Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»

Использование «технологии продуктивного чтения»

на уроках английского языка

как средство формирования

читательской компетенции

учащихся

Панфиленко Елена Александровна,

учитель английского языка, 1 категория

г.Петухово,2016г.

    Современный мир пестрит компьютерными технологиями.  Они настолько поглотили общество, что люди совсем перестали читать и, тем более, понимать и оценивать прочитанное, осмысливать и интерпретировать его. Особенно дети.

    Основным способом получать знания, непрерывно учиться остается чтение. Именно тот, кто умеет читать  и, главное, читает, способен быстро и эффективно получать знания в ситуации расширения информационного пространства. Этот вид компетентности сегодня становится еще более значимым, чем раньше. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста — это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта

   Сегодня научить  человека читать недостаточно. Научить его читать осмысленно – вот важная задача учителя, особенно учителя иностранного языка. Именно полноценное  восприятие и понимание текста и называется основным «продуктом» чтения любого произведения.

   В образовательной программе «Школа 2100» сказано: «Сквозная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя,  человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

    Технология продуктивного чтения  -  это образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, а самое главное, что данная технология позволяет формировать активную читательскую позицию, т.е у ребенка развивается познавательный интерес к чтению.

     На своих уроках я стараюсь применять технологию продуктивного чтения, как наиболее эффективный метод для развития на только чтения, но и осознания прочитанного. Нужно отметить, что технологию продуктивного чтения можно применять на разных уроках: истории, географии и т.д.

    Целью данной технологии является формирование читательской компетенции школьника.

Данная технология состоит из 3 этапов: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этап.

1.Дотекстовый этап работы.

Целью данного этапа является развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация,  т.е умения предполагать , прогнозировать содержание по ключевым словам текста. Главной же задачей учителя является   вызвать желание у ребенка прочитать текст или книгу.

В зависимости от возраста детей здесь могут быть использованы следующие приёмы.

1. Загадки.

2. Работа с иллюстрацией.

3. Работа с заглавием.

4. Работа с ключевыми словами.

5. Вопросы и т.д.

2 Работа с текстом во время чтения.

  Цель данного этапа - понимание текста и его истолкование, оценка. Для учителя главной задачей является – обеспечение полноценного восприятия текста.

   В начале II этапа происходит первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

1. Выбор соответствующего заголовка

2. Что значит данный заголовок

3. Ответ на вопрос и т.д.

1. Выбор лишнего варианта из предложенных

2. Работа с ключевыми словами или новыми

3. Закончи предложения и т.д.

4. Правда или ложь

   Далее текст перечитывается медленно, «вдумчиво» или перечитываются его отдельные фрагменты. После повторного чтения текста — анализ. Приемы могут быть следующие:  комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. Это может быть постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части текста, обобщение прочитанного или постановка к тексту обобщающих вопросов.

   В случае необходимости можно обратиться к отдельным фрагментам текста для детального анализа. И только после этого можно прочитать текст выразительно вслух, обрабатывая произношение, смысловое ударение, скорость чтения.

3 этап – послетекстовый -  развивает навыки устной и письменной речи.

Используются следующие упражнения и задания:

• составить план текста;

• выделить основную мысль текста;

• придумать продолжение рассказа;

   На III этапе идет обсуждение текста,  беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Ребёнок учится правильно интерпретировать и обоснованно оценивать произведение.

   Как показала практика, использование данной технологии развивает интерес к чтению на иностранном языке и формирует языковые навыки. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а учитель становится партнёром, наблюдателем, наставником, помощником. Кроме того, здесь проявляется и творчество самого учителя.

   Самое главное для меня то, что на таких уроках могут работать ученики с разными возможностями, задания позволяют проявить себя даже слабым ученикам, а это повышает мотивацию к изучению английского языка.

  Посредством технологии продуктивного чтения формируются все виды УУД:

• Познавательные УУД(умение отбирать и анализировать необходимую информацию);

• Коммуникативные УУД (умение выстраивать диалог, вести дискуссию);

• Регулятивные УУД (умение планировать, ставить цели, контролировать и оценивать свои действия);

• Личностные УУД (помогают выработать свое мнение и жизненную позицию).

Список использованной литературы:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
  2. «Технология продуктивного чтения» на уроках английского языка» http://englishteacher.iznoskischool.ru/
  3.  Буланкина Н. Е. Система развивающих заданий

в обучении иностранному языку: статья в интернет-

издании для учителя «Иностранные языки». Вып. № 6.

URL: http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij

  1. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным

языкам. Продуктивные образовательные технологии :

учебно-методическое пособие. М. : Академия, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...

Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов

Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...