"Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Богданова Ольга Сергеевна

"Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" с применением технологии «Педагогическая мастерская») 5-й класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astafev_vasyutkino_ozero_5_klass.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

"Уроки выживания" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" с применением технологии «Педагогическая мастерская») 5-й класс

Цель:  создать условия для самоактуализации и самореализации  обучающегося; развивать познавательный интерес обучающихся; способствовать пониманию важности чувства ответственности за собственную судьбу.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: 

  1. Умение характеризовать черты характера героя, выжившего в тайге; проанализировать поступки героя через анализ художественного текста.

Метапредметные УУД:

  1. Личностные: эмоциональное «проживание» текста художественного произведения, выражение своих эмоций.
  2. Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, работает по плану.
  3. Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи, осуществляет обобщение, выводы.
  4. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Мастерская начинается с организации пространства – участники объединяются в четыре группы.

Ход мастерской

Вглядитесь в природу поглубже,

вслушайтесь, поймите её язык:

в тихом шелесте листьев,

в песенках зимней вьюги

или в звонком говоре весенних ручьев.

Что может быть прекраснее всего этого?

(Георгий Скребицкий).

  1. Индуктор

На доске картины с изображением тайги, леса, реки. Звучит музыка леса и природы. Учащимся дается некоторое время на осмысление того, что они сейчас испытывают. Затем мастер предлагает каждой из групп написать на листе слово ТАЙГА и подобрать к нему слова-ассоциации.

  1. Социализация в группе и  классе.

Каждая группа зачитывает слова-ассоциации. Затем из списка выделяют только те слова, которые показывают, чем тайга стала для Васютки, и делятся мнением с одноклассниками.

  1. Самоконструкция.

Беседа с учащимися.

  • На какой реке происходит действие рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро?»
  • А что говорит о Енисее дедушка Афанасий?
  • Что представляет из себя эта река сегодня? (мастер кратко рассказывает об особенностях этой реки).

Енисей — одна из величайших рек Земли и самая многоводная река России. Длина Енисея составляет 3 487 км. Река официально занимает по длине пятое место в мире — «обошли» Енисей только Амазонка, Нил, Янцзы и Миссисипи. По площади бассейна (2 580 тыс. кв. км) Енисей занимает второе место среди рек России (после Оби) и седьмое место среди рек мира.

  • Для чего Васютка уходит в лес?
  • Какую ошибку допустил Васютка?
  • Когда он понял, что заблудился?

Мастер предлагает каждой группе выбрать по одной картине (лес, поляна. озеро, берег) и ответить на следующие вопросы: Что чувствовал Васютка? Какие чувства испытали вы после прочтения этих эпизодов? Как бы вы повели себя в такой обстановке?

  1. Социализация в группе и в классе

Учащиеся делятся друг с другом своими чувствами, мыслями. Мастер записывает чувства ребят на доске. Желающие высказывают свое мнение.

  1. Социоконструкция

Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (работа с текстом). «Тайга хлипких не любит»

Каждой группе предлагается составить памятки на темы: «Советы для тех, кто идет в лес», «советы тем, кто заблудился в лесу», «Законы тайги», «Как правильно разводить костер».

  1. Афиширование

Группы презентуют свои памятки одноклассникам.

7. Разрыв. Просмотр фильма «Как вести себя в лесу, если ты заблудился?»

  1. Самоконструкция

Составление синквейна

Васютка

Смелый, отважный

Собрался, вспомнил, выжил

Тайга хлипких не любит

Герой

  1. Рефлексия

Выразите свое отношение к герою. Чему вы научились у Васютки? Хотели бы вы пережить некоторые эпизоды из жизни Васютки? Какие и почему?

Список использованной литературы

  1. Белова Н.И., Орлова О.В. По меркам добра: педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации. Методическое пособие. – Ковров, ООО "Медиа-Пресс", 2013.-176с.
  2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016 — 252 с.
  3. Галицких О.Е. «От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций педагогов и школьников. Методическое пособие. Санкт-Петербург/ «ПАРИТЕТ», 2003. -  143 с.
  4. Интернет – ресурсы: http://ext.spb.ru/webinars/6833--l-r-.pdf
  5. Интернет – ресурсы: http://my.krskstate.ru/docs/relief/reka-enisey/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок-исследование по рассказу В. Тендрякова "Пара гнедых"в 11 классе

Урок может быть итоговым после изучения раздела "Коллективизация глазами писателей". Рассказ очень ёмкий, содержит интереснейший материал, иллюстрирующий одну из самых трагических страниц истории стра...

урок- презентация по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок-презентация по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" с применением регионального компонента (В.Виард "Приключения Кеши")...

Разработка урока по географии на тему: "Реки и озера мира", 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».

Урок по теме: "Реки и озера мира" позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и ...

Уроки выживания(по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Материал к последнему уроку по рассказу В.Астафьва "Васюткино озеро"...

Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)

Целью данного урока является  выявление способов  выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...