«Лишь бы не было поздно…». Проблема одинокой старости и ненужности старшего поколения
методическая разработка по литературе (8 класс)

Чарушникова Наталья Израилевна

познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма», выяснить его композиционные и художественные особенности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_rasskazu_k.g.paustovskogo_telegramma_.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Предмет: Литература

Класс: 8

Тема:  «Лишь бы не было поздно…». Проблема одинокой старости и ненужности старшего поколения

Цель урока: познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма», выяснить его композиционные и художественные особенности.

Задачи:

Образовательные:

·        знакомство с личностью писателя;

·        разбор и обсуждение проблем рассказа «Телеграмма».

Развивающие:

·        развитие умения видеть красоту русской природы и её связь с настроением человека;

·        развитие умения сопоставлять искусство слова с живописью и находить общее в этих двух видах искусства;

·        развитие языкового и литературного кругозора за счёт знакомства с текстом Паустовского.

Воспитывающие:

·        воспитание чувства ответственности перед близкими;

·        воспитание эстетического чувства.

Краткое описание разработки:

Данный урок проводится после ознакомления с историей написания, основным содержанием произведения К.Г.Паустовского «Телеграмма». Перед проведением урока необходима предварительная подготовка:

  1. Самостоятельное прочтение рассказа обучающимися.
  2. Индивидуальное сообщение обучающегося  о биографии писателя (3 мин., возможно привлечение презентации).
  3. Подготовить проблемные вопросы по тексту: диалог писателя с читателем.
  4. Составить мультимедийное приложение к уроку: ролик, фрагменты фильма, выставку картин с изображением матерей, выставка фотографий матерей учащихся класса.
  5. Подготовить чистые конверты и бумагу по числу учащихся.

Урок проводится на фоне мультимедийного сопровождения. К разработке прилагается ролик, в который включены фотографии родителей учащихся. Ролик предполагает возможность паузы в любой момент и включения дополнительного материала, созданного Вами или Вашими учениками.

        Итогом работы на данном уроке предполагается написание писем своим родителям. Так как эпистолярный жанр практически утратил своё назначение в современном мире, до этого урока необходимо на уроке русского языка напомнить учащимся основные правила написания письма. В случае, если такой возможности на уроке нет, можно изменить последнее задание на написание эссе по прочитанному произведению. В любом случае, изучение данного произведения в первую очередь подразумевает эмоциональную составляющую.

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие. Чтение стихотворения

Мама... Простое, казалось бы, слово,
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое "Мама", то резкое "Мать".

Порой на чужбине вдруг сердце запросит
Совсем незнакомую-мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно
Поступками, взглядами, жестами мы,
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.

И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо,
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
"Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь, За то что ты есть!!!

Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать - святыня. Сегодня мы с вами будем говорить о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.

У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Пусть рассказ, о котором будем говорить сегодня, растревожит ваши души и оставит «зарубки на сердце».  

  1. Актуализация знаний.

Предлагаю начать наш урок с рассказа о Паустовском. Почему? Потому что имя этого замечательного писателя сегодня, к сожалению, незаслуженно забыто. А ещё потому, что разговор о Паустовском всегда оставляет «зарубки на сердце».

2. Работа с эпиграфом.   («Собери высказывание»)

Из предложенных слов соберите высказывание Паустовского, которое будет эпиграфом нашего урока.

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

Значение какого слова нам не известно? Пустельга. Я уверена, что в конце урока вы сами сможете дать его толкование, а ещё мы узнаем, кому и почему были сказаны эти слова. Но общий смысл фразы понятен? А сейчас обратимся к автору этих слов.

3. Биография Паустовского  

Перед нами портрет писателя, жившего в 20 веке. Седой человек с мудрым и чуть усталым взглядом ... Давайте полистаем страницы жизни и творчества писателя. (Фрагмент документального фильма о Паустовском) 

Судьба К.Г.Паустовского не была легкой и спокойной. Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом и писал рассказы. Был награжден медалью "За отвагу". В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Она завладела мной сразу и навсегда ... С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны самые известные произведения, которые полны любви к красоте природы и людям.   Паустовский - человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу. Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы.

К.Г.Паустовский писал: "Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе". И такую ​​светлую память о себе он оставил своими произведениями.

Учитель:

Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского.

Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.

Может быть, все эти мысли станут яснее, если мы вспомним  о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.

Но прежде я хочу, чтобы вы услышали историю одной фотографии.

Рассказ 2 ученика.

В Москву приехала великая немецкая актриса Марлен Дитрих. В конце концерта на сцену ЦДЛ вышел с поздравлениями и комплиментами большой начальник и любезно спросил Дитрих: "Что бы вы хотели еще увидеть в Москве Кремль, Большой театр,?
мавзолей? "  И эта недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: " Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет! " Присутствующие были ошарашены. Мировая звезда - и какой-то Паустовский? Что за бред? И всех мигом - на ноги! И к вечеру этого самого Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. После долгих уговоров писатель согласился.              

И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, и вдруг, не сказав ни единого слова, молча грохнулась перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно замер, а потом начал вставать. И встали все. И зал сразу прорвало просто бешеным водопадом рукоплесканий! 

А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло и блестящий от слез зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского "Телеграмма", который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству. 

И, быстро утерев последнюю, совсем уж бриллиантовую слезу, Марлен сказала - очень просто: "С тех пор я чувствовала как бы некий долг - поцеловать руку писателя, который это написал И вот - сбылось Я счастлива, что я успела это сделать.!. Спасибо вам всем - и спасибо России "

Учитель: Мы тоже с Вами знакомы с содержанием этого рассказа и сейчас  попробуем вместе поразмышлять, подумать, поговорить ...    

         Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ.

- Какова композиция рассказа? Сколько частей можно выделить?

(3 части)

Озаглавим.

Мать, Дочь, Телеграмма (СЛАЙД 7: композиция)  

1 часть «Мать».

Начало рассказа. Анализ пейзажа, интерьера.

Обратимся к тексту рассказа. Послушайте  его начало (От слов «Октябрь был на редкость ...» до «Из них назойливо сыпался дождь») (аудио запись под слайды)

Ребята, если бы у вас были краски, какую картину вы бы нарисовали? 

Какие ощущения у вас возникли? (Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение ее.)

Итак, подобное начало рассказа не случайно. Продолжите предложение: Безотрадная картина природы в начале рассказа Настраивает…… читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность произведения .

Эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны

Вывод.  Итак, мы видим, что Паустовский  соотносит состояние природы с душевным состоянием  человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное  увядание, нежелание «сдаваться» зимним холодам и сон, подобный смерти

        

        У вас на партах лежат иллюстрации, выберите одну, которая на ваш взгляд, наиболее полно отражает описание пейзажа, которое мы только что прослушали.

(по 1 картине помещают на магнитной доске)

Интерьер (СЛАЙД 12: иллюстрация)

         Паустовского называют мастером детали. С ее помощью автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев, выражает свое отношение к изображаемому.

         Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

         - Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере? (Желтый, серый, черный,.. Всюду неясность, расплывчатость

(Подчеркивают одиночество хозяйки дома)

        

Катерина Петровна

-  Давайте  осторожно приоткроем дверь и войдём в дом Катерины Петровны.   Постарайтесь увидеть, что происходит с её жизнью.

-  Рассмотрите иллюстрацию рассказа,  что произошло  до  момента, изображенного  на картине  и после него? (слайд)

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

- Что мы узнаём о её прошлом?

- Почему автор говорит, что она «доживала свой век»? (У неё осталось только прошлое)

         Вывод. Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому равнодушное ожидание смерти.

-  Кто живет   рядом с Катериной Петровной?  Назовите их имена.

(Тихон и Манюшка)

-  Подтвердите словами,  что Тихон  переживал за Катерину Петровну?

- Почему Катерина Петровна решает написать письмо дочери? Вы только послушайте, как она пишет (фильм

          
«Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна, - зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень ».
 

         Чем поражает это послание? Да, старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближающейся смерти, упоминает не о знакомых, как это обычно делают в письме,   о саде, об осени. Мир природы - это родная земля Катерины Петровны, та самая земля, в которую ей вскоре суждено будет лечь навсегда.

-Как отреагировала Настя на получение такого письма?

             2 часть. Дочь   (СЛАЙД: Ленинград)

         Вы обратили внимание на композицию рассказа? Во 2 части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир - мир большого города, где живёт и работает дочь Катерины Петровны, Настя.   Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не дает описания природы? (Она недобрый черствый человек, без души. Такие люди не замечают природу. В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было все это видеть)

         Что мы узнаём о жизни и работе девушки?

          Найдите в тексте описание внешности Насти.

 (зачитать) (СЛАЙД: Сольвейг)

 «Сольвейг -.« Солнечный путь ». Сольвейг, героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт», могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.

         Посмотрите, как скупо говорит автор о её внешности. Л.Н.Толстой говорил, что «глаза - зеркало человеческой души», а здесь такой разоблачающий эпитет. Какие глаза у Насти? Но авторское определение «холодные» противопоставлено этому имени. Солнце не может быть холодным.

         Нужно ли еще что-то говорить о характере Насти? Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.

         Вывод: Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь, и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у нее «холодные глаза».

         Что позволяет нам думать о какой-то раздвоенности сознания Насти? Как она ведёт себя, когда получает письмо от матери? (Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать. И ехать ей просто не хочется).

         Можем ли мы назвать девушку чёрствым человеком, зная об её участии в судьбе скульптора Тимофеева? (Конечно, она помогла ему. Но здесь не последнюю роль сыграло то обстоятельство, ЧТО   БЫЛ Тимофеев Очень талантлив. Настя поняла это. Он и сам со временем пробился бы, поэтому она и стала так усердно заниматься устройством его выставки, возможно, предвидя слова благодарности ей за чуткость, внимание к людям. Выставка предоставляла возможность самой Насте выдвинуться, стать заметной, прославиться.)

         - И вот настал долгожданный день - выставка Тимофеева. И именно в этот момент приносят телеграмму от Тихона: ".. Катя помирает Тихон" (СЛАЙД: телеграмма) 

         Как вы считаете, что должна была чувствовать, делать Настя в этот момент? (Настя должна была, получив такую ​​телеграмму, почувствовать боль, отчаяние. Она должна была плакать и кричать, ведь речь идет о жизни самого близкого человека).

         - Для нас важна реакция на телеграмму?

(Настя сначала даже не поняла о ком идет речь в этой телеграмме, так была она увлечена тем, что происходило на выставке: ".? Какая Катя - растерянно подумала Настя - Какой Тихон Должно быть, это не мне". Настя скомкала телеграмму и нахмурилась. И продолжала слушать выступление Першина).

         - А что же в это время говорили с кафедры? (Першин о говорил о чуткости и заботливости Насти: ". Этой выставкой мы целиком обязаны - да не в обиду будет сказано нашему руководству - одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне)

         - Автор пишет, что "Настя смутилась до слез". А чем вызваны эти слезы?

(Это слезы радости, гордости, ведь «Першин поклонился Насте, и все зааплодировали Аплодировали долго») ( СЛАЙД: контраст)

Вывод.    Всё в этой жизни  взаимосвязано, ничего не переделать, не убрать.

        Но в какой-то момент произошел перелом. Отступила суета. Осталось главное: мать и одиночество.

        Когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось? (СЛАЙД: Гоголь) 

         Настя всё время чувствует на себе чей-то взгляд. Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя? (Гоголь - великий сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.   И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри:.. доброта ее нестоящая, показная Настя совершила предательство)

          Оценку ее поступку дает Гоголь:«Эх ты»

         - Что стоит за этим «Эх ты»? (Презрение, укоризна)

         - Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство. Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.

         - Автор, описывая душевное состояние Насти после того, как она ушла с выставки Тимофеева, вводит в рассказ пейзаж. Какова его роль? Какие художественные средства использует Паустовский? (Автор использует эпитеты: серая (изморозь), хмурое (небо)).

         - «Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву" Небо как бы давит на Настю Пейзаж подчеркивает боль Насти, ее одиночество, раскаяние Она понимает, что никого у нее в жизни нет.... (фильм: монолог ) 

         - Настя как бы по-новому читает слова матери "ненаглядная моя") -

- Каким чувством наполнен этот монолог? - Найдите Ключевые слове 

 3        часть. Телеграмма

? А что происходит в это время в старинном, заброшенном, опустевшем доме Катерины Петровны ? Каково состояние героини (СЛАЙД: Заборье) 

(Катерина Петровна доживала последние дни и ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь.)

Кто проявил настоящую человечность, чуткость, заботу? (Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя).

Это Манюшка, дочь колхозного сапожника, прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар. Именно она шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь, спит на старом диване. По ее речи видно, что она не очень грамотная, простая крестьянская девочка, но она понимает самое главное - человек в беде, надо помочь.       Очень скупо говорится и о стороже Тихоне Автор просто перечисляет, что он делает.. рубит, пилит, колет старые деревья на дрова Он тоже не умеет красиво говорить. Но именно он помогает Катерине Петровне)

         - К какому обману прибегает Тихон, чтобы утешить её? Почему он решился на обман? (Чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни. Он отправляет телеграмму Катерине Петровне от имени дочери, чтобы скрасить её последние мгновения. И тогда сторож Тихон идет на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами, а затем приносит Катерине Петровне телеграмму. «. Дожидайтесь, выехала Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя») (СЛАЙД: телеграмма)

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и твердила:
"Детки, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать - старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели часто до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери".

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
"Дети, срочно! Дети, очень срочно!!
Приезжайте, заболела мать!"

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Так зачем же дали вы разлуке
Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады,
В жаркие бессонницы ночей.
Неужели горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

Успела Настя проститься с матерью? (зачитаем окончание рассказа ) Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль. (Холод души растоплен слезами боли и раскаяния.) Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

         - Какую библейскую заповедь нарушила Настя? ( СЛАЙД: заповедь)

Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле.

(ролик под песню Д.Майданова «Мама»)

Итог

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

К. Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Не случайно значение имени. «Настя» - воскрешающая.   «Воскресить» - восстановить, возродить утраченное, забытое. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания.

Рефлексия.

Не забывайте Матерей!
Они печалятся в разлуке.
И нет для них страшнее муки –
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.
Не забывайте Матерей!
Ведь для молчанья нет причины,
И глубже с каждым днём морщины
От равнодушия детей.
Средь суеты и праздных дней
Услышьте,  Господа  и  Дамы:
Болит душа у вашей Мамы!
Не забывайте Матерей!
Пишите письма Матерям!
Звоните им по телефону,
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.

Перед вами лежат на партах чистые листы бумаги… У вас есть уникальная возможность  написать письмо своей маме… Напишите все, что вы хотели бы сказать своей маме….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры старшего поколения

Результат работы группы учащихся над  одноименным проектом, представленным на НПК школьников в 2011 году...

Тематический вечер для старшекласссников по профилактике СПИДа и наркомании "Задумайся сегодня, чтобы не было поздно завтра ..."

Данный материал можно познакомствоит и систематизирует знания уча­щихся на тему СПИД, наркомания; сформирует адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД и наркомания; по...

Сценарий праздника, посвященного дню уважения и почитания старшего поколения "Сердце, отданное детям"

Сценарий праздника, посвященный  дню уважения и почитания старшего поколения разработан для пенсионеров,  ветеранов детского сада №6 «Родничок». Цель: Формирование у детей чу...

СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия с элементами тренинга «Молодое поколение – старшему поколению»

Психолого-педагогическое игровое мероприятие (на сплочение, преемственность пожилых граждан и подростков) с показом  поздравительной презентации....

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Обучение людей старшего поколения компьютерной грамотности «Компьютер для всех поколений»

ПЛАН: 1. Актуальность проекта2. Цель, задачи проекта3. Классификация проекта4. Ресурсы для реализации проекта5. Этапы проекта6. Ожидаемые результаты проекта7. Механизм оценки резул...

"Из песни слово не выкинешь" Тематический концерт для людей старшего поколения приготовленный силами детей старшей и подготовительной группы, посвящённый Дню музыки и пожилого человека.

Тематический концерт приготовленный силами детей 5-7 лет для людей старшего поколения, посвящённый Дню музыки и пожилого человека....

Проблема одинокой старости в русской литературе 20 века

Открытый урок по проблеме одинокой старости в литературе 20 века...