Конспект урока по рассказу Людмилы Петрушевской «Са и Со».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Ткачук Наталия Юрьевна

Тема урока: «Первые опыты взрослой жизни».

Анализ современной художественной литературы в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                             Конспект урока

по рассказу Людмилы Петрушевской «Са и Со».

Тема урока: «Первые опыты взрослой жизни».

Цель урока: 1) показать жизнь современного подростка;

                     2) проанализировать взаимоотношения пар, «выпавших из жизни отряда»;

                     3) натолкнуть ребят на размышления о взрослении, о вступлении во взрослую

                         жизнь, об отношениях друг с другом.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о писателе Л.Петрушевской.

     Людмила Стефановна Петрушевская  - наша современница, прозаик, драматург. Окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет. Рано начала писать стихи, сценарии для студенческих вечеров.

     Первое опубликованное произведение - рассказ «Через поля» (журнал «Аврора», 1972 г.). Первая пьеса «Уроки музыки» была поставлена Р.Виктюком в 1979 г. В театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена, напечатана в 1983 г.

    Проза Л. Петрушевской продолжает драматургию в тематическом плане и использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксении», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика» и многие другие.

2. Беседа на первичное восприятие текста.

 - Понравился ли вам, ребята, этот рассказ?

 - О чем он?

   ( О том, как ребята 14-15 лет провели лагерную смену ,о том, как девочка Со «отбила» понравившегося мальчика.)

 - Обратите внимание на особенности повествования. Кто рассказывает эту историю?

    ( Это кто-то из ребят, отдыхавших в ту же смену в лагере.)

 - Откуда это видно?

    ( Тон повествования - «весело было наблюдать за ними»;

       манера сокращать слова, имена ( Са, Со);

       обилие описаний внешности - «короче, сама уродина, толстый рот,… фигура никакая, волос на голове мало, какой-то ежик»;

       много слов из подростковой лексики: «жутко красивый парень», «юбки и шорты классные», «поплыли, высоко торча башками», «дылда Со» и т.д.;

       скорее, это девочка, знает, во сколько приходила и уходила Со, какие разговоры вели девочки.)

3 .Анализ  рассказа.

    1). Характеристика героев, две пары, которые «выпали из жизни отряда».

         Первая пара - Владик и Ира.

      - Найдите в тексте описание внешности Владика.

        (… был жутко красивый парень,  похож на какого-то американского киноартиста… ноги  красивые, плечи  в  порядке.  Хорош…  Красавец,  спортсмен.)

     - А теперь описание внешности Иры.

          (… сама уродина, толстый рот, маленькие глазки… фигура никакая, волос на голове мало, какай-то ежик, сверху платок на лоб…)

     - Что, по вашему мнению, могло их сблизить? Что в ней нашел Владик?

          ( В свои 15 лет какая-то как будто ей 18 лет и одетая в простые, но все время новые тряпки.

           Спокойна насчет своей  внешности,  хорошо понимает свою внутреннюю ценность.

           Ира  все умеет делать: шьет, готовит, стирает.

           Знает, куда пойдет после школы, «занимается с педагогами»).

    - А  Ира во Владике?

           ( Красивый, спортивный, немногословный, упрямый).

    - Что раздражало в этой паре других ребят?  Почему невзлюбили Иру?

           ( Владик как будто был ее собственностью.

             Таскался  везде за Ирой, в столовой за одним столом, в кино рядом, танцуют неразлучно.

             Глядите - семейная пара, он ее поддерживает).

    2). Давайте охарактеризуем вторую пару. Это двоюродные сестры Саня и Соня ( СА и Со).

            ( Все время рядом, вроде близнецов, какие-то сросшиеся, тихо разговаривают.

              Не обращают внимания ни на кого, им достаточно друг друга.

              Са - «такая рыба, талии нет, глаза белые, здоровенная».

              Со - «маленькая, не худая, черные волосы кудрявые до плеч, все время смеется).

    3). Итак, это две пары, которые выделяются на фоне других ребят. А что они из себя представляют? Найдите в тексте упоминание о других ребятах.

             ( Все остальные девочки на разных стадиях возраста, одни прыщавые, другие уже выровнялись, все нервно смеются, многие бреют ноги в душевой, косметику употребляют повально, мажутся до завтрака».

              А мальчишки - просто дети, «мелкое хулиганство на воде … затеяли остальные мужские крестьяне отряда - утопить, с гоготом поднырнуть, зацепить за резинку чужих трусов, вынырнуть с комком ила и плюхнуть им в морду товарища…»).

     4). Постепенно разговоры о Владике и Ире доходят до Са и Со, и однажды Со в присутствии остальных девочек заявляет сестре, что «может отбить Владика у Иры».

         - Давайте прочитаем эпизод «На берегу пруда» со слов: «И тут Со произносит эту фразу, что может отбить Владика у этой Иры…».

       -   Каким образом Со обратила на себя внимание Владика?

                  ( Разделась, идет в воду вместе с Са, на фоне сестры ее фигура в тесном купальнике выделяется.

                    Мастерски плавает.

                    Все время смеется.

                    После плавания она будто похорошела. «У Со  мокрые кудри, как у какой-то итальянской артистки, черные глаза горят, неожиданно тонкая талия, а грудь будь здоров».      

                   «Рассеянно смотрит вокруг, водит черными глазами, у нее лохматые ресницы образовались»).

         - А  главная ее особенность, «фирменный знак» - какой?

                   («Она смеется постоянно»).

         - Найдите в тексте и зачитайте описание этого смеха.

                   ( Это особенный , какой-то «журчащий смех»).

         - Это первые шаги Со, какими будут остальные?

         - Найдите в тексте рассказ об этом.

                    ( Образует компанию, все смеются. Она старается быть подальше от Владика, прячется).

          - Прочитаем эпизод «В столовой».

Вывод: Владик уже не принадлежит Ире. Он смущен, невпопад  отвечает, непроизвольно поворачивает голову туда, где Со.

       5). Прочитаем следующий абзац со слов: «Са явно довольна…».

               - Что стал испытывать Владик?

                       ( Владик печален теперь, видно, что он задет, как-то ранен, он загрустил, он рассеян за столом…, глаза какие-то растерянные, а густые брови сомкнуты на переносице).

              - Са и Со становятся центром отряда, так как их кружок вырос, «народ побойчее помаленьку стягивается к ним». Са «явно похорошела», «довольна» происходящим. Оказывается, она «очень остроумная и свободная», дико смешит Со и ребят.

         6). Какой эпизод является кульминацией  рассказа?

                  Да, сцена у костра.  Прочитаем эту сцену.

               - Что затронуло, поразило вас в поведении Владика?

                        ( …присел на одно колено перед ней, протянул руку и вдруг погладил Со по голове! Что-то ей сказал. Они встали и ушли).

Вывод: Чувствуется, что Владик полюбил Со, он испытывает нежность, благоговение.

              - А Со любит его?

                       ( Да. Со покинула компанию, отошла на время от сестры.

                         Нет. В тексте несколько раз называют Со хитрой. И увела она Владика, чтобы доказать Са и остальным девочкам свою власть. Как будто повели бычка (несколько раз в тексте говорится о Владике - упрямый бычок) на веревочке, и идет он покорно).

          7). Вывод: образовалась пара - Владик и Со. Но им никто не завидует, их пару уже никто не хочет «разбить». «Образовались другие пары, народ пил, бегал ночью на пруд купаться голышом».

                - Вызывает ли любовь Владика и Со светлое чувство? У рассказчицы, других ребят, у читателей?

                         ( Нет. «Маленькая Со  совсем затуркана». Выглядит «не ахти, с обветренным ртом, запавшими глазами»).

                - Первое «соприкосновение с реальной жизнью» оказалось «первой бедой человека». Есть ли будущее у этих отношений?

                         (Наверное, нет. Упоминаются фамилии Монтекки и Капулетти и сразу ассоциация с трагически закончившейся любовью Ромео и Джульетты.

                - Видим разницу в социальном  положении героев: родители «запихивают» Со в свой транспорт, а Владик «идет к метро», Со, наверное, поедет с родителями за границу, а Владик - к бабушке, чуть ли не в деревню.

            8). Вывод. Слово учителя.

 Автор показала непростую жизнь современных подростков. Лагерь - это своеобразная  модель взрослого мира. Ребята стремятся поскорее вырасти, окунуться во взрослую жизнь. Рассказ называется «Са и Со». Са прекрасно провела месяц в лагере: плавала, загорала, беззаботно шутила, веселилась. А ее сестре захотелось испытать свои чары, показать власть над Владиком, а в итоге его любовь, его чувства заставили ее «потерять голову», страдать при разлуке.

4.  Домашнее задание.

     Рассказ заканчивается многоточием. Напишите продолжение рассказа. Что будет с героями дальше?

               

     

             

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Конспект урока литературы в 11 классе по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49"

Конспект урока  содержит описание этапов урока внеклассного чтения по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49" ( "Капустное чудо", "Бумажная победа")....

"А ну-ка поиграем. Игровые рассказы Людмилы Петрушевской"

Увлекательный игровой урок значительно расширяющий кругозор учащихся.Может быть полезен для проведения внеурочного занятия или занятия по внеклассному чтению....

Феномен Людмилы Петрушевской

uml;По сути, появление в литературе Петрушевской в значительной степени способствовало формированию так называемого «грязного реализма» как специфического художественного метода, приверже...