Тема: «Земля – наш общий дом» (По рассказу В.П.Астафьева «Хвостик» из книги «Затеси»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ващенко Жанна Дмитриевна

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Технология "развитие критического мышления через чтение и письмо" Прием "Чтение с остановкой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Земля – наш общий дом» (По рассказу В.П.Астафьева «Хвостик» из книги «Затеси»)

Цель урока: обращение к нравственным проблемам. Воспитание гуманного  отношения к живой природе.

Задачи урока

Образовательные: определение темы и идеи произведения;

развивать умение высказывать своё мнение по данной теме.

Воспитательные: учить понимать добро, утверждать его, не доводить человека до      самоистребления и уничтожения всего живого на земле

 воспитывать любовь и заботу  к окружающей природе;

воспитывать чувство гражданской ответственности.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление;

                развивать речь учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, текст  рассказа для каждого учащегося.

Ход урока

Огрмомент. Презентация. (слайд №1,2)

Вступительное слово.  Виктор Петрович Астафьев, известный вам по рассказам «Васюткино озеро» "Радость первого полёта", "Весенний остров", "Земля просыпается", "Вороны-охотницы", "Дождик", "Летняя гроза", родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он “рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю” и не устаёт “удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте”. Поэтому как личную боль и обиду воспринимает писатель бесчеловечное отношение ко всему живому.  (слайд №3)

“Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”. Свою задачу автор книги видит в том, чтобы “учить понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле”. (слайд №4)

-  Что такое «затесь»? Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Стес, сделанный на дереве топором или другим острым предметом; мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.

Затесь – это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем “сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно”. “Затеси”, собранные в книгу с таким названием писались почти четверть века.

Эмоциональный настрой. (слайд №5)

На доске эпиграф к уроку. Запишем тему и эпиграф к уроку)

“...И был бы человек счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле — творить добро”.
В.Астафьев

Звучит музыкальный фрагмент. Выразительное чтение стихотворения. (слайд №6)

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично — больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи...
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркале осенних луж
Он отражался исполином...
Но вот пришли на двух ногах
Животные — и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гулу
Убийственного топора,
Парк шепчет:
“Вскоре я не буду...
Но я ведь жил — была пора”.

— С этих грустных строк поэта Игоря Северянина, уже известных вам, мне хотелось сегодня начать наш разговор.  (слайд №7)

- Сейчас мы с вами познакомимся с одним из рассказов В.П.Астафьева  «Хвостик» .

- Как вы думаете,  о чем пойдет речь в  рассказе?

(Высказывания ребят (все фиксируются на доске): о природе, о животных, об отношении человека к природе; кто-то из животных ходит за человеком, как хвостик)

-Давайте вместе прочитаем 1-ую часть. (Чтение до первой остановки)    Приложение 1

-Давайте выясним, что из ваших прогнозов подтвердилось?

- О чем мы узнали?  Какая картина рисуется в вашем воображении?  Что из себя представлял  Овсянский остров? Какой приём использует автор в его описании? (слайд №8)

(Остров напоминал “голову” — “туповатую с затылка” и “чубатую со лба”, “в окладе венца”, “с зимней плешью, обметанной черноволосьем...”

Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы — всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)

— Какую цветовую лексику использует автор, какие художественно-выразительные средства?

(Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки: “бледная”, “черноволосье”, “серо-свалявшийся”, “багряно-мерцающие”, “рыхлый цвет”, “бронзовел”, “зелёная”, “серебряно-жёлтая”, “алый”... 

(Попутно объясняется значение слов “оклад”, “отава”, “оподолье”.) Весной краски самые яркие, летом от жары, солнца, пыли они “утихали”, чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть, успокоиться зимой.

Автор использует новые яркие эпитеты — “свалявшаяся отава, вспененный черёмушник, небоязный смородинник”, которые помогают лучше представить красоту природы; развёрнутые метафоры: “тальники погружались в глубину черёмушника”, “черёмуха кружилась, метелила, вспыхивала, стряхивала с себя рыхлый цвет”, “оробело останавливалась гуща”, “утихали листом тальники”, “остров победно возносил мачту”, “темечко земли” и др.)

- Какие ваши предположения будут на дальнейшее продолжение рассказа?

Высказывания ребят (вновь выписываю на доску)   ( мы  узнаем, что случилось на красивом острове; об осени и животных на острове;  кто-то приедет на остров…)

Чтение текста до 2-ой остановки.   Приложение 1

- Что же мы предугадали, а что новое открыли в этой части?

- Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции? (слайд №9)

— Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены.

 (“Вода откатилась”, “Захудала некошеная трава”, “Усохли”, “Оголилась”, “Вода цветёт”, “Перестала рожать черёмуха”, “Обуглились ветки”, “Не полыхают цветы”, “Вытоптаны и вырваны”.)

— Законы острова, его процессы, гармония и красота — всё разрушено. Меняется ли речь, настроение автора?

(Речь очень изменилась, стала резкой, обрывистой, почти пропали метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось и настроение автора: оно стало грустным, безысходным. Если первую часть можно было назвать гимном, то вторую — плачем по острову.)

— Кто же виноват в происшедшем?

(Виноваты люди, их вмешательство в жизнь острова.)

- Но разве всё так плохо? Посмотрите, сюда “валом валят” хозяйственные дачники, кипит их деятельность. Может быть, это новая, современная жизнь острова, ставшего полуостровом? Может быть, так и должно быть и перемены естественны и необходимы? Нет. Взаимодействие человека и природы неизбежно, но оно должно быть разумным. Человек и природа должны мирно сосуществовать, а не уничтожать друг друга. Как, по-вашему, автор относится к дачникам? Что помогает вам почувствовать его отношение?

(Автор использует разговорную лексику, чувствуется его ирония: “прилипают к причалу”, “валом валят“, “жизнерадостный народ”, “под бравую песню... расползаются они”, “холить и выхаживать на личных огородах”.)

-  Как дачники относятся к природе?

(Они “жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят”. Оставляют после себя “бумагу, полиэтилен, стекло, жесть, и никто не прибирает за собой”.)

-Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части.

(“Ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения нечистот и мусора никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь”.)

- Как откликнулась земля на это “хозяйствование”?

(“Оглохла земля”, “коростой покрылась” — она серьёзно больна. Может рождать только “кривобокое, изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое”, а не красивое, совершенное, благоухающее.)

-Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не видит и не хочет видеть происходящее вокруг. Какой приём использует писатель для большей убедительности?

(Астафьев использует антитезу — противопоставление человека и природы. Да, всё это очень грустно... А мальчик хохочет, ему весело.)

- Ваши прогнозы на продолжение рассказа?  (Записываю на доске).  ( Человек поможет природе; человек продолжит губить землю; про браконьеров расскажет писатель; земля загрязняется, а значит и вода.)

- Читаем дальше  (чтение до 3-ей остановки)   Приложение 1

- Что же подтвердилось?

- Что самое страшное вам показалось в этом отрывке?  (Как могли живого зверька засадить в банку?!) (слайд №10)

- Как автор убеждает нас в бесчеловечном отношении к родной природе?

(банка с наклейкой «Мясо», в газете слова: «В защиту природы»)

- Что значит слово «отклик»?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?  (мальчик спасет суслика; вытащит его и вылечит;  приедут отдыхать, а место все загрязнено)

Дочитываем рассказ.   Приложение 1

- Почему именно так заканчивается рассказ?  (высказывания ребят) (слайд №11)

  Рефлексия.       Чему учит нас Виктор Астафьев, о чём предупреждает? (Высказывания учеников. (Свободный микрофон) Объяснение значения слова “цинизм”.)

-То, как расправились люди с сусликом, их цинизм и жестокость, то, что смех мальчика вызван не смешным, а печальным событием, тем, над чем смеяться недопустимо, противоестественно, — всё это неслучайно, это только следствие отношения взрослых к природе, потому что большое зло начинается с малого: со сломанной ветки, с растоптанного цветка, со смеха над болью слабого, беззащитного. Как взрослый человек начинается с ребёнка, так и жестокость, бессердечие начинаются с простого равнодушия.

Обобщение

-Да, мир вокруг прекрасен, людям подарена красота. И нам нужно сделать совсем немного: просто сохранить эту красоту, “творить добро”, “быть сопричастным всему живому” Этому учит нас Виктор Петрович Астафьев.  (слайд №12)

Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей, пламенные речи политиков, акции экологов... Но всё так же вырубаются и горят леса, “редеют парки”, уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоёмы... Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателей, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, “писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку”. (слайд №13)

Домашнее задание:  (слайд №14)

А). Нарисовать рекламный плакат «Защитим родную природу».

Б). Написать письмо  сверстникам «О чем просят нас животные?»

В). Прочитать  рассказ «Костер возле речки» и поделиться впечатлениями на следующем уроке.

Приложение 2

Использованная литература:

Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.

Интернет ресурсы

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. -М.: Просвещение.2008Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издательство «Советская энциклопедия», Москва. 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический час на тему «Земля - наш общий дом»

Экологический час по формированию экологического сознания и чувства уважения к планете Земля и развитию интереса, бережного отношения илюбви к окружающему миру...

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...

Тема «Земля – наш общий дом».

Сочинение по экологии ученика 7 «б» класса  средней школы №3 г. Владикавказа РСО – Алания   Цакоева  Астана....

конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Хвостик"

Документ содержит конспект урока и рабочую тетрадь для каждого учащегося для знакомства с текстом рассказа. Основной прием - чтение с остановками. прилагаемая презентация познакомит учащихся с портрет...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и...

Исследовательская работа по литературе в 5 классе по теме: "Взаимоотношения человека и животных (по рассказам В.П. Астафьева)"

Работа содержит анализ 4-х рассказов писателя и данные опроса школьников по данной теме...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...