СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Обучение людей старшего поколения компьютерной грамотности «Компьютер для всех поколений»
проект на тему

Смирнова Елена Александровна

ПЛАН:

 

1. Актуальность проекта

2. Цель, задачи проекта

3. Классификация проекта

4. Ресурсы для реализации проекта

5. Этапы проекта

6. Ожидаемые результаты проекта

7. Механизм оценки результатов

8. Литература

9. Приложения

10. Выводы, рекомендации участников проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Амурской области Бурейского района

«Согласовано»                                                           «Утверждаю»

Директор ГБУ АО                                                     Директор МОБУ

Новобурейский КЦСОН                                            Новобурейской СОШ № 3

«Надежда»                                                                 __________ Д. Н. Туманов

____________ Т. А. Мельникова

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

обучение людей старшего поколения компьютерной грамотности

«Компьютер для всех поколений»

Над проектом работали:

 учитель информатики и ИКТ

Смирнова Елена Александровна;

консультанты - волонтёры –

учащиеся 10 «Б» класса

Человек никогда не стар настолько, чтобы не учиться.
Томас Мидлтон

ПЛАН:

1. Актуальность проекта

2. Цель, задачи проекта

3. Классификация проекта

4. Ресурсы для реализации проекта

5. Этапы проекта

6. Ожидаемые результаты проекта

7. Механизм оценки результатов

8. Литература

9. Приложения

10. Выводы, рекомендации участников проекта

Актуальность проекта

 Социальный проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде.
Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, развивать творческие способности. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения.

 Без компьютера, в наше время, не обойтись, даже пенсионеру! С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит. Мы начали разработку проектного задания, для чего стали собирать информацию, знакомиться с ней, начали морально готовить заинтересованных пожилых людей, что учиться никогда не поздно!

Наш проект направлен на решение следующих проблем:

- информационная, социальная изоляция и одиночество. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, политическую, энциклопедическую);

- проблема разрыва связи поколений. Наш проект решает её путем создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Цель проекта:

Сформировать знания и умения в сфере компьютерной грамотности пожилого населения и готовность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде; социально адаптировать и обучить пожилых людей навыкам работы на компьютере для повышения качества жизни.

Задачи проекта:

1.Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
Формирование базы потенциальных волонтеров проекта.

2. Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.

3. Провести анкетирование пожилых людей об имеющихся знаниях персонального компьютера.

4. Убедить в необходимости прохождения компьютерного «ликбеза», преодолеть страхи по поводу Интернет-технологий.

5. Ознакомить людей старшего поколения с устройствами и принципами работы компьютера и ноутбука.

6. Обучить уверенному владению необходимыми функциями персонального компьютера.

7. Обучить поиску нужной информации с помощью Интернета.

8. Развить навыки использования Интернета в быту и для решения практических задач.

9. Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.

 

Классификация проекта:

- по форме работы – в малых группах;

- по способу выбора проекта – выбор в процессе коллективного обсуждения;

- по времени реализации проекта – краткосрочный;

- по направленности работы – популяризация знаний, углубление знаний в отдельной области.

Ресурсы для реализации проекта

Трудовые: заведующая  ОДПН ГБУ АО Новобурейский КЦСОН «Надежда» Солмина И. А., руководитель МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Д. Н. Туманов, учитель информатики и ИКТ Е. А. Смирнова, консультанты – волонтеры учащиеся 10 класса, получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста.

Информационные: рабочая программа, учебно-тематический план, учебное пособие Азбука Интернета, обучающая литература, Интернет.

Материальные: помещение – учебный компьютерный класс, персональные компьютеры, мультимедийный проектор, канцелярские товары для анкетирования

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап – 09.01.2018 г. – 31.01.2018 г.
  2. Проектировочный этап – 01.02.2018 г. – 03.02.2018 г.
  3. Практический этап – 05.02.2018 г. – 03.03.2018 г.
  4. Контрольно-коррекционный этап – 05.03.2018 г.
  5. Заключительный этап – 10.03.2018 г. – 17.03.2018 г.

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст людям пожилого возраста, пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Целевая аудитория (получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста) должна знать:

- основные средства работы с ПК, с папками, файлами;

- основные принципы работы в среде текстового редактора;

- основные принципы работы в Интернете и основы сетевого этикета;

- основные поисковые Интернет-системы;

- основные понятия информационной безопасности;

- базовые принципы работы с мобильными устройствами в Интернет;

- особенности функционирования порталов органов власти региона;

- назначение, состав и принципы работы порталов государственных и муниципальных услуг;

- принцип персональной регистрации на портале государственных услуг.

Целевая аудитория (получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста) должна уметь:

- пользоваться графическим интерфейсом;

- работать с файлами и папками;

- создавать и оформлять документы в текстовом редакторе;

- работать с сайтами, искать и находить информацию в Интернете;

- общаться с помощью средств коммуникаций взаимодействия и социальных сервисов, в том числе мобильных, использовать электронную почту, писать, отправлять и получать письма;

- участвовать в сетевом общественном сообществе пользователей электронных государственных услуг населению (онлайн опросах, форумах, чатах);

- пользоваться ресурсами порталов органов государственной власти регионов;

- пользоваться государственными и муниципальными услугами в электронном виде.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Механизм оценки результатов

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

·  количество участников проекта – получателей услуг;

·  количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта;

·  наличие положительных отзывов участников образовательного процесса и участников проекта (волонтёров и др.).

Критерии оценки эффективности проекта формируются и корректируются по мере реализации проекта, а также предполагают количественные и качественные показатели.

Но основным критерием оценки успешности данного проекта будет устойчивая мотивация пенсионеров, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков.

Для оценки результатов будут использоваться такие методы как анкетирование, беседы, систематические наблюдения на занятиях.

Литература:

  1. Байков В.Д., Байков Д.В. «Компьютер и Интернет». Самоучитель для пенсионеров, 352 стр., 2016
  2. Байков В.Д., Байков Д.В. «Компьютер и ноутбук», 286 стр., 2013
  3. Сергеева А.П., Гусева B.C., «Компьютер для пенсионеров для чайников», 2-е изд., 235 стр.,   2013
  4. Нэнси Мюир «Компьютер для пенсионеров», 448 стр., 2013
  5. Шамаев О. Н. «Основы компьютерной грамотности для старшего поколения», Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2013
  6. Открытый цифровой ресурс «Мир информатики» http://metodist.lbz.ru/informatika/5/ 

Выводы, рекомендации участников проекта

Смирнова Елена Александровна  

Интернет давно стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. Правда, далеко не все умеют использовать все преимущества интернет технологий. Пожилые люди, например, весьма далеки от электронной почты, социальных сетей, прочих атрибутов онлайн-мира. Обойтись без компьютера, конечно можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать ее более яркой и интересной. Для пожилого человека компьютер открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить жизнь.

Например, любой человек может использовать знания и умения для деловой и личной переписки (вместо бумажных писем); для живого общения по скайпу; для записи на прием к врачу; для чтения газет в электронном виде (вместо подписки на газеты в целях экономии пенсии); для создания фотоальбома; для просмотра фильмов и сериалов, любых телепередач; для увлекательных игр в минуты отдыха; для получения государственных услуг.

* Ещё один плюс – новые знакомства в социальных сетях, в тематических группах или на сайтах по кулинарии, шитью, литературе, живописи, путешествиям. При этом во время виртуального общения никого не волнует, сколько человеку лет и как он выглядит. Важно, что он знает и говорит.  

* Записаться на приём к врачу, выяснить, где можно купить нужное лекарство подешевле, – компьютер позволит сделать всё это быстро. Заодно можно найти потерянную инструкцию от препарата, прочитать отзывы о том или ином враче или медицинском центре, собрать информацию о своём диагнозе.  

Кстати, информация про жуликов от медицины и шарлатанских препаратах тоже раньше всего появляется в Сети. Предлагают вам купить нечто чудодейственное? Набрали название «чудо-препарата» в интернет-поиске и сразу увидите, пострадал от него кто-то или нет.

* Как ни парадоксально, появление Интернета в жизни пожилого человека заставляет его… чаще выходить из дома. Посмотрев анонсы интересных мероприятий, заказав билеты в театр, в кино, на вернисаж, вчерашний затворник поневоле с удовольствием выходит в свет.

* Освоение новых возможностей – отличное упражнение для интеллекта, который после выхода на пенсию может существенно снижаться. Согласно ряду исследований освоение компьютера после 50 лет заставляет клетки мозга активнее работать и создавать новые нейронные связи. Это предотвращает возрастное ухудшение памяти, сообразительности и скорости мышления.

* А уж найти полузабытую книгу, стихотворение, от которых в памяти сохранились лишь куски слов, пожалуй, лучше способа, чем Интернет, и не придумаешь. Заодно и сериалы, и фильмы можно посмотреть без рекламы, и новости пролистать без «умничанья» поднадоевших телеведущих.

* Оплатить квартиру, электричество, заказать продукты и лекарство через Интернет – ощутимое подспорье в дни непогоды или плохого самочувствия.

Приложения

  1. Входное анкетирование

ФИО ________________________________________________________________

Возраст__________________

Вопрос

Да

Нет

1

Считаете ли Вы, что современный пожилой человек должен обладать навыками пользования средствами информационной коммуникации?

2

Какими средствами коммуникации Вы пользуетесь? (телефон, компьютер) Подчеркните

3

В каких целях используете телефон?

4

Вы пользуетесь компьютером или ноутбуком? Если «ДА», то для чего?

5

Если есть укажите свой e-mail (адрес электронной почты)

6

Как Вы думаете, есть ли необходимость в обучении людей старшего поколения современной коммуникации в быту?

7

Что именно интересно при работе с компьютером?

* общение в скайпе и социальных сетях

* запись на прием к докторам в электронной регистратуре

* поиск нужной информации

* обучение работе с документами

* просмотр фильмов

* прослушивание музыки

*

*

*

  1. Планирование

Учебный план

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное тестирование

2

Компьютерная грамотность населения

14

4,5

9,5

3

Пользователь электронных услуг

14

3,5

10,5

4

Итоговое тестирование

Итого:

28

10

18

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

Дата

теория

практика

 

Вводное тестирование. Проверка знаний, умений навыков пользования персональным компьютером, ноутбуком.

Компьютерная грамотность населения

14

4,5

9,5

1

Знакомство с компьютерной техникой и преодоление психологического барьера при работе с ней. Инструменты работы на компьютере и средствами графического экранного интерфейса. Состав персонального компьютера. Работа с клавиатурой и манипулятором мышь.

1

0,5

0,5

2

Работа с папками и файлами и внешними  носителями информации (флэш-картой). Имя файла. Каталог. Организация папок. Имя папки. Операции создания, удаления, перемещения файлов и папок.

2

0,5

1,5

3

Работа с текстовым редактором: создание файла, редактирование, проверка орфографии, сохранение файла на внешнем носителе, открытие файла в текстовом редакторе.

2

0,5

1,5

4

Интернет. Основные понятия: сайт, программы-браузеры, принцип работы с сайтом – гиперссылка. Электронная почта: получение и отправка писем. Работа с поисковой системой в сети Интернет.

3

1

2

5

Личное информационное пространство. Основы информационной безопасности и персонифици-рованной работы с коммуникационными сервисами: «антивирусы» - защита от вредоносных программ и спама, регистрация в сетевом сервисе (логин и пароль). Создание ящика электронной почты, Skype адреса.  Регистрация в социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Твитер,  Instagram, WhatsApp, Skype, Ask)_

3

1

2

6

Средства сетевых коммуникаций для социального взаимодействия в сети Интернет: форум, чат, СМС, видеосервисы (Skype, IP телефония), основы сетевого этикета.

3

1

2

Пользователь электронных услуг

14

3,5

10,5

7

Общественная активность средствами сетевых коммуникаций. Общественное сообщество пользователей сайта государственных услуг. Ресурсы сообщества пользователей государственных услуг в электронном виде и практика их использования: регистрация, использование электронных учебных материалов, тренинг по компьютерному тестированию для слушателей курса – пользователей государственных услуг в электронном виде.

2

0,5

1,5

8

Принципы работы и основные разделы портала электронного правительства, состав государственных услуг населению и их нормативно-правовой статус. Использование информационной службы, новостной ленты, электронной приёмной, форума государственных услуг. Регистрация и участие в форуме.

2

0,5

1,5

9

Структура государственной услуги, алгоритм работы с государственной услугой (на примере 2-х государственных услуг). Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде: персональная регистрация, личный кабинет и получение доступа к государственной услуге, оформление запроса, работа с информацией по запросу, ответ на запрос.

2

0,5

1,5

10

Мобильный доступ к порталу государственных услуг населению. Работа (настройка доступа к Интернету на мобильном устройстве, экранный интерфейс) с порталом через мобильные устройства на примере устройств пользователя.

2

0,5

1,5

11

Назначение универсальной электронной карты пользователя государственных услуг.  Активизация карты для обеспечения персонифицированного доступа, нормативно-правовой защите персональных данных и ответственности граждан держателей электронной карты государственных услуг.

2

0,5

1,5

12

Облачные технологии и практика доступа к удаленным данным на портале государственных услуг, личный кабинет пользователя государственных услуг, к удаленным данным н6а портале государственных услуг: личный кабинет пользователя, защищенный доступ к данным через логин и пароль. Обработка получения выбранной государственной услуги на практике (получение информации, заказ справки, подача заявления, запись в электронную очередь, проверка штрафов, оплата платежей и т.д.)

3

0,5

2,5

Итоговое тестирование. Зачёт.

1

0,5

0,5

Всего

28

8

20

  1. Итоговое тестирование

Вопрос

Варианты ответов

Ответ

1

Что такое государственная услуга в электронном виде?

- информационно-консультационный сайт по часто задаваемым вопросам граждан

- сайт для регистрации обращений и заявок граждан с предоставлением материалов или выполнения действий по запросу

- электронный форум  пользователей государственных услуг населению

2

Какое первое действие требуется выполнить пользователю для обращения к государственной услуге?

- поиск и выбор государственной услуги

- регистрация на сайте государственных услуг

- создание личного кабинета

3

Какой статус по защите личных данных имеет ресурс «личный кабинет» пользователя?

- это персональные данные и они подлежат защите со стороны держателя портала государственных услуг

- это личное информационное пространство и пользователь может его открывать для входа других пользователей

- это открытые данные пользователя для всех желающих

4

Каков статус общественного форума на портале госу4дарственных услуг?

- это персональные данные и они подлежат защите со стороны держателя портала государственных услуг

- это информационное пространство и любые пользователи могут его посещать без регистрации на портале государственных услуг

- это открытые данные для всех зарегистрированных желающих

5

Какие виды доступа к государственным услугам предусмотрены?

- только через специальные пункты доступа

- с компьютера, подключенного к сети Интернет

- с любого устройства, имеющего доступ в Интернет

6

Что позволяет выполнить электронная почта пользователя при работе на сайте государственных услуг?

- получить доступ к услуге сайта

- получить доступ к личному к личному кабинету через посылку электронного письма

- получить ответ на запрос на сайте государственных услуг

7

Какие из перечисленных сервисов являются государственной услугой?

  1. – форум на сайте государственных услуг
  2. – заказ оформления паспорта
  3. – оплата услуг ЖКХ
  4. –электронная очередь
  5. – электронная приёмная
  6. – оформление собственности
  7. – оформление электронного билета
  8. – оформление пенсионного свидетельства

8

Какие из перечисленных сайтов являются  поисковыми системами?

- Edu.ru

- Yandex.ru

- Mail.ru

- rabota.ru

9

Какими услугами Вы уже пользуетесь, используя подключение к сети Интернет?

  1. – найти нужную информацию
  2. – сделать заказ в Интернет – магазине
  3. – выйти в коллекцию электронных книг
  4. – послать и получить электронное письмо
  5. – выйти на видео связь с друзьями
  6. – зарегистрироваться в очереди
  7. – получить консультацию юриста
  8. – заказать документы
  9. – оплатить ЖКХ
  10. – оплатить телефон
  11. – смотреть ТВ каналы
  12. – заказать доставку продуктов или лекарств
  13. – заказать билет на транспорт
  14. – получить консультацию социального работника
  15. – обучаться в электронном курсе

  1. Полезные ссылки

  1. Официальные порталы

январь – март 2018  г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компьютера. Обсуждение важности информационной компетенции и компьютерной грамотности. Английский язык 10 класс

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по английскому языку по теме «Роль компьютера в обучении. Обсуждение важности информационной компетенции и компьютерной грамотности» для 10 класса. Цель у...

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Москва литературная. Урок - ПРОЛОГ «НА ВСЕ ВРЕМЕНА, ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ». (Урок в 7 классе)

Паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова...

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

"Из песни слово не выкинешь" Тематический концерт для людей старшего поколения приготовленный силами детей старшей и подготовительной группы, посвящённый Дню музыки и пожилого человека.

Тематический концерт приготовленный силами детей 5-7 лет для людей старшего поколения, посвящённый Дню музыки и пожилого человека....

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ 21 ВЕКА.КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ»

Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране по...

Сценарий "Юидовцы и пропагандисты Дона всех поколений выбирают безопасность"

Так было в России с далёких времёнОтряды ЮИДа идут на пролом.И если опасность в движенье грозитОтряды ЮИДа, как монолит!Мы бой пропагандой незримый ведёмИ вновь победить мы обязаны в нём!ПрипевЮИД, ЮИ...