Методическая разработка проекта для 5 класса «Литературный багаж»
методическая разработка по литературе (5 класс)

Юркевич Ирина Владимировна

В разработке можно найти интересный и полезный материал по работе над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 311

с углублённым изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка проекта для 5 класса «Литературный багаж»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель русского языка и литературы

Юркевич И.В.

 

 

 

 

 

г.Санкт-Петербург

2018 год

Описание работы

  1. Название проекта: «Литературный багаж»
  2. Руководитель проекта: Юркевич Ирина Владимировна
  3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература
  4. Целевая категория участников проекта  (возраст учащихся): 5 класс
  5. Тип проекта

-по преобладающему виду деятельности: творческий

-по содержанию: межпредметный

-по включенности в учебные планы: разрабатывается на внеурочном занятии (1 в неделю)

-по количеству участников: групповой (8 человек)

-по продолжительности: учебный год

  1. Цель проекта

Практическая: найти способ заинтересовать  школьников  читать  книги.

Педагогическая: дать возможность ученикам проявить свой творческий потенциал, побывать в разных ролях.

  1. Задачи проекта, выраженные через планируемые образовательные результаты:

-Научить детей внимательно и осмысленно читать художественную литературу;

-Научить искать, выбирать и компоновать информацию, полученную из разных источников;

-Получить опыт публичного выступления;

  1. Актуальность проекта

-значимость и необходимость на уровне образовательного учреждения и социума: проблема  безграмотности приобретает  всё большее  значение  в  настоящее  время. Чтение способствует развитию грамотности, умению мыслить, принимать решения, делать выводы самостоятельно.  Поэтому  и возникла необходимость  в  разработке  проблемы   проекта.

 -личностная ориентация: учащийся учится смотреть на художественное произведение другими глазами; каждый участник проекта несет ответственность за свою часть работы, а значит, и за всю работу в целом.  

 -2-3важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения: зачем нужно читать? Что читать? Как можно прочесть художественное произведение?

  1. Необходимое оборудование: информационные источники (книги, интернет), иллюстративный материал, экспонаты для музея (готовые и сделанные своими руками).
  2. Предполагаемые продукты проекта: музей, посвященный творчеству А.С.Пушкина, экспонат: дуб с золотой цепью и героями сказок А.С.Пушкина.
  3. Этапы работы над проектом:

Процесс работы над проектом можно условно разделить на 4 основных этапа:

  1. Сбор необходимой информации и материалов для создания проектного продукта.
  2. Групповая работа над созданием продукта.
  3. Проведение экскурсии.
  4. Защита проекта (на школьном и городском уровне).

На  первом этапе работы самое главное было определить, что делать, зачем и как. Чтобы понять и определить актуальность работы, было проведено анкетирование учащихся 4-5 классов.

Анкетирование выявило, что проблема нежелания читать у школьников действительно существует. Ребята   знают о жизни и творчестве поэта, но назвать его лицейских друзей не могут, не могут назвать фамилии русских классиков литературы, читают мало. Следовательно, работа над проблемой привлечения одноклассников и младших школьников к чтению классической литературы действительно важна.

Для решения поставленной цели  учащиеся  приняли участие в городском проекте «Литературный багаж». С помощью предложенной программы  строилась  работу над  проектом. Данная программа предлагает в рамках проекта посетить музей-квартиру А.С.Пушкина на Мойке 12. 21 декабря ребята  побывали в музее, а после написали отзыв. Это было очень интересно и познавательно, а также поспособствовало дальнейшему интересу сбора информации об              А.С. Пушкине.

На данный этап потребовалось три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).

Промежуточный  результат этапа: выбрана и скомпонована  информация для создания экскурсии в виде текстов.

Второй этап: групповая работа над созданием продукта.

Для того чтобы создать экскурсию, необходимо подобрать экспонаты для музея. Каждый ученик подбирал к своему выступлению иллюстративный материал, предметы для выставки, восковые фигуры. Нужен был экспонат, который бы иллюстрировал сказки Пушкина предметно. Им стал дуб с золотой цепью и героями сказок А.С.Пушкина.

План работы над экспонатом:

1.Осуждение и определение внешнего вида продукта.

2.Распределение обязанностей.

3.Создание продукта.

4. Представление его в школьном и городском музее.

Описание продукта 

1.Ствол дуба выполнен из 8-литровой пластиковой бутылки. Чтобы придать фактурность,  использовали технику папье-маше. После покрасили ствол в коричневый цвет. Края обработали глиной.

2.Листья вырезали из зеленых пластиковых бутылок, прикрепили при помощи клея к проволоке и собрали их в веточки. Веточки прикрепили к стволу горячим клеем.

3.Внутри дуба сделали полочки, на которых разместились персонажи сказок и пролога.

4.На дуб прикрепили золотую цепь.

5.Герои и предметы:

- кот ученый сделан из ниток;

- русалка (сидящая среди ветвей), царевна-лебедь, зайчик, черт, Черномор, золотая рыбка, отравленное яблочко, белка  выполнены из пластилина;

- клетка для белки сделана из проволоки;

- золотой петушок (уже готовая глиняная игрушка) был перекрашен в золотой цвет;

- маленький сундучок напомнили золотыми орехами, каштанами;

На данный этап потребовалось три (январь, февраль, март) месяца.

Промежуточный  результат этапа: создание экскурсии, подбор экспонатов, создание главного экспоната музея: дуба.

Третий этап: проведение экскурсии.

В созданный музей были  приглашены учащиеся 1 а класса, 4 а и 5б. После посещения ребятам 4 и 5 классов предложили ответить на вопросы анкеты. Анкетирование показало, что ребята без труда назвали близкого друга А.С.Пушкина, ответили, что им понравилась  экскурсия,  дуб и викторина, новая неизвестная сказка и история портрета стали открытиями.

На данный этап потребовалось три дня. Промежуточный  результат этапа: проведение экскурсии. Каждый ученик проводил свою часть экскурсии 5 раз, т.к. классы делились на две группы.

Четвертый этап: защита проекта (на школьном и городском уровне).

25 апреля 2018 года ребята представили свой продукт в музее-усадьбе Г.Р.Державина в рамках «Литературного багажа».

По итогам работы учащиеся заняли 2 место в городском проекте, о чем свидетельствует полученный диплом. Каждый  написал отзыв о своем участии в проекте.

16 мая 2018 года учащиеся защитили свой проект в школе. Двое ребят получили повышенный уровень, остальные базовый, набрав большое количество баллов.

На данный этап потребовалось два дня.

  1. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе;

1.Люличев Т., Бугреев Г. – искали информацию (читали книги, готовили экспонаты и экскурсию) о лицейской жизни А.С.Пушкина.

Мальчики рассказали о друзьях поэта, о том, как он попал в лицей. Гоша сделал макет комнаты Пушкина и рассказал о лицейском распорядке дня.

2.Логинова Вероника – готовила рассказ о предках поэта. Рассказала о его родственниках, жене, детях, о няне Арине Родионовне. А также Матуляк Н. была «восковой фигурой няни», которая оживала и рассказывала ребятам о своей любви к Пушкину.

3.Чурочкин Д. – готовил рассказ о портрете А.С.Пушкина, художник В.А.Тропинин. Даня представил интересные факты об истории создания и жизни этой картины, которые мы узнали, посетив музей-квартиру А.С.Пушкина на Мойке 12.

4.Морозова К. – готовила выставку книг о поэте и книг, написанных А.С.Пушкиным. Были представлены разные книги, например, сказки с красивыми иллюстрациями. Также Кристина подготовила чтение наизусть стихотворений поэта.

5.Омельченко М., Непрокина С. – готовили литературную викторину для экскурсантов.

6.Кондратьев С. – приготовил мультфильм и викторину по неизвестной сказке А.С.Пушкина «Сказка о Медведихе». С помощью мультфильма он рассказал содержание сказки, после чего задавал интересные вопросы  (мультфильм остался на выставке в музее Г.Р.Державина).

Продукт (дуб) делали вместе.

  1. Критерии оценивания достижения образовательных результатов проекта;

Защита проекта в школе:

1.Бугреев Георгий

78

базовый

2.Кондратьев Владислав

74

базовый

3.Логинова  Вероника

96

повышенный

4.Люличев Анатолий

96

повышенный

5.Морозова Кристина

79

базовый

6.Непрокина Софья

77

базовый

7.Омельченко Мария

82

базовый

8.Чурочкин Даниил

71

базовый

Защита проекта в городском проекте: 2 место (47 баллов)

  1. Анализ достижения планируемых образовательных результатов участниками проекта. Основные выводы.

Закончив работу над проектом и оценив полученный результат, можно сказать, что  поставленная проблема решена. Но говорить с уверенностью, что все дети, посетившие  музей, а также принимавшие участие в его разработке будут теперь много читать, нельзя. Любовь к чтению прививается постепенно, человек должен почувствовать желание, необходимость читать, а значит, развиваться.

Все, что  задумали,  получилось благодаря дружной и слаженной работе  группы. Работа по проекту была распределена между участниками группы, и все подошли с энтузиазмом к её выполнению.  Вместе   делились идеями и дорабатывали  детали, каждый участник дополнил что-то к работе товарища,  а потом  соединили эти части и получился удивительный экспонат для музея.

Ребята  получили бесценный опыт, когда выступали в роли экскурсоводов, а также  защищая  проект  в музее-усадьбе Г.Р.Державина. То, что нам достался диплом II степени, говорит о том, что работу сделали хорошо. Об этом свидетельствуют и отзывы педагогов, которые приходили с ребятами в школьный музей.

Положительным результатом можно считать и то, что ребята из класса, не писавшие проект, с удовольствием побывали и в музее на Мойке, и ездили в музей Г.Р.Державина на защиту. Многие оставались на внеурочную деятельность и помогали делать дуб. Некоторые ребята изъявили  желание, на следующий год принять участие в таком же проекте.

Результаты анкетирования также свидетельствуют о том, что посетителям музея было не только интересно, но и запомнилось много нового. Многие ответили, что у них возникло желание узнать еще что-то новое. А это и было целью проекта.

На основании проделанной  работы над проектом, можно прийти к выводу, что совместная работа над общим делом объединяет между собой людей даже с разными взглядами и помогает найти общее в решении поставленной цели. Привлечь  внимание товарищей к любой задаче можно путем необычного её решения. В данном  случае  привлекали к классической литературе путем создания музея своими руками.

  1. Литература.

Книги:

  1. Басина М. В садах лицея; На берегах Невы: Докум.повести:/О А.С.Пушкине: Для сред. и ст. шк. возраста// Л.:Дет.лит., 1988. - 357с.:ил.;
  2. Русаков В.М. Потомки А.С.Пушкина. 2-е изд., доп. - Ленинград : Лениздат,1978
  3. Сочинения Пушкина, изд. Анненкова, т. I, 1855, стр. 153—155

Интернет-материалы:

  1. Топ книги: http://top-knig.ru/a-s-pushkin/
  2. Стихи А.С. Пушкина: http://pushkin.299.ru/08.htm
  3. Сайт «Kinderbox» http://kinderbox.ru/skazka-o-medvedihe    "Сказка о медведихе" А.С. Пушкин, с иллюстрациями.

Музеи:

  1. Всероссийский музей А.С. Пушкина (улица Мойка, 12): http://www.museumpushkin.ru/
  2. Усадьба-музей Державина (наб. Фонтанки, 118): http://www.museumpushkin.ru/vserossijskij_muzej_a._s

Иллюстративный материал:

  1. Комплекты портретов и материалы для уроков литературы 5-6 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Методическая разработка урока по теме "Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена"

Урок внеклассного чтения в 5 классе рассчитан на два урока...

Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтению во 2, 4 классах 1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»

Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтениюво 2, 4 классах1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»»  2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»...

Методическая разработка интеллектуально-развлекательной математическо-литературной игры для 5-7 классов «Читаем или считаем?»

Игра предназначена для учеников 5-7 классов, но при корректировке заданий может быть использована и в старшей школе. В игре 6 заданий. Глубоких знаний по предметам не потребуется. Логика, смекалка, об...

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев. (5 класс. 2 часа).

Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских ...

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Чем люди живы». Стремление писателя подчинить легенду законам притчи. (6 класс. 1 час).

Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Литературная викторина « Умники и умницы» « Певец калины красной В.М. Шукшин» (К 95- летию со дня рождения автора) 8 класс.

Данное мероприятие - обобщение биографии и творчества В. М. Шукшина. Литературная викторина "Умники и  умницы" " Певец калины красной В.М.Шукшин" состоит из вопросов, посвящён...