Урок- мастерская по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Шустова Ирина Владимировна

Раскрывает  нравственные  проблемы, развивает  мышление, аналитические способности учащихся,воспитывает внимание, чуткость к самым близким им людям. Данный урок предполагает работу с таблицей, по которой можно оценить творческие способности учащихся, использование буклета позволяет распространить полученную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tretiy_syn.doc55 КБ
Microsoft Office document icon buklet_k_rasskazu_tretiy_syn.doc832.5 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa_k_uroku_-masterskaya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- мастерская по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»

Тема: « Берегите матерей».

Цель: раскрыть  нравственные  проблемы, которые автор рассматривает в рассказе «Третий сын».

Образовательные  цели: показать школьникам, что проблемы человеколюбия – ведущие в творчестве А.П.Платонова.

Развивающие  цели: развивать мышление, аналитические способности учащихся.

Воспитательные цели: воспитывать внимание, чуткость к самым близким им людям; умение посмотреть на себя со стороны.

Оборудование:

1.Портрет А. А. Платонова.

2. Эпиграф (оформление на доске).

3.Тексты рассказа, вопросы для обсуждения, дополнительная информация (в приложениях), брошюра «Берегите матерей!»

Ход урока:

–Я предлагаю выбрать из предложенных высказываний о счастье те, которые можно применить к произведению А.Платонова? Свой выбор аргументируйте.

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам! (М.Ю.Лермонтов)

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон,древнегреч.философ)

Высшее счастье человека, хоть это и банально, - в принесении радости другим людям.(В.Солоухин)

Слово учителя. Сегодня мы поговорим о любви к матери, о чувстве, заложенном в нас самой природой. Но люди  не всегда умеют это осознать. Задача нашего разговора в том, чтобы, раскрывая проблему, затронутую А.П.Платоновым, задуматься над тем, как научиться понимать самых близких нам людей, пристально взглянуть на себя: всегда ли проявляем заботу о дорогих нам людях.

Материнская любовь сопровождает нас от рождения до смерти и передается из поколения в поколение. Для нас мама – самый дорогой и близкий человек на свете. Рядом с ней, будь нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети.

Но бывают случаи, когда мать предают, забывая о своем рождении, о своих корнях и истоках. Этот урок я начну с притчи «Материнском сердце» замечательного философа Омара Хайяма.

  1. Индукция.   Введение участников в проблемную ситуацию: создание личностного отношения к предмету обсуждения.

- Осмысление (чтение притчи)

Однажды юноша влюбился в девушку неземной красоты. Но у красавицы этой было черствое сердце. Ослепила любовь юношу и пришел он просить ее руки. И сказала она:

– Для того чтобы получить меня, ты должен выполнить 3 условия. Первое условие: у тебя должен быть лучший конь в селении.

Опечалился юноша и пришел к своей матери. Поведал ей о любви и странных требованиях красавицы. Пожалела мать сына и помогла ему раздобыть отличного скакуна. И юноша прискакал к красавице. 

– Хорошо, – сказала красавица, – теперь второе условие: у тебя должен быть самый высокий дом в селении.

Вновь озадачился юноша и вновь пришел он к матери ... Так тяжело было матери смотреть на сына, что отдала она ему все свои накопления. И построил сын самый высокий дом в деревне. Пришел к красавице он снова.

– Ну что же ... Теперь мне нужно последнее доказательство твоей любви – принеси мне сердце своей матери. И я буду твоей.

Совершенно потерялся парень и побрел домой. Рассказал он матери об этом условии красавицы. Все поняла тогда мать. И отдала своё сердце сыну. И побежал юноша со всех ног к красавице. Да так спешил, что споткнулся, упал и выронил материнское сердце. И разбилось оно на тысячу кусочков. И каждый из кусочков спросил: «Ты не ушибся, сынок?..»

Вопросы:

  1. Какие чувства вы испытали, прослушав эту притчу?
  2. Почему мама отдала сыну сердце?
  3. В чем заключается цель жизни любой матери?

  1. Слабые учащиеся работают с вариантами ответов с целью определения реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.
  2. Вам предлагается рассмотреть несколько нравственных проблем, выберите ту, которая отражает содержание притчи.

Варианты ответов:

1. Сын-эгоист. Думает лишь о себе. Разве можно так поступать с самым родным человеком?!

2. Матери всегда жаль своего ребенка.

3. Все матери хотят, чтобы было хорошо их детям, а о себе порой забывают, живут мыслями, заботами о них, чего не скажешь о детях.

4. Какой жестокий, неблагодарный сын.

5 Предложи свой вариант…….

4.Работа по тексту

Учитель:

- Вас тоже очень сильно любят ваши родители. А как вы проявляете любовь к родителям? Наверное, многие из вас задумались над этим вопросом, прочитав рассказ А.Платонова «Третий сын».

-Вспомните  содержание рассказа.

- Как ведут себя взрослые сыновья, встретившись после долгой разлуки в родительском доме?

(Работа по тексту)

Ответы учащихся: Сначала «сыновья молча плакали…Каждый ее сын почувствовал себя одиноко…» Потом из комнаты «раздавался смех и шумный разговор», разбудивший задремавшего отца и его внучку. «Старший сын с увлечением говорил…, братья-моряки рассказывали случаи…и затем хохотали, затем они начали возиться по полу…, два брата опрокинули стул…, старший брат попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь… Все засмеялись… и двое из них за хохотали».

- Почему  дети равнодушны к чувствам отца, к памяти матери? В чем причина равнодушия?

Учащиеся обсуждают, почему «громадным мужчинам – в возрасте от двадцати до сорока лет» непонятны чувство обиды старика, нечужого им человека, неуместность их радости.

 (Участники мастерской отмечают отсутствие такта, внимания у взрослых уже людей)  

Варианты ответов.

  1. Они должны были понять, каково их отцу, прожившему рядом с их матерью  всю свою жизнь.
  2. Надо быть благодарным сыном, чтобы не веселиться у гроба родной матери.
  3. Это проявление их душевной черствости и даже кощунства.

Они, молодые, преуспевшие в жизни, не сразу такими родились, они обязаны своим появлением на свет той, что горячо любила их и гордилась ими. Это их мать, а они – ее дети, и между ними кровное родство.

Учитель:

-  . В чем видит причины  равнодушия, черствости автор рассказа?

Оформите результаты работы в виде схемы, соединив стрелками. Ответы.

  1. Таблица:

а) преуспели в работе – ослепли сердца;

б) долгая разлука из-за повседневных бесконечных дел – отвыкли от родителей;

в) братья радовались своему свиданию - это приглушило боль утраты;

г) эгоисты – живут только своими проблемами;

д) слепо их родители любили – выросли эгоистами.

Самые, казалось бы, обычные душевные качества отсутствовали в сыновьях

- Отметьте, какие душевные качества необходимы были братьям, приехавшим хоронить свою мать.

Аккуратность, Бережливость, Благодарность, Верность , Дружелюбие, Ответственность

 Смелость, Справедливость, Трудолюбие, Уважение, Упорство, Честность, Щедрость, Отзывчивость, Сожаление,  Добавь своё …….

       

 Дети выросли, покинули отчий дом, а сердце матери не устает ждать, прислушиваясь к скрипу, к стуку почтальона. Материнские руки, желающие обнять, прижать к груди своего ребенка, тоже забыты в суете. Не видна за неотложными делами и капля слезы матери, плачущей от тоски по детям.

5 Рисунок – схема.

Сколько места отводит сердце матери на любовь к детям, к мужу, к себе, к дому.

Вам необходимо разделить это сердце на части и указать, к чему любовь проявляется  

и в каком объеме.

  6. Рисунок – схема.

 Родительский дом, от которого идут стрелы в шести направлениях, а к нему только одна –Почему? (от третьего сына)

7. Вывод

Учитель: А вы поняли, почему рассказ назван «Третий сын»?

Ответы учащихся. Именно третий сын напоминает братьям о чувстве скорби, о том, по какому поводу они собрались в родительском доме. В нем жива любовь, которая способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью.  

Учитель: В чем оптимистичность финала рассказа?

Вариант ответа. Отец, который в начале рассказа горевал, плакал, в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже».

Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего.

Учитель: Почему, по вашему мнению, автор не называет имен героев?  

Ответ:   У всех бывает в жизни печаль. Так поступить могли не только сыновья умершей старухи и скобящего старика, как мы увидели в рассказе. Так поступают и в жизни.

8. Рефлексия. 

Учитель: О чем заставил задуматься сегодняшний урок?

Учитель: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это МАТЬ», - слова великого писателя А.М.Горького.

 Мне бы хотелось, чтобы вы тихим вечером посмотрели пристально на своих близких, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово.

9. Домашнее задание. 

Написать развернутый ответ на вопрос «В чем заключается семейное счастье?»

( 10-15 предложений)



Предварительный просмотр:

 Любите Маму, пока она смеётся... 
И теплотой горят её глаза... 
И голос её в душу вашу льётся... 
Святой водою, чистой как слеза... 
Любите Маму-

ведь она одна на свете... 
Кто любит Вас и беспрестанно ждёт... 
Она всегда с улыбкой доброй встретит... 
Она одна простит Вас и поймет.

           БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ!

Мать умрет, и не изгладить шрамы,
   
Мать умрет, и боли не унять.
   
Заклинаю: берегите маму,
   
Дети мира, берегите мать!

Р.Гамзатов

Детство – это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был опытный, любящий проводник.

                              (Алла Баркан)

Притча о сердце матери

Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошёл до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.

Наконец она снизошла до объяснений:

— Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?

— Тебя, — отвечал юноша.

— Как любишь?

— Тело моё, душа моя — в твоей власти.

Усмехнулась холодная красавица и сказала:

— Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне её сердце.

Остолбенел несчастный влюблённый, поражённый страшным капризом, потом бросился на колени:

— Сжалься надо мной!

Красавица надменно вскинула голову:

— Говорила же я, что любовь твоя — пустые слова! — и, громко захохотав, отвернулась.

Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Тёмной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:

— Ты ушибся, сынок. Сильно болит? 



Предварительный просмотр:

Мастерская ученика(цы)  __________________________по рассказу А.Платонова «Третий сын»

Нравственная притчи

Свой вариант ответа

Варианты ответов:

1. Сын-эгоист. Думает лишь о себе. Разве можно так поступать с самым родным человеком?!

2. Матери всегда жаль своего ребенка.

3. Все матери хотят, чтобы было хорошо их детям, а о себе порой забывают, живут мыслями, заботами о них, чего не скажешь о детях.

4. Какой жестокий, неблагодарный сын.

5.  Предложи свой вариант…….

Причины равнодушия: (соедини стрелками)

а) преуспели в работе –

б) долгая разлука из-за повседневных бесконечных дел –

в) братья радовались своему свиданию-

г) эгоисты –

д) родители любили их слепо –

1 отвыкли от родителей;

2 выросли эгоистами

3 ослепли сердца;

4 это приглушило боль утраты

5 живут только своими проблемами

Укажите душевные качества, необходимые братьям:

1.Аккуратность

 2.Бережливость

3. Благодарность

4.Верность

5.Дружелюбие

 6.Ответственность

7. Смелость

8.Справедливость

9.Трудолюбие

10.Уважение

11.Упорство

12.Честность

13.Щедрость

14.Отзывчивость

15. Сожаление

16.   Добавь своё

Укажи номера:

16.   Добавь своё ________________________

Продолжи фразу

Как важно вовремя успеть……

Сколько места отводит сердце матери на любовь (раздели на части):

  1. к детям
  2. к мужу
  3. к себе
  4.  к дому

C:\Users\Евгений\Desktop\Без названия.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»

Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....

урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Третий сын"

Урок внеклассного чтения в 7 классе. Небольшой по объему рассказ продолжает знакомство с творчеством А.Платонова, не оставляет равнодушными семиклассников.Подготовка к этому уроку предполагает большую...

УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»Тема урока: Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из ...

Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...

"Любовь сквозь души других". Урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Юшка"

Урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Юшка" : "Любовь сквозь души других" (А.Платонов).  Урок посвящен воспитанию человека, добрых чувств. А.П. Платонов всегда собесед...