Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_rasskazu_lyudmily_ulickoy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

по рассказу Людмилы Улицкой «Народ избранный»

Цель:

- показать общность нравственных представлений в традиционных религиях (православии и исламе) на примере понятия «милостыня»;

- раскрыть значение милостыни в религиозной культуре;

- показать значение православия в становлении и развитии русской литературы;

- овладеть понятием «православная литература»;

- выявить особенности православной литературы, отражение духовного мира православного человека в рассказе Людмилы Улицкой «Народ избранный»;

- строить краткое и развернутое высказывание (письменное или устное), посвященное духовно-нравственной проблематике.

Умения и навыки, формируемые в рамках универсальных учебных действий.

Действия познавательной направленности

Общеучебные:

- искать и выделять необходимую информацию;

- структурировать знания;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- определять основную и второстепенную информацию;

- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного и публицистического стилей;

- умение адекватно выборочно передавать содержание текста;

- составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Логические:

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- выбор оснований и критериев для сравнения объектов;

- подводить под понятия, выводить следствия;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные:

- учитывать позиции других людей, партнеров по общению,

- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: «Милостыня». Иллюстрация к роману Ф. Достоевского "Записки из мертвого дома" (1983), тексты рассказа Людмилы Улицкой «Народ избранный».

Эпиграфы:

О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу.

Святой Златоуст. Притч. 19, 17.

О милостыне. – Надо размыслить так: «Если бы на месте нищего был Сам Христос, то что я дал бы ему? Безусловно, самое лучшее». Так человек понимает, какова настоящая любовь.

Старец Паисий Святогорец 

Милостыня должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина. Если же у человека ничего нет, он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность. Если же физическое состояние не позволяет ему работать, то он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде. Если же он не может сделать даже этого, пусть побуждает других делать добро.

Хадис от Абу Мусы аль-Ашари. Бухари и Муслим.

Тот, кто помогает неимущему, подобен сражающемуся на пути Аллаха.

Хадис от Абу Хурейра. Сахих аль-Бухари.

Просит убогий, а подать Богу.

Милостыня пред Богом оправдывает.

Пост приводит ко вратам Рая, а милостыня отверзает их.

Несчастному милость творить - с Господом Богом говорить.

Ход урока

Здравствуйте, ребята, сегодняшний наш урок посвящен рассказу Людмилы Улицкой «Народ избранный». Прежде чем говорить об этом рассказе, давайте посмотрим на иллюстрацию известного русского художника к произведению великого русского писателя.

/Установление связи с другими видами искусства/

- Как бы вы назвали эту иллюстрацию?

- Может быть, вы сможете назвать автора иллюстрации, произведение и имя писателя?

- Почему именно с этой иллюстрации мы начинаем разговор о рассказе Людмилы Улицкой?

(Эту иллюстрацию можно назвать «Милостыня». Ученики могут высказать предположение, что речь идет об иллюстрации Ильи Глазунова к «Запискам из мертвого дома» Ф. М. Достоевского. В рассказе Людмилы Улицкой милостыня также является одним из важнейших понятий.)

- Прочитайте высказывания православных святых и пророка Мухаммеда, русские пословицы о милостыне. Какое значение придается милостыне, подаянию в православии и в исламе, в русском устном народном творчестве?

(И в православии, и в исламе, и в пословицах говорится о важности подаяния, о том, что это угодно Богу. Высказывается похвала людям, подающим милостыню, однако и нищета оценивается как достоинство.)

- Мы обратились к рассказу Людмилы Улицкой после изучения творчества Ф.М. Достоевского. В каких эпизодах романа «Преступление и наказание» герои дают или получают милостыню, что заставляет их так поступать, как это отражается на их судьбах?

(Помощь Раскольникова девочке на бульваре, семье Мармеладовых, милостыня, поданная ему самому, деньги, данные Свидригайловым юной невесте, осиротевшим детям. Раскольников отдает деньги, подчиняясь душевному порыву, что свидетельствует о его добром сердце, однако сам он отвергает помощь, тем самым отвергая и Бога. Свидригайлов жертвует средства, вероятно, в поисках чего-то нового, но цинизм, свойственный этому герою, не дает ему надежды на возрождение.)

- Православными, библейскими мотивами пронизано все творчество Ф.М. Достоевского. А какое место православие занимает в русской литературе в целом?

(Русская литература возникает благодаря принятию православия, первые книги, появившиеся на Руси были церковными, православием пронизана вся средневековая русская литература. В литературе XVIII-начала XX веков библейские темы и образы также являются одними из ведущих. В XX веке внешне литература кажется светской, далекой от православия. Однако христианские ценности не утрачивают своей значимости, особенно ярко это проявляется в литературе периода Великой Отечественной войны. В настоящее время, когда православие, другие религии возвращаются в общественную жизнь, в литературе происходит обращение к религиозной тематике. (Свои ответы учащиеся должны подтвердить примерами произведений)).

/Элементы исследовательской деятельности – сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих черт/

Сообщение «Православная литература»:

- новое явление в русской литературе XXI века;

- цель – показать невоцерковленным людям мир православия;

- ориентация на русскую реалистическую традицию (Н.С. Лесков, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев и др);

- сложность терминологического определения (христианская, православная, духовная);

- мысль о возрождении души человека;

- тематические пласты (подвиг исповедания веры, духовный поиск человека, находящегося в экстремальных условиях, становление мировоззрения современной молодежи и др.);

- обращенность к церковному укладу, изображение верующих и священнослужителей как людей, подверженных страстям и искушениям, отсутствие идеализации. (По материалам статьи И.С. Леонова «Рассказ протоирея Николая Агафонова «Друзья» в контексте современной духовной прозы: специфика рационального и эмоционального»).

Запись основных положений сообщения в тетради учащихся.

/Репродуктивная деятельность – запись основных положений доклада, сделанного учеником/

- Можно ли назвать рассказ Улицкой «Народ избранный» произведением, относящимся к православной литературе, что позволяет нам сделать такой вывод?

(В рассказе обнаруживаются черты православной литературы: изображена жизнь одного из приходов, причем Улицкая не скрывает и негативных сторон – попрошайничество, нетерпимость иных прихожанок к тем, кто еще не знаком с правилами поведения во время службы, да и поведение Кати Рыжей при первом появлении в рассказе далеко от традиционных представлений о христианской кротости. Но самое главное – в произведении Улицкой происходит возрождение души человека.)

Рассказ Улицкой «Народ избранный» интересен не только людям, открывающим для себя мир православия. Священник Игорь Поляков читает этот рассказ семинаристам, поскольку в нем дается исключительно точное и ясное понимание искупления.

- Одно из самых известных изречение Иисуса: "…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". (Мф.18:3) К кому из героинь можно отнести эти слова?

(Эти слова подходят Зинаиде. Она не приспособлена к жизни, из-за болезни с трудом передвигается, но она лишена зависти, довольствуется тем малым, что дано ей и не тревожится о завтрашнем дне, уверенная в покровительстве Божьей Матери, которую по-своему справедливо, хотя и вопреки прямому значению слова Богородица, считает матерью своей дочки – себя самой, ища в ней заботу и защиту, которую ждут от родной матери. Божьим человеком называет Зинаиду Катя, а ведь так называют святого Алексея, нищенствовавшего ради Христа. В финале Зинаида видит пророческий сон о рае, уготованном ее чистой, по-детски наивной душе.)

- Мы начали урок с разговора о милостыне. Что значит милостыня для героинь Улицкой?

(Зинаида нуждается в помощи, но гораздо важнее для нее внимание людей: первая копеечка принесла ей особенно много радости. Воспринимает Зинаида подаяние как помощь Божьей Матери, знак ее покровительства и защиты. И торопится отблагодарить – тратит 30 копеек из собранных медяков на свечку.  Посильную помощь оказывает и нищенка Катя Рыжая – дает три рубля, которых должно хватить до следующего большого праздника. Приходит Зинаида за подаянием, когда остается без денег, и не сетует, что получает меньше остальных.)

- Какие слова, приведенные в эпиграфе, можно отнести к одной из героинь рассказа?

(«Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог». Эти слова можно отнести к Кате, которая воспринимает свое нищенство как служение: одних утешить тем, что есть люди, которым тяжелее, другим напомнить о том, что надо быть благодарным Богу.)

- Что приводит Катю к Богу?

(Жизнь ее складывалась трудно, некрасивая, калека, из-за сожителя оказавшаяся в тюрьме, а потом изгнанная из собственного дома матерью, которая сошлась с ее мужчиной. Случайно попав в церковь, она упрекает Господа в том, что так несчастливо складывается ее жизнь, однако вид увечной страдалицы, неспособной даже передвигаться самостоятельно, заставляет ее забыть о своих бедах и всем сердцем пожалеть несчастную. Так Катерина поняла свое предназначение. Вера стала для нее чем-то удивительно близким, что чувствуется в грубоватом рассказе об Иисусе. Слова «Всякое дыхание да хвалит…», недосказанные потому, что Катя, напившись, заснула, не утрачивают своей силы, поскольку эти слова выстраданы, идут из глубины исстрадавшегося сердца человека, нашедшего в себе силы служить другим, тем, чья жизнь складывается более благополучно. Так она выполняет и один из хадисов пророка Мухаммеда – побуждает других делать добро.)

- Насколько внутренний мир героинь соответствует их внешнему облику?

(Улицкая подчеркивает внешнюю непривлекательность героинь, портреты подчас кажутся отвратительными, иногда – трогательно нелепыми (убого яркий наряд Зинаиды для выхода в люди).)

- Когда Катя и Зинаида преображаются?

(Героини Улицкой преображаются во время церковной службы. Катя, обычно грубая, после причастия становится словно отрешенной от мира, а ее пение «Верую…» ведет за собой остальных. Зинаида, которой тяжело стоять, чувствует, будто плывет в ласковом золотом тумане. И это описание схоже с воспоминаниями Катерины А.Н. Островского о церковной службе.)

/Репродуктивная деятельность – ответы на вопросы, связанные с содержанием/

- Как вы можете объяснить такой контраст? Почему Улицкая выбирает настолько непривлекательных внешне героинь?

(Писательница призывает быть внимательнее к людям, не судить о человеке по его внешности, не ожидать душевного уродства от инвалидов, увечных. Подчас некрасивая, пустая душа бывает у внешне привлекательных, благополучных людей.)

- Почему же рассказ называется «Народ избранный»?

(«Избранным народом» Катя называет нищих, на которых лежит миссия своими страданиями пробуждать в людских душах милосердие, сострадание, любовь к Богу и благодарность ему. Это соответствует представлению русского народа, православных об избранности Богом, которая означает не получение благ, а несение самой тяжелой ноши, доверенной Господом человеку, это служение ближнему, самоотречение, поиски правды.)

/Комментирование художественного произведения/

- Людмила Улицкая считает рассказ «Народ избранный» особым, поскольку в нем она совершила для себя открытие, без которого пишущему человеку неинтересно. (Георгадзе Марина. Интервью) Может быть, вы тоже совершили открытие? Что поразило, потрясло в вас в рассказе?

- Как бы вы сформулировали вывод, к которому пришли после чтения рассказа? (Ответы записываются на доске, в тетрадях по желанию учащихся)

Домашнее задание: написание сочинения-миниатюры «Блаженны нищие духом», «Уроки доброты», «О милосердии», «Служители милосердия» или по самостоятельно сформулированной теме, создание альбома, включающего репродукции картин и стихотворения духовно-нравственной тематики, подготовка плаката «Будьте милосердны» (по выбору учащихся, возможно коллективная работа при создании альбомов, серии плакатов).

/Продуктивная творческая деятельность – написание сочинений, выполнение других творческих работ/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу Людмилы Петрушевской «Са и Со».

Тема урока: «Первые опыты взрослой жизни».Анализ современной художественной литературы в 11 классе....

Урок по рассказу Л.Улицкой "Бедная счастливая Колыванова"

Данная работа  может быть полезна учителю-словеснику, работающему в старших классах, поможет провести урок литературы на материале современной (новейшей)литературы. В неё включены сценарный план ...

Конспект урока литературы в 11 классе по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49"

Конспект урока  содержит описание этапов урока внеклассного чтения по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49" ( "Капустное чудо", "Бумажная победа")....

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Урок по рассказам Л.Улицкой

Урок внеклассного чтения...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

конспект урока по рассказу Л.Улицкой "Капустное чудо"

Урок внеклассного чтения по рассказу Людмилы Улицкой "Капустное чудо"...