ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
учебно-методический материал по литературе на тему

Осипова Ирина Венедиктовна

 В настоящее время во всех сферах жизни происходят изменения, которые затрагивают и образовательную среду. В связи с этим на первый план выносится поиск ответов на вопрос "как учить результативно?", а не просто "чему учить?", "зачем учить?" и «как учить?». Поэтому не случайно в педагогике появилось новое направление – педагогические технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_osipovoy_i.v.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Осипова И.В.

МБОУ «Калайкасинская СОШ им. А.Г.Николаева»

Моргаушского района Чувашской Республики

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

 В настоящее время во всех сферах жизни происходят изменения, которые затрагивают и образовательную среду. В связи с этим на первый план выносится поиск ответов на вопрос "как учить результативно?", а не просто "чему учить?", "зачем учить?" и «как учить?». Поэтому не случайно в педагогике появилось новое направление – педагогические технологии. Известно множество определений этого направления. Но мы придерживаемся определения известного методиста Монахова В.М., который утверждает, что «педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [2]. Такая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.                

Сейчас уже существует множество новых технологий. Они постоянно изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Хотелось бы акцентировать ваше внимание на одной из технологий, применяемых мною на  уроках литературы – это педагогические мастерские. По мнению Мухиной И.А., «Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия» [3].

 Использование на уроках литературы технологии педагогических мастерских очень эффективно.  Конечно, невозможно использовать ее на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи, уроков повторения и обобщения она подходит идеально. В данном случае  ученик, уже имеющий основную базу данных, получает возможность понять тему  глубже и шире. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания либо в группе, либо индивидуально, либо в паре. При презентации работ каждый видит свой уровень выполнения, делает выводы.  В мастерской учитель – это мастер. Он  не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда неизвестно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, продвигаясь к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.  

Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:

  1. индуктор;
  2. создание творческого продукта (деконструкция-реконструкция);
  3. социализация;
  4. рефлексия.

По типам мастерские бывают творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, проектные и другие. В своей работе больше всего я использую мастерскую построения знаний. Мною разработано и проведено несколько уроков  по данной технологии. На ваш суд хотелось бы представить урок по теме «Историческая эпоха в романе А.С.Пушкина  «Дубровский», который был проведен в 6 классе [1].

           Тип урока: усвоение нового материала.

                   Вид урока: мастерская построения знаний.

Воспитательная цель: воспитывать в учащихся чувство патриотизма, развивать интерес к истории отечества, приобщать к произведениям искусства.

Образовательная цель: формирование у учащихся понятия об исторической эпохе, отраженной в произведении; исследование  сведений об исторической эпохе; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе творческой работы.

Развивающая цель: совершенствовать навыки работы с текстом, со справочной литературой, развивать монологическую речь, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы, обращение к ассоциативному и образному мышлению,

Методы и приемы, применяемые на уроке: слово учителя, работа с текстом, художественное конструирование, поисковый метод, самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему, составление кластера, презентации; синквейн, эссе, рассказ от имени героя.

Развитие речи: ознакомительное и комментированное чтение, сообщения учащихся, следования этическим нормам и правилам ведения дебатов и мнений, поиск необходимой информации на заданную тему.

Словарная работа: губерния, генерал-аншеф, картуз, отъезжее поле, протравить, псарь, стремянной и т.д.

Наглядность и ИКТ: тексты романа, мультимедиапродукция.

Эпиграф урока:                                      История народа принадлежит поэту.

                                                        А.С.Пушкин

ХОД УРОКА

І.        Организационный момент.

I этап – индуктор: (вызов-побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)

1. Здравствуйте, ребята.

- А вот скажите, пожалуйста, в каком веке мы живем?

- А  в каком веке жил А.С.Пушкин?

- Закройте глаза, представьте, что мы сели с вами на машину времени и перенеслись в XIX век, во времена Пушкина.  Какие картины вы видите? Составление солнечного кластера: (неисчерпаемый источник мыслей, охватывает большое количество информации)

На доске учитель рисует кружок, в центре которого пишет словосочетание «XIX век». Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с выражением XIX век, а учитель вписывает их в кластер: царь, дворянин, холоп, купчая, бал, гувернер, псарня, усадьба, крепостное право и т.д.

- А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой звуковой фото-видеоряд, просмотрев и прослушав который, вы, возможно, что-то добавите к нашей схеме (ролик). (все связано с 19 веком: музыка, архитектура, живопись, люди, сословия и т.д.)

- Мы сейчас создали с вами наш коллективный  образ XIX века.

- Ребята,  а как мы можем определить, о чем мы с вами будем говорить, если обратимся к эпиграфу нашего урока: «История народа принадлежит поэту»?

(Действительно, любой писатель, поэт  в своих произведениях старается отражать то, что происходит в жизни).

- А по каким признакам можем узнать ту или иную эпоху?

XIX век

Признаки эпохи

XXI век

 Губерния, генерал-аншеф, отъезжее поле, усадьба…

  1. Лексика

Компьютер, дискотека,

Домашнее воспитание, нанимали учителей, гувернант…

  1. Воспитание

Детский сад воспитатель, школа - учитель

Картуз, фризовая шинель, белое утреннее платье,

  1. Одежда

Джинсы, кроссовки, джемпер, футболка,

Охота, балы, различные забавы, разъезды

  1. Времяпровождение

Учеба

Нравы и обычаи 19 века Пушкин отразил в своем романе «Дубровский», который был написан в 1833 году. В основу легло судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого незаконно отняли имение.

- А какие признаки той эпохи вы нашли в романе «Дубровский»? С какими героями вы познакомились?

Узнай героя по описанию:

  1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке» (Андрей Гаврилович Дубровский).
  2. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский).
  3. «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.» (Кирила Петрович Троекуров).
  4. "...толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую кланяясь, улыбаясь, и уже собираясь извиниться..." (Антон Пафнутьич Спицын).

Словарная работа.

Я выяснила, что вы роман прочитали. Все вам было понятно? А мне нет. Объясните, пожалуйста, что означают некоторые слова:, помещик, крепостное право, крепостной крестьянин, дворня, поместье (имение)…        II этап: создание группового творческого продукта (разбор текста на детали для использования в качестве строительного материала для создания нового продукта)

Чтобы лучше понять особенности той эпохи, чтобы окунуться в мир произведения, мы с вами поработаем в разных мастерских. Их будет 4. Каждая группа проделает определенную работу и ознакомит других с ее итогами.

Задания для мастерских

1.Литературная мастерская: (охарактеризовать главного героя с помощью синквейна, на основе синквейна написать небольшой рассказ-эссе): Дубровский. (синквейн дает возможность находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать все в краткой форме, предполагает знание темы и умение высказать собственное мнение)

2.Художественная  мастерская: проиллюстрировать наиболее значимый для вас эпизод.   (предполагает знание текста, умение выделять   важные эпизоды, определить его место в произведении, развивает мышление)

3.Творческая мастерская: представьте, что вы Дубровский, расскажите о себе от 1 лица. (дает возможность перевоплощаться, почувствовать характер, стиль речи персонажа, развивает речь, память)

4.Проектная мастерская: (умение сопоставлять, работать с компьютером, подбирать нужный материал, доказывать свою позицию)

Используя предложенные фотоматериалы и описания имений, встречающихся в произведении, создать проект-презентацию: один слайд – одно имение, шрифт – не менее 20 кегль, не более 2-х предложений.

(Пока ребята работают, на слайде задания для всех 4-х мастерских)

III.  Социализация: предъявление созданного продукта –

1 гр: чтение синквейна и эссе;

2 гр: представление рисунка;

3 гр:  рассказ от лица героя;

4 гр: показ презентации.

IV этап – рефлексия (материал рефлексии позволяет понять не только успешность работы, но и то, какие трудности следует учитывать, какие вопросы стоит обсудить)

Что вы узнали нового о 19 веке? Пишем синквейн, озвучиваем (1-3).

VI. Домашнее задание:        

Написать небольшую письменную работу. Выберите себе тему:

  1. Я бы хотел (не хотел) жить в 19 веке, потому что…
  2. Усадьба моей мечты (как она должна выглядеть)?
  3. Роман написан хорошо, потому что…
  4. Мне нравится читать роман, потому что…

ЛИТЕРАТУРА

  1. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 11-е изд. – М.: ООО «Русское слово –учебник», 2013. – 344 с.
  2. Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника»  Успешное обучение, 1997.
  3. Мухина И.А.Что такое педагогическая мастерская? // И.А.Мухина, Т.Я.Ерёмина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».

Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...

Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы

Задача мастера - предложить материал, который поможет соотнести ощущение красивого с его осмыслением, а также выйти на понятие прекрасного, связать – сначала на уровне подсознания – эстетические, этич...

Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы

Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы...

Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"

Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов...

Инновационные технологии в преподавании образовательной линии «Технология»

Информационные технологии повышают эффективность и качество процесса обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают интеллектуальное развитие школьников....

Презентация "Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы"

Из Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа: В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать в исследовательские проекты и творческие зан...