Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие в 6 классе на тему: «Экология и культура – будущее России».
    план-конспект занятия (6 класс) на тему

    Попова Анастасия Олеговна

    Дать представления о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять что такое экология сегодня, какую роль играет в жизни каждого, какое значение имеет экология в современном обществе, расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и  гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologii.docx29.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 17

    с углубленным изучением отдельных предметов

    Щёлковского муниципального района Московской области

    Внеклассное мероприятие в 6 классе  на тему:

     «Экология и культура – будущее России».

    Провела: Попова А.О.

    Цели: Дать представления о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять что такое экология сегодня, какую роль играет в жизни каждого, какое значение имеет экология в современном обществе, расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и  гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

    Оформление:

    Эпиграфы:

    «Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету» 

     (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Берегите эти земли, эти воды,

    Даже малую былиночку любя.

    Берегите всех зверей внутри природы,

    Убивайте лишь зверей внутри себя!

                                            (Е.Евтушенко)

    Четыре закона экологии:

    1. Всё связано со всем.

    2. Всё должно куда-то деваться.

    3. Ничто не даётся даром.

    4. Природа знает лучше.

    План мероприятия.

    Вступительное слово.

    Проблемная ситуация

    Интерактивная беседа.

    Информационный блок «Законы экологии».

    Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

    Работа в группах «Наша экологическая Хартия».

    Подведение итогов.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово
    2. Учитель: Добрый день, ребята. Давайте сыграем в игру«Верите ли вы?..»

    С целью настроить учащихся на работу, учащимся предлагается поиграть в игру «Верите ли вы?..»

     (Учащиеся должны хором отвечать «да» или «нет»)           Слайд 2

    Верите ли вы, что человек – часть природы?
    – Верите ли вы, что человек может прожить без природы?
    – Верите ли вы, что человек не оказывает влияния на окружающую среду?
    – Верите ли вы, что человек оказывает только положительное влияние на всю биосферу?
    – Верите ли вы, что человек загрязняет окружающую среду?
    – Верите ли вы, что у природы можно брать столько, сколько человеку нужно?
    – Верите ли вы, что все богатства нашей Земли неисчерпаемые?
    – Верите ли вы, что каждому человеку нужно знать правила природы?
    – Верите ли вы, что природа – это жизнь?
    – Верите ли вы, что экологическое состояние нашей планеты – это глобальная проблема?

    Слайд №3

    Учитель:. Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету». 
    - Как вы понимаете это высказывание? 
    Примерные ответы учащихся:
    - Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.

    Слайд №4

    Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

     

    Слайд №5

    Учитель: Послушаем голос природы.

    Люди мира, на минуту встаньте!

    Слушайте, слушайте лесные голоса!

    Звери просят помощи – не троньте –

    Родины леса! Стройные леса!

    Вы их сберегите от порубки,

    От пожаров с дымом до небес.

    Люди мира, будьте зорче втрое

    Берегите лес! Берегите!

    Причины гибели лесов:

    • истощение леса чрезмерными вырубками
    • лесные пожары
    • мусорные свалки

    Учитель: 2. Введение понятия «экология»

    Слайд№6

    - Как выдумаете, может ли планета заболеть?

    - Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.

    Слайд№7

    - Но прежде, давайте определим, что такое экология? (Ответы детей)

    -Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.

    «Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году. (Слайд 6)

    Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.

    Слайд№8 -17

    1. Проблемные ситуации
    • Каков мир вокруг нас?
    • Как окружающая среда может влиять на наше здоровье?
    • Как помочь тем, кто не может помочь сам себе?
    • Когда природе становится плохо, будет ли нам хорошо?
    • Что мы можем сделать, чтоб сохранить природу родного края?
    • Людям хорошо только тогда, когда хорошо окружающей природе
    • Как помочь тем , кто не может помочь сам себе?

    Слайд№11

    В подъезде у крошечной миски
    Лежит и дрожит старый Кот
    Когда то, кошак был домашним

    Сейчас он заходится кашлем
    И выколот старческий глаз
    Ободраны серые уши
    Где помощь от Бога? Всё- ложь...
    Послушай, Послушай, Послушай!!!
    Быть может, Кота ты возьмёшь?
    Коту- ему много не надо
    Вода и еда, Человек!
    Смотри- вот- Живая Награда!
    Ты дай коту кров и ночлег

    В подъезде, в картонной коробке
    Ненужный и ставший чужим
    Кот смотрит уныло и кротко
    Единственным глазом своим

    Кот ждёт и сидит...и не спит
    Увидьте, услышьте... ЛЮБИТЕ
    Быть может, ему- повезёт...

    4. Информационный блок «Законы экологии».

    Слайд 16

    Четыре закона экологии: 

    •  Всё связано со всем
    •  Всё должно куда-то деваться
    •  Ничто не даётся даром
    •  Природа знает лучше
    • Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

    Учитель: Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

    Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

    Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

    Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

    Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

    Учитель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

    Слайд 19

    - К чему привело такое покорение?  Слайд 20-21

    (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

    - Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).

    Загрязнение воздуха Слайд 22.

    - Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”.

    Причины загрязнения воды: Слайд 23.

    • загрязнение горючими и смазочными веществами
    • различный мусор
    • отходы промышленных предприятий

    4. Последствия загрязнения окружающей среды

    •  гибель животного мира заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами
    • увечья человеческого организма
    • нарушение экосистемы
    • Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить?

    Таким образом, мы можем сказать, что слово «загрязнение» нам всем хорошо знакомо. Каждый из нас знает, что природа – это жизнь. Но человек в результате своей деятельности оказывает губительное влияние на окружающий мир. И поэтому так тревожно звучат слова В. Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии стало слово «экология».

     Может всему человечеству пора серьезно задуматься и начать относиться к природе по-человечески?

    В таком случае, каким же должен быть человек?

    Подведение итогов (рефлексия).

    Учитель: Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

    Результатом урока будет составленный классом документ «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».  

    Ее примерный вариант:

    Мы, учащиеся, понимая, что

    -Природа – наше общее богатство, это достояние России, охранять ее – дело совести каждого из нас;

    - важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;

    - людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы  сохранить природное и культурное наследие страны,  

    решили договориться:

    - - изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что …;  

    - стараться давать старым вещам вторую жизнь (…), потому что …

    - не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …

     - не поджигать мусор, потому что …

    - экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и  обесточивая их, потому что …

    - в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими  веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …

    - не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что …

    - экономить бумагу, потому  что…

    - закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что ...

    … (дети дополняют своими предложениями).

    Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.        

     IV. Итог урока.

    Здравствуйте. Меня зовут Северн Сузуки, и я выступаю от имени «E.C.O.» — Детской экологической организации.

    Мы — это группа двенадцати- и тринадцатилетних, которые пытаются сделать мир лучше: Ванесса Сатти, Морган Гайслер, Мишель Куигг и я. Мы сами собрали деньги на билеты сюда, и приехали сюда за 5000 миль для того, чтобы сказать вам, взрослые, что вы должны изменить своё поведение. Выходя на эту трибуну сегодня, я не имею тайных планов. Я сражаюсь за своё будущее.

    Потерять своё будущее — это не то же самое, что проиграть выборы или потерять несколько пунктов на фондовой бирже. Я пришла сюда для того, чтобы говорить от имени всех будущих поколений.

    Я пришла сюда для того, чтобы говорить от имени детей, голодающих во всём мире, и плач которых остаётся не услышанным.

    Я здесь для того, чтобы высказаться в защиту бесчисленных животных, умирающих повсюду на планете потому, что им уже больше некуда уйти.

    Я боюсь гулять в солнечный день из-за дыр в озоновом [слое]. Я боюсь дышать этим воздухом потому, что не знаю, что за химреагенты теперь в нём находятся.

    У себя на родине, в Ванкувере я раньше ходила на рыбалку со своим отцом — пока несколько лет назад мы не узнали, что в этой рыбе полно канцеро[генов]. И ещё мы слышим о животных и растениях, вымирающих ежедневно — исчезающих навсегда.

    Я мечтала, что за свою жизнь я насмотрюсь на огромные стада диких животных, джунгли и тропические леса, полные птиц и бабочек, а теперь я даже не знаю, доведётся ли моим детям вообще их увидеть. Вам когда вы были в моём возрасте не приходилось переживать по поводу таких вещей?

    Всё это происходит у нас на глазах, а мы продолжаем вести себя так, будто времени у нас навалом и все решения [уже] имеются. Я всего лишь ребёнок, и у меня всех этих решений нет, но я хочу, чтобы вы осознали, что нет их и у вас!

    • Вы не знаете, как заделать дыры в озоновом слое.
    • Вы не знаете, как вернуть сёмгу в мёртвый ручей.
    • Вы не знаете, как воскресить уже вымерших животных.
    • И вы не можете вернуть леса, что когда-то росли там, где теперь пустыня.

    Если вы не знаете, как [всё] это исправить, прошу вас, перестаньте разрушать это!

    Быть может, здесь вы — делегаты от своих правительств, бизнесмены, устроители, журналисты или политики... Но в действительности [все] вы — отцы и матери, сёстры и братья, дяди и тёти — и все вы чьи-то дети.

    Я всего лишь ребёнок, но я знаю, что все мы часть семьи, в которой пять миллиардов человек, а на самом деле 30 миллионов видов. И ни границы, ни правительства этого никогда не смогут изменить.

    Я всего лишь ребёнок, но я знаю, что все мы оказались в этой [ситуации], и должны действовать как один единый мир, идущий к одной единственной цели.

    В своём гневе я не слепа, и в своём страхе я не боюсь рассказать этому миру о том, что я чувствую.

    В моей стране производится очень много отходов. Мы покупаем и выбрасываем, покупаем и выбрасываем, однако северные страны не желают делиться с нуждающимися. Даже когда у нас есть более чем достаточно, мы боимся поделиться, боимся расстаться с частью своего богатства.

    В Канаде у нас привилегированная жизнь. У нас полно еды, воды и крова над головой. У нас есть часы, велосипеды, компьютеры и телевизоры. Список можно зачитывать пару дней. Два дня назад здесь, в Бразилии мы испытали шок, когда провели немного времени с детьми, живущими на улице. И вот что нам сказал один из этих детей: «Я хотел бы стать богатым, и если бы это произошло, я накормил бы всех детей на улице, дал им одежду, лекарства, приют, заботу и любовь».

    Если ребёнок, живущий на улице, у которого нет ничего, хочет поделиться [с другими], то почему мы, у кого есть всё, по-прежнему такие жадные?

    У меня из головы не идёт, что эти дети одного со мной возраста; что такую огромную роль играет место, где ты родился; и что и я могла бы оказаться одним из детей, живущих в трущобах Рио. Я могла бы быть голодающим ребёнком в Сомали, жертвой войны на Ближнем Востоке или попрошайкой в Индии.

    Я всего лишь ребёнок, но я знаю, что если бы все те деньги,  потраченные на войну потратили бы на разрешение экологических кризисов, искоренение нищеты и, то каким бы чудесным местом стала бы Земля!

    В школе и даже в детских садиках вы учите нас тому, как вести себя. Вы учите нас:
    • не драться с другими,
    • находить решения,
    • уважать других,
    • убирать за собой,
    • не причинять другим существам боль
    • делиться — а не быть жадными.

    Почему же после этого вы сами идёте и делаете то, что учите нас не делать?

    Не забывайте, для чего вы присутствуете на этих конференциях; для кого вы делаете это — ведь мы ваши родные дети. Вы сейчас решаете, в каком мире мы будем жить... Да, родители должны иметь возможность утешать своих детей словами «всё будет хорошо», «мир на этом не кончается» и «мы делаем всё, что в наших силах».

    Но, мне кажется, вы больше не можете говорить нам эти слова. Мы вообще числимся в списке ваших приоритетов? Мой папа всё время повторяет:
    «Ты есть то, что ты делаешь, а не то, что говоришь».

    Так вот, от того, что вы делаете, я плачу по ночам. Вы, взрослые, говорите, что любите нас. А я словам не верю и прошу, чтобы то, что вы делаете, отражало то, что вы говорите.

    Благодарю вас.

    «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».  

    - изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что …;  

    - стараться давать старым вещам вторую жизнь (…                                       ), потому что …  

    - не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …

     - не поджигать мусор, потому что …

    - экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и  обесточивая их, потому что …

    - в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими  веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …

    - не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что …

    - экономить бумагу, потому  что…

    - закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что ...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему "Экология и культура - будущее России".

    Методическая разработка урока на тему "Экология и культура - будущее России"....

    Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»

    Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...

    Методическая разработка урока «Экология и культура – будущее России»

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизн...

    Презентация к открытому уроку "Экология и культура-будущее России"

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимсяпонять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизни...

    Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

    Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

    Разработка урока по теме: "Экология и культура - будущее России"

    На данном уроке целью является, обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»....

    ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ

    Урок проводится для пятиклассников в рамках Всероссийского урока по экологии. Основан данный урок на знаниях, полученных при изучении  предмета «Природоведение с элементами экологии». В проведени...