Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
методическая разработка на тему

Гарибян Ольга Фёдоровна

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного  процесса - формирование компетенций и компетентностей учащегося, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_marafon.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         Гарибян Ольга Федоровна,

                                                                                                учитель математики

                                                                                                      ОУ «Пристанская школа»

                                                                                         Таврического района

                                                                                 Омской области

Тема: «Использование компетентностно -  ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

«Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился при этом учиться»

Э.Тоффлер 

         В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного  процесса - формирование компетенций и компетентностей учащегося, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

         Для повышения своей профессиональной  компетентности в феврале - марте 2014 года я участвовала в телекоммуникационном обучающем проекте – конкурсе: «Урок в условиях ФГОС», организованным порталом «Школа» (г. Омск). В ходе работы над проектом я познакомилась не только со структурой урока в условиях ФГОС, но и подробно рассмотрела способы оценивания ключевых и предметных компетенций учащихся.

Не секрет, что довольно часто, учитель испытывает трудности при проектировании  компетентносто- ориентированных  заданий. Рассмотрим способы оценивания ключевых компетенций учащихся. Их  существует достаточно много:

1.     Компетентностно-ориентированные задания различной модификации;

2.      Компетентностно-ориентированные тестовые задания;

3.      Портфолио;

4.      Модульно-рейтинговая система оценивания и др.

Главное, что необходимо учитывать при оценивании ключевых компетенций,  что ни один из способов оценивания  не может оценить уровень компетентности. Только комплексное использования общепринятых инновационных методов и средств позволяют гарантировать результат. Поскольку одни из оценочных  средств в большей мере контролируют знания, другие - умения, третьи направлены на развитие личностных качеств.  Одним из таких способов формирования ключевых компетенций на уроках математики является использование КОЗ, которые позволяют существенно изменить организацию урока. Они базируются на знаниях и  умениях, но требуют применить накопленные знания в практической деятельности.

Компетентностно-ориентированное задание– задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов).

Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Содержание заданий должно быть связано с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения: числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика.

Задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.

Рассмотрим структуру компетентностно-ориентированного задания.

Структура «классического типа» КОЗ

Элемент структуры

Требования

Компетенция

На какой аспект компетенции направлено КОЗ

Стимул

погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

Задачная формулировка

точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания

Источник информации

содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

Бланк выполнения задания

 (если необходим)

задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

 

Инструмент проверки

Критерии оценки;

 модельный ответ-перечень верных и/или частично верных ответов;

ключ - эталон результата выполнения задания.

Для облегчения составления формулировки задания предлагаются следующие глаголы – глаголы для постановки целей: варьировать, видоизменить, модифицировать, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, выразить мысль, высказать согласие (несогласие), ответить, поблагодарить и т.д. То есть, здесь идет цель: что именно должен продемонстрировать ребенок, чтобы учитель счел его компетентным. Их должно быть достаточно для того, чтобы дети смогли показать то, что нужно учителю.

Представленные ниже КОЗ на уроках математики  направлены на развитие у детей информационных, учебно- познавательных, социальных, коммуникативных компетенций,  что позволяют научить их поиску и отбору информации, отвечать на поставленные вопросы, публично выступать перед одноклассниками.

КОЗ (классического типа) по математике для 5 класса по теме

 «Площадь прямоугольника»

Элемент структуры

Требования

Компетенция

Учебно-познавательная.

Аспект:      - применение знаний в нестандартной ситуации.

Стимул

На родительском собрании ваши родители предложили оказать школе материальную помощь: решили покрасить пол собственными силами. Нам необходимо сделать расчеты.

Задачная формулировка

1.Измерьте длину и ширину класса.

2.Вычислите площадь.

3.Рассчитайте, сколько краски потребуется.

4.Сколько банок краски нужно купить, если вес краски в банке 1кг? 3кг?

5.Сколько денег нужно на покупку краски для покраски пола?

6.В каких банках купить краску выгоднее?

Источник информации

1.П.18, 19 учебника Виленкина Н.Я. «Математика» 5 класс;

2.На 1 кв. метр площади расходуется 200 г краски;

3.Одна банка краски весом 1 кг стоит 90 рублей;

4.Одна банка краски весом 3 кг стоит 240 рублей.

Бланк выполнения задания

длина

ширина

площадь

Вес краски

вес

цена

количество

стоимость

1 кг

3 кг

Инструмент проверки

 Модельный ответ:

1.

длина

ширина

площадь

Вес краски

9 м

6 м

54 кв. м

10кг 800г

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

2.

вес

цена

количество

стоимость

баллы

1 кг

90 руб.

11 банок

990 руб.

1 балл

3 кг

240 руб.

4 банки

960 руб.

1 балл

Вывод: выгоднее купить краску в банках по 3 кг

1 балл

Оценочная шкала:

 7  баллов – «5»

5-6  баллов – «4»

3-4  балла –«3»

0-  балла – «2»

КОЗ «классического типа» по математике, по теме  «Вычитание»

 для 6-го класса

Компетенция

1. Учебно-познавательная.

Применение знаний в нестандартной ситуации.

2.  Коммуникативная.

Устная  и  письменная  коммуникации.

3. Информационная.

Отбор  и  применение  информации.

Стимул

Митя  находится  в  точке А(-10) , а  его друг  Витя находится  в  точке  В(-2).  Друзья хотят побыстрее  встретиться, но не  знают  с какой  скоростью им надо двигаться навстречу  друг  другу, чтобы  встретиться  через 1  час.   Ребята, надо помочь друзьям!

Задачная  формулировка

Как  найти  расстояние  между  точками  на  координатной  прямой?  Как  из  одного  числа  вычесть другое?

Источник информации

Учебник « Математика-6» Н.Я.Виленкин.

Правило вычитания из одного числа другого:

1)найти число, противоположное  вычитаемому;

2)сложить  это  число  с  уменьшаемым.

Правило нахождения  длины  отрезка  на  координатной  прямой:

-надо  из  координаты  его  правого  конца  вычесть  координату  его  левого  конца.

Бланк выполнения

 задания

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДЯХ.

Инструмент оценивания

Модельный ответ:

- 2 – ( - 10 ) = - 2 + 10 = 8  (ед.отр)-расстояние;

  8 :  1 =  8  (ед.отр./ч)-общая скорость;

  8  :  2  =  4 (ед.отр./ч)-скорость каждого.

Критерии оценивания:

Последовательный алгоритм решения-2 балла

Правильно выполненное действие-3 балла

Аккуратная запись в тетради -1 балл

Грамотная математическая речь- 2 балла

Максимальное количество баллов-8

Перевод в 5-бальную оценку:

7-8 баллов-«5»

5-6 баллов-«4»

3-4 баллов-«3»

0-2 балла-«2»

Проверка тетрадей учителем

                                             

Веди учитель за собою

По новым ФГОСам, в добрый путь!

Мой опыт, плод исканий трудных

С собою взять не позабудь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики

Презентация по теме "Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики....

"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"

Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....

Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как средство развития предметных и ключевых компетенций учащегося

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач, способствующих развитию ключевых компетентностей. Компетентностно-ориентированные задания изменяют орган...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»

laquo;Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»...

Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов

Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...

Мастер – класс Тема:«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся».

Цель  мастер- класса : познакомить с педагогическим опытом применения компетентностно -ориентированных заданий   для развития предметной грамотности  учащихся....