Главные вкладки

    Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»
    план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме

    Емельянова Нина Дмитриевна
    Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции. задачи: -формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля; -закрепить знание о флоре и фауне ; - вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой; -воспитывать патриотическое отношение к своему краю, желание посильной помощи в выравнивании экологической обстановки в своей местности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologicheskiy_urok.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологический урок « Экология и культура – будущее России»  на тему «Земля - наш общий дом»

    Цель: дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся

    понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и

    какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию

    у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной

    позиции.

     задачи:

    -формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;        

    -закрепить знание о флоре и фауне ;

    - вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой;  

    -воспитывать  патриотическое отношение к своему  краю, желание  посильной помощи в выравнивании экологической обстановки в  своей местности. 

    Ход урока.

    Учитель. Этот год – год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от 10августа 2012 г. № 1157)

    Сегодня нам надо решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить на потом. Надо

    думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при

    этом нельзя забывать о том, что все это надо делать не в ущерб для нашей планеты. Те, кто

    считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забыли и знали, как это сделать, называют себя

    экологами. Что же такое экология сегодня? Экология сегодня – это не только наука, это

    мировоззрение, отношение к себе, позиционирование себя в этом мире, это и политика, и

    экономика, и культура.

    Оказалось, что решать экологические проблемы в отрыве от решения важных

    экономических и социальных задач не получается, поэтому надо сделать так, чтобы все эти задачи

    решались одновременно и чтобы в ходе нашего развития природе не становилось хуже. И это

    нужно не только ей, но и нам. От нашего неверного поведения социальные и природные аномалии

    становятся «нормой» жизни. Когда природе становится плохо и нам нелегко. Нельзя быть

    здоровым в «больной» среде. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром. Неслучайно это

    слово означает и то, и другое. Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием. А

    правила верного поведения записаны в «Хартии Земли».

    На самом большом форуме в истории человечества в прошлом году в Рио-де-Жанейро,

    главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе,

    которая называется «Будущее, которого мы хотим». Как же туда попасть, в это будущее, которого

    мы так хотим? Что для этого надо делать?

    Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все

    больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа модернизации и

    инновационного пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и

    такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе, а

    значит и к нам с вами. Надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии,

    чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.

    Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить

    красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые

    дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и

    приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По

    тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень

    развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет

    годом культуры. Экология и культура – будущее России.

    1 ученик

    Есть просто храм,

    Есть храм науки,

    А есть еще природы храм –

    С лесами, тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам.

    Он свят в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь,

    Входи сюда,

    Будь сердцем чуток,

    Не оскверняй его святынь.

    2 ученик

    Утром солнышко встает,

     Всех на улицу зовет.

    Выхожу из дома я,

    -Здравствуй, улица моя!

    Я пою - и в вышине

    Подпевают птицы мне.

    Травы шепчут мне в пути:

    Ты скорей, дружок, расти.

    Отвечаю травам я,

    Отвечаю ветрам я,

    Отвечаю солнцу я,

    -Здравствуй, Родина моя!

    Учитель:

     Отгадайте загадку и узнайте тему сегодняшнего занятия.

    "Ни начала, ни конца.

    Ни затылка, ни лица.

    Но знают все, и млад и стар,

    Что она огромный шар.

    (Земля)

    Конечно, сегодня мы будем говорить о нашем храме природы, о планете -  Земля!

     А  вы знаете, что от того, как мы будем относиться к нашему храму, такова и будет наша жизнь.

    Кто любит, когда у него дома уютно, чисто и красиво?

    Ведущий

    -Кто живет в этом храме  кроме нас с вами? (растения и животные)

    Дерево, зверек, цветок и птица,

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни!

    Вы согласны со мной?

    Учитель:

    О каких животных я вам сейчас загадаю загадки?

    Сердитый недотрога

     Живёт в глуши лесной.

     Иголок очень много,

     А нитки не одной.                              (ёж)

    -У косого нет берлоги,

     Не нужна ему нора.

     От врагов спасают ноги,

     А от голода – кора.                              (заяц)

    -За деревьями, кустами

     Промелькнуло быстро пламя.

     Промелькнуло, пробежало,

     Нет ни дыма, ни пожара.                      (лиса)

    -Зверька узнали мы с тобой

     По двум таким приметам:

     Он в шубе серенькой зимой,

     А в рыжей шубке - летом.                       (белка)

    -Словно царскую корону,

     Носит он свои рога.

     Ест лишайник, мох зеленый.

     Любит снежные луга.                                (олень)

    -Работящие зверьки

     Строят дом среди реки.

     Если в гости кто придет,

     Знайте, что из речки вход!                         (бобры)

    -Трав копытами касаясь,

     Ходит по лесу красавец,

     Ходит смело и легко,

     Рога раскинув широко.                                (лось)

    -В одежде богатой,

     Да сам слеповатый,

     Живет без оконца,

    Не видывал солнца.                                       (крот)

    -Он ходит голову задрав,

     Не потому, что гордый нрав,

     Не потому, что важный граф,

     А потому, что он ...                                    (жираф)

    Ведущий:

    Давайте на минуту представим, что на нашей планете исчезли все животные и птицы.

    Это было бы хорошо или плохо?  (размышления детей о пользе животных)

    Какое животное из всех названных мы бы назвали лишним в этом ряду и почему?

    Как вы думаете- нужно ли беречь животных  и растения?

    Охранять их от браконьеров? 

    Учитель:

    Действительно на нашей Земле огромное количество животных и все они важны и нужны.

    Мы с вами уже говорили о том, что человек загрязняет
    окружающую среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?

    Игра: (работа в группе) "Хорошо - плохо".

    Рассмотрим условные знаки и поместим их под сигналами.

    Зеленый квадрат - положительное влияние на природу,   красный   - отрицательное.

    Я вам буду показывать сигналы, а вы ,посоветовавшись в группе, поднимите нужный знак

     Ведущий на доску прикрепляет сигналы:

           Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.

           Развешивание кормушек и домиков для птиц.

            Мусор в лесу.

            Браконьерство.

            Очистительные фильтры на трубах заводов.

            Создание заповедников.

            Посадка деревьев.

            Создание Красной книги. 

    -Что такое Красная книга? Почему книга называется Красная? (предположения детей)

    Давайте ответ найдем в справочнике. (Работа с энциклопедией)

    Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и
    региональные.

    Вывод:

    Красная книга - это книга справочник об исчезающих животных и растениях. Красный цвет сигнал - тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в книгу, необходимо охранять.

    Давайте посмотрим, какие же животные  и растения нашего края занесены в Красную книгу. (Представление детьми животных и растений ,занесенных в Красную книгу) 

    Люди создают заповедники, заказники, парки и другие охраняемые объекты, с целью помочь природе.

    Ученик:

    Давайте будем беречь планету,

    Другой такой на свете нету.

    Развеем над нею и тучи и дым,

    В обиду ее никому не дадим!

     Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

    От этого станем мы только добрей!

    Украсим всю Землю садами, цветами,

    Такая планета нужна нам с вами!

     Учитель: 

    Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.

    Конечно, красоту всей планеты нам с вами сохранить очень сложно. Но хранить красоту нашего  края мы можем.

    -Можем   мы  помочь птицам, живущим в нашем крае? (ответы детей)

    Зимой мы с вами мастерили кормушки.

    -А можем помочь стать нашему селу чистым?(ответы детей)

     Сейчас  мы с вами будем волшебниками. Готовясь  к этому уроку  фотографировали все самые загрязненные места в нашем селе.

    Посмотрите,  как неуютно выглядит наше село. Но мы, же
    сейчас будем с вами волшебниками. Давайте возьмем и превратим весь мусор в цветы!

    (На   фотографии с изображением мусорных мест в  селе дети складывают из  цветной бумаги цветы и  приклеивают)

    Итог занятия:

    Согласен ли ты с нами, что Природа тоже нуждается в заботливом отношении к ней?  Чем ты можешь помочь? Что может сделать каждый, чтобы жить в мире с окружающим миром? Как жить дальше, как попасть в «Будущее, которого мы хотим»? (Дети рисуют листовки)

    Людям может быть хорошо только тогда, когда хорошо окружающей их природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему "Экология и культура - будущее России".

    Методическая разработка урока на тему "Экология и культура - будущее России"....

    Методическая разработка урока «Экология и культура – будущее России»

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизн...

    Презентация к открытому уроку "Экология и культура-будущее России"

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимсяпонять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизни...

    Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

    Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

    «Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»

    Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»Был приурочен Году охраны окружающей среды и экологии. Проведен в рамках недели биологии, экологии,  географии. Сценар...

    ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ

    Урок проводится для пятиклассников в рамках Всероссийского урока по экологии. Основан данный урок на знаниях, полученных при изучении  предмета «Природоведение с элементами экологии». В проведени...

    Урок "Экология и культура-будущее России"

    Методическая разработка урока "Экология и культура - будущее России"...