Современные технологии в преподавании литературы. Технология ЧПКМ.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Федотова Любовь Алексеевна

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Таким образом, на современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

 Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tekhnologii_prepodavaniya_literatury.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в преподавании литературы. Технология ЧПКМ

        XXI век требует от педагогов иных подходов к обучению школьников. Современный ученик знаком с  информационными технологиями и программами, что требует и от учителя владение современными средствами информационных технологий, которые открывают доступ к нетрадиционным источникам информации (гипертекстовым и мультимедийным системам, конструктивистским средам). Это станет переходом от привычных  форм деятельности на уроке  к интеллектуальным. Безусловно, чтобы добиться высокого результата в обучении при использовании ИКТ на уроках, необходимо укомплектовать школьные кабинеты современным оборудованием, без которого нельзя сегодня провести интересного урока.

Цели и задачи преподавания литературы с использованием инновационных технологий.

На современном этапе представляется актуальным такое преподавание, которое обеспечило бы особый статус учителя: учителя-новатора, учителя-наставника, учителя-соратника учащихся в процессе обучения. И поэтому задача учителя сегодня

- уметь находить дифференцированный подход к каждому ученику в конкретной учебной проблемной ситуации;

- помочь раскрыться творческому потенциалу ученика;

- стимулировать различные формы активности учащихся, которые мотивируют на развитие познавательной деятельности и формирование коммуникативной компетенции;

- помочь учащимся понять, что внимание и понимание на уроке-залог успешного овладения материалом любой сложности;

- помочь учащимся понять, что открытый диалог повышает умение усовершенствовать собственную работу;

- создать открытую атмосферу для доверительного диалога в классе;

- научить детей относиться к самим себе как к личностям, способным решить любые поставленные перед ними задачи;

Такое  обучение может обеспечить только творчески работающий учитель, активно внедряющий в свою практику инновационные технологии.

Технология ЧПКМ, основанная на социокультурном, технологическом и методическом аспектах, универсальна. Одной из таких является технология ЧПКМ. В настоящий момент одновременно используется несколько названий технологии: «Технология развития критического мышления» (ТРКМ), «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ или RWCT – Readingand Writing for Critical Thinking), «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). При её внедрении у учителя появляется возможность

- систематизировать имеющиеся у школьников знания;

- научить учащихся работать с текстом;

- создать условия для конструирования собственных творческих письменных работ учащихся;

- знакомить ребят с новой информацией, выбирать из неё главное, выделять уже известное;

- научить делать выводы относительно точности и ценности информации;

- развивать устную монологическую речь ученика;

- научить слышать и слушать товарища, оппонента, учителя.

Кроме того, реализация технологии ЧПКМ должна стать той путеводной нитью, что позволит учителю мотивировать учащегося на овладение знаниями, развить в нём интерес через необычные формы работы на уроках, научить школьника применять теоретические знания на практике, т. е. развить их образовательные и коммуникативные компетенции. А ведь на это и направлена Государственная программа, новые Стандарты качества образования, а и деятельность любого преподавателя, неравнодушного, творческого, деятельного.

Теория технологии ЧПКМ.

Технология ЧПКМ (RWST) разработана Консорциумом Демократической педагогики, учёными и преподавателями Гобарт & Вильям Смит Колледжей, университета Северной Айовы, США. Эта система прошла апробацию в школах Америки, Азии, 12 странах Восточной, Центральной Европы и СНГ. В России эта технология начала внедряться с 1997 года. Она решает задачи образовательной мотивации;

- культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности;

- социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Учёные считают, что критическое мышление (КМ) является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится ученик, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, так же как и сами решения.

Суть данной технологии составляет базовая модель трёх стадий «Вызов – Реализация – Рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

Цели и задачи преподавания литературы с использованием инновационных технологий.

На современном этапе представляется актуальным такое преподавание, которое обеспечило бы особый статус учителя: учителя-новатора, учителя-наставника, учителя-соратника учащихся в процессе обучения. Именно учитель, человек, которому родители доверили своего ребёнка, должен

- помочь раскрыться творческой сущности ученика;

- стимулировать различные формы их позитивной активности и соответствующие им психические процессы, которые мотивируют на развитие познавательной деятельности и формирование коммуникативной компетенции;

- уметь находить дифференцированный подход к каждому ученику в конкретной учебной проблемной ситуации;

- способствовать формированию у ученика понимания того, что, отдав обучению максимальное количество усилий, они развивают множество ценных навыков и успешнее втягиваются в процесс, испытывая «полное погружение»;

- помочь учащимся понять, что обмен мыслями требует от учеников умения слушать, удерживаться от скороспелых суждений и от желания вынести свой вердикт относительно того, что сказано другими;

- помочь учащимся ощутить, что в награду за умение быть толерантными они овладевают коллективной мудростью, богатством языка и широким пространством для использования собственных идей. Именно через такой открытый диалог повышают своё умение выверять, усовершенствовать собственные идеи и отстаивать их правоту;

- создать открытую атмосферу для доверительного диалога в классе, при которой учитываются разнообразные идеи и мысли, высказывается вера в способности каждого, обеспечивается свободная от насмешек среда при высказывании любых идей и гипотез;

- научить детей относиться к самим себе как к личностям, которые думают и верят в то, что все они способны и на досадные ошибки, и на великие мысли, что подобное смешение и есть естественная составляющая процесс обучения.

Вне сомнения, подобное обучение может обеспечить только творчески работающий учитель, активно внедряющий в свою практику инновационные технологии.

Технология ЧПКМ, основанная на социокультурном, технологическом и методическом аспектах, универсальна. При её внедрении у учителя появляется возможность

- систематизировать имеющиеся у школьников знания;

- научить учащихся работать с текстом;

- создать условия для конструирования собственных творческих письменных работ учащихся;

- знакомить ребят с новой информацией, выбирать из неё главное, выделять уже известное;

- научить делать выводы относительно точности и ценности информации;

- развивать устную монологическую речь ученика;

- научить слышать и слушать товарища, оппонента, учителя.

Кроме того, реализация технологии ЧПКМ должна стать той путеводной нитью, что позволит учителю мотивировать учащегося на овладение знаниями, развить в нём интерес через необычные формы работы на уроках, научить школьника применять теоретические знания на практике, т. е. развить их образовательные и коммуникативные компетенции. А ведь на это и направлена Государственная программа, новые Стандарты качества образования, а и деятельность любого преподавателя, неравнодушного, творческого, деятельного.

Внедрение технологии ЧПКМ в преподавание литературы в старших классах – одно из условий развития учащихся.

Учёные считают, что критическое мышление (КМ) является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится ученик, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, так же как и сами решения.

Суть данной технологии составляет базовая модель трёх стадий «Вызов – Реализация – Рефлексия

Тип фазы

Суть фазы

Функции фазы

Характеристика фазы

1фаза «Вызов»

Пробуждение

- имеющихся знаний

- интереса к получению новой информации

- активизации учеников для включения в процесс получения информации

- актуализации имеющихся знаний

- самостоятельного определения имеющихся знаний.

- мотивационная

-информационная

- коммуникационная

В сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения.

2 фаза

«Реализация»  

Получение новой информации к

- осмыслению и реализации смысла

- контактированию новой информации

- поддерживанию интереса к получению новых знаний

- информационна(получение новой информации)

- систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания, ранжирование информации, обобщение).

  Учащийся  вступает в контакт с новой    информацией, систематизирует сведения, соотнося их с собственными знаниями.

3 фаза

«Рефлексия»

Осмысление процесса рождения нового знания, включающее в себя также

- размышление

- высказывание собственных мыслей по поводу полученной и систематизированной информации

- коммуникативная (обмен мнениями по поводу новой информации)

- информационная (приобретение новых знаний)

- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

- оценочная (соотнесение новой информации и знания, выработка собственной позиции)

Учащийся имеет возможность целостно осмысливать, присваивать и обобщать полученную информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу, выявить ещё не познанное (новый вызов).

Форме урока – а называется она «Чтение фрагментами» - одна из форм технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Такая форма работы очень учащимся нравится: она легкая, подвижная, позволяет и сильному ученику себя показать, и не очень сильному словечко вымолвить. Использовать ее часто не стоит, но подходит она для работы как в 5, так и в 11 классах. Для «Чтения фрагментами» хороша или новелла, или притча. Финал должен быть довольно неожиданным. И еще одно – очень важное – условие: в классе никто до этого текст знать не должен, иначе будет неинтересно.

На любом уроке с использованием ЧПКМ важна роль учителя, его организующая, но не управляющая роль. Учащиеся сами должны, выслушивая концепции ответов одноклассников, высказывать свои мнения по поводу предложенных учителем фактов (отрывков) произведения.

Любая модель технологии «Критическое мышление», в том числе «Чтение фрагментами», предусматривает три фазы: «Вызов» (или актуализация вопроса, вовлечение ученика в проблему или в процесс), «Освоение материала» (в нашем случае знакомство с текстом и его осмысление), «Рефлексия» (для урока литературы хорошо, чтобы это было соотнесение авторской позиции со своей собственной). По условиям этой «игры» учитель выступает в роли «источника информации», консультанта и «секретаря». А свою точку зрения в этом случае учителю придется оставить при себе. Я задаю вопросы, выслушиваю ответы и все их (по возможности кратко) записываю на доске (если нужно, чуть-чуть шлифую формулировку).

Использованная литература:

  1. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина.  Дидактика средней школы. Москва, 1975 г.
  2. З.Я. Рез. Методика преподавания литературы. Москва, 1977 г.
  3. Урок литературы. Москва, «Просвещение», 1983 г.
  4. В.Ф. Шаталов. «Эксперимент продолжается». Москва, «Педагогика», 1989 г.
  5. Ю.Б. Зотов. Организация современного урока. Москва, «Просвещение», 1984 г.
  6. В.В. Гузеев. Методы обучения и организационные формы уроков. Москва, Знание, 1999 г.
  7. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
  8. Каганович С. Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Великий Новгород, 2002.
  9. Каганович С. Л. Обучение анализу поэтического текста. М., изд-во «Русское слово», 2006.
  10. Каганович С. Л.Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. Газета «Литература», 2004, №6.
  11. Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.,1989.
  12. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб, 2003.
  13. Лотман Ю. М. О поэте и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
  14. Маранцман В. Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе, 1998, №8.
  15. Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000.
  16. Полат Е. С. Новые педагогические технологии – М., 1997.
  17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
  18. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб, 2002.
  19. Тамберг Ю. Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб, 2002.
  20. Шрагина Л. И. Логика воображения. М.,2001.
  21. Интернет-ресурс:http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/primenenie-sovremennyh-tehnologiy-obucheniya-v-prepodavanii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».

Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время во всех сферах жизни происходят изменения, которые затрагивают и образовательную среду. В связи с этим на первый план выносится поиск ответов на вопрос "как учить результа...

Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета "Технология. Технический труд".

Предлагается вниманию статья "Использование современных образовательных технологий" в преподавании предмета Технология. Технический труд, в которой автор делится своим опытом по подготовке, ...

Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...