, но ищут поиск решения путем применения известных алгоритмов решения.

Создание учителем на уроке проблемной ситуации - непременное условие проблемного обучения.

Проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения, когда необходимо решить какую-то задачу (проблему), следовательно, проблемный урок направлен прежде всего на получение знаний.

Учитель создает на уроке проблемную ситуацию и управляет деятельностью учащихся по освоению проблемных знаний, при этом сначала формулируется проблема, а потом учащиеся ищут поиск решения.

В ходе проблемного урока формируются три типа знаний:

1) факт - единичная, не содержащая обобщения информация

2) правило - алгоритм действия, указание как поступить

3) понятие - выделение существенных признаков предмета, следовательно, и закономерность отражения связей между понятиями.
Проектная  деятельность. Концептуальная основа проектной деятельности разработана американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком. В основе – деятельностный подход, целесообразная деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.  Цель проектной деятельности:   развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, направленную на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.  Позволяет учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся, дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации.

Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных технологий. Использование ИКТ на уроках литературы даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический; делает процесс обучения более интересным, результативным

Во-первых, очень важен сам факт использования ИКТ, так как это важная составляющая жизни современных детей.

Во-вторых, использование ИКТ даёт неограниченные возможности.

В-третьих, это отличная возможность взаимодействовать с учащимися в совместном творчестве.

Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

 Умение ребят работать с Интернет ресурсами развивает их способность самостоятельно находить и сортировать информацию, заинтересовывает предметом, служить их эстетическому развитию, будит творческое воображение.

Самой популярной формой для уроков литературы, на мой взгляд, является компьютерная презентация: очень важен наглядный материал, так как учебники иллюстрированы недостаточно, а современные дети – визуалы.

     Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Презентация может стать и  основой для заочной экскурсии. С её помощью можно совершить путешествие по литературным местам, побывать на Родине писателей и поэтов. При минимальных затратах времени это делает урок насыщенным. Учащиеся накапливают зрительные впечатления, помогающие пониманию произведений автора. По словам французского живописца Э. Делакруа, в литературе первое ощущение – самое сильное. А создать его, как я считаю, поможет визуальная экскурсия по местам, где жил и творил писатель или поэт.

     Цель уроков презентации данного вида – подготовить учащихся к вхождению в художественный мир произведения, создать условия  для более полного восприятия творчества писателя. После проведения уроков-презентаций учащиеся проявляют желание создавать свои презентации к урокам. Компьютер даёт возможность самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, обеспечивает  гибкость управления учебным процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБОУ СПОУ "ТАТ" Сафроновой С.В. на тему :"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

В работе я делюсь опытом применения на уроках и истории и обществознания современных технологий, таких как: технология проблемного обучения, групповая технология и коллективное творческое дело, технол...

«Кейс метод» - современная технология в преподавании английского языка

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время являе...

Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Химилоновой Раисы Исаевны Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"...

Современные технологии в преподавании литературы. Технология ЧПКМ.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ: WORD CLOUDS & GLOGS

Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В своей работе мы стараемся применять такие приемы обучения, ...