Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)
план-конспект урока по литературе

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка»

(из сборника “Затеси”)

ТИП УРОКА - мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и самопознания.

Идея мастерской:

Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз мастерской:

Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Цель:

создание условий для формирования ключевых компетенций: ценностно - смысловой, учебно-познавательной,  коммуникативной,- а также навыков самопознания, приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Задачи образовательные:

-Формирование аналитических навыков при работе с текстом.

-Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.

Задачи развития:

-Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.

-Развитие критического мышления.

-Развитие личностной рефлексии 

Задачи воспитательные:

- Воспитание чувства сыновнего долга, доброты, ответственности за своих близких.

Оформление доски:

Фотография писателя на берегу Енисея

Слова “затесь”

затесь (в предисловии к сборнику “Затеси”) - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу.

Затесь - отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.

Мультимедийная презентация

Работа ведётся в 4-х группах по 8 человек. Перед каждым учеником распечатанный текст рассказа В.Астафьева “Записка”.

Слово учителя.

         Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью.

       Наш земляк В.П.Астафьев хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них. Рассказ, с которым мы сейчас познакомимся, называется «Записка».

Индуктор.

Запишите слово «Записка», а снизу под словом свои ассоциации (коротко:

-что обычно пишут в записке,

-кому и когда пишут записку?)

- о чём может быть рассказ с таким названием?

Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным.

Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.

Разрыв.

Далее читается начало рассказа:

“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

- Посовещайтесь в группах, кто бы мог написать эту записку, кому, о ком?

Возможные ответы:

Уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды.

После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.

“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

        Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Раздать группам текст полностью.

- Какие вопросы у вас возникли после прослушивания рассказа? Какие вопросы вы хотели бы обсудить?

- Почему сын так поступил с матерью?

- Откуда такая жестокость?

- Что будет с матерью?

Прав ли автор, желая публичной порки сына?..

Социоконструкция.

«Черная шляпа»

Оцените поступок сына. Можно ли его понять, оправдать, осудить?

«Желтая шляпа»

Охарактеризуйте образ матери. Слова какой части речи использует автор, почему?

«Синяя шляпа»

Выявите авторскую позицию. Согласны ли вы с ней? Письменно обоснуйте свое мнение.

«Зеленая шляпа

Как вы думаете, какова дальнейшая судьба матери? Напишите продолжение рассказа.

Записи ведутся по принципу «Двойного дневника»:

Социализация.

Ключевые слова (информация из текста)

Ваши комментарии

привез в город

вложил записку

«забыл» на вокзале

рекомендательное письмо (записка)

Забыл - как вещь! Слово в «», значит специально оставил.

Текст записки говорит об отчуждении, равнодушии. «Вместо денег» - жестокость.

Глаголы, обозначающие действия сына, значит у него нет души, нет чувств. Деловой, расчетливый.

Отношение: негодование.

 - Откуда такая жесткость, ведь она вырастила сына?

Звучат разные версии-объяснения. Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать.

Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

_ Известный русский писатель А, П.Платонов говорил: «Сердце в людях бывает слепое». Как вы понимаете «Слепое сердце»?

Ключевые слова (информация из текста)

Ваши комментарии

неграмотная

изношенная в работе

выходная плюшевая жакетка

как о неодуш. предмете, о вещи. Истратила всю себя в заботах о сыне.

Одна на всю жизнь, не износилась, видимо, редко надевала. Зато износила себя.

Преобладают имена прилаг., т.к. главное – ее человеческие качества.

Причастие же изношенная выражает суть ее деревенской жизни: все для сына. Изношенную вещь выбрасывают.

Жалость

Сострадание.

Авторская позиция

Отношение

«Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Нет, злом нельзя отвечать на зло, иначе зла станет еще больше. Евангелие от Матфея: «Так всякое добро приносит и плоды добрые»

Публичная порка – не выход из ситуации. А в чем же выход?

«Зеленая шляпа»

- Что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

-Какую зарубку в сердце оставил рассказ?

В.П.Астафьев напомнил, что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем права, несмотря ни на какие оправдания!

Рефлексия. (Варианты):

- Закончите предложения:

В слове «милосердие» я слышу…

В слове «милосердие» я вижу, предствляю…

В слове «милосердие» я чувствую…

Обладать милосердием значит…

Составьте синквейн -  образ результата, требующий синтеза информации. (РАБОТА В ГРУППАХ) За основу можно взять любое слово.

Состоит из 5 строк:

1-ключевое слово, определяет содержание синквейна;

 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет;

3-три глагола, показывают действие предмета;

4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме;

 5-обычно одно существительное – синоним, которое повторяет суть темы (либо выражает чувство)

Под «Мелодию» Дворжака.

Милосердие

Любящее сердце, согревающее душу

Сочувствовать, сопереживать, помогать

«Всякое добро приносит и плоды добрые»

Милость Сердца

Слово учителя.

Проявлять сочувствие и принимать его от других - важная особенность человеческих отношений, придающая им теплоту и доверие. Поэтому Ф.И.Тютчев говорил, что «…нам сочувствие дается, как нам дается благодать».

Я желаю вам, ребята, никогда не забывать об этом. Не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании.



Предварительный просмотр:

Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина

«Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

                 Новое содержание образования влечет за собой  изменение  и в формах преподавания. Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, позволяет технология мастерских.

                 Данный урок - мастерская  творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

                 Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.                                        

                  Опыт использования технологии показывает, что дети с нетерпением ждут такие уроки, т.к. на мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем, знания на мастерских не даются, а выстраиваются, ученик имеет право на ошибку. Именно в мастерской, по мысли Мишеля Дюкома, идеолога «Нового образования», дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли».

Идея мастерской:

Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз мастерской:

Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Целесообразность применения технологии обусловлена возможностью  задействовать все особенности восприятия (опора и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетиков).

                Учитель инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Необходимо соблюдение следующих условий:

- создание атмосферы сотрудничества;

- создание благоприятного эмоционального фона;

- уважение и учет индивидуальных мнений;

- опора на групповой опыт;

- отсутствие авторитаризма со стороны учителя;

- обязательная активность обучаемых;

- согласование действий при решении проблемы;

- постановка обучаемого в позицию исследователя;

- получение знаний через прямой опыт обучаемых;

- использование социального моделирования, т.е. проигрывание ситуаций, возникающих в обществе, группе, реальной жизни.

Основными методическими приемами являются: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, рефлексия.

Индуктор - включение в творческий процесс, точка удивления, недоумения, поэтому его нужно соотнести с чувствами, мыслями, эмоциями. Индуктор позволяет обратиться к субъектному опыту учащихся.

Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, текста. Позволяет каждому высказаться, не отсидеться.

Социоконструкция - работа в группах. Конкретному ученику дает возможность самореализоваться; развивается ответственность за результат работы группы. Реализуется потребность ребенка в общении в процессе обучения.

Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, т.е.социальную пробу.

Выступать за группу почетно. Каждому хочется, чтобы группа выступила хорошо, это «заражает» всех.

Разрыв. Работа с литературой, знакомство с авторским текстом позволяет сравнить свое знание с другим. Возникает разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты своего знания; внутренний эмоциональный конфликт, интеллектуальный, подвигающий к углублению в проблему, к пониманию себя, других, науки.

Рефлексия - это самоисследование, самоанализ, который дает возможность каждому осмыслить не только затруднения в ходе работы, но и позволяет понять себя и других.

            Цель урока – мастерской по рассказу В.Пелевина «Жизнь и приключения сарая  Номер XII» - создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. В серии уроков по творчеству В.Пелевина - это урок–индуктор, т. е. одна из задач – сформировать определенную мотивационную сферу, которая вызовет интерес к творчеству В.Пелевина.

           Урок способствует формированию аналитических навыков при работе с текстом, развитию навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развитию образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей, критического мышления,  личностной рефлексии. А также способствует формированию чувства уважения к своей личности,  способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам, ставит вопросы выбора жизненного пути.

Оборудование

1.Текст у каждого (прочитан заранее не в полном варианте)

2.Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые - холодные цвета).

3.Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.

Конспект урока

Мы входим в мир, как в двери мастерской.

Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.

Творческого вдохновения всем нам!

Индуктор

Запишите слово сарай, используя для этого подходящий цвет.

-Когда вы слышите слово сарай,  какие у вас возникают ассоциации? Запишите.

Сарай

Грязное место

Хлам

Задворки дома

Ненужность

Покинутость

-Какие вопросы к рассказу, на ваш взгляд, требуют обдумывания?

  • Что говорит мне текст?
  • Что победит: «мироощущение бочки с огурцами» или «шелест шин»?
  • Найдет ли Сарай Номер XII силы сопротивляться жизненным обстоятельствам?
  • Нужна ли мечта или необходим рациональный взгляд на вещи?
  • В чем смысл жизни? И т.д.

Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.

Самоконструкция

Социоконструкция

Задание группам:

1 группа

Проследить по тексту, как происходит формирование самосознания сарая Номер XII и как в связи с этим меняется его отношение к жизни? Записи дети ведут  по принципу «тройного дневника»:

Этапы формирования

Форма выражения

Мысли, чувства сарая

2 группа

-Как реальность внедряется в жизнь сарая Номер XII? Записи оформляются в виде таблицы:

События

Перемены в душе, чувства

3 группа

Допишите финал, попытаясь сохранить особенности авторского стиля

Социализация

1 группа

-Как происходит формирование самосознания сарая Номер XII и как в связи с этим меняется его отношение к жизни?

                После появления потребности самопознания по-настоящему началась его жизнь. И когда началась его жизнь, у сарая появилось ощущение счастья.

-Что было источником или проводником этого ощущения?

-Как относились к сараю окружающие?

(Гараж: непонимание, презрение)

-Сарай испытал самое страшное чувство - одиночество.

Так произошло столкновение Номера XII с реальностью.

2 группа.

-Как реальность внедряется в жизнь сарая Номер XII?

-Что олицетворяет собой бочка?

(Губительную силу действительности, приземленности

существования, а может быть, и судьбы.  Людей, чье существование лишено возвышенной мечты, наполненности смыслом).

- Что является содержанием жизни таких людей?

(Удовлетворение физиологических потребностей).

-Прошло два дня. Что изменилось в сарае?

(Теперь он был другим. «В самом центре его души …теперь пульсировала живая смерть…-Все это было им.»)

-Автор использует прием деэстетизации. Зачем?

(Образ жизни бочки вызывает отвращение и у сарая, и у читателя)

-Назовите средство выразительности, использованное Пелевиным в словосочетании «живая смерть».

(Оксюморон)

-Какова роль оксюморона?

(Так Пелевин иносказательно описывает процесс деградации личности, ее подверженность социальным условиям существования, губительно влияющим на душу.)

-Как Номера 13 и 14 объяснили все случившееся?

(«Элементарный возрастной перелом».

«Вхождение в реальный мир с его заботами и тревогами всегда сопряжено с некоторыми трудностями».  А для Номера XII – трагедия!)

-Что же получается? Если жизнь дает тебе такую реальность, нужно смириться и ни к чему не стремиться?..

-Новая жизнь сарая была двойной: на одной чаше весов мироощущение бочки с огурцами, на другой - шелест шин. Что же победит?

-Давайте посмотрим, как проявляется эта двойственность. (реализация индивидуального задания)

 Но вдруг однажды…

Социализация

3 группа читает свои варианты финала.

Разрыв

-Чтение финала учителем.

-В чем суть такой развязки?

(Предпочитает смерть, чем прозябание, смирение с тем существованием, которое дает ему действительность в лице бочки с огурцами.)

-Но это не развязка. Это кульминация.

Чтение учителем.

-В чем смысл финала?

(Сарая нет, но душа бессмертна, и именно она способна осуществить мечту).

-Критик и писатель А.Генис говорит, что В.Пелевин пишет в жанре басни, «мораль» из которой должен извлечь сам читатель.

Задайте себе вопрос: «Что говорит мне текст?» и ответьте на него.

(Если очень хотеть, то мечта осуществится, а если даже нет, она нужна, чтобы раскрасить жизнь, чтобы жизнь не превратилась в бессмысленное прозябание.

Учит искать в себе силы сопротивления губительным жизненным

обстоятельствам (мироощущению бочки с огурцами). Учит не терять с возрастом способности мечтать. Учит оставаться самим собой, не терять своей индивидуальности).

-Какие литературные ассоциации вызывает гибель главного героя?

(Лермонтов «Мцыри», Горький «Песня о Соколе» Набоков «Пильграм»…)

-Подпишите справа новые ассоциации к слову сарай, которые возникли у вас после знакомства с рассказом В.Пелевина.

Мечта

Полет

Индивидуальность

Упрямство

Отсутствие серости, бесцветности существования

Свобода

Право на выбор

Рефлексия

Составьте синквейн - образ результата, требующий синтеза информации.

 ( Учитель может предложить свой)

Сарай Номер 12

Мечтающий, упрямый

Познает себя, сопротивляется, борется

«Лишь бездарный покоряется судьбе»

(Абай Кунанбаев)

Обретение свободы

-Я желаю всем нам не потерять способности мечтать, находить силы сопротивляться жизненным обстоятельствам и помнить слова Абая Кунанбаева.

             В качестве домашнего задания дети получают  сочинение – рассуждение на выбор:

1)В жизни по-разному можно жить…

2)Для чего автор соединяет мир живых существ и мир неживой материи?

3)Сопоставьте «Жизнь и приключения сарая Номр XII» В.Пелевина с рассказом В.Набокова «Пильграм». Какая мысль объединяет эти произведения?

              В ходе работы на доске и в тетрадях появляется следующая запись (См. презентацию):

Контроль за работой в группах поручен консультантам

                В процессе реализации активных форм возможно возникновение следующих проблем, к которым нужно подготовиться заранее:

- недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных членов;

- затянувшиеся споры;

- межличностный конфликт отдельных участников;

Решение:

выработка правил нормы и правил совместной деятельности:

  • Слушать и слышать друг друга.
  • Не перебивать.
  • Соблюдать регламент.
  • Слушать команды ведущего.
  • Не критиковать.
  • Уважать позицию каждого.
  • Соблюдать очередность слова и т.д.

        Но несмотря на определенные трудности, обучение в рамках мастерской очень многое дает и ребенку, и группе, и классу.

Конкретному ученику:

- осознание включенности в общую работу;

- развитие личностной рефлексии;

-становление активной субъективной позиции в учебной и иной деятельности;

Учебной микрогруппе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

-поощрение гибкой системы социальных ролей в зависимости от ситуации;

-принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Классу:

-формирование класса как групповой общности;

-повышение познавательной активности класса;

-развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева «Записка»

Методическая разработка- презентация...

Урок 1 по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс).

Материал представляет собой разработку первого урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Тема: «Земля – наш общий дом» (По рассказу В.П.Астафьева «Хвостик» из книги «Затеси»)

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Технология "развитие критического мышления через чтение и письмо" Прием "Чтение с остановкой"....

Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)

Целью данного урока является  выявление способов  выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...

"Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс

quot;Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" с применением технологии «Педагогическая мастерская») 5-й класс...