Урок внеклассного чтения по рассказу А. Сельяновой « Новое поколение».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок  внеклассного чтения по рассказу А. Сельяновой "Новое поколение"

Тема "Неужели нет надежды на исправление?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_a.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения  по рассказу А. Сельяновой

« Новое поколение»

Тема «Неужели нет надежды на исправление?»

Цели урока:

1) образовательные:

- продолжать знакомить с новыми именами

- учить понимать замысел автора, его мировоззрение и делать

 нравственные выводы

2) развивающие:

- развивать речь учащихся, умение высказывать свою точку зрения

- развивать творческие способности учащихся

3) воспитывающие:

- воспитывать любовь к литературе, слову

- воспитывать умение правильно вести себя, анализировать свои поступки

 и делать соответствующие выводы

Оборудование:  

                                Ход урока

  1. На экране слова из пьесы А. Найденова «Дети Ванюшина»

«Работать не могут! Господи! Откуда у нас дети такие?» - восклицает отец семейства.

И словно вторят ему строчки стихотворения Н. Поляковой

 Мы уйдем, после нас ничего не останется,

 Там безлюдно, бесшумно, темно…

 Нет! Останутся голые девки  и танцы,

 Киберстрасти и порнокино.

 В куче сора обрывок пробитой копирки

 С непонятным пророчеством фраз.

 И зачатый в небьющейся длинной  пробирке

 Супермен, не похожий на нас.

- Как думаете,  о чем или о ком пойдет речь на уроке?

                                            ( о современных подростках, о будущем поколении)

2. Определение темы урока

- Действительно, А.С. повествует о конкретных лицах, раздумывая над тем, каким в целом выглядит будущее поколение.

3. Беседа по прочитанному

- Неужели нет надежды на исправление?

-Давайте попытаемся в этом разобраться, проанализировав рассказ «Новое поколение»

     - В основе сюжета – несколько дней из жизни двух подростков, братьев Макса и Ивана Загоскиных

- Что известно о Максе?

        (Ему 17 лет, скоро закончит школу. Сух, холоден, черств, рационален, редко проявляет свои чувства, его ничто не трогает)

-Какие недостатки ему присущи?

                            (курит, часто пьет, грубит взрослым, равнодушен к своей девушке, хотя она «глядит на него восхищенно и  преданно»)

- Об Иване?

     (он младший брат, ему 13 лет,  тоже курит и выпивает, вроде бы похож на своего старшего брата, но есть одно отличие: он делает это как будто не по своей воле, хотя его никто не принуждает)

- В чем тогда дело?

    (наверное, нет интереса к другим занятиям, а старший брат – пример для подражания)

- А что можно сказать о внутреннем мире Ивана?

       (Отличается от  Макса: чувствует потребность в любви, говорит,  что ему «так хочется любить кого-то».  В  его мечтах возникает живой  образ девушки, Лели, как ласково он ее называет)

- Какие еще поступки говорят о внутреннем мире геоя?

                          (Он  простил парня, отнявшего у него часы, ощущает связь с природой родных мест:  « лежал, поглаживая руками землю с такой нежностью, как гладят любимую, и ему казалось, что из глубины земли вливается в него ответное тепло»

Вывод

- Таким образом, мы видим, что внутренний мир братьев действительно различен.

- Для чего автор описывает братьев в одинаковых ситуациях?

            (Чтобы еще раз показать, что они отличаются, хотя находятся в одинаковых условиях)

- Они вместе курят после уроков, вместе идут домой, обедают, вместе слушают музыку,

 вместе гуляют.

- А в чем же тогда различия между ними?

- Вспомните эпизод прихода гостей.

  - Как ведут себя братья?

                 (Макс невозмутимо стоит, а Иван послушно кивает)

- А что каждый из них думает по поводу проданной отцом картины?

               (Макс жалеет, что картину пришлось продать, ведь на ней была изображена деревня, куда они ездили летом отдыхать.  А Макса интересуют деньги: «отец всунул ее за

сорок зеленых»)

- С какой целью автор вводит в повествование описание Петербурга, причем его интересуют не достопримечательности города, а заброшенные дворы, грязные подъезды,

улицы с нищими?

 - Например, « окна коммуналок распахнуты, на них всякое барахло, ... и между всем этим барахлом виднеются там и сям сами хозяева – то иссушенная старуха, то загулявшая с ночи молодка с синяком, то по своей воле безработный человек, - повисли на подоконник, смотрят сверху на играющих в песке рахитных петербургских детей…»

     (Показать, что обстановка давит на людей, «все смердит и наводит тоску»)

- Может, в этих словах заключена какая-то оценка «нового поколения»?

 Ведь даже артиста, трубача, «во дворе попросту зовут придурком». А он играет, и над крышами уже плывут «Шербурские зонтики»

- Но что мы видим? Как Макс реагирует на мелодию?

                   (Закидывает голову на спинку лавки и мечтательно смотрит в небо)

-  А ведь Макс – тот парень, которого, казалось, ничто не трогает. Значит, еще не все так страшно.

- Мы начинаем пристальнее присматриваться к этому герою и понимаем, что еще не все потеряно, что еще есть надежда на исправление.

- Вспомните эпизоды, которые могут это подтвердить.

                   (Рассказ деда про Фетищево)

« В памяти братьев мелькают отрывистые воспоминания детства; и растроганный Макс делится своими деньгами с дедом, неловко вправляя купюры в его ладошку».

- Наверное, несмотря на все отрицательные стороны, у «нового поколения» есть шанс на исправление.

- Обратимся к финалу рассказа. Это отрывок из Библии.

- Как думаете, с какой целью автор обращается к библейской истории о рождении Иисуса?

                (Наверное,  звучит надежда на духовное возрождение)

- Действительно, Иван отрывает глаза от книги и смотрит в окно.

«В ясных серых глазах его отражается  тихий свет – это не ночник, что висит напротив, это далекая теплая звезда, незримые лучи которой прощают холодное,  пустое пространство».

- На что надеется автор?

      (На то, что человечество придет к счастливому будущему, следуя своей звезде, как волхвы следовали звезде Иисуса.)

- Нельзя видеть в молодых  людях лишь испорченность, а трудности есть всегда и у всех.

- Обратимся к началу урока,

- В чем же замысел автора? Как вы поняли?

 Вывод:

 

    ( Она не дает однозначной оценки современной  молодежи.  Освещая ее недостатки

     и  пороки, автор оставляет надежду на духовное возрождение)

Домашнее задание

Написать рассуждение на тему «Не погаснет ли звезда?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК  ГЕОГРАФИИ  В УСЛОВИЯХ   РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

—Приоритетными задачами  школьного образования становится развитие  у учащихся   способности самостоятельно ставить      учебные цели,   проектировать...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...

Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"

Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...

«Организация контроля на уроках математики в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Контроль на уроках математики  - это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемо...

Эссе « Основные тезисы лекции Е.И.Пассова " Урок иностранного языка в условиях ФГОС нового поколения"»

Эссэ-размышление  о прослушанной лекции заслуженного деятеля науки РФ Е.И. Пассова " Урок иностранного языка в условиях ФГОС нового поколения"....