Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»
    методическая разработка по биологии по теме

    кабанова татьяна леонидовна

    Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_ekologicheskiy_urok.doc114.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1 слайд

     Методическая  разработка внеклассного материала

    Всероссийский экологический  урок  «Экология и культура - будущее России»

    Подготовила и провела учитель биологии МБОУ « Городецкая СОШ» Кабанова Т.Л.

    2 слайд

    Цель:  дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира;

    содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции;

    обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»;

    побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем.

    3,4 слайд

    Задачи:

    Обратить внимание учащихся:

    проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России;

     то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);

     культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России. 

    Материал и оборудование: проектор, видеоролик, презентация учителя «Всероссийский экологический  урок  «Экология и культура - будущее России», презентация учащихся 10,11классов

    « Экологические проблемы», рисунки конкурса « Экология и здоровье человека», «    «, экологическое социальное исследование- анкеты, аудиозапись, фонограмма, чистые листочки для выполнения заданий.

    5 слайд                                    

    Ход урока:

    Природа – это дом, в котором мы живем,

    И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

    Под небом голубым, под солнцем золотым,

    Хотим мы в доме том жить вовеки.

    Природа – это дом, украшенный трудом,

    Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?

    Что будет, если в нём крыша под огнем,

    Что будет, если в нем сломаем стены?

    Природа – это дом, в котором день за днём

    Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

    И этот дом и смех – один, один на всех,

    Другого дома нет на целом свете.

    2013 год – год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации
    от 10 августа 2012 г № 1157)

    6 слайд

    Введение : Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.). Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».

    7 слайд

    1. Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой? Учитель спрашивает у класса о том, какие проблемы человека с окружающей средой они знают. (3–5 мин.)

    (примерные ответы)

    Биоразнообразие
    Воздушная среда
     Здоровье
     Земельные ресурсы
     Климат
     Опустынивание
    Горные районы
    Лесные ресурсы
    Полярные районы
     Пресноводные ресурсы
     Прибрежные и морские зоны
     Экосистемы

    Защита проектов 11класса « Экологические проблемы»

    Антропогенные изменения почвы.

      Плодородный слой почвы формируется очень долго . Основной фактор плодородия почвы –    

       перегной  (гумус),также используются  минеральные удобрения.

    К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия. Эрозия – это разрушение и снос почвенного покрова.

    Влияние человека на растительный и животный мир.

    Воздействие человека на живую природу складывается из прямого влияния и косвенного изменения природной среды .Человек регулирует численность животных  и состояние растительного мира.  

    Радиоактивное  загрязнение биосферы.

    Проблема радиоактивного загрязнения биосферы возникла в 1945 года после взрыва атомных бомб.

    Загрязнение воздуха

    В процессе своей деятельности человек загрязняет воздушную среду. Основные причины загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и металлургическое производство. Любое нежелательное изменение состава земной атмосферы в результате  поступления в нее различных газов, водяного пара и твердых частиц.

    Примерно 10% загрязнителей попадают в атмосферу вследствие таких природных процессов, как, например, вулканические извержения, которые сопровождаются выбросами в атмосферу пепла, распыленных кислот, в том числе серной, и множества ядовитых газов.

    Загрязнение пресных вод.В реки и озера поступают и вымываемые из почвы дождями минеральные удобрения – нитраты и фосфаты, а так же различные ядохимикаты – пестициды. Основной причиной загрязнения является необдуманная система ликвидация отходов.

    В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам.

    Загрязнение Мирового океана

    Значительная доля  загрязнителе й приходится на нефтяную промышленность.При авариях, происходящих на нефтетанкерах, в Мировой океан попадает значительное число нефти, которая отравляет биоценоз океана.

    Скопления отходов из пластмасс образуют в Мировом океане под воздействием течений особые мусорные пятна. На данный момент известны пять больших скоплений мусорных пятен — по два в Тихом и Атлантическом океанах, и одно — в Индийском океане. Данные мусорные круговороты в основном состоят из пластиковых отходов, образующихся в результате сбросов из густонаселённых прибрежных зон континентов.

    Каково будущее России? — дискуссия

            Задача учителя побудить учеников к дискуссии:

    - Есть ли смысл России изменять свой путь развития?

    - Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.

    - И почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на решение экологических проблем?

    Материал для учителя: Среди стран, для которых это актуально сегодня, - Россия. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и постановка вопроса о поисках оптимального пути развития. Приоритеты страны в инновационной политике, в энергоэффективности, в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития.

    В.М. Захаров

    Директор Института устойчивого развития Общественной палаты РФ

    СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  (МЕТОДИКА)

    Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их решения. Дискуссия возникает на основе диалога учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом.

    ДИСКУССИЯ ≠ СПОР

    Спор - фаза дискуссии, характеризующаяся непримиримостью позиций сторон, главенством софистической направленности и переходом на эмоциональный уровень обсуждения в ущерб логическому.

    Ход кратковременной дискуссии может быть таким:

    •  Выявление позиций участников и их обсуждение;
    •  Раскрытие темы, ее детализация;
    •  Формулирование общей позиции группы по выбранной проблеме, определение конкретных путей решения проблемы, их перечень и приоритетность;
    •  В некоторых случаях, когда выбираются темы, требующие ответа на определенный вопрос, целью дискуссии может стать выработка согласованного решения поставленной задачи.

    Две группы (одна ЗА, вторая ПРОТИВ) на ватмане или доске (так же необходимы маркеры или мел) записывают коллективные предложения, почему они ЗА или ПРОТИВ. На это дается не более 5 минут. По окончанию, по два ученика от группы представляют результат совместной работы.  

    После ответов представителей обеих групп важно обобщить все за и против. Именно обобщенный результат имеет ценность при проведении данной формы работы (дискуссия).

    4. Как вы поняли из дискуссии, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Ведь вам известны основные законы, их необходимо знать, чтобы человек мог «вписать» свою деятельность в природные процессы? Обсуждение. (3–5 мин.)

    Информация для учителя: закон — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Всеобщие законы — это законы, которые (наряду с множеством общих и частных законов) правят нашим миром фактически. И действуют они во всех сферах нашей жизни, причем совершенно независимо от множества правил и законов, созданных человеком: круговороты веществ в природе, сохранение энергии, закон всемирного тяготения, причинно-следственные связи и др.

    8,9,слайды

    • На данном этапе урока можно показать видеоролик «Экология и культура – будущее России» . Для этого необходимо скорректировать план урока (некоторые этапы можно убрать или сократить).

    5. Чтобы «вписать» свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура .

    В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом общем значении культура — это характеристика человеческой жизнедеятельности.

    Информация для учителя: культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт.

    6. Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.); 

    способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе);

            Класс делится на четыре группы (перед уроком на стол положить «Хартию Земли» для каждого ученика). Каждой группе дается не более 5 мин для прочтения и обсуждения одного из раздела хартии:

    1. С уважением и заботой относиться ко всему живому
    2. Экологическая целостность
    3. Социальная и экономическая справедливость
    4.  Демократия, ненасилие и мир

    Каждая группа дает краткий ответ, актуальны ли эти предложения и возможно ли применение «Хартии Земли», как свода этических норм с целью изменения отношения Российского общества к природе.

     

    10 слайд

    7. Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны (2 мин):

    1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.

    2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.

    Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.

    11 слайд

    8. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение.

    12,13 слайды

    Обобщение обсуждения

    Если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать её ресурсы (воду, топливо) разумно, экономно, без излишеств. Экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично.

    Итак, экономим воду:

    1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.

    2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.

    3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).

    4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!

    Во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!

    Экономим электричество, тепло (и топливо!):

    1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.

    2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.

    3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.

    4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.

    5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.

    Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные» идеи! (Е.А.Заика, Е.В.Венецианова)

    Обобщение урока.

    а. в конце урока учитель предлагает ученикам взять маленький листок бумаги (разложить в начале урока, желательно разрезать уже использованные листы это экологичнее. Размер 10 на 10 см).

    б. по команде учителя все ученики закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя.

    в. учитель просит два раза согнуть листок и поочередно отрывать уголки.

    г. далее ученикам предлагается открыть глаза и поднять листочки, они будут у все разные.

     Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия земли.

     (С учетом фильма, время на обсуждение стоит уменьшить.)

    14 слайд

    Принципы Хартии Земли:
    Хартия – это публичный документ, декларация, заявление, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий.  

    • Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
    • Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.
    • Осознавать, что мир — это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.
    • Нам выбирать – всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни.
    • Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать насильственное разрешение конфликтов, мирно решать экологические проблемы и другие спорные вопросы.

    15,16  слайды

    Результатом урока будет составленный классом документ «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».

    Мы, учащиеся 10,11классов, понимая, что

    - биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;

       - важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;

    - для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;

    - важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;

    - людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы  сохранить природное и культурное наследие страны

    Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.

    О чем важно научиться договариваться?

    О необходимости сохранения биологического разнообразия – условия здоровья природы и здоровья человека, благополучия всего общества.

    - О важности сохранения и возрождения лучшего опыта экологической культуры народов России.

    решили договориться:

    - проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что …;

    - рассказывать друг другу и окружающим нас людям об экологической культуре коренных народов нашей местности, потому что …;

    - бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что …;

    - мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к  представителям других национальностей, потому что …

    - изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что …;  

    - стараться давать старым вещам вторую жизнь (…), потому что …

    - не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …

         - не поджигать мусор, потому что …

             - экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и  обесточивая их, потому что

    - в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими  веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …

         - не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности    

           для жизни, потому что …

    - экономить бумагу, потому  что…

         - закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что ...

    … (дети дополняют своими предложениями).

    Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.

    17слайд

     Экологические даты и праздники:

    Международный День Земли (22 апреля)

    День работников леса (18 сентября)

    Международный день защиты озонового слоя

    (16 сентября)

    День птиц (1 апреля)

    Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)

    Народный праздник Иван Купала (7 июля)

    Всемирный день по борьбе с опустыниванием и

    обезвоживанием (17 июня)

    Всемирный день окружающей среды (5 июня)

    Всемирный день туризма (27 сентября)

    Всемирный День животных (4 октября).

         18,19,20 слайды

    На нашем шарике земном,    

    Где мы родились и живём,

    Где в травах летняя роса

    И голубые небеса,

    Где в синем море толстый кит –

    Большой как дом на волнах спит,

    Не разрушайте этот мир девчонки и мальчишки

    Иначе эти чудеса

    Останутся лишь в книжке

    Фонограмма музыки                                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему "Экология и культура - будущее России".

    Методическая разработка урока на тему "Экология и культура - будущее России"....

    Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»

    Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...

    Методическая разработка урока «Экология и культура – будущее России»

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизн...

    Презентация к открытому уроку "Экология и культура-будущее России"

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимсяпонять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизни...

    «Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»

    Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»Был приурочен Году охраны окружающей среды и экологии. Проведен в рамках недели биологии, экологии,  географии. Сценар...

    ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ

    Урок проводится для пятиклассников в рамках Всероссийского урока по экологии. Основан данный урок на знаниях, полученных при изучении  предмета «Природоведение с элементами экологии». В проведени...

    Внеклассное мероприятие в 6 классе на тему: «Экология и культура – будущее России».

    Дать представления о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять что такое экология сегодня, какую роль играет в жизни каждого, какое значение имеет экология в современном обществе, рас...