Главные вкладки

    ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Егорова Надежда Николаевна

    Урок проводится для пятиклассников в рамках Всероссийского урока по экологии. Основан данный урок на знаниях, полученных при изучении  предмета «Природоведение с элементами экологии». В проведении урока приняли участие обучающиеся двух пятых классов – 56 человек и учащиеся 6-7х классов, члены школьного экологического театра «ОЙКОС» - 12 человек.

    Подготовка к уроку: подготовка спектакля и презентации «Экосистема леса»; учащиеся изучают и анализируют содержание международных документов связанных с вопросами экологии (учитель может их консультировать); проходит конкурс презентаций с экологическим содержанием; изготовляется реквизит (костюмы, оформление сцены).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eko-urok-2.docx33.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением иностранного языка» г. о. Электросталь Московской области

    ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ

    Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ

    Исполнители: учитель биологии и химии Егорова Н.Н.,

     Учитель биологии и ОБЖ Сотникова Т.А.

    Май 2012год

    Урок проводится для пятиклассников в рамках Всероссийского урока по экологии. Основан данный урок на знаниях, полученных при изучении  предмета «Природоведение с элементами экологии». В проведении урока приняли участие обучающиеся двух пятых классов – 56 человек и учащиеся 6-7х классов, члены школьного экологического театра «ОЙКОС» - 12 человек.

    Подготовка к уроку: подготовка спектакля и презентации «Экосистема леса»; учащиеся изучают и анализируют содержание международных документов связанных с вопросами экологии (учитель может их консультировать); проходит конкурс презентаций с экологическим содержанием; изготовляется реквизит (костюмы, оформление сцены).

    Оборудование: сценические костюмы, макеты деревьев, презентации победителей предварительного конкурса, тексты документов, музыкальное сопровождение.

    Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».

    Задачи:

    1.Обратить внимание учащихся:

    • на проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы;  причины лесных пожаров, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира; проблемы экологии современной России);
    • на то, что  «природа – идеальный мир» (гармония природы,  сбалансированность природных процессов «так  было, есть и должно быть всегда!»);
    • на необходимость формирования навыков экологической культуры как способа взаимодействия человека с природой – как сценария будущего России.

    2.Расширить представление об окружающем мире, познакомив с понятиями «экосистема» и «биосфера».

    3.Развивать у обучающихся пятых классов основные компетенции: исследовательскую, информационную, проектную, познавательную, коммуникативную, компетенцию групповой деятельности.

    Ход урока:

    1.Введение. «Как прекрасен этот мир!»

    (учитель рассказывает о красоте, неповторимости и хрупкости природы мира и России)

    Учитель: Окружающий нас мир прекрасен. Мы восхищаемся пением птиц, красотой цветка, легким порханием бабочки, умиляемся проказам домашних любимцев. Человек посвящает природе стихи, музыку, песни, картины. Мы любуемся природой нашего родного края, самых затаенных уголков России:  голубыми озерами, земляничными полянами, ромашковым полем, снежным лесом. Но за всей этой красотой скрывается сложный, многогранный мир живых организмов. Живые организмы связаны друг с другом и, разрушив эту связь, мы можем нарушить хрупкую устойчивость мира.

    2. Экосистема. Многообразие отношений в экосистеме.

    Учитель: (фронтальная беседа с классом)

    • Какие формы взаимодействия организмов вам известны

    (предполагаемый ответ: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз)

    • Для чего организмы вступают в эти отношения?

    (предполагаемый ответ: получение питательных веществ)

    • На какие группы по способу питания делятся живые организмы?

            (предполагаемый ответ: автотрофы – организмы, способные создавать органические вещества; гетеротрофы – питающиеся готовыми органическими веществами)

    • Все организмы образуют в природе…

            (предполагаемый ответ: цепи питания)

    В биологии есть понятие «экосистема». Этот термин используется для обозначения совокупности всех живых организмов, проживающих на однородной территории. Например: экосистема леса, луга, степи, пустыни, озера, реки. Край, в котором мы проживаем, называется Мещерой. Это территория Московской области, расположенная в зоне смешанных лесов.

    Ребята, кого можно встретить в наших лесах?

            (предполагаемый ответ: лось, белка, разные птицы, олень, уж, дятел, еж, кабан, лиса…)

    Учитель: Как много вы назвали животных. Как же они уживаются друг с другом? Почему им хватает места и пищи? Мы это выясним, посмотрев спектакль. Его для вас приготовили участники школьного экологического театра «ОЙКОС». Спектакль называется «Экосистемы смешанного леса». Внимательно смотрите, и определите какие виды взаимоотношений показаны в этом спектакле.

    (на сцене демонстрируется спектакль: «Экосистемы смешанного леса», спектакль сопровождается показом презентации Приложение 2)

    ВИДЕО ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    (после спектакля идет обсуждение)

    Учитель: Что же вы увидели? Кого вы узнали? Какие отношения между животными вам знакомы? Какой вывод мы можем сделать.

            (предполагаемый ответ: Мы увидели растения, способные к фотосинтезу; животных хищников (медведь, лиса, волк, сова, дятел); паразитов (короед); симбионтов (бабочка); разрушителей органических веществ – червяка и плесень. Вместе они обеспечивают круговорот веществ в природе)

    Учитель: Сегодня скорость развития мира «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы с окружающей средой. В 1992г в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе ООН представители большинства стран мира (190 из 220) приняли «Декларацию Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».

    3. Биосфера – глобальная экосистема

    Учитель: Экосистемы лесов, озер, болот, степей, рек образуют большую планетарную систему, которая называется биосфера.

    Человек, как живое существо, является частью биосферы и оказывает воздействие на весь окружающий мир. Население Земли увеличивается. Сейчас на ней проживает почти 7 миллиардов человек. Люди нуждаются в пище, одежде, природных ресурсах, строят дороги, города, заводы, производят большое количество мусора. Природа не справляется с таким интенсивным воздействием на нее. Возникают самые разные экологические проблемы. А так как Россия является одной из крупных и промышленных стран, то для нее мировые проблемы становятся собственными.

    4. Что угрожает жизни биосферы

    Учитель: Ребята, какие вы можете назвать экологические проблемы в современном мире?

            (предполагаемый ответ:

    • обеднение биоразнообразия;
    • загрязнение почвы, воды, воздуха;
    • накопление производственных и бытовых отходов;
    • истощение и разрушение почв;
    • климатические изменения;
    • уменьшаются запасы полезных ископаемых;
    • перенаселение планеты: голод, нехватка воды;
    • ухудшение состояния здоровья)

    Учитель: Все что вы перечислили очень актуально для любой страны мира, в том числе и для России. Чтобы эффективно бороться с грозящей опасностью нужно повышать экологическую культуру и накапливать экологические знания. На сегодня загрязнение окружающей среды – одна из важнейших проблем современности.

    Учитель: Ребята, давайте познакомимся с выступлениями и презентациями ваших одноклассников. (выступают учащиеся с презентациями:

            «Загрязнение атмосферы»             приложение 3

            «Загрязнение почв»                          приложение 4

            «Загрязнение природных вод»     приложение 5

    Учитель: Последствия загрязнений носят глобальный характер. С середины 1800гг среднемировая температура повысилась на 0.6 градусов по Цельсию, что сказалось на всей планете – средний уровень мирового океана повысился на 10-20см, объем ледников в Швейцарии сократился на 2/3, толщина арктических льдов сократилась на 40%, гора Килиманджаро в Африке потеряла 82% ледяной массы. Как следствие страны Африки испытывают большой дефицит воды. За последние 40 лет человечеством использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю.

    5. Как можно решить существующие экологические проблемы

    Учитель: Все понимают, что медлить с решением этих проблем нельзя. Какое решение нужно выбрать?

            (предполагаемый ответ: такие проблемы решаются только вместе, народами всей Земли, нужно проводить международные встречи, обсуждать пути решения этих проблем, подписывать договоры)

    Учитель: Существует много международных организаций, которые занимаются вопросами защиты окружающей среды: ООН, ЮНЕСКО, Экологический фонд, ГРИНПИС и др. Сформулированы международные законы, конвенции, договоры, соглашения, в подписании и реализации которых, участвует и Россия. Ведь ее территория огромна, она занимает разные климатические зоны, на ее территории есть и степи, и леса, и равнины, она омывается морями и океанами, могучие реки переносят воду с южных районов на север и с севера на юг. Природа и ресурсы России разнообразны и богаты. Будущее России зависит от нашего грамотного отношения к этим богатствам. Мы обязаны научиться хранить и преумножать эти богатства.

    (обсуждение домашнего задания)

    Учитель: До урока каждая группа получила задание ознакомиться с документами и определенной информацией. О чем вы узнали, читая выдержки из предложенных документов?

    ПРИЛОЖЕНИЕ 6

    Первая группа

    (предполагаемый ответ: Мы узнали о том, что существует Красная книга. Есть международная Красная книга, Красная книга России, Красная книга Московской области. В этих книгах есть цветные страницы, на которых…)

    Вторая группа

    (предполагаемый ответ: Мы познакомились с документом, подписанным в г. Киото (конвенция ООН об изменении климата) в декабре 1997г и получившим название Киотский протокол. Этот документ призывает ограничить выброс парниковых газов, в частности углекислого газа, т.к. эти газы отрицательно влияют на климат планеты. Россия присоединилась к этому протоколу)

    Третья группа

    (предполагаемый ответ: Мы ознакомились с конвенцией ООН об охране всемирного культурного и природного наследия. В ней говорится, что каждое государство обязано сохранять культурное и природное наследие, язык, традиции народа, культурные памятники и природу)

    Четвертая группа

    (предполагаемый ответ: Наша группа работала с документом «Рио+20». Мы узнали, что 17 мая 2012г состоялась всемирная конференция ООН по устойчивому развитию, посвященная 20-и летию со дня первого заседания в Рио-де-Жанейро(1992г). В этом документе говорится о необходимости всех стран мира развиваться соблюдая экологические законы, развивать экологические знания, экологические технологии. Разработаны методы развития стран, согласно «Зеленой экономике».)

    6. Без знаний проблема не решается. (дискуссия)

    Учитель: Легко ли найти решение проблемы? Сейчас мы попробуем это сделать. А проблема такая – в России большие залежи нефти и природного газа, огромные запасы лесов. Но каждый год мы видим в канун новогоднего праздника елочные базары, сколько природных красавиц вырубается ежегодно, в то же время в магазине большой выбор искусственных елей. Вопрос: «Что лучше – натуральная или искусственная ель». Мы предлагаем вам разделиться на две группы. Первая группа готовит коллективное предложение «ЗА» натуральную ель и «ПРОТИВ» искусственной. Вторая «ЗА» искусственную и «ПРОТИВ» натуральной.

    (дается время на обсуждение, вызываются представители двух групп на сцену и им предлагается возможность высказаться)

    Предполагаемые ответы:


    Первая группа

    «ЗА»

    • Не выделяет вредных веществ в помещении
    • Образует фитонциды,  убивающие бактерии, приятно пахнет
    • Вырубка елей способствует прореживанию леса, а следовательно, активному росту молодых деревьев и уменьшает вероятность пожара
    • Перегнивает без вреда для природы
    • При пожаре не образует ядовитых газов, кроме угарного

    «ПРОТИВ»

    • Пластмассы особенно при нагревании выделяют вредные вещества
    • Сырьем для пластмассы служат нефть и газ, а их добыча и транспортировка связаны с загрязнением среды
    • Химические заводы загрязняют окружающую среду
    • Пластмассы разлагаются очень медленно, при этом выделяются вредные вещества

    Вторая группа

    «ЗА»

    • Не уничтожаются деревья
    • Служат долго
    • Хвоя не падает, дерево долго стоит
    • Разный дизайн
    • Новые технологии позволяют уменьшить загрязнение среды
    • Можно использовать пластмассу старых елок вторично

    «ПРОТИВ»

    • Вырубаются деревья
    • Уменьшается количество кислорода
    • Много мусора
    • Настоящая елка стоит недолго
    • Выброшенные елки захламляют дворы, валяются везде

    Учитель: Как мы видим, ребята, однозначного ответа нет. Живые ели выращивают на специальных плантациях и даже в кадках. Поэтому большого вреда это не приносит, но многие люди нарушают законы, и браконьерствуя, рубят деревья в лесу. Искусственные ели долговечны, но их производство вредное и при использовании экологически небезопасны. Решая эту задачу, мы убедились, без знаний не одна проблема не решается, даже проблема новогодней елки.

    7. Хартия Земли

    Учитель: Идея Хартии Земли появилась в 1987г. Текст был создан в процессе шестилетнего всемирного обсуждения(1994-2000). Заключительный вариант текста Хартии Земли был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в марте 2000г.

    Наш мир становится все более хрупким. Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.

    8. Заключение и обобщение

    Учитель: На уроке мы поговорили о многообразии природы, необходимости сохранения этого многообразия, экологических проблемах современности, способах их решения. Давайте, ребята, сформулируем свои предложения по сохранению природы.

    (Предполагаемые высказывания детей:

    Если будущее России зависит от ее жителей и от нас, то мы должны и обязаны сохранять природу, любить природу, экономить воду, электричество, тепло. Для изготовления бумаги собирать макулатуру – так мы будем беречь леса; собирать металлолом; не будем уничтожать редкие растения, животных, аккуратно обращаться с огнем на природе, не оставлять мусор в лесу. Необходима переработка мусора и отходов. Рассказывать младшим ребятам о бережном отношении к природе.)

    Учитель: Подводя итог, мы делаем вывод о том, что сохранение природы – обязанность каждого гражданина России, но решить экологические проблемы в одиночку невозможно, поэтому всем людям нужно объединяться для взаимного сотрудничества, нужно уберечь наш хрупкий мир от гибели.

    Приложение 6

    Материалы о красной книге

    Красная книга вся состоит из цветных страниц.

    Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер (Морская корова, странствующие голуби и другие.).

    Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных (зубры, красный волк, бобры, леопард, снежный барс, амурский тигр и другие).

    Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается (белые медведи, розовый фламинго, розовая чайка, джейран и другие).

    Белые страницы – это те животные, которых всегда была немного.

    Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.

    Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания (лось, речной бобр).

    Международный Союз Охраны Природы (МСОП) объединил и возглавил в 1948 году работу по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций большинства стран мира. В числе первых его решений в 1949 году было создание постоянной Комиссии по выживанию видов.    Основной своей целью Комиссия поставила создание мирового аннотированного списка (кадастра) животных, которым по тем или иным причинам грозит исчезновение. Сэр Питер Скотт (Piter Scott), председатель Комиссии, предложил назвать список Красной книгой (англ. Red Data Book), чтобы придать ему вызывающее и ёмкое значение, так как красный цвет символизирует сигнал опасности.

     22 марта 1995 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон «О животном мире», где снова регламентировалась важность создания Красной книги России. Как реализация этого положения последовало постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 158. В этом документе, в частности, декларируется, что Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению. Иными словами, он представляет собой государственный кадастр таких видов и научную базу для создания стратегий их сохранения и восстановления на территории Российской Федерации.

    В окончательный вариант Перечня занесено 415 видов и подвидов, в том числе 155 таксонов беспозвоночных и 260 — позвоночных животных. Общий список по сравнению с Красной книгой РСФСР увеличен на 73 %, причём главным образом за счёт видов и подвидов беспозвоночных животных (объём группы увеличен в 3 раза), а также рыб и рыбообразных (в 4 раза). В Перечень занесены новые макротаксоны (типы, классы): Кольчатые черви (13 видов), Мшанки (1 вид), Плеченогие (1 вид), Круглоротые (4 вида).

    В Красную книгу Российской Федерации в целом занесено 212 новых видов, в том числе все виды беспозвоночных животных (109) и 47 видов позвоночных животных.

    В отличие от большинства красных книг как мирового, так и национального уровней, занесение вида в Красную книгу России на основании Закона РФ «О животном мире» автоматически влечет за собой возникновение законодательной защиты, своего рода «презумпцию запрета добывания», независимо от категории статуса вида.

    Красная книга Российской Федерации вышла в свет в 2001 году. Она представляет собой 860 страниц текста, иллюстрирована цветными изображениями всех занесенных в неё животных и картами их ареалов. Всего в Красную книгу Российской Федерации занесено 8 таксонов земноводных, 21 таксон пресмыкающихся, 128 таксонов птиц и 74 таксона млекопитающих, всего 231 таксон.

    В Красной книге Российской Федерации приняты шесть категорий редкости таксонов и популяций по степени угрозы их исчезновения: 0 – вероятно исчезнувшие; 1 – находящиеся под угрозой исчезновения; 2 – сокращающиеся в численности; 3 – редкие; 4 – неопределенные по статусу; 5 – восстанавливаемые и восстанавливающиеся.

    «Рио+20»: мир оценивает прогресс на пути к устойчивому

    Конференция ООН на высшем уровне по вопросам окружающей среды и устойчивого развития «Рио+20» главной задачей международного сообщества после Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, стало обеспечение устойчивого развития и укрепление трех составляющих этого процесса и их взаимодополняющего характера. Поэтому затронутые здесь вопросы заключаются в следующем: каким образом акцент внимания на экологизации экономики в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты и институциональные рамки устойчивого развития способствовал бы ускорению прогресса в выполнении повестки дня в области устойчивого развития. Основные тезисы — следующие:

     

    a) страны, находящиеся на разных уровнях развития, осуществляют национальные стратегии и программы, которые соответствуют задачам экологизации экономики в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты;

    b) все большее число стран пробует проводить комплексную переориентацию своих национальных стратегий и политики в области развития, включая стратегии достижения «низкоуглеродного зеленого» экономического роста, на принципы «зеленой экономики»;

    c) их совокупного воздействия пока недостаточно для того, чтобы изменить модели производства и потребления в масштабе, соразмерном задачам;

    d) уделение первоочередного внимания «беспроигрышным» возможностям, приносящим в краткосрочной перспективе значительные сопутствующие выгоды, может способствовать укреплению доверия к концепции экологизации экономики в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты и наращиванию соответствующей поддержки;

    e) способность стран, в результате своих усилий по развитию «зеленой экономики», повысить благосостояние населения нередко зависит от поддержания и повышения уровня традиционных социальных расходов на здравоохранение, образование и оказание целевой материальной поддержки неимущим слоям населения;

    f) для того чтобы стратегии развития «зеленой экономики» приносили положительные результаты в социальной сфере крайне необходимы меры по совершенствованию соответствующих институтов;

    g) переход к экологизации экономики в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты предполагает не только структурную реорганизацию государственных органов, регулирующих экономику на различных уровнях, но и проведение технологических преобразований;

    h) после ставшей переломной Конференции в Рио-де-Жанейро охват институциональных рамок устойчивого развития расширился. Однако отсутствие координации и согласованности в работе не позволило в полной мере задействовать весь потенциал. Необходимость решения этой задачи давно назрела. Работа будет сосредоточена на двух темах:

    1. Зеленой экономике в контексте устойчивого развития и искоренении нищеты
    2. Институциональной основе для устойчивого развития

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему "Экология и культура - будущее России".

    Методическая разработка урока на тему "Экология и культура - будущее России"....

    Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»

    Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...

    Методическая разработка урока «Экология и культура – будущее России»

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизн...

    Презентация к открытому уроку "Экология и культура-будущее России"

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимсяпонять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизни...

    Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

    Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

    «Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»

    Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»Был приурочен Году охраны окружающей среды и экологии. Проведен в рамках недели биологии, экологии,  географии. Сценар...

    Разработка урока по теме: "Экология и культура - будущее России"

    На данном уроке целью является, обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»....