Формирование метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения
проект

Цыренжапова Гоохон Самбуевна

Аннотация

Данный инновационный проект реализует учебные задачи по предмету "бурятский язык и литература", соответствующие новым стандартам ФГОС.  В условиях, когда в обществе востребованность в бурятском языке все более падает, нужен особый подход к преподаванию  бурятского  языка, позволяющий решить все проблемы. Это прежде всего способы, стимулирующие процесс учебной деятельности, включающей способы формирования метапредметных и личностных результатов. 

Основное содержание проекта включает описание технологий, которые применяет учитель на уроках, применение которых влияет на креативные способности личности, которые формируются в системе образования средствами предмета "Бурятский язык и литература".

Цель: формирование духовно богатой, креативной личности – носителя языка и культуры своего народа.

Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:

1) определение концептуальных оснований собственной педагогической деятельности;

2)  анализ и отбор технологических приемов, способных вызвать интерес к урокам бурятского языка и чтения;

3) анализ и отбор технологических приемов, обеспечивающих эмоционально-ценностное осмысление содержания обучения;

3)  анализ и отбор технологических приемов, обеспечивающих развитие креативных и творческих способностей личности;

4) выстраивание системы работы и разработка мониторинга результативности проекта

Практическая значимость:

Данный проект имеет практическую значимость для учителей бурятского языка и литературы, преподающих предмет в разных школах, независимо от типа и вида школ и количества часов, отводимых на изучение предмета, т.к. представленный опыт работы, методы и приемы применимы в любых условиях с учетом возрастных особенностей детей. А для учителей, которые работают по программе интенсивного обучения (1 час в неделю) может стать учебно-методическим пособием для организации процесса обучения бурятскому языку, создающей условия для достижения современных результатов образования: метапредметных, личностных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

        

Отдел социального развития администрации Агинского Бурятского округа

Комитет образования Администрации муниципального района

«Поселок Агинское»

МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Инновационный проект:


Формирование

метапредметных и личностных результатов

в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения  

Автор: учитель бурятского языка и литературы

МОУ «АСОШ № 2»

Цыренжапова Гоохон Самбуевна.

п. Агинское

2017 г.

Введение:

Основное содержание:

  1. Концептуализация основных понятий инновационного проекта.
  2. Способы формирование предметных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку;
  3. Способы формирование метапредметных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку;
  4. Способы формирования личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку;
  5. Прогнозируемые результаты и их мониторинг

Заключение

Литература

Приложения

Компаниям нужны сотрудники, которые могут думать критически,

работать в сотрудничестве и общаться с использованием новых технологий. Революционный проект обучает учеников, как всем этим овладеть.

Дайан Хофкинс

«...Школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни» 

В.В.Путин.

Введение

Актуальность

Модернизация системы обучения и воспитания в России связана с пересмотром всей парадигмы образовательной деятельности и внесением изменений в целевые установки развития личности. Особое внимание уделяется формированию общих учебных умений и универсальных учебных действий учащихся, работе с новыми технологиями и воспитанию творческой личности (А.Г. Асмолов, Э.В. Сайко, В.А. Шилова и др.). В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, результаты реализации образовательных программ включают не только предметные (бурятский язык) знания, но и метапредметные (креативный потенциал учащихся) умения, а также личностные (духовно-нравственное воспитание) качества. Творчество, с одной стороны, осознаётся как один из ключевых инструментов в решении самых разнообразных усложняющихся метапредметных задач, а с другой – как важная составляющая духовной жизни человека. Современная культура поощряет проявление индивидуальности, поиск новых форм выражения своих мыслей и чувств, видит в творчестве проявление свободы. Креативная составляющая рассматривается как важнейший компонент в общей структуре личности школьника.

Согласно ФГОС школа должна формировать три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные¸ которые должны формироваться не поочередно, не параллельно, а в едином неразрывном процессе.

В условиях, когда в обществе востребованность в бурятском языке все более падает (родители все больше склонны отказаться от изучения их детьми бурятского языка как от лишней нагрузки, на них слабо действуют призывы  к спасению родного языка и культуры), нужен особый подход к преподаванию  бурятского  языка, позволяющий решить все проблемы. Это прежде всего способы, стимулирующие процесс учебной деятельности, включающей способы формирования метапредметных и личностных результатов.  

В современном обществе востребованы креативные способности личности, которые формируются в системе образования средствами всех предметов. Бурятский язык как учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс формирования метапредметных и личностных результатов.

Цель: формирование духовно богатой, креативной личности – носителя языка и культуры своего народа.

Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:

1) определение концептуальных оснований собственной педагогической деятельности;

2)  анализ и отбор технологических приемов, способных вызвать интерес к урокам бурятского языка и чтения;

3) анализ и отбор технологических приемов, обеспечивающих эмоционально-ценностное осмысление содержания обучения;

3)  анализ и отбор технологических приемов, обеспечивающих развитие креативных и творческих способностей личности;

4) выстраивание системы работы и разработка мониторинга результативности проекта

Практическая значимость:

Данный проект имеет практическую значимость для учителей бурятского языка и литературы, преподающих предмет в разных школах, независимо от типа и вида школ и количества часов, отводимых на изучение предмета, т.к. представленный опыт работы, методы и приемы применимы в любых условиях с учетом возрастных особенностей детей. А для учителей, которые работают по программе интенсивного обучения (1-2 часа в неделю) может стать учебно-методическим пособием для организации процесса обучения бурятскому языку, создающей условия для достижения современных результатов образования: метапредметных, личностных.

  1. Концептуализация основных понятий инновационного проекта.

Концептуальные основы

В основу разработки данного проекта легли:

  • Основные ориентиры деятельностного подхода в образовании были заданы в свое время В.В. Давыдовым и В.В. Репкиным, которые,  следуя за Л.С.Выготским, отметили, что  «именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своем значении перед подростком» [4, 276], т.к. оно «приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к познанию закономерностей, управляющих действительностью…» [4, 277]. 
  • Идеи проблематизации содержания образования (М.И. Махмутов, А.Г. Асмолов и др.) как типа мыслительного процесса, организация которого ориентирована на постановку проблемы, когда в самых исходных основаниях фиксируется некоторый разрыв, парадокс, требующий оформления и сущностной трактовки. В этом разрыве заключен вопрос, который и нужно сформулировать. Содержание вопроса - суть проблема как результат проблематизации. 

Особенности этого метода основаны на:

  • создании проблемных ситуаций;
  •  активной познавательной деятельности учащихся, состоящей из поиска и решения сложных вопросов;
  •   актуализации знаний, анализе;
  • в умении видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности

  • Идеи о развитии креативности и творческости мышления (Дж. Гилфорда Э.П.Торренса) проецируемой на учебный процесс, связанной с доминированием в нем четырех особенностей:

- оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне;

- семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

- образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

  • Идеи инкультурации личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов и др.), понимаемой нами как процессе вхождения личности в культуру. Процессы социализации и инкультурации - это грани единого процесса становления человека. Но процесс инкультурации мы рассматриваем как самостоятельный отдельный процесс. Это процесс усвоения навыков и знаний, ценностей и смыслов через проживание, переживание культурного феномена, через эмоционально-ценностное осмысление феномена культуры, без которого невозможен процесс ценностного выбора как акта самоопределения личности в культуре.  

  1. Способы формирование предметных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку.

Эти технологические приёмы, соответствующие государственному стандарту ФГОС, применяем на уроках бурятского языка и литературы.

ФГОС: результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Технология антиципации

Технология проблематизации:

Технология инкультурации:

Вызывают интерес к предмету разговора, мотивируют учебную деятельность

Развивают креативное мышление

Формируют эмоционально-ценностное отношение  к явлениям окружающего мира

Антиципация-предугадывание

Проблема: обнаружение проблемы (противоречия, коллизии, странности, несоответствия привычным нормам и др.)

Встреча с явлением культуры

Диалог с автором (задать вопросы автору)

Поиск способов решения проблемы

Проживание культурного феномена

Творческое осмысление

(задания на преобразование текста)

Решение проблемы найденным способом

Ценностное осмысление на фоне сильного эмоционального переживания

Рефлексия способов деятельности

Рефлексия способов решения проблемы

Ценностный выбор как акт самоопределения в культуре

Анализ педагогического опыта показывает, что творческий потенциал личности и креативное мышление может проявляться в следующих умениях: самостоятельное видение проблемы, противоречий; умение формулировать и анализировать любые проблемы, умение находить для них решение; умение переносить знания, умения и навыки, способы учебной деятельности в новую ситуацию; умение видеть новую сторону в знакомом объекте; умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые и пр. При этом они далеко не всегда являются врожденными, их можно целенаправленно формировать с помощью специальных технологий.

Логика данного технологического подхода положена в основу организации обучения, служит одновременно и технологической картой, и структурой конкретного урока.

Технологическая матрица 1:

Содержание

                                 Предметные результаты

Репродуктивный

Рефлексивный

Функциональный

1.Постановка учебной задачи

Обнаружение проблемы: ситуации когда освоенный способ  не работает в новых условиях

Исследование условий задачи и выявление причин несоответствия  условий задачи и способов его решения,

Формулировка проблемы, фиксация проблемы в знаково- графической форме

2. Поиск способов решения учебной задачи

Актуализация необходимых знаний и умений,

Поиск и апробирование новых способов и средств, их анализ.  Выстраивание возможных стратегий решения проблемы, выдвижение и гипотез, сбор необходимого материала

Обсуждение, принятие и оформление полученного результата на групповом и индивидуальном уровне

3. Решение учебной задачи

Конкретизация, детализация задачи на данном этапе

Решение задачи новым способом.

Умение удерживать цели в процессе решения проблемы

Способность воспроизводить общий способ при решении частных задач.

4. Рефлексия способа решения учебной задачи

Закрепить усвоенный способ, оттачивать способность воспроизводить новые знания, работа непроизвольной памяти

Сравнение и сопоставление актуальных и вновь приобретенных знаний, оценка своего уровня понимания в сравнении с другими

Осознание готовности решить новую задачу открытым способом

Одним из условий успешного развития креативности обучающихся является включение в процессе обучения интерактивных технологий, которые позволяют школьникам взаимодействовать между собой. К интерактивным технологиям следует отнести: интерактивную лекцию, работу в парах, работу в микрогруппах, тренинговые занятия и т.д. Технологии активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого обучающегося в мыслительную и поведенческую активность; направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым обучающимся.

Ш. Способы формирование метапредметных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку;

Совершенно очевидно, что ключевую роль в процессе исследования различных учебных объектов играет умение задавать вопросы.

Существуют различные стратегии и приемы, развивающие у обучающихся умение задавать вопросы («толстый и тонкий вопросы», «вопросительные слова», прием «6W» и др.), но наибольшей эффективности, конечно, позволяет достичь достаточно популярная в настоящее время в системе образования систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка) и получившая название «ромашка Блума».

В соответствии с описанными уровнями познавательной деятельности выделяют шесть типов вопросов:

  • простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, школьнику нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию;
  • уточняющие вопросы, которые обычно начинаются со слов: «Я могу ошибаться, но, по-моему, …?»; «Если я правильно понял, то …?» и т.п.;
  • интерпретационные (объясняющие) вопросы, как правило, обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно- следственных связей;
  • творческие вопросы: в вопросе, как правило, есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза;
  • оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов, явлений и т.д.;
  • практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

При проектировании учебных ситуаций, направленных на развитие креативного мышления, весьма эффективной методикой является организация исследования с применением «кубика Блума» как приема педагогической техники:

  • «Назови…» (уровень репродукции знаний);
  • «Почему…» (установление причинно-следственных связей);
  • «Объясни…» (применение полученных знаний и опыта в новых ситуациях);
  • «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» (активизация креативной мыслительной деятельности школьников).

Внеурочная деятельность: создание условий для развития креативного мышления

Можно утверждать, что формирование креативного мышления обучающихся только в условиях классно-урочной системы невозможно, даже если активно внедрять различные инновационные педагогические модели и технологии. Поэтому образовательные результаты школьника являются содержательной и критериальной основой для разработки программ внеурочной деятельности.

Система подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня включает в себя следующие элементы:

  • организация многоуровневой системы подготовки учащихся к олимпиадам: уроки, предметные кружки, факультативы, элективные курсы, индивидуальные консультации учителей гимназии и преподавателей вузов; выезд на подготовку к олимпиадам в другие города; участие в летних и зимних предметных школах для одарённых детей;
  • организация участия в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня;
  • научно-методическое сопровождение одарённых детей - лидеров олимпиад: создание творческих лабораторий по каждому предметному направлению с привлечением преподавателей вузов; работа предметных школ; организация занятий в лабораториях и научных центрах вузов; организация научной практики, экспедиций и т.п.;
  • мониторинг итогов олимпиад различного уровня: анализ результативности системы подготовки и её коррекция; мониторинг результатов участия в олимпиадах каждого ученика в течение всех лет обучения в гимназии;
  • стимулирование работы учеников путем награждения грамотами, премирования, освобождения от переводных экзаменов.

Технологическая матрица 2:        

Содержание

                                Метапредметные результаты

Информационная

грамотность

Учебная грамотность

Коммуникативная грамотность

1.Постановка учебной задачи

Умение актуализировать  нужную информацию,

Умение вычленять главное от неглавного

Умение слушать и адекватно понимать суть проблемы

2. Поиск способов решения учебной задачи

Отбор необходимых для анализа проблемы компонентов знаний, использование новых каналов их добывания

Умение планировать свою и чужую деятельность по решению учебной задачи, умение углублять свои знания за счет понимания других

Умение углублять свое понимание за счет понимания других, умение выдвигать гипотезу, находить необходимые аргументы в ее защиту

3. Решение учебной задачи

Умение оперировать добытой информацией как средствами  решения учебной задачи

Умение оперировать имеющимися понятиями, открывать  новый способ решения проблемы,

Умение строить продуктивную коммуникацию в процессе решения  учебной задачи

4. Рефлексия способа решения учебной задачи

Понимание устройства нового знания, полученного при решении проблемы

Оценка своего места и роли при решении учебной задачи

Умение оценивать продуктивность своей и чужой  коммуникации в процессе решения проблемы

  «Чтобы выжила нация, индивид должен мыслить креативно» - такой девиз выдвинула Америка в 1964 году, испытывая потребность в креативных учёных. Креативность существует столько же, сколько само человечество вне зависимости от возраста и культуры. Креативность – цель всякого воспитания, она является показателем «высшей ступени душевного здоровья, интеллектуальной и художественной функции» (Ландау Э.). Креативные личности независимы в своих суждениях, самоуверенны, сопротивляются подавлению и ограничению, открыты, любопытны, с большим чувством юмора, в своём мышлении они отличаются богатой фантазией, гибкостью и оригинальностью. Эти свойства, так или иначе, заложены в каждом из нас, но не каждый осмеливается их реализовать, потому что эти задатки бывают скрыты под привычками и предрассудками, боязнью претерпеть неудачу или не быть принятыми обществом. Следовательно, современная школа должна для устранений противоречия:

  1. внедрять новые методики, приёмы, технологии, позволяющие максимально раскрыться каждому ученику,
  2. создать условия для получения прочных знаний и одновременно развивать творческое мышление обучающихся.

  1. Способы формирования личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку.

Нравственность - основа всех человеческих ценностей

(А. Эйнштейн)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна.

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.                                        

Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

Духовно-нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон.

Общечеловеческие ценности:

  • любовь к матери;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине;
  • свобода воли;
  • добро и зло;
  • самовоспитание;
  • добродетель;
  • совесть;
  • надежда;

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

        

Личностные результаты: духовно – нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Пример 1:

Υбгэжөөл ба аша хүбүүн

Υбгэжөөл ехээр үбгэрбэ. Хүлнүүдынь ябанагүй, нюдэнүүдынь харанагүй, шэхэнүүдынь дууланагүй, шүдэнүүдшье үгы. Эдеэлхэдээ адхаха, hалиха. Хүбүүн бэри хоёрынь тэрэнээ столдо һуулгахаяа  болижо,  пеэшэнэй саана эдеэлүүлдэг болобо. Нэгэтэ абадаа аяга соо эдеэ хээд үгэхэдэнь, саашань болгохомни гээд тэрэнээ эбдэжэрхибэ. Бэринь үбгэжөөлые гэртэ байһан юумэ хуу эбдэнэш гэжэ харааба,  тиимэһээ мүнөө эдеэ модон тэбшэ соо хэжэ үгэдэг болохоб гэбэ. Υбгэн һанаа алдажа, юушье хэлэбэгүй. Нэгэтэ үбгэн һамган хоер гэртээ һуужа байба, харахадань хүбүүниинь шала дээрэ һуугаад, хабтагайнуудаар наадана, юушьеб хэнэ. Эсэгэнь: «Хүбүүмни, ши, юу хэнэбши?»,- гэжэ һураба. «Би  модон тэбшэ хэнэб. Та хоерой хүгшэрхэдэ, энэ модон тэбшэһээ эдеэлүүлхэб»,- гэбэ.

Υбгэн һамган хоёр бэе бэеэ хараад, уйлалдаба. Тэдээндэ иимэ муухайгаар үбгэжөөлые гомдохооһондоо ехэ эшхэбтэр болобо. Тэрэ гэһэнһээ хойшо үбгэжөөлые столой саана һуулгадаг, харууһалдаг болобо.

Толи:

Yбгэжөөл-старик

аша хүбүүн- внук (хүбүүнэй хүбүүн)

бэри-невестка

тэбшэ-деревянная тарелка

гомдохо-обижаться

Хэшээлэй ябаса:

«Антиципация»

Мүнөөдэр бидэ «Υбгэжөөл ба аша хүбүүн» гэжэ зохеолтой танилсахабди.

Гурбан  зөөлэн:

Унтариин зөөлэн,

Yгын зөөлэн,

Эдеэнэй зөөлэн.

 -Юун гэжэ ойлгонобта?

2 шата - уншалгын үедэ хүдэлмэри

Υбгэжөөл ехээр үбгэрбэ. Хүлнүүдынь ябанагүй, нюдэнүүдынь харанагүй, шэхэнүүдынь дууланагүй, шүдэнүүдшье үгы. Эдеэлхэдээ адхаха, hалиха. Хүбүүн бэри хоёрынь тэрэнээ столдо һуулгахаяа  болижо,  пеэшэнэй саана эдеэлүүлдэг болобо. Нэгэтэ абадаа аяга соо эдеэ хээд үгэхэдэнь, саашань болгохомни гээд тэрэнээ эбдэжэрхибэ.

-Авторhаа юун гэжэ асуухамнайб?

-Тиигэхэдэнь  бэринь яагаа ха бэ?

-Таанад юун гэжэ hананабта?

(Yхибүүдэй харюунуудые самбарта бэшэхэ)

Бэринь үбгэжөөлые гэртэ байһан юумэ хуу эбдэнэш гэжэ харааба,  тиимэһээ мүнөө эдеэ модон тэбшэ соо хэжэ үгэдэг болохоб гэбэ. Υбгэн һанаа алдажа, юушье хэлэбэгүй. Нэгэтэ үбгэн һамган хоер гэртээ һуужа байба, харахадань хүбүүниинь шала дээрэ һуугаад, хабтагайнуудаар наадана, юушьеб хэнэ. Эсэгэнь: «Хүбүүмни, ши, юу хэнэбши?»,- гэжэ һураба.

-Хүбүүн юун гэжэ харюусаа ха бэ?

«Би  модон тэбшэ хэнэб. Та хоерой хүгшэрхэдэ, энэ модон тэбшэһээ эдеэлүүлхэб»,- гэбэ.

-Ямар асуудал табихаар бэ?

-Хүбүүнэйнгээ тиигэжэ харюусахада, эжы абань яагаа ха бэ?

Υбгэн һамган хоёр бэе бэеэ хараад, уйлалдаба. Тэдээндэ иимэ муухайгаар үбгэжөөлые гомдохооһондоо ехэ эшхэбтэр болобо. Тэрэ гэһэнһээ хойшо үбгэжөөлые столой саана һуулгадаг, харууһалдаг болобо.

3 шата – уншалгын hүүлээр хүдэлмэри

Творческо  даабари:

Арга «Двухчастный дневник»

Зохеолой эхиндэ бэринь ямар байгааб?

Зохеолой эсэстэ бэринь ямар болооб?

Өөдэрхүү

Хараалша

Һанаагаа зободоггүй

Һургаалгүй

Харатай

Харуу

Муу һанаатай

Саашанхи байдалаа харанагүй

Зохид

Зүб бодолтой

Һанаагаа зободог

Һургаалтай

Алдуугаа ойлгоо

-Автор маанадта юун гэжэ заанаб?

Гурбан  зөөлэн

Унтариин зөөлэн – дулаан байра,  ……

Yгын зөөлэн - hайн хандаса, урин үгэ……

Эдеэнэй зөөлэн - амтатай халуун эдеэн,  hүтэй сай…….

Пример 2:

Хоёр баха

Хоёр баха зөөхэйтэй горшоог соо унашаба ха. Нэгэниинь hула, зориггүй, тэрэ мүртөө үшөө залхуу байба ха. Тэрэнь нэгэ хэды тамараад, шэнгэн алдаад, өөртөө хэлэбэ:

- Яагаашье хадаа би эндэhээ гаража шадахагүйб. Юу хэжэ хүсөө hалгажа, дэмы тамархамниб. Зобожо байнхаар, шэнгээ hаам дээрэ.

Тиигээд лэ шэнгэшэбэ.

- Υгы даа, үгы, - гэбэ нүгөөдэнь,- хэдыдэшье би шэнгэжэ үрдихэб. Υхэхэшье саг ерэнэ бэзэ. Υшөө эрьелдээ, тамараа hаамни дээрэ, - гээд, хүл гараараа бүхы шадалаараа арбагануулба.

Υгы, юун болошобоб?! Гэнтэ баха хүл дороо зөөхэй бэшэ, харин хатуу,  газартал адли юумэ мэдэрбэ. Баха гайхаhандаа хүл дороо хараба: горшоог соонь зөөхэйшье үни үгы  болоhон,  монсогор тоhон байба. Гайхаа ехэ! Бахамнай зөөхэй соо тамарhаар, эрьелдэhээр, хүл гараараа сохиhоор, тэрэнээ хатуу тоhон болгожорхиhон байгаа ха юм!

Баха хойто хоёр хүлөөрөө тоhо үдьхэлөөд, горшоогhоо гарашоо hэн ха.

Толи:

Һула-слабый

Зориггүй -безвольный

Тамарха-плавать

Шэнгэхэ-тонуть

Хэшээлэй ябаса:

Уншалгын урда хүдэлмэри:

Антиципаци:  

-«Не падай духом» -зоригтой  бай гэжэ  ямар ушарта  хэлэдэг бэ?

(бэрхэшээлтэй байдалда ороходоо,…..)

-Текстынгээ нэрэ уншагты. Хоёр баха

-Энэ хэшээлдэ юун тухай хөөрэлдэхэбибди?

-Yхибүүдэй харюунууд:  хоер баха муу юумэндэ ороо,…..

 Юун болооб гэжэ яагаад мэдэхэбибди?

-Уншаад.

-Зай, уншая.

Уншалгын үедэ хүдэлмэри:

Хоёр баха зөөхэйтэй горшоог соо унашаба ха. Нэгэниинь hула, зориггүй, тэрэ мүртөө үшөө залхуу байба ха. Тэрэнь нэгэ хэды тамараад, шэнгэн алдаад, өөртөө хэлэбэ:

-Авторта ямар асуудал табихамнайб?

-Юун гэжэ өөртөө хэлээ бэ?

- Яагаашье хадаа би эндэhээ гаража шадахагүйб. Юу хэжэ хүсөө hалгажа, дэмы тамархамниб. Зобожо байнхаар, шэнгээ hаам дээрэ.

Тиигээд лэ шэнгэшэбэ.

-Эндэ ямар асуудал табихамнайб?

-Хоердохи бахань яагаа ха бэ?

- Υгы даа, үгы, - гэбэ нүгөөдэнь,- хэдыдэшье би шэнгэжэ үрдихэб. Υхэхэшье саг ерэнэ бэзэ. Υшөө эрьелдээ, тамараа hаамни дээрэ, - гээд, хүл гараараа бүхы шадалаараа арбагануулба.

Υгы, юун болошобоб?!

Гэнтэ баха хүл дороо зөөхэй бэшэ, харин хатуу,  газартал адли юумэ мэдэрбэ. Баха гайхаhандаа хүл дороо хараба: горшоог соонь зөөхэйшье үни үгы  болоhон,  монсогор тоhон байба. Гайхаа ехэ! Бахамнай зөөхэй соо тамарhаар, эрьелдэhээр, хүл гараараа сохиhоор, тэрэнээ хатуу тоhон болгожорхиhон байгаа ха юм!

Баха хойто хоёр хүлөөрөө тоhо үдьхэлөөд, горшоогhоо гарашоо hэн ха.

3 шата - уншалгын һүүлээр  хүдэлмэри:

Зэргэсүүлгэ:

Нэгэдэхи баха           хоердохи баха

Һула                                шанга

зориггүй                        юумэнһээ айдаггүй

залхуу                                ажалша

айран                                дорюун

үсэд

зоригтой

-Нэгэдэхи баха  ямар байhандаа хосорооб?

-Энээндэ зоригтой бай гэжэ заахаар гү?            

-Ондоогоор энэ онтохон дүүрэхээр байгаа гү?

-Ямар эсэсынь hайхашаанабта?

-Автор маанадта юун гэжэ бодолгото бологты гэнэб?

- Таанад өөhэдтөө ямар тобшолол хээбта?

Тест:

  1. Юун руу хоер баха  орошооб?

а) тарагтай hаба

б)табагтай hүн

в) зөөхэйтэй горшоог

2. Түрүүшын баха юун тухай бодоогүйб?

а) Υшөө эрьелдээ, тамараа hаамни дээрэ

б) Яагаашье хадаа би эндэhээ гаража шадахагүйб

в) Зобожо байнхаар, шэнгээ hаам дээрэ.

3.Юун тухай хоердохи бахань бодооб?

а) дэмы хүсөө hалганаб

б) үшөө эрьелдээ, тамараа hаамни дээрэ

в)үхэхэ саг ерээ

4. Зөөхэйнь юун болошооб?

а) хатаа

б)тоhон болоо

в)ээзгэй болоо

5. Онтохоной гол бодолынь:

а) хаанаhаа тоhон бии болошооб

б)болохо юумэн болог

в)зоригтой бай

Гэрэй даабари:

  1. Авторай гү, али зоригтой бахын нэрэhээ хөөрөө бэлдэхэ.
  2. Өөрөө хоер баха тухай онтохон зохеохо.

4. Применение на уроках бурятского языка и литературы технологии развития креативного мышления.

Основной метод в работе по данной технологии - чтение фрагментами, чтение с остановками.

Для чтения фрагментами уместны короткие рассказы-повествования.

Есть несколько обязательных условий работы по данной технологии:

1) финал произведения должен быть довольно неожиданным;

2) очень важное — условие: в классе никто до этого текст знать не должен, иначе будет неинтересно;

3) любая модель технологии «Критическое мышление», в том числе «Чтение фрагментами», предусматривает три фазы: «Вызов» (или актуализация вопроса, вовлечение ученика в проблему или в процесс), «Освоение материала» (в нашем случае знакомство с текстом и его осмысление), «Рефлексия» (для урока литературы хорошо, чтобы это было соотнесение авторской позиции со своей собственной);

4)   учитель   выступает   только   лишь   в   роли   «источника   информации», консультанта и «секретаря». А свою точку зрения в этом случае учителю придется оставить при себе. Я задаю вопросы, выслушиваю ответы и все их (по возможности кратко) записываю на доске (если нужно, чуть-чуть шлифую формулировку), а если времени мало, ответы часто и не записываются.

5) во время такой работы учитель поддерживает каждую самостоятельную мысль ученика, его умение фантазировать, высказывать оригинальные мысли, не опровергает ни одну, даже нелепую мысль ученика («Ученик так мыслит»). Только   при   соблюдении   всех   этих   условий   учитель   может добиться определенных условий.

Приходиться много искать и подбирать материал для работы по данной технологии, ищем тексты для чтения с остановками, особенно духовно-нравственного характера.

    Несомненно, все задания творческого характера носят характер повышенной сложности. Некоторые могут сказать, что они не под силу каждому, особенно слабому ученику. Практика показывает, что творческие задания надо давать и «сильному», и «слабому», так как они стимулируют мыслительную деятельность и тех, и других. Порой слабые учащиеся проявляют к таким заданиям больше интереса, чем сильные.

Творческие задания помогают учащимся открыть себе себя самого, свои творческие возможности, ощутить состояние успешности. В силах педагога помочь увидеть, что так, как пишет он, не сможет никто. (Каждый имеет свой индивидуальный почерк).

  1. Прогнозируемые результаты и их мониторинг

Бланк карты

Дорогой, друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил на уроках бурятского языка в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

1

Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

3

Научился использовать полученные на уроках знания в практической деятельности

1

2

3

4

5

4

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает учитель

1

2

3

4

5

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

7

Могу научить других тому, чему научился сам на уроках

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5

9

Научился получать информацию из разных источников

1

2

3

4

5

10

Мои достижения в результате уроков

1

2

3

4

5

Структура вопросов:

Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.

Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.

Пункты 5, 6 – опыт творчества, креативности.

Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.

Процедура проведения:

Данную карту предлагается заполнить обучающемуся  в соответствии с инструкцией.  Затем данную карту заполняет учитель в качестве эксперта. Оценка проставляется учителем в пустых клеточках.

Обработка результатов:

Самооценка обучающегося и оценка учителя суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.

Мониторинг результатов

  • Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные учеником в процессе освоения образовательной программы;
  • Метапредметным (фиксирующим понимание нового знания, полученного при решении проблемы, оценки своего места и роли при решении задачи, умение оценивать продуктивность своей и чужой коммуникации в процессе решение проблемы)
  • Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием уроков по данной технологии).

Мониторинг результатов обучения ученика поданной программе

Показатели

 (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное коли-чество баллов

Методы диагностики

  1. Теоретическая подготовка ребенка:
  1.  Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

  1.  Владение специальной терминологией по тематике программы

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- минимальный уровень (ученик овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (ученик освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

- минимальный уровень (ученик, как правило, избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ученик сочетает специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

5

10

1

5

10

Наблюдение, тестирование,

контрольный опрос и др.

Собеседование

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
  2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении заданий

- минимальный уровень (ученик овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ученик овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);

- минимальный уровень умений (ученик испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- средний уровень (работает с оборудованием с помощью учителя);

- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания учителя);

- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

  1. Общеучебные умения и навыки ребенка:
  1. Учебно-интеллектуальные умения:
  1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

  1. Умение пользоваться компьютерными источниками информации
  2. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)
  1. Учебно-коммуникативные умения:
  1. Умение слушать и слышать учителя

  1. Умение выступать перед аудиторией

  1. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3.3. Развитие творческого потенциала, креативности

Самостоятельность в подборе и анализе литературе

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от учителя

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

а) не стандарное решение проблемы

б) видение глубины проблемы

в) умение анализировать и найти пути решение проблемы

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью учителя или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный уровень (ученик овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ученик освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

удовлетворительно – хорошо – отлично

- минимальный уровень (ученик овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ученик освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

удовлетворительно – хорошо – отлично

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Анализ

Исследователь-ские работы

Наблюдение

Анализ и наблюдение

2.6.2. Индивидуальная карточка

учета результатов обучения по программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ученика(цы) ______________________________________

Возраст_________________________________________________

Ф. И. О. учителя __________________________________________________________

Дата начала наблюдения _____________________________________

Сроки диагностики

Показатели

Первый

год обучения

Второй

год обучения

Третий

год обучения и т.д.

Конец I

полугодия

Конец

уч. года

Конец I

полугодия

Конец

уч. года

Конец I

полугодия

Конец

уч. года

  1. Теоретическая подготовка ребенка:
  1. Теоретические знания:

       а)

       б)

       в)  и т.д.

1.2.Владение специальной терминологией

  1. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:      а)      б)      в)   и т.д.

2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

  1. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

а) умение подбирать и анализировать специальную литературу

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

б) умение выступать перед аудиторией

в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3.3. Развитие творческого потенциала, креативности

а) не стандарное решение проблемы

б) видение глубины проблемы

в) умение анализировать и найти пути решение проблемы

  1. Предметные достижения :
  • На школьном уровне
  • На уровне района,
  • На окружном уровне
  • На республиканском, международном уровне

Механизмы реализации:

  1. Способы формирование предметных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку;

  1. Способы формирование метапредметных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку;

  1. Способы формирования личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку;

Этапы реализации проекта

Этапы и сроки

Цели и задачи:

Результат

Iэтап: подготовительный:

Сентябрь – декабрь  2015 года

Провести анализ содержания школьного образования с точки зрения возможностей формирования креативного мышления;

Поиск возможных вариантов решения проблемы в основной и старшей школе;

Входная диагностика

Концепция проекта,

план действий по решению проблемы,

диагностические материалы

 

Уровень задаваемых нами вопросов определяет уровень нашего мышления

Имануил Кант: «Умение ставить разумные вопросы есть …признак ума или проницательности. Если вопрос бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он создает смешное зрелище: один доит козла, а другой держит под ним решето»

Чтобы правильно задать вопрос нужно знать большую часть ответа»

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент, умение видеть проблему.

Вопросы: Открытые и закрытые

Закрытые вопросы:

- ориентированы на проверку фактического знания

- не требует размышления

- нет возможных вариантов

- предполагает однозначный и односложный ответ

Открытые вопросы:

- думать, размышлять, искать возможные варианты ответов

- оценивать разные варианты ответов, заставляют делать выбор в пользу одного из вариантов ответов

- требует аргументировать свою позицию

- выводит на новый уровень осмысления проблемы

Учебная гр

Информ

Коммуникативная гр

Проблема

Поиск способов решения

решение

Рефлексия способов

Выводы:

  • Учителю, прежде всего самому надо быть творческой личностью. Общаясь с ребёнком, педагог должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Заражать детей своей креативностью, творческим подходом к своему труду.
  • Быть гибким, динамичным, уметь следовать ситуации. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
  • Демократический стиль общения. Личностные качества педагога имеет важное значение.
  • Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (детям свойственно часто подражать учителю, воспроизводить информацию, полученную от него).
  • Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка, вселять в него уверенность в себе.
  • Надо стимулировать неожиданные вопросы как свидетельство нестандартного взгляда на окружающий мир.

Использованная литература

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдов. Изд «Рассказов». Москва. 2004        
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва. 1992
  3. Гафитулин М.С. Уровни творчества и рождение новизны. // [WWW-документ] URL http://www.trizminsk/e/23201.htm, 1993.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 -544 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. –М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. -480 с.
  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - Спб.: Питер, 2002, - 368 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").
  8. Иванов Г.И. Формулы творчества или начинайте изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
  9. Шрагина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. - Одесса: Полис, 1995, -111 с., ил.
  10. Сарафанова О. В. Развитие креативности младших школьников средствами иностранного языка // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 494- 498.
  11. Ландау, Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Пояснительная записка. С.5.
  13. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — С. 54-72
  14. ТРЕНИНГ «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ». http://wiki.nios.ru/index.php

Приложение

Творческие задания,

используемые на уроках бурятского языка и литературы:

Предложенные ниже упражнения можно использовать как составную часть урока, на факультативах. Особенно эффективны они на уроках развития речи по бурятскому языку.

Би шүлэг

Нэрэ обог________________________________________________________

Би______________________________________________________________

(Эхэ эсэгынгээ нэрээр)

Би______________________________________________________________

(Намай тодорхойгоор хѳѳрэhэн дүрбэн тэмдэгэй нэрэ)

Би ______________________________________________________________

(Минии дуратай дүрбэн зон)

Би_______________________________________________________________

(Минии дуратай дүрбэн юумэн)

Би_______________________________________________________________

(Минии гурбан мэдэрэл)

Би _______________________________________________________________

(Хүн зондо гурбан юумэ үгэнэб)

Би _______________________________________________________________

(Минии гурбан айдаг юумэн)

Би_______________________________________________________________

(Минии харахаа hанадаг гурбан газар)

Би_______________________________________________________________

(Минии байдаг газар)

Нэрэ обог_____________________________________________________

Арсалан ба нохой

Нэгэ городто ангуудые харуулжа байба. Нэгэ үгытэй хүбүүн тэрэ зэрлиг ангуудые харахаяа hанаба. Теэд түлэхэ мүнгэгүй байба. Мүнгэнэй орондо үйлсэhѳѳ бишыхан нохой баряад абаашаба. Харин циркын эзэн тэрэ нохойень арсаланай клеткэ руу хаяжархиба. Тэрэнь ехээр айжа буланда зогсошобо. Арсалан нохойдо дүтэлжэ ерээд үнэрдэбэ. Тиихэлээрнь нохойнь ѳѳдѳѳ хаража хэбтээд, хүлѳѳ арбагануулан, hүүлээ шарбаба.

        Арсаланай hабардахалаар, нохойнь согсойн hуушаба. Тиихэдэнь арсалан дахин hабардабагүй. Циркын ажалшан арсаланда мяха хаяжа үгэбэ. Арсалан нэгэ хүсѳѳг мяха таhа тадаад, нохойдоо үгэбэ.

        Yдэшэ арсаланайнгаа хэбтэхэлээр, нохойхон тэрээнээ hабарыень дэрлээд, хажуудань унташаба. Үглѳѳдэр тэрэ нохойгоо арсаланай клеткэ сооhоо гаргаха гэхэлээрнь, арсалан уурлажа hэрхирбэ. Тиигэжэ тэдэ хоер нүхэсэжэ, хамта байдаг болобо.  

Текстэдэ даабаринууд:

  1. Гурбан команда боложо хубааха. Доска дээрэ бэшэхэ
  2. Нэрэнүүдэйнгээ үзэгүүдээр командынгаа нэрэ hанаха.
  3. Текст нэгэ дахин уншаха.
  4. Аhан ута мэдүүлэл оложо, хэды үгэтэйб тоолохо.
  5. «О» үзэгтэй үгэнүүдые тоолохо.
  6. «Б» үзэгтэй үгэнүүдые  тоолохо.
  7. Yйлэ үгэнүүдые тоолохо.
  8. Зохид мэдүүлэл оложо наадаха, бэшэ команданууд тааха еhотой.
  9. Нэгэ дахин текст уншаха.
  10.  Орхигдоhон үгэнүүдые оложо бэшэхэ. Хэды үгэб гэжэ тоолохо.
  11. Мүрысѳѳнэй дүн гаргаха.

Орхигдоhон үгэнүүдые удхаарнь бэшэхэ.

Арсалан ба нохой

Нэгэ городто ангуудые харуулжа байба. Нэгэ үгытэй хүбүүн тэрэ ….. ангуудые харахаяа ……. Теэд түлэхэ мүнгэгүй байба. Мүнгэнэй ……. үйлсэhѳѳ бишыхан нохой …… абаашаба. Харин циркын эзэн тэрэ нохойень арсаланай клеткэ руу хаяжархиба. Тэрэнь ехээр айжа буланда зогсошобо. Арсалан нохойдо дүтэлжэ ерээд …………. Тиихэлээрнь нохойнь ѳѳдѳѳ хаража хэбтээд, хүлѳѳ арбагануулан, ……. шарбаба.

        Арсаланай hабардахалаар, нохойнь согсойн hуушаба. Тиихэдэнь арсалан дахин …………. Циркын ажалшан арсаланда мяха хаяжа үгэбэ. Арсалан нэгэ хүсѳѳг мяха …..тадаад, нохойдоо үгэбэ.

        Yдэшэ арсаланайнгаа хэбтэхэлээр, нохойхон ………. hабарыень дэрлээд, хажуудань унташаба. Үглѳѳдэр тэрэ нохойгоо арсаланай клеткэ сооhоо гаргаха гэхэлээрнь, ……… уурлажа hэрхирбэ. Тиигэжэ тэдэ хоер нүхэсэжэ, хамта байдаг болобо.  

Расшифруйте слова. Исключите лишнее слово из каждого столбца.

лгамйа

утагл

гэдлэ

рдэтэб

мдүэн

малгай

гутал

дэгэл

дэбтэр

үмдэн

Назовите (напишите) слово вместо точек. (Предполагаются разные вариации, ассоциации  и комбинации слов.)

ногоон -

үнгэ, ургамал

ургаха –

………..

Гунга Чимитов -

шүлэг

Дашарабдан Батожабай -

……..

Үгэ -

лексикэ

Асуудал-

………..

Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) Примеры ответов:

Дулаан – зун, наран, пеэшэн, амиды, зɵɵлэн.

Хүйтэн – мүльһэн, үглɵɵгүүр, хахасалдаан,үбэл.

Составьте предложения из слов, логически не связанных между собой.

Компьютер, замбуулин, зүгы;

үдэшэ, ном, гоёолто;

машина, тэмээн, наадан;

элшэ, һалхин, нютаг.

 

Хөөрөө зохёолго

Удхаараа таараагүй бүлэг үгэнүүдые хэрэглэн, мэдүүлэл зохёогты. Эдэ мэдүүлэлнүүдээ үгүүлэл болгоходоо, холболтонуудые зохёожо оруулагты.

1

Зунай саг,

харгы,

наран

2

Ногоон сай,

нохой,

хангал

3

Түүдэг,

үхэрэй һүн,

байдал

 

1

Хасуури,

баг,

танилсалга

2

Шубуунай һүн,

Боосоон,

Бэлэг

3

Һонин,

нүхэр,

шоно

1

Эдеэнэй дээжэ,

дабһан,

гайхал

2

Шүлэн,

дабаан,

хэрмэн

3

Дабирхай,

тахил,

һүүл

 

1.

Тангариг,

шэди,

жэл

2.

Туулмаг,

хана,

ябадал

3.

Ами наһан,

орооһон,

гэр

  

1.

Хюрөө,

аргаадха,

балсан 

2.

Үглөөгүүр,

нюдарга,

саарһан

3.

Хүүхэн,

байшан,

тэмсээн

1

Үбһэ хуряалга,

гарай сарбуу,

шулуун

2

Нагаса,

морин,

голой эрье

3

Алирһан,

хада,

Һургуули

 

1

Сэгнэлтэ,

футбол,

оодон түрии

2

Сэбэр агаар,

саарһан малгай,

һармагшан

3

Үхэрэй һүн,

эрмэлзэл,

энеэдэн

1.

Хэрмэн,

мориной жолоо,

гал

2.

Амаралта,

шэрэнги,

огторгой

3.

Нюдэн,

зүргэ,

шэрэм

 

1.

Һайрамай уһан,

мүльһэн,

соолго

2.

Һонирхол,

гохо,

абаралга

3.

Хурьган,

хашхараан,

үбгэд

 

1.   Уялаа,

унтари,

ном

2.  Гурим,

хүнэг уһан,

бээлэй

3.  Зун,

урма зориг,

туһаламжа

 

 

 

 

1.     Хурьган,

багша,

дулаан хабар

2.    Худал,

байгаали,

бэрхэшээл

3.    Агаар,

шагнал,

тэсэбэри

 

1.  Һөөг бургааһад,

шэниисэ,

хагдан

2.  Аян зам,

зорилго,

эгэшэ

3.  Галууд,

гуниг,

ёһо заншал

Хөөрөө зохёолго

Удхаараа таараагүй бүлэг үгэнүүдые хэрэглэн, мэдүүлэл зохёогты. Эдэ мэдүүлэлнүүдээ үгүүлэл болгоходоо, холболтонуудые зохёожо оруулагты.

  1. Хүн, хүбүүн, үглөөгүүр
  2. Гомдол, дүү, хашхараан
  3. Сухал, гутал, ябадал

 

  1. Шүдэн, таһалга, зубхи
  2. Харюу, шалтагаан, барилдаан
  3. Асуудал, баатар, эсэгэ

  1. Хулгана, зөөхэй, һүүл
  2. Тогоон, нүхэр, баяр
  3. Үхэл, хорхой, хомхойролго
  1. Тэмээн, һорьмоһон, зүүн хада
  2. Наран, хада, хушуун
  3. Ухаан, тэнсүүри, газар

 

  1. Тохорюун, ниидэлгэ, хэһээлтэ
  2. Дэлхэй, холын хизаар
  3. Үдэшэ, уур сухал, шиидхэбэри

 

  1. Горхон, туруун, тамга
  2. Шоно, алтан, шүдэн
  3. Эдеэн, бэлшээри, гүйдэл

 

  1. Зүгы, огторгой, ан амитад
  2. Шуһан, мэхэ, модоной шүхэр
  3. Ой хүбшэ, арга, һалхин

 

  1. Һайндэр, мөөр, адис
  2. Хурал, дүрсэ, абяан
  3. Сэдьхэл, жаргал, дуун

 

  1. Дабаан, агы нүхэн, алдар соло
  2. Дэльбэ, дэбисхэр, ган гасуур
  3. Захяа, отог, элһэн

 

  1. Оёдол, бэлшээри, алтаргана
  2. Магтаал, даабари, гүйгөөшэ
  3. Бууса, эреэгшэн, зураг

 

  1. адуу манаан, хүхы шубуун
  2. Һүни, гуйлта, эшэгы гэр
  3. Нюдэн, арьяатан, олзо

 

  1. Элидхэл, худал, хэрмэн
  2. Хараса, һолонго, хээрэ
  3. Һонирхол, үзэгдэл, саһан

 

  1. Нажар, инзаган, амһарта
  2. Мохоо хутага, түүхэ, зон
  3. Харгы, тэмдэг, ушар

Придумай заглавия к рассказам.

Расскажи другими словами

Например: Аюша мүнɵɵдэр һайнаар хэшээлдээ бэлдэбэ. (Минии нүхэр һая эрхимээр гэрэй даабарияа хэбэ).

Бидэ ой ошохо гэжэ байнабди.

Һаядаа бидэ Шэнэ жэлээ угтахабди.

Найдите общие признаки.

Аяга – ном

хадааһан – хирпиисэ

ханза – гэр

Придумай рассказ или предложения на одну букву, по алфавиту и т.д.

Харахан Ханда харгын хажууда хартаабха хараад хармаанлаба. Дүүхэй Дарима доржогоносо дуугарба: Дондогнай Дарматай добын дунда духаараа дайралдаа.

Упр. «Опорные сигналы»

Үгүүлэл уншаад, тэрэнээ hайнаар ойлгоод, үгөөр бэшэ, харин зурагаар, схемээр, символнуудаар зохёогты.

Упр. «Поиск общего»

Хоёр ямаршье үгэ үгтэнэ. Тэрэ хоерой олоор адли юумыень нэрлэхэ. Стандартна харюунууд – миин гадар талааhаань байха, hонин харюунууд – юумэнэй шанар шэнжэлhэн байха.

Например:

стандартна: «онгосо ба табаг руу уhа хэхэдэ болохо»

hонин: «онгосо ба табаг уhан дээрэ шэнгэнгүй байжа шадаха»

Упр. «Другими словами»

Мэдүүлэл ондоогоор үгүүлэ.

Например: «Мүнөө зун бороотой болоо».

Вариант ответа: «Тон ута амаралтын үдэрнүүдэй үедэ үдэр бүри бороожоо».

  • К дивергентным задачам относится и анализ ситуаций, поиск причин выхода из ситуаций.

Ситуации: «Жаргал мүнөөдэр hургуулидаа ерээгүй», «Бүхэли үдэр газаа хүгжэм сууряатаа» гэхэ мэтэ.

 

Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

Например: загадываем слово "Заан”, дети задают вопросы (Амиды гү? Ургамал гү? Амитан гү? Томо гү? Манай эндэ байдаг гү? Дулаан газарта байдаг гү? Томо шэхэтэй гү? Ута хамартай гү? Энэ заан гү?), учитель отвечает только “да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное слово.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Уhан”, "Морин”, "Сэсэг”, "Һархяаг”, "Хуhан”, "Хонин”, "Һолонго” и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра "Черное-белое”

Учитель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Например: "НОМ”. Һайн – ном сооhоо олон юумэ мэдэдэг болодогбди. . . Муу – тэдэ таhардаг, шатадаг. . . гэхэ мэтэ)

 Можно разбирать в качестве объектов: "Шоргоолзон”, "Шоно”, "Сэсэг”, "Һандали”, "Эм”, "Конфетэ”, "Эжы”, "Шубуун”, "Тарилга”, "Наншалдаан”, "Хэhээлтэ” г.м.

Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).

Учитель называет слово, а ученик отвечает словом, противоположным по значению (hайн-муу, бариха-hалгаха, орохо-гараха, дулаан-хүйтэн г.м.)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Например "Басаганда туhала”

Басаган талха зуураба. Талхаа хабталгаха гэхэдэнь мухарюулга (монсогор модон) үгы байба. Басаганай хойто эхэнь заабол талхатай шүлэ шанаарай гэhэн байна. Юугээр басаган талхаа хабтайлгахаб?

 Хүүгэдэй харюу: хүршэнэрhөө эрихэ, магазин ошожо абаха, хооhон лонхоор монсогор түлеэгээр; консервын баанхаар, шулуугаар гэхэ мэтэ.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Например: "Эрдэмтэд шэнэ шандагануудые гаргаба. Юрын шандагантай адли аад, харин хара үнгэтэй. Ямар зүрилдөөтэ асуудал гаранаб?

Хүүгэдэй харюу: Үнэгэн тэрэ доронь хара шандагануудые барижа эдихэ. Саhан дээрэ элеэр харагдаха

Багша: Яагаад туhалхаар бэ?

Хүүгэдэй харюу: Газар доро байха, саhагүй газарта байха, hүни ябадаг болохо г.м.

Учитель должен всегда побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

 

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, бүмбэгэ. Ямар бэ? Энеэдэг, ниидэдэг, амтатай, онтохо хөөрэдэг. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например "Арсаланhармагшан”. Гэртэхиниинь: арсалан ба hармагшан. Дулаан газарта байдаг. Газар дээгүүр тон түргөөр ниидэдэг, модон өөдэ hайнаар абиржа шададаг. Аймшагтай амитадhаа түргэн тэрьелэхэ шадабаритай, тон үндэр модонhоо алим эдеэ абахатай. . .

Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система "Баха”, Подсистема (часть системы) – hабар, нюдэн, шуhан. Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – уhан.

Багша асуудалнуудые hурана: "Бүхы дэлхэйн бахануудай үгы болоошоо hаань, юун болохоб? Юунэй түлөө хэрэгтэйб? Ямар ашаг олзо үгэнэб?

(Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

"Нэгэтэ онтохоной ном соохи бүхы хуудаhануудынь hэлгэгдэшэбэ. Буратино, улаан малгайтай басаган, колобок гурбаниие муу шэдэтэ хүн хулгананууд болгожорхибо. Бархиралдажа, бархиралдажа, ямар бэ даа арга олохоёо, бэдэрхэеэ гараба. Хоттабыч үбгэнтэй уулзахадань, тэрэнь шэдитэ тарнинуудаа мартажархиhан байба...”

Дальше начинается творческая совместная работа учащихся.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Моделирование сказок

Рекомендуем использовать различные приемы, активизирующие фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.

Например, учитель обращается к ученикам: «Энэ модо амидыруулая: Эжынь хэн хаб? Нүхэдынь хэд бэ? Юун гэжэ hалхинтай хөөрэлдэнэб? Хэрэлдэнэб? Юун тухай модон хөөрэхэ хаб бидэндэ?»

Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "Ши модон болошобош. Юун тухай hананабши? Зүүдэлнэбши? Хэнhээ айнабши? Хэндэ дуратайбши?”

Игры: "Логический поезд”.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Например: ном – модон – хуhан – сок – аяга – уhан – гол – шулуун – байшан.

ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить, помогает формировать у детей творческое мышление, способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Использование адаптированных методов и приемов технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе показало эффективность и положительную динамику в интеллектуально-творческом развитии школьников и подтвердило актуальность и значимость работы в выбранном направлении учеников. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, тем выше будет сформированность его интеллектуально-творческих способностей. А это прежде всего зависит от нас с вами.

Головоломка. Работа в группах по решению ситуаций

Ситуация «Телескоптой, телескопгүй»

Догадайтесь, что скрывается за изображениями, которые можно увидеть в волшебном телескопе.

Телескопгүйгөөр юу харанабта?

 

 

 

 

 

Телескопоор юу харанабта?

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора» (с использованием технологий продуктивного чтения)

Язык - инструмент, и все его богатство может и должно использоваться не только для анализа литературных произведений и не только в рамках специальных школьных дисциплин, но и для изучения/описания люб...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы через использование разноуровневых заданий».

Актуальность исследования определяется современными требованиями к содержанию образования. Задача современного образования состоит не в передаче некоего объема знаний от учителя к ученику, а в том, ч...