Урок "Экология и культура-будущее России"
план-конспект урока по экологии на тему

 Методическая разработка урока "Экология и культура - будущее России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_kultura.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1  Г. КОРОЛЁВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок экологии

Тема: «Экология и культура – будущее России».

Класс 6В

Учитель:  Кулькова Т.С..

2013 г.

       Тема: «ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ».

 

Технологии: мультимедийная  презентация

Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».

Задачи:

Обратить внимание учащихся:

1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России;

2. то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);

3. культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России.

Ход урока:

  1. Введение (актуализация проблемы - 3 мин):

     Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.).

     Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».

  1. Вопрос (3 мин.)

 -Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой? 


Материал для учителя: С середины 1800 - ого года средняя мировая температура повысилась примерно на 0,6 градуса по Цельсию, что неминуемо сказалось на всей планете. Так, например, в течение ХХ века:

средний уровень Мирового океана повысился на 10-20 см;

общий объем ледников в Швейцарии сократился на 2/3;

толщина арктических льдов в конце лета и в начале осени сокращалась примерно на 40%, и гора Кения (Африка) потеряла 92% ледяной массы, а гора Килиманджаро (Африка) 82%.

Другие значительные наблюдаемые изменения включают:

сокращение на 40-60% общего объема имеющихся водных ресурсов в крупных бассейнах рек Нигер, Сенегал и озера Чад;

отступление на 70% песчаной береговой линии и перемещение бореальных лесов (хвойные леса) Аляски к северу примерно на 100 км при каждом повышении температуры на 1 градус по Цельсию.

Появились уже и первые жертвы изменения климата: жители деревни Латеу на одном из островов Вануату вынуждены покинуть родные места из-за затопления острова водами океана.

За последние 40 лет было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. За последние 100 лет из земных недр было извлечено 137 млрд. тонн угля, 47 млрд. тонн нефти, 20 трлн. куб. метров газа. За этот период человечество увеличило свои энергетические ресурсы в 1000 раз. С 1950 – 1955г. потребление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов – в 6 раз, электроэнергии – в 8 раз. Если человечество сделает ставку только на экономический рост, то уже к 2032 году рост потребления органического топлива приведет к тому, что объем выброса углекислого газа в атмосферу достигнет 16 млрд. тонн в год, если же приоритетом станет обеспечение устойчивого развития, то активные шаги по внедрению энергосберегающих технологий позволят к 2032 году снизить этот показатель вдвое, до 8 млрд. тонн.

                     

  1. Дискуссия  «Каково будущее России» (9 мин.)

- Есть ли смысл России изменять свой путь развития?

- Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.

- И почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на решение экологических проблем?

4. Как вы поняли из дискуссии, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Ведь вам известны основные законы, их необходимо знать, чтобы человек мог «вписать» свою деятельность в природные процессы.

Просмотр видеоролика «Экология и культура России» (12 мин 30 сек).

5. Чтобы «вписать» свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура (3 мин).

Культура – это характеристика человеческой жизнедеятельности.

6. Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.) (7 мин), способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе).

Класс делится на четыре группы. Каждой группе дается не более 5 мин для прочтения и обсуждения одного из раздела хартии:

  1. С уважением и заботой относиться ко всему живому
  2. Экологическая целостность
  3. Социальная и экономическая справедливость
  4.  Демократия, ненасилие и мир

Каждая группа дает краткий ответ:

- актуальны ли эти предложения;

-возможно ли применение «Хартии Земли», как свода этических норм с целью изменения отношения Российского общества к природе.

7. Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны  (обсуждение вариантов)- 2 мин:

1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать.

2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.

Вывод: первый  сценарий нас не устраивает; второй – устраивает, но мы должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.

8. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение. (3 мин.)

 Экономим воду:

1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.

2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.

3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).

4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!

 Справка: во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!

Экономим электричество, тепло (и топливо!):

1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.

2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.

3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.

4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.

5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.

Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные» идеи!  

9. Обобщение урока (3 мин.):

-по команде учителя все ученики закрывают глаза (важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя).

-учитель просит два раза согнуть листок и поочередно отрывать уголки.

-далее ученикам предлагается открыть глаза и поднять листочки, они будут у все разные.

4. Многие проблемы можно решить уже сейчас, но надо это делать сообща. И начать надо с себя. Наши дела всегда важнее наших слов.

Завершение, иллюстрирующее, что наши дела всегда важнее наших слов (Игра «Раз, два, три. Хлоп!» Д. Медоуз) — 2 мин.

Шаг 1. Попросите всех участников встать так, чтобы все они вас видели, но чтобы между ними было расстояние около метра.

Шаг 2. Затем учитель показывает, как надо держать руки — словно вы собираетесь хлопнуть в ладоши — и просит всех участников держать руки так же. Теперь скажите: «Я буду медленно считать до трех, а потом скажу «Хлоп!». Когда я скажу «Хлоп!», хлопните все в ладоши».

Шаг 3. Медленно считайте вслух «Раз. Два. Три». Затем хлопните в ладоши (все громко хлопнут вместе с вами), выдержите паузу в пару секунд, а потом скажите «Хлоп!».

Большинство присутствующих хлопнет в ладоши одновременно с вами, не дожидаясь слова «Хлоп!», хотя вы попросили хлопнуть их именно после этой команды. Выдержите минутную паузу, чтобы у каждого было время подумать.

Вывод по уроку: для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия земли.

Четыре столпа и шестнадцать принципов Хартии Земли:
 

I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём

1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.

2. Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью.

3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.

4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.
 
II. Экологическая целостность

5. Защищать и сохранять целостность экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.

6. Использовать в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а при недостатке информации — стратегию «предосторожности».

7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.

8. Развивать исследования в области экологической устойчивости и осуществлять открытый обмен информацией и ее повсеместное применение на практике.
 
III. Социальная и экономическая справедливость

9. Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив.

10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.

11. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания.

12. Поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств.
 
IV. Демократия, ненасилие и мир

13. Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.
14. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.
15. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.

16. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.

Всероссийский урок экологии -03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Экология и культура - будущее России".

Методическая разработка урока на тему "Экология и культура - будущее России"....

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...

Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

«Экология и культура – будущее России»

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается...

Экология и культура- будущее России

урок по обществознанию в 8 классе...

«Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»

Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»Был приурочен Году охраны окружающей среды и экологии. Проведен в рамках недели биологии, экологии,  географии. Сценар...

Разработка урока по теме: "Экология и культура - будущее России"

На данном уроке целью является, обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»....