Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.
статья по теме

Елена Гейнриховна Диденко

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диденко Е.Г.,

учитель технологии МКОУ СОШ№10

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета по ФГОС.

(МО учителей технологии Левокумского района от 27.03.2012г.)

                                                                                        Урок – «клеточка»

                                                                                         педагогического процесса.

                                                                                В нем, как солнце в капле воды,

                                                                            отражаются все его стороны.

 В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный  этап  развития. Его содержательные приоритеты обозначены  

национальной инициативой «Наша новая школа», в государственной программе  

«Образование  и  развитие  инновационной  экономики:  внедрение  современной  

модели  образования  в  2010-2012  годы»,  в  «Модели  развития  образования  

2020»,  в  Федеральных  государственных  образовательных  стандартах  второго  

поколения.   Они   являются   главными   ориентирами   в   обновлении   системы  

управления  образованием на всех уровнях.    

   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   среднего  (полного)   общего   образования    представляет   собой  совокупность     требований,    обязательных     при реализации     основной  образовательной    программы     среднего    (полного)   общего    образования  образовательными        учреждениями         (организациями),       имеющими  государственную   аккредитацию.   Стандарт   отражает   социальный   заказ   и  учитывает   возможности     обучающихся     и  системы   образования    по  его  выполнению.      

       Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Не смотря на то, что модернизируемая школа находится в преддверии  перехода  на  новые  федеральные  государственные  образовательные  стандарты  (ФГОС)  учителю  технологии  при  планировании  методической  работы,  разработки  рабочей  программы  и  составления  календарно-тематических  планов  по  технологии необходимо опираться на следующие нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:    

 федеральный  компонент  Государственного  образовательного  стандарта  общего образования,  утвержденным  приказом  Минобразования  России  от  05.03  

2004  г.  №1089  «Об  утверждении  федерального  компонента  государственных  

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего

образования»;

 приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы  общего образования»;  

 приказ    Министерства      образования     и   науки   Российской     Федерации      от  23.12.2009  №  822  «Об  утверждении  федеральных  перечней  учебников,  рекомендованных  (допущенных)  к  использованию  в  образовательном  процессе  в  образовательных  учреждениях,  реализующих  образовательные  программы  общего  образования  и  имеющих  государственную  аккредитацию,  на  2010/2011 учебный год»

 примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. №03–  1263);

Примерные  программы  являются  ориентиром  для  составления  рабочих  учебных программ и учебников (могут использоваться при тематическом планировании  курсов  учителем).

 Рекомендуется  по  предмету  «Технология»  составление двух рабочих программ:  

    для основного общего образования (реализация рабочей программы для 5- 9 классов);

    для среднего (полного) общего образования (реализация рабочей программы для 10 - 11 классов).

     При  этом    в  рабочей  программе  возможен  собственный  подход  в  части

структурирования  учебного  материала,  определения  последовательности  изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития  и социализации учащихся.

Тем самым рабочие программы содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных  способностей  учащихся,  материальной  базы  образовательных  учреждений,  местных  социально-экономических  условий  и  национальных традиций.  

Особенностью преподавания  предмета является использование разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

"Технология"— основная практикоориентированная область знаний в обще образовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ори ентации, нравственно-трудовому станов лению и воспитанию подрастающего по коления. Это область знаний, способ ная формировать у учащихся умения ви деть, ставить и решать актуальные зада чи, стоящие перед людьми постиндустри ального социума.

  В рамках "Технологии" происходит зна комство с миром профессий, осуществля ется профориентация школьников на ра боту в различных сферах общественного производства.  Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности  перехода от общего к профессиональному образованию и трудо вой деятельности.

   Два часа предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. По ФГОС в тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация непрофильного обучения, указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.

  Изучение   примерной   программы   по   предмету   должно   повлечь   за  собой   изменение   технологии   работы   учителя,   Не   меняя   технологии  работы, учитель просто не сможет реализовать стандарт! Требования  новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям       развивающего       обучения,      которые      носят     личностно  ориентированный         характер       обучения,      вариативны,        повышают  ответственность   школьников   за   результаты   обучения.          Рекомендуется  использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе  «учебных   ситуаций»,   проектной   и   исследовательской   деятельности,  информационных     и    коммуникационных     технологий,    активных           форм  обучения   (организация   работы   в   группах).

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

 (УУД). Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Современный урок не может быть ограничен учебником по предмету, классной доской и преподавателем.

ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию

Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании.

На первый взгляд для простого обывателя предмет технология и инновационные технологии понятия не совместимые. Казалось бы, что может быть общего между кулинарией и компьютером. Действительно, открыв учебник по технологии, ничего подобного мы там не обнаружим. Но это далеко не так.

Компьютер дает возможность любому учителю подготовиться к уроку, начиная с планирования и конспектов уроков и заканчивая различным демонстрационным материалом, при этом можно использовать как готовые мультимедиа библиотеки, так и при желании, создавая свои. Современное преподавание уже невозможно без применения информационных технологий, так как это привлекает учащихся в большей степени, чем обычный урок, помогает высвободить время для практики, делает урок ярким, наглядным, необычным.

С целью расширения кругозора учащихся и повышения интереса к предмету технология стало возможным использование на своих уроках современных компьютерных технологий следующих программ: PowerPoint, Super Test, Publisher, Excel, Adobe Photoshop, Macromedia Flash, Вышивка крестом и другие.

 Примеры инновационных разработок:

  1. тематические презентации,
  2. кроссворды,
  3. анимированные мультфильмы («Молоко», «Техника безопасности в стихах» и  т. д.)
  4. тесты, которые являются итогом изучения каждой темы, созданные в программе Super Test. Использование этой программы в школьной практике не требует лицензии, т.к. данная программа относится к условно бесплатным, что является ее неоспоримым плюсом. Super Test удобен как для учителя, так и для ученика. Результаты тестирования оцениваются программой и фиксируются в ее дневнике, что дает возможность учителю в любое время просмотреть результат теста. Эта оценка является объективной и не зависит от «мнения и настроения» учителя.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности  как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Так как уроки технологии (девочки) проходят парами, то первый урок, теоретическую часть, целесообразно  проводить в кабинете информатики, где для повышения интереса к изучаемым темам наглядные пособия, презентации, флеш-анимации

проецируются на большой экран, а учащиеся, изучая уроки технологии, параллельно закрепляют практические навыки работы с компьютером: работают с тестами, оформляют рецепты, составляют меню и т.д. 

Второй урок, практическая часть, проходит стандартно в кабинете технологии, где учащиеся приобретают практические навыки приготовления пищи, кройки и шитья, технологии вязания, вышивания и т. д.

Профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки. Учитель технологии должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня. Настольная видеокамера позволяет показать на любом экране плоский объект  - документ, цветное фото, рисунок из книги, трехмерный - людей, самые разнообразные предметы.

  Появились и принципиально новые классные доски. Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” преподавателям, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. На интерактивной доске можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с ее использование — достаточно трудоемкий процесс.

     Однако,  он приносит весьма богатые плоды. Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, появляется возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Предмет «Технология» - это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.

 Поэтому  сегодня   идут   активные    поиски   таких  форм    организации    процесса

обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы

необходимый      уровень    развития    ученика.   Всем    известны   бинарные,

межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги и т.д.

Что же представляет собой нестандартный урок?

       Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.

Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников

 

Виды нестандартных уроков: урок - деловая игра; -пресс конференция; -соревнование, -консилиум, -зачет, -КВН, -суд, -аукцион, -экскурсия, -семинар, - театральное представление, -консультация, - блок-схема, -лекция.

Почему же нестандартные уроки получили такое распространение в современной школе? Учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие творческого потенциала личности. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников по технологии. Ещё одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнение учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

Великий Ян Амос Коменский говорил, что учение должно быть кратким, приятным и основательным. Хочу лишь остановиться на слове «приятным». Когда приятно? Когда не скучно, интересно.

  Хочется пожелать каждому учителю выработать у себя профессиональную манеру создавать на своих занятиях такую атмосферу, такой психологический микроклимат, чтобы ваши уроки были ожидаемы.

   

Когда видишь горящие глаза учеников на уроке, то чувствуешь и понимаешь слова Л.С. Выготского, основоположника развивающего обучения, который писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только-то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

Подводя итоги, мы можем сказать, что каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В настоящее время мы работаем на перспективу, на создание будущего информационного  общества в России. Мы в начале пути. Первым всегда трудно, но, как гласит  восточная мудрость: «Дорогу осилит идущий».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий в преподавании технологии

Статья  " Использование современных информационных технологий в преподавании технологии" методические рекомендации молодым учителям...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных те...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Современные информационные технологии в преподавании физики.

Рассмотрены современные технологии в преподавании физики....

Использование современных информационных технологий в преподавании технологии

Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возмо...

Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Литература» в образовательных учреждениях СПО

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Поэтому использование в образовательном процессе современных информационных технолог...