Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.
статья по литературе на тему

Дальниченко Рита Николаевна

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistovik.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы

в условиях внедрения ГОС нового поколения.

                                                         Дальниченко Рита Николаевна,  учитель                        

                                                         русского языка и литературы 1кв.  категории  

                                                         МОУ «Днестровская средняя  школа №1»,

                                                           г. Днестровск

                                                         E-mail:rita.dalnichenko.76@mail.ru

 

Сегодня в обществе активны  информационные процессы и технологии. Можно сказать, что мы живём в изобилии информации. Эта реальность диктует нам социальный заказ, необходимость подготовки ученика, отличающегося такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, доступность к диалогу, ученика, способного успешно адаптироваться в большом потоке информации, умеющего её правильно интерпретировать и использовать в жизни.  Именно это и актуализирует государственный образовательный стандарт нового поколения. Однако  требование общества продиктовано  в то время, когда  наблюдается снижение общей читательской культуры школьников, когда процесс чтения, в том числе художественной литературы, занимает невысокую позицию. Во многом это связано с неумением учащихся понимать прочитанное. Опыт убеждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное, часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, А ведь чтение является своеобразной универсальной техникой получения качественных знаний в целом.  В этой связи мы, учителя словесности, отчётливо осознаём, насколько  важно в условиях внедрения новых  целевых ориентиров научиться проектировать урок в логике перспективных педагогических технологий, способных обеспечить новое качество образования за счёт сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных в ГОС: коммуникативных, познавательных, личностных, регулятивных. В данном контексте важен поиск приёмов работы с текстом, закладывающих основу умения учиться, формирующих навыки самостоятельной учебной работы. Решением этой проблемы является   технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н. Светловской  и заявленная в образовательной программе «Школа -2100» [6, с.274].

 Целью технологии  является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора).

Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

Первый этап является своеобразным предугадыванием предстоящего чтения. А.Г. Кутузов, называя этап создания установки на чтение «предкоммуникативной фазой», считает, что на нём преобладает эвристическая функция творчества[5,с.23]. Здесь происходит определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Ярким примером отработки данного этапа может послужить  работа по иллюстрации с изображением Дворцовой площади, Александрийского столпа перед чтением в 9 классе стихотворения А. С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Обращаем внимание на вид Дворцовой площади, на дремлющий Исаакиевский, а самое главное, на Адмиралтейскую иглу. Ребята говорят, что на каждом памятнике запечатлены следы каких-то исторических событий. Всматриваясь в образ ангела, учащиеся замечают, что у ангела нет головы. Смиренный  поклон головы сливается с предплечьем поднятой вверх руки и впрямь будто отсутствует. Приходим совместно к выводу : не о такой ли «ангельской» покорности мечтали Александр и Николай , надеясь увидеть её и в Пушкине… Теперь становится ясным выражение «с главою непокорной». Здесь мы записываем тему урока «Высота непокорности…»

На втором этапе работа представляет собой самостоятельное чтение или чтение- слушание (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Работа нацелена на выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя), на выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной  окраской  прочитанного  текста. Во время чтения  можно задать вопрос автору по прочитанному, предположить ответ, при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя.

Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.

Например, на одном из уроков после первичного прочтения стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» вниманию ребят было предложено послушать два музыкальных фрагмента –« Июль. Летняя гроза» из «Времён года» Вивальди и интерлюдию «Гроза» из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». Затем предложены вопросы:

-Какие чувства вызвала у вас каждая гроза? Менялись ли они?

-Какие эпитеты из стихотворения Ф.И.Тютчева можно подобрать к образу той или иной грозы?

Такая работа оживила чувственные представления ребят, настроила на особый лирический лад и помогла выявить первичное восприятие текста.

При медленном, вдумчивом чтении особый интерес у учащихся вызывает приём внутреннего диалога с автором. Обращаясь снова к стихотворению А.С.Пушкина «Я памятник  себе воздвиг…», можно вспомнить, какие  вопросы задавали ребята автору:

- С какими фактами и явлениями общественной жизни Вы связываете мысль о длительности своей славы?

- Каковы отношения между Вами и Музой?

- Почему из всех народов, населяющих Россию, Вы говорите о славянах, финнах, тунгусах, калмыках?

- Какими заслугами своего творчества Вы обусловили своё право на славу, историческое бессмертие?

Актуальным и весьма интересным  является приём с остановкой чтения и возможностью спросить у автора о дальнейших событиях (ребята задают вопросы и сами дают ответы-предположения). Например, в 5 классе, читая рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» до слов « …а в середине едет народ», можно предложить  детям предугадать дальнейшие события, дать ответы-предположения, затем продолжить чтение и проверить свою читательскую интуицию. Ребята проявляют огромный интерес к подобному виду деятельности.

На третьем этапе осуществляется концептуальная беседа по тексту, соотносятся читательские интерпретации (истолкования, оценки) произведения с авторской позицией. Происходит выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Можно предложить творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). После чтения текста формулируется его главная мысль (концепт) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

В 5-6 классах, когда ребятам ещё трудно точно выразить своё понимание в слове, к беседе можно добавить невербальные способы выявления восприятия - прежде всего рисование. На рисунке  можно увидеть, кто из персонажей привлёк внимание ребёнка, какие эпизоды остались в памяти, произвели впечатление, как воспринята композиция произведения: с чьей точки зрения изображает ребёнок мир, как располагает героев относительно друг друга, замечает ли он детали пейзажа, интерьера, портрета.

             Таким образом, технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ГОС нового поколения :

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) - а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности [2,с.36].

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора [1,с.98] Кроме того, у компетентного читателя развивается функциональная грамотность. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения, предложенная авторами ОС «Школа 2100» и максимально приближенная к естественному процессу чтения, позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

                          Библиографический список

1.Бунеев Р. Н., Вахрушев А. А. Образовательные технологии: сборник материалов М.:Баласс,2008,-160 стр.

2.Гитнартс Д.А.  Литература в современной школе.-С-Пб.:Гос.ун.,-1996

3.Гузеев И. А. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии.М.:Народное образование, 2001,-128 стр.

4.Ипполитова В.И. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение.//Р.я . в шк.- 1998,№2-с.9-14

5.Кутузов А.Г., Гутов А.Г.  Как войти в мир литературы.5 класс.Методическое пособие. М.:Дрофа,2000,-112стр.

6.Мельникова Е.Л., Светловская Н.Н. Проблемно-диалогическое обучение:понятие, технология,предметная специфика//Обр. система «Школа-2100».Сб. программ.Осн. шк.Старш. шк. М.:Баласс, 2008, с.272-286

7. School1200.com/schoo12100/nashi_tehnologii/reading.php


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС нового поколения

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандарт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы

Технология продуктивного чтения позволяет учителю более глубоко и серьезно работать с текстом. В выступлении отражаются три этапа работы с текстом, даются комментарии, какие приемы можно использовать ...

Мастер-класс «Методика организации проектно-исследовательской деятельности обучающегося в условиях внедрения ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной  задач...

Формирование метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения

АннотацияДанный инновационный проект реализует учебные задачи по предмету "бурятский язык и литература", соответствующие новым стандартам ФГОС.  В условиях, когда в обществе востребован...

Приемы технологии продуктивного чтения на уроках литературы

Данный материал рассказывает об испольлзовании технологии продуктивного чтения на уроках литературы...