Проблема одинокой старости в русской литературе 20 века
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Открытый урок по проблеме одинокой старости в литературе 20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 2)

Урок –проект по литературе в 11 классе. 

«Кто родителей почитает.

То вовеки не погибает».

(Пословица)

Тема:

«Проблема одинокой старости в русской литературе 2 половины ХХ века.»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Технология: проблемно – исследовательская.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, видеоролик, буклет «Высказывания великих о старости», аудиозапись «Колокольный звон».

(Слайд 4) Цели урока - проекта:

 1.Рассмотреть проблему одинокой старости в русской литературе II половины ХХ века и в социальной сфере;

 2. Развивать навыки исследовательской работы, умение вести диалог, строить рассуждение, умело аргументировать его;

 3. Воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения, к участникам ВОВ.

Задачи:

1. Выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа;  выразительно читать.

2. Воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

(Сайд 5) Гипотеза: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле».  (Библейская заповедь)

Основополагающий вопрос: Почему рвутся связи между поколениями?

(Сайд 6)

Актуальность проблемы: Настала необходимость воскрешения милосердия, гуманизма, сострадания.

(Сайд 7) Проблемные вопросы: Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков?

Что мешает людям разных поколений понимать друг друга?

Этапы урока:

     (Сайд 8)  І. Приветствие

         Слово учителя . Я приветствую  тех, у кого сегодня хорошее настроение. Тех, кто любит проводить время с друзьями. Тех, у кого на душе одиноко. Но одиночество в ваши юные годы — временное явление: на час, на день, самое большое — на недельку. А потом — мир со старыми друзьями, новые знакомства, взаимопонимание с родителями и учителями — и одиночества как не бывало! Слава Богу, что вы в этом мире не одни. А вот для старого человека одиночество — смертный приговор. Кто же выносит этот страшный приговор? Не мы ли, молодые, здоровые, живущие рядом с ними? Вспоминаем о наших ветеранах в День Победы, о стариках и старушках в День старшего поколения или в каких-нибудь чрезвычайных обстоятельствах, как, например, 78-летнюю бабушку Елену Михайловну Голубеву, помогавшую пассажирам поезда «Невский экспресс» после страшного крушения на железной дороге в ноябре прошлого года. Не случись этого несчастья («не было бы счастья, да несчастье помогло») — не построили бы для неё новый дом, и доживала бы она в полуразвалившемся бараке начала ХХ в.

(Сайд 9) Экспресс- опрос (Задание №1)

Перед вами на слайде записаны  ценности, которые вы сейчас перечислили, в алфавитном порядке. Давайте попробуем разместить их в порядке важности для вас.

II. Защита проекта:

*Презентация на тему:    «Не дай вам Бог..»  -  Жданова  Юлия,  Сагайдак Дмитрий.

 Исследовательская работа  по произведениям  советских  писателей:

К. Паустовского рассказ   « Телеграмма» , Б.Евдокимова «Говори  мама , говори».

 *Итоговый вопрос: Что значит для  дочерей  и  матерей  (литературных героинь) и для вас понятие Отчий дом?.

 

*Презентация  на тему:    «А тем временем где – то кому-то…»  - Огреничев Александр, Самохвалов Георгий.

Исследовательская работа по произведениям советских писателей:  

А.Алексина повесть « А тем временем где-то»,  Б.Васильева  «Вы чьё, старичьё?»

Итоговый вопрос:  Можно ли сказать, что далеко не все люди,  встретившиеся  на пу

ти стариков и Ники Георгиевны,  нравственно здоровы ?  Почему.?

*Презентация  на тему:  « Душа малостью живёт» - Сычёва Екатерина.  

Исследовательская работа по произведениям советских писателей:

Е. Носова повесть  « Яблочный спас»

*  Итоговый вопрос:   Что значат слова героини текста: «Душа малостью живет»? Как вы понимаете эти слова?

Буклет: « И дочка стала маму забывать» - Дубина Павел.

Проблема одинокой старости в поэзии в  2 половины ХХ века.

Подборка стихов, пословиц народных изречений по теме.

*Итоговый вопрос:  Есть ли способы искупления вины перед матерями, близкими людьми, стариками?

III. Исследовательская работа по теме: « Одинокая старость»

* Видеоролик:  « Социальное положение пенсионеров в посёлке Юловский  -  Зуева Елизавета.

*Презентация на тему: « Опомнитесь, люди! Нельзя терять свои души.»

( С использованием в презентации домашних сочинений на тему « Люди, которых  я люблю»;  фотографий  « Волонтёрское  движение  в  школе №81»

IV.Итог урока:  вывод по проекту ( Слайд 11,12) 

(Слайд 13)  Учитель: Давайте вернёмся к схеме - слова, обозначающие общечеловеческие ценности в определённом порядке. В каком?

(Слайд 14)  Верна ли гипотеза?

(Слайд 15)  Опомнитесь, люди! Нельзя терять   свои души!

 Песня под гитару  « Очередь за счастьем»  - исполняют учащиеся  11 класса

(Слайд 16) Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

Методическая разработка "Проблема одиночества в современной русской литературе"

Целью данной работы является анализ проблемы одиночества в современной русской литературе по рассказу В. Астафьева «Людочка».Задачи работы обусловлены целью и заключаются в следующем:- про...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...

«Лишь бы не было поздно…». Проблема одинокой старости и ненужности старшего поколения

познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма», выяснить его композиционные и художественные особенности...