конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Хвостик"
план-конспект урока (7, 8 класс)

Документ содержит конспект урока и рабочую тетрадь для каждого учащегося для знакомства с текстом рассказа. Основной прием - чтение с остановками. прилагаемая презентация познакомит учащихся с портретом В.П.Астафьева, поможет наиболее полно представить происходящее в рассказе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления учащихся при изучении рассказов

Современная литература богата различными именами, однако имя Виктора Петровича Астафьева особо дорого жителям Сибири. Каждое его произведение несет в себе глубинный смысл, рассказывает о загадочном сибирском характере, учит бережному отношению к природе. К сожалению, творчество данного писателя в школьной программе не изучается подробно, только несколько произведений предлагаются для изучения. Безусловно, творчество знаменитого сибирского писателя необходимо изучать в школе на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения. Стиль В.В.Астафьева уникален и неповторим, в его произведениях много диалектных слов, характеризующих суровый быт сибиряков. Читать такие произведения нужно неторопливо, с остановками, проникая в сердце текста. Вдумчивому чтению художественных произведений способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, однако авторами являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания [1]. В данной технологии можно выделить фазы:

  • Первая – вызов, когда ставится задача активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу. На данном этапе при изучении произведений В.П. Астафьева рекомендуем использовать прием «Выглядит, как…», так как он способствует развитию творческих способностей.
  • Вторая – стадия осмысления, на которой идет непосредственная работа с текстом. При работе с произведениями малых форм лучше всего использовать такой прием, как чтение с остановками. Он также способствует более осмысленному чтению художественного текста.
  • Третья – рефлексия, т.е. размышление над информацией, ее творческое переосмысление, интерпретация.

«Затеси на память». Анализ рассказа «Хвостик» из книги

«Затеси» В.П. Астафьева

Анализируемое произведение заранее не объявляют учащимся, с его текстом они впервые знакомятся на уроке. Разделённый на шесть частей текст прочитывают и анализируют постепенно. Урок может быть проведён на завершающем этапе изучения творчества В. П. Астафьева.

Цель: создать условия для формирования активной жизненной позиции, формирования УУДов через систему анализа и моделирования посредством специально организованной творчески-активной среды, инициирующей и развивающей детские личностные отношения и действия, формирующей читательский вкус, умение понимать и осмысливать текст; воспитывать милосердие, чувство жалости и уважения ко всему живому на земле.

Цель урока: произвести идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева «Хвостик»;

1. Предметные

- познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Хвостик».

-   вызвать интерес к личности В.П. Астафьева и его произведениям.

2. Метапредметные

Познавательные:

 -   развивать умение работать с текстом;

- формировать грамотного читателя, способного понять авторскую позицию;

Регулятивные:

- формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний,;

- уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

Личностные :

-  формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности перед ней и сопричастности ко всему живому;

- способствовать осмыслению учащимися трагических последствий человеческого равнодушия и жестокости по отношению к природе и живому существу.

Коммуникативные:

 - развивать коммуникативные навыки,  учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы;

Оборудование: отрывки текста миниатюры (раздают на каждую парту по ходу урока); портрет писателя; фотографии уголков природы, изуродованных деятельностью человека.

                                                 Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей

и птиц, он от природы наделен

наблюдательностью,

он переполнен любовью к многоцветному

миру.

Н. Н. Яновский

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап, мотивация.
  2. Проверка д/з.  Тест  - средства художественной выразительности, самопроверка по слайду №1.

Для чего нужно разбираться в художественном своеобразии текста? (понять красоту и идею произведения)

Двое учащихся работают с индивидуальными заданиями:

  • работа с толковым словарем -   значение слова затесь в словаре В.И.Даля и у В.П.Астафьева;
  • работа над выразительным чтением стихотворения И.Северянина (см. ниже).

  1. Актуализация знаний.  Работа с эпиграфом.(Слайд №2 )

1. Мы с вами не первый раз встречаемся на уроках с произведениями В.П.Астафьева.

1) - Как вы полагаете, какое опорное слово нужно для соединения материала в единое  целое? (Память – появляется первое слово в теме урока)

2) Повторение ранее изученных произведений.

- Какие истории помнит В.Астафьев и передает нам их содержание? (выстраиваем горизонталь)

3) “Васюткино озеро”. (Память)

- Можно ли сказать, что Васютка был в тайге один? (Физически – один, а духовно его спасла культура, нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире. Значит, мы можем сказать, что с ним была память, зарубки в памяти)

4) С памятью обратимся к памяти.

- С какими еще его произведениями и зарубками вы встречались? (“Конь с розовой гривой”, доброта)

- Что помнит главный герой, рассказывая о бабушке? (Добрая, помогает очиститься, понять свою вину. Муки совести героя. Значит, главное – доброта.) (История – жизненный урок – помогла заплатить за урок муками совести).

2. В памяти героев, как и в памяти писателя, остались зарубки.

  IV. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Определение ТЕМЫ, постановка ЦЕЛИ УРОКА.

(Учитель демонстрирует портрет В. П. Астафьева  - слайд №3и сборник «Затеси» - слайд № 4)

1. Слово учителя

— Сегодня мы продолжаем изучение произведений писателя и знакомимся с книгой, которая называется «Затеси». Попробуем объяснить смысл заглавия сборника В. П. Астафьева.

2. Справочное бюро. Реализация индивидуальных заданий.

Комментарий. Заранее подготовленный ученик приводит сведения из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Он сообщает, что слово «затесь» происходит от глагола «затесать» — «…зарубать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки». Сам писатель пишет об этом так: «А затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведома — это стёс, сделанный на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце возникало зимовье, заимка, затем село и город».

Учитель. Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси — это его воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя. И это слово имеет для писателя не только прямое значение. Отдельные стихотворения, как «затеси», указывают дорогу к вечным, вневременным ценностям.

Ученик читает стихотворение И. Северянина /одновременно текст стихотворения воспроизводится на слайде № 5 

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично - больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркале осенних луж

Он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

Животные - и по долинам

Топор разнёс свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гулу

Убийственного топора,

Парк шепчет:

«Вскоре я не буду...

Но я ведь жил - была пора».

Учитель:  С этих грустных строк поэта Игоря Северянина, уже известных вам, мне хотелось сегодня начать наш разговор. Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей, пламенные речи политиков, акции экологов... Но всё так же вырубаются и горят леса, «редеют парки», уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоёмы... /слайд № 5/. Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателей, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, «писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку».

Виктор Петрович Астафьев, известный вам по рассказу «Васюткино озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он «рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю» и не устаёт «удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте». Поэтому как личную боль и обиду воспринимает писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Обо всём этом его книга с кратким названием «Затеси». Свою задачу автор книги видит в том, чтобы «учить понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле».

- Какие затеси мог оставить писатель? (учитель фиксирует на доске ответы детей).

Сегодня мы прочитаем одну из миниатюр, которая называется «Хвостик».

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (учащиеся называют слова. На доске и в тетрадях делают запись некоторых из них.)

Хвостик — маленький, хвост, зверёк, уменьшительно-ласкательное…

- Предположите, какую зарубку для нашей памяти сделает писатель этим рассказом.

(Высказывают различные точки зрения.)

-Откорректируйте свои предположения, узнав, что думал об этом рассказе сам автор(Слайд 6).

- О чем мы сегодня будет говорить на уроке? (ученики ставят цель – понять, о каких «затесях» говорится в произведении).

-

- Вы, наверное, уже обратили внимание на  рабочие тетради, которые лежат у вас на краях столов.  Возьмите их в руки.По ним мы сегодня будем знакомиться с текстом произведения .

III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

1. Чтение первого отрывка

(Первый отрывок текста ученики читают про себя, затем слушают чтение учителя или подготовленного одноклассника.)

Смеётся, заливается, хохочет мальчик…

- Как вы думаете, над чем смеётся мальчик? Запишите в тетрадь свои предположения. (Несколько человек озвучивают свои записи.)

2. Чтение второго отрывка

- Где происходят описываемые события?

Справочное бюро

Отава — трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.

Тальник — небольшая ива, растущая по сырым местам.

- Каким рисует остров Астафьев? Какой прием использует автор в его описании?

(Остров напоминал «голову» - «туповатую с затылка» и «чубатую со лба», «в окладе венца», «с зимней плешью, обметанной черноволосьем...»

Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы - всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)

- Какую цветовую лексику использует автор, какие художественно-выразительные средства?

(Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки: «бледная», «черноволосье», «серо-свалявшийся», «багряно-мерцающие», «рыхлый цвет», «бронзовел», «зелёная», «серебряно-жёлтая», «алый»... (Попутно объясняется значение слов «оклад», «отава», «оподолье».) Весной краски самые яркие, летом от жары, солнца, пыли они «утихали», чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть, успокоиться зимой.

Автор использует новые яркие эпитеты – «свалявшаяся отава, вспененный черёмушник, небоязный смородинник», которые помогают лучше представить красоту природы; развёрнутые метафоры: «тальники погружались в глубину черёмушника», «черёмуха кружилась, метелила, вспыхивала, стряхивала с себя рыхлый цвет», «оробело останавливалась гуща», «утихали листом тальники», «остров победно возносил мачту», «темечко земли» и др.)

- В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их. (Слова записываются на доске.) как называется этот  стилевой прием?

(Путалась, погружались, кружилась, метелила, вспыхивала, останавливалась, утихали, бронзовел, возносил.)

- Какой вы можете сделать вывод об отношении автора к природе?

(Автор с большой любовью описывает остров, подбирая для этого самые точные слова, он относится к нему как к живому, знает его жизнь, чувствует настроение, уважает его законы, видит в них гармонию и взаимосвязь всех процессов. Здесь всё на своих местах, всё друг для друга.) Писатель любуется островом, при описании использует весь спектр изобразительно-выразительных средств.

- Как звучат последние строки первой части?

(Они звучат поэтично, величественно.)

Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика с изображением весеннего и осеннего пейзажей острова.   Вариант: слайды 7,8

-озвучен ли пейзаж? (звенел венец)

Комментарий. Итак, этими словами писатель выражает своё отношение к изображаемому, он восхищён красотой острова.

-А есть ли в тексте указания на время? Существует ли красота сейчас, когда смеётся мальчик? (Нет, таким остров был когда-то.)

- Почувствовали ли вы тревогу? Есть ли в тексте слова, которые заставляют нас насторожиться? (Боязливое темечко земли.)

-Как вы понимаете эти слова?

-Предположите, что нас ожидает в третьем отрывке.

3. Чтение третьего отрывка- Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции?

(Остров стал полуостровом, жизнь его изменилась.)

- Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены. (Слова записываются на доске во вторую колонку.)

(«Вода откатилась», «Захудала некошеная трава», «Усохли», «Оголилась», «Вода цветёт», «Перестала рожать черёмуха», «Обуглились ветки», «Не полыхают цветы», «Вытоптаны и вырваны».)

- Законы острова, его процессы, гармония и красота - всё разрушено. Меняется ли речь, настроение автора?

(Речь очень изменилась, стала резкой, обрывистой, почти пропали метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось и настроение автора: оно стало грустным, безысходным. Если первую часть можно было назвать гимном, то вторую - плачем по острову.)

Вывешиваем и рассматриваем рисунок ученика с изображением умирающего острова.

Слайды 9, 10

-Какие изменения заметили вы? (Скупые средства изображения: эпитеты, метафоры. Предложения стали короче, в них преобладают глаголы. Изменился и цвет острова: налёт зелёного помёта, почернела, жёлтый. Появляется лексика разговорного стиля с ярко выраженным негативным отношением: захудала, усохли, обуглились.)

-Как относится автор к этим изменениям? Что стало их причиной?

Комментарий. В ходе беседы выявляется причина главная: гидроэлектростанция зарегулировала реку. Овсянский остров стал полуостровом. Одним моментом все изменилось в природе.

А люди перестали здесь бывать? Как вы думаете?

4. Чтение четвёртого отрывка

Сколько здесь людей? Какой прием использует автор? (повтор)

 - В.Астафьев сам любит жизнь и отдает ее другим, поэтому в определении – жизнерадостный народ – проявляется авторская позиция.

6) Народ судят по поступкам.

- Какие они, люди?

Как, по-вашему, автор относится к дачникам? Что помогает вам почувствовать его отношение?

(-Почему автор иронизирует: высшее существо, выделяют из себя жизнерадостный народ, хозяйственные дачники и пр.?

Автор использует разговорную лексику, чувствуется его ирония: «прилипают к причалу», «валом валят», «жизнерадостный народ», «под бравую песню... расползаются они», «холить и выхаживать на личных огородах». Плохо ли, что люди едут отдыхать, работать в своих садах?

- Как дачники относятся к природе?

(Они «жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят». Оставляют после себя «бумагу, полиэтилен, стекло, жесть, и никто не прибирает за собой».) Человек и природа должны мирно сосуществовать, а не уничтожать друг друга.

- Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части.

(«Ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения нечистот и мусора никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь».) (6 абзац, градация – гадят)

- Как откликнулась земля на это «хозяйствование»?

(«Оглохла земля», «коростой покрылась» - она серьёзно больна. Может рождать только «кривобокое, изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое», а не красивое, совершенное, благоухающее.)

- Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не видит и не хочет видеть происходящее вокруг. Какой приём использует писатель для большей убедительности?

(Астафьев использует антитезу - противопоставление человека и природы. Да, всё это очень грустно..

-Совпали ли ваши предположения с тем, что мы прочитали?

Комментарий. Отмечая изменения в облике острова, находим и стилевые изменения. Речь автора становится жёстче, появляются интонации, слова, характерные для публицистического стиля. Гневом и горечью наполнен голос автора. Глагольная градация буквально выносит приговор гулякам. Повтор слова никто передаёт боль писателя за истерзанную землю. Как бы подводя итог деятельности человека, звучат слова последнего абзаца.

И вдруг снова – «Хохочет мальчик».

-Зачем? Ведь уже не до смеха (Память тревожится, душа терзается. Астафьев достаточно строг. Есть действительность, от которой никуда не уйти.)

Можно ли закончить рассказ?

-Тогда о чем он?(Земля теряет надежду).

-Над чем же смеётся мальчик? Запишите свой прогноз.

5. Чтение пятого отрывка

-Проверьте, оправдался ли ваш прогноз.

-Какая картина, ваша или нарисованная писателем, произвела на вас большее впечатление?

-Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? (Самое страшное, что «не просто так стоит банка». Это вызов природе, людям, всему живому, это кощунство наглой, наступательной жестокости, варварского отношения к природе.)

Зачем второй абзац?(появляется голос рассказчика)

Почему мальчик? (автор заботится о том, кто же вырастет)

-В этой части текста появляется рассказчик. Найдите слова, подтверждающие это. Назовите качества этого человека. Сможет ли такой неравнодушный, болеющий душой за свою землю человек просто пройти мимо? (Учащиеся высказывают предположения о содержании последней части.)

6. Чтение заключительной части рассказа-

Вот какая история жжет сердце писателя.

 Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

9) Мы видим реакцию мальчика на цинизм. (Высказывания учеников. Объяснение значения слова «цинизм», используя Толковый словарь С.И. Ожегова) (Слайд 11)

- Какая она, реакция на цинизм? (Будничная; здесь побывали “веселые гуляки”. – есть веселье? Радость? – нет осуждения)

- Засунули “живого” (отклик на призыв в “защиту природы”). (Слайд12)

- В чём кощунственность ситуации? (Абзац 10, люди, точнее дети, равнодушны, циничны до жестокости).

10) -  две трети рассказа посвящены описанию жизни острова. Так все-таки почему же “Хвостик”?  (Братья меньшие; позиция автора – боль, жалость; живое – то, что мы должны беречь; это крик. Многосмысловое название скрыто по принципу айсберга: мы – люди – дети – хвостик)

ИТОГИ IV. Художественное и идейное своеобразие.

Определим своеобразие произведения:

- Тема памяти. Тема памяти поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

- Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке.

- Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга.

- Стилевой приём – градация.

- Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе.

- Разная роль многоточия.

- Движение – пространство постепенно сужается.

- Отсутствие положительного героя.

- Четко выраженная авторская позиция.

- Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой.

-Как начинается и заканчивается рассказ?

 -В чем особенность композиции? (кольцевая) 

Вывод: Всё подчинено авторскому замыслу, ведь проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателей, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, “писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку”. (слайд №13)

1. Может быть поэтому и жжёт сердце писателя равнодушие, отсутствие милосердия. История оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело одному нести такую ношу. И автор исповедуется перед нами, всему миру, взывает к состраданию, милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы не стали мы манкуртами, людьми без памяти.

- То, как расправились люди с сусликом, их цинизм и жестокость, то, что смех мальчика вызван не смешным, а печальным событием, тем, над чем смеяться недопустимо, противоестественно, - всё это неслучайно, это только следствие отношения взрослых к природе, потому что большое зло начинается с малого: со сломанной ветки, с растоптанного цветка, со смеха над болью слабого, беззащитного. Как взрослый человек начинается с ребёнка, так и жестокость, бессердечие начинаются с простого равнодушия.

- А что осталось после этой истории в памяти у Астафьева? (Разрушение природы, разрушение человека в человеке - запись в тему “... от разрушения природы и человека в человеке”.)

В конце урока снова обращаемся к эпиграфам.

«Литература мертва, если она не нашла отклика в человеческом сердце…»

                                                                        Л.К.Кульман

Да, мир вокруг прекрасен, людям подарена красота. И нам нужно сделать совсем немного: просто сохранить эту красоту, «творить добро», «быть сопричастным всему живому» Этому учит нас Виктор Петрович Астафьев /слайд № 8/. Помните об этом всегда.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, за их искренность.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

- Что же такое с нами происходит? Какими же мы, высшие существа, стали? Что мы потеряли?

Чтобы воскресли в наших душах милосердие, доброта, жалость, создавал В. П. Астафьев свои «Затеси» — метки, по которым заблудившийся народ должен выйти к свету, к Богу.

2. Память оставила затеси в жизни писателя.

- А у вас появились свои затеси?

- Есть ли у вас в памяти какой-нибудь эпизод, из которого вы вышли достойно?

- Зачем нам эти “Затеси”?

- А может быть можно прожить без всего этого, о чем мы говорили на уроке?

-Какой нравственный урок (уроки) вы получили?

.

Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”: (учитель раздает на память изображения- сердечки)

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

Но должно быть сердце, сердце человечье.

Правило

четырех «СО»:

сожалеть,

сочувствовать,

сострадать,

сопереживать

Правило

четырех «СО»:

сожалеть,

сочувствовать,

сострадать,

сопереживать

                                                                   Пример изображения

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ   (Слайд 14)

Задание на выбор

  • Выразить своё отношение к поднятым писателем проблемам в письменной работе «Другой земли не будет»; «О чем просят нас животные?»  
  • Возможно, вас заинтересует сочинение-миниатюра “Мои затеси”.  
  • Нарисовать рекламный плакат «Защитим родную природу».

  • Прочитать  рассказ «Костер возле речки» и поделиться впечатлениями на следующем уроке.

 



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь

к уроку литературы на тему:

«Затеси на память»

Рековичи, 2018

Картинка 1 из 379

Виктор Петрович Астафьев

Хвостик

(рассказ из книги «Затеси»)

        

Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц,

 он от природы наделен наблюдательностью,

 он переполнен любовью к  многоцветному миру.

Н.Н.Яновский

« Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце».                                     В.П.Астафьев                                                                                          

E:\Images\телефон\foto\CAM00701.jpg

Виктор Петрович Астафьев

Хвостик

Часть 1

                Смеется, заливается, хохочет мальчик…

  • Как вы думаете, над чем смеется мальчик? Запишите в тетрадь свои предположения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Часть 2

 Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой[1], взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников[2], которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

  • Предположите, что нас ожидает в третьем отрывке, и запишите свои предположения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге[3] и пологим берегам налет зеленого помёта — цветет малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

Часть 4

Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное… 

  • Над чем же смеется мальчик? Запишите свой прогноз.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 5

Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

Часть 6

— Что же ты смеешься, мальчик?!

— Хво… хво… хвостик!

Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

«Литература мертва, если она не нашла отклика в                            человеческом сердце…

                                                                        Л.К.Кульман

 Виктор Петрович Астафьев стремился писать так, чтобы “писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку”.

                                                                                                     

E:\Images\Красивые пейзажи\image-35.jpeg


[1] Отава – трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.

[2] Тальник – небольшая ива, растущая по сырым местам.

[3]3отнога -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверяем: 1.Антитеза 2.Градация 3.Олицетворение 4.Метафора 5.Ирония 6.Одушевление 7.Эпитет 8.Сравнение 9.Разговорная лексика

Слайд 2

Виктор Петрович Астафьев Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он от природы наделён наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру. Н.Н.Яновский

Слайд 3

В.П.Астафьев в родной Овсянке

Слайд 5

О каждом новом свежем пне, О ветке, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно, И так трагично – больно мне. Редеет парк, редеет глушь, Редеют ёловые кущи… Он был когда-то леса гуще, И в зеркале осенних луж Но вот пришли на двух ногах Животные – и по долинам Топор разнес свой гулкий взмах. Я слышу, как, внимая гулу Убийственного топора, Парк шепчет: «Вскоре я не буду… Но я ведь жил – была пора». Он отражался исполином… И.Северянин

Слайд 6

«Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце…» В. П.Астафьев

Слайд 9

Красноярская гидроэлектростанция - на реке Енисей..

Слайд 10

Курослеп Жалица

Слайд 12

Цинизм – вызывающе-пренебрежительное и презрительное до наглости и бесстыдства отношение к чему-нибудь (к правилам нравственности и благопристойности, к культурным ценностям и т.п . Циничность ответа.

Слайд 13

Свободный микрофон Чему учит нас Виктор Петрович Астафьев? О чём предупреждает?

Слайд 14

Выбери для себя домашнее задание Выразить своё отношение к поднятым писателем проблемам в письменной работе «Другой земли не будет»; «О чем просят нас животные ?» Сочинение-миниатюра «Мои затеси » Нарисовать рекламный плакат «Защитим родную природу». * Прочитать рассказ «Костер возле речки» и поделиться впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник

Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева  “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"

Разработка урока для учащихся 7 класса....