Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 11 классе по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49"
    методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

    Перепёлкина Галина Эдуардовна

    Конспект урока  содержит описание этапов урока внеклассного чтения по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49" ( "Капустное чудо", "Бумажная победа").

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ulitskaja._11_kl.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения в 11 классе  «Идейно-художественное своеобразие рассказов Людмилы Улицкой «Капустное чудо» и «Бумажная победа» ( Из сборника «Детство-49»)»

    Цель урока:

     определить идейно-художественное своеобразие рассказов Л. Улицкой «Капустное чудо» и «Бумажная победа» ( из сборника «Детство-49»)

    Задачи урока:

    1.научить определять авторское видение мира взрослых и мира детей, взаимоотношений мира взрослых и детей и отношений в детском мире, определять способы выражения авторского замысла : композиционные особенности рассказов, изобразительно-выразительные средства.

    2.формировать представления о гуманности, любви  как основе человеческих взаимоотношений в семье, в коллективе, представления об уважении  к человеческой личности как норме поведения

    3.развивать умение анализировать рассказ : определять тему, идею, авторское отношение к героям, композицию и средства выразительности, при помощи которых проявляется авторская позиция.

    развивать  умение интепретировать текст, находить в нем языковые явления, обобщать, делать выводы

    развивать умение работать в группе, сотрудничать с другими учащимися

    развивать умение создавать собственное высказывание, анализировать точку зрения другого ученика, сравнивать

    Содержание урока.

    Образ детства в рассказах Л Улицкой  «Капустное чудо» и «Бумажная победа» ( из сборника «Детство-49»). Гуманизм как основа взаимоотношений взрослых и детей. Взаимоотношения детей: жестокость игр, изгои и лидеры. Гуманизм, взаимопонимание и взаимоуважение как основа человеческих отношений. Преодоление  как основа становления личности. Тяготы послевоенной жизни. Реалии советского быта.

     Своеобразие композиции рассказов Л. Улицкой. Цветопись  как средство раскрытия авторского замысла. Художественная деталь в рассказах о детстве. Своеобразие называния героя . Речевая характеристика и  несобственно-прямая речь.  Своеобразие изобразительно-выразительных средств  в рассказах писательницы.

    Ход урока ( этапы урока):

    Деятельность учителя. Деятельность учащихся.

    1. Слово о писателе. Реализация индивидуального домашнего задания- сделать сообщение о писательнице( выступление учащегося).Учащимся демонстрируется фотография писательницы ( слайд презентации)

    (Учащиеся записывают краткие сведения о писателе.)

     Текст выступления учащегося. Людмила Улицкая – прозаик, сценарист, переводчик. Она  родилась в 1943 году в Башкирии, где тогда находилась её эвакуированная из Москвы семья. После окончания школы Людмила Улицкая поступила на биофак МГУ, после окончания университета работала в Институте общей генетике АН СССР,  а после увольнения из АН - завлитом Камерного еврейского музыкального театра. Писала очерки, инсценировки для театра. С 80-х годов публикует рассказы. Награждена Премией Медичи ( Франция), премией «Русский Букер».   Известные романы писательницы- «Казус Кукоцкого», «Медея и её дети», «Сонечка»

    (Проверка записей учащихся, сделанных на уроке, их коррекция, уточнение)

    2.Слово учителя. Постановка вопроса , над которым учащиеся будут размышлять на уроке .

     Учитель.  К теме детства  не раз обращались русские писатели (В. Астафьев,  В. Распутин, М. Горький, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин….) В ходе урока мы должны ответить на вопрос: «Каким видит мир детей и мир взрослых писательница Людмила Улицкая ? В чем своеобразие художественного мира писательницы в рассказах о детстве? Следует ли писательница традициям русской литературы?

    ( Учащиеся записывают вопросы, данные учителем).

    Вначале урока мы проанализируем рассказ «Капустное чудо» , а затем вы сами поразмышляете над рассказом «Бумажная победа», работая в группах.

    3. Беседа- аналитическое перечитывание рассказа  «Капустное чудо».

    ( Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, работая с текстом произведения. Рассказ прочитан учащимися дома)

     Учитель. К какому времени жизни России вы бы отнесли действие рассказа? Какие детали об это говорят? Каким видится быт этого времени?

    Учащиеся.События рассказа происходят в послевоенное время.

     Приметы времени :девочки стоят в очереди за капустой

     они одеты в ботики и повязаны платками

     на картинке из журнала нарисован зубастый японец

     пререкания продавщицы и покупательницы …

    Учащиеся поясняют, что зубастый японец появился неслучайно на картинке: советские войска воевали против японского милитаризма.

    Очереди, грубость продавщиц- примета советского времени….

     Учитель. Найдите эпитет к слову очередь . Почему автор подобрал эпитет к слову очередь  «беспросветно-темная»? Какие ещё краски употребляет автор, рисуя действительность, окружающую девочек? Почему?

     Учащиеся.Эпитет показывает  мироощущение девочек, настроение очереди. Это во многом цвет времени. Темно-красные флаги , сумрак , зеленый ларек. Во всем чувствуется ноябрьская промозглость.

     Учитель. Найдите  созданный автором неологизм ( окказионализм) в описании ноябрьского дня. Почему он использован автором?

    Учащиеся. Окказионализм  «хмурость».Повторение корня хмур усиливает впечатление серости, темноты.

    Учитель.  Почему девочки оказались на улице в этот день?

    Как  отразилось эпоха в судьбе девочек? Почему Ольга и Дуся оказались у старухи Ипатьевой? Найдите описание девочек.  Какие детали контрастируют тут?

    Учащиеся.  Дусю и Олю послали купить капусту. Девочки –сироты, у них нет матери и отца. Девочки одеты в городские ботики и повязаны в платки по-деревенски (тут есть противопоставление), они из деревни, но живут в городе.

    Учитель. Найдите в тексте описание поведения девочек, когда их привезли к  родственнице. Что подчеркивает автор, описывая их поведение? Какие средства использует автор, чтобы показать настроение девочек? Почему автор использует глагол «шуршали», описывая безмолвность девочек, начинающих жить у Ипатьевой?

    Учащиеся.Девочки очень боятся , что Ипатьева их отдаст в детдом: у них одинаково круглые глаза, они испуганно жмутся друг к другу.( используются наречия образа действия). Девочек совсем не слышно, поэтому слышно, как они шуршат.

     Учитель. Почему главную героиню в рассказе автор называет по-разному: Ипатьевой, Слонихой и бабой Таней ?( Кто и как называет героиню?)

    Учащиеся. Для девочек Дуси и Оли женщина, приютившая их , -баба Таня, а для остальных она Ипатьева. Слониха. Называние человека характеризует взаимоотношения людей.

    Учитель. Как автор  дает понять читателю, что решение оставить девочек далось нелегко?

    Учащиеся. Старуха Ипатьева ворчит, когда ей привезли девочек.

     Учитель. Найдите  слова героини. Как характеризует речь старуху Ипатьеву? («морквы с килограмм», «Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые…»)

    Учащиеся. Героиня делает грамматические ошибки. Её речь показывает, что она не очень грамотный человек. Это простой, обычный человек, который тепло относится к девочкам.

     Учитель. Как же разворачиваются события в рассказе? Как автор подчеркивает трудность выполнения поручения, данного девочкам?

    Учащиеся.Девочка дают поручение –купить капусты. Они потеряли данные им деньги. Автор показывает , что девочкам холодно, растягивает время пребывания в очереди.( портрет девочек, описание погоды)

     Учитель. Почему к словосочетанию «куча капусты» автор подбирает эпитет «бело-голубой»?

    Учащиеся. Капуста- настоящее чудо для людей, отвыкших от съестного изобилия, потому и подобран такой цветовой эпитет. Кочаны капусты – яркое пятно в темный ноябрьский день.

     Учитель. Найдите несобственно-прямую речь Дуси. Зачем автор приводит размышления девочки ?

    Учащиеся.  Дуся пытается придумать,   как объяснить пропажу денег. Автор хочет показать страх девочки, ужас, который она испытывает.

     Учитель. Какие события, произошедшие после пропажи денег, кажутся неожиданными, чудесными? Что неожиданно чудесного было этим вечером для девочек?

    Учащиеся. Совершенно неожиданно из проезжающего грузовика выпадают кочаны капусты. Чудесным было и то, что Ипатьева искала пропавших девочек.

     Учитель. В чем смысл сопоставления девочек, ждущих старуху Ипатьеву, и самой Ипатьевой, оплакивающей исчезновение девочек?

    Учащиеся.Автор показывает, что ожидания девочек не оправдались, страх их был напрасным. Старая женщина любит их и беспокоится о них, а не о кочанах капусты. И слова старухи Ипатьевой неожиданны и для читателя, и для самих девочек.

     Учитель. Какими видятся взаимоотношения взрослых и детей в рассказе Людмилы Улицкой?

    Учащиеся. Отношение взрослых к детям построено на любви, оно гуманно. Взрослые заботятся о детях.

    Учитель. Как бы вы разъяснили смысл названия рассказа?

    Учащиеся. В рассказе есть чудо добра, преображения человеческой души. Есть и другое чудо- чудо неожиданной, сверхъестественной помощи, что характерно для святочного рассказа.

    Учитель. Какие рассказы о взаимоотношениях взрослых и детей вам известны? Созвучны ли образы, авторские позиции в этих рассказах образам и авторской позиции рассказа Людмилы Улицкой?

    Учащиеся. В рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» рассказывается о мальчике. Взрослые прощают мальчика, жалеют его. Герой рассказа совершает проступок, который стал причиной его нравственных терзаний.

    Отношение взрослых к детям в рассказах Л.Улицкой и В.Астафьева близко. Но герой рассказа В. Астафьева наделен автором муками совести. Писатель показывает процесс взросления мальчика. В рассказе Л. Улицкой больше внимания уделяется той доброте, которая изливается на детей, даруется ребёнку.

    Учитель. В чем своеобразие композиции рассказа, его жанра, изобразительно-выразительных средств?

    Учащиеся. События рассказа развиваются неожиданно. Автор использует антитезу для выражения своего замысла. Значимы в рассказе элементы пейзажа, описания девочек и их поведения, называние героев.

    Речь героев является средством их характеристики. Характеризует героев   и несобственно-прямая речь. В рассказе используется цветопись. Автор работает над словом, подбирая неожиданные и точные эпитеты, создавая неологизмы.

    4.Самостоятельная работа  в группах. Анализ рассказа «Бумажная победа».

    Учащимся выдаются  напечатанные вопросы. Вопросы также появляются на слайде презентации. Ученики  работают в группах, готовя выступление, перечитывая текст. На работу дается 5 минут.

     Группа  1.  Задание. Проанализируйте характеристику , данную автором своему герою. Почему автор дает своему герою  нелепую фамилию ? Что ещё негероического в жизни мальчика ? Какое слово тут повторяется и почему? Что нелепого в   окружении мальчика?

     Учащиеся. Автор показывает , что сам герой ощущает свою нелепость, слабость. Повторяется слово «помимо этого» ( анафора)- скорей всего, это слова самого мальчика. Нелепа и бабушка мальчика «крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом».Подчеркивается отличие  мальчика и его родных от окружающих .

     Группа 2. Задание. Какой эпизод показывает отчуждение мальчика от окружающих его детей? Какой  прием использует автор, чтобы выразить свое отношение к жестоким забавам детей? Какие изобразительно-выразительные средства помогают увидеть мир, окружающий героя ( метафоры, сравнение, эпитеты, разговорные слова)? Объясните выбор автора.

    Учащиеся.Автор использует противопоставление: мир двора спокоен, все наслаждается солнцем, теплом, пробуждающейся жизнью. Дети же взрывают спокойствие этой жизни. Автор не принимает жестокости детей.

    Л. Улицкая использует метафору «деревья… (готовы) взорваться листвой», пытаясь передать заполненность  мира жизнью, эпитет «разбухший». Сравнение «как звонкое копье» помогает понять болезненность дразнилки для Гени. Автор использует разговорные слова «шлепнуться», воссоздавая дворовую обстановку.

     Группа 3.Задание. Проанализируйте эпизод праздничного обеда. Какие детали, данные автором, показывают   отчуждение  Гени от приглашенных на обед детей? В чем причина такого отчуждения? Как прием использует автор, описывая Геню и детей?

    Учащиеся.  У Гени «побледневшее лицо», его сердце « едва не остановилось» , «напряжение оставило» Геню. Автор противопоставляет приглашенных детей, которые спокойно себя ведут. и мальчика. Дети и Геня  из разных миров. Дети удивляются тому, что привычно герою : музыке. маске Бетховена.

     Группа 4. Задание. Проанализируйте эпизод обеда. Что помогло преодолеть  отчуждение Гени от детей? Как показывает автор изменение отношений между детьми? Зачем автор сопоставляет в финале рассказа плачущую маму и счастливого сына?

    Почему рассказ называется «Бумажная победа»?

    Учащиеся. Преодолеть отчуждение помог «пустяковый талант» Гени. Автор создает диалог.  Реплики детей обращены  к Гене. Многообразие фигур, сделанных Геней, - ряд назывных предложений. Айтыр преобразился в отношениях с  героем рассказа. Автор показывает изменение оценки детей главным героем.

    Сопоставление плачущей мамы и счастливого Гени  позволяет понять читателю, кто помог преодолеть мальчику всеобщую вражду.

    Рассказ называется «Бумажная победа», потому что герой рассказа одержал победу над собой, преодолев страх, одержал победу над злобой. Победила доброта, мудрость, желание понять, принять.

    Группа 5. Задание. Какова роль музыки в этом рассказе?  Произведения каких композиторов тут звучат? Каково отношение автора к музыке? Какими средствами это показано?

    Музыка удивляет детей , завораживает; она примиряет Геню и детей. Звучит музыка Шуберта, Бетховена. Автор подчеркивает легкость звучания музыки, исполнения произведений ( «легко бегущие звуки», « руки, порхающие над клавишами» ).Создана антитезу : легко играющая женщина и плохо одетые дети.

    5. Устные ответы учащихся.

    Учащиеся могут дополнять ответы друг друга, поправлять ошибки. Дополнения учитываются при выставлении  отметки.

    6. Рефлексия. Письменная работа. Диагностика результатов обучения.

     Объем работы – 3-5 предложений. На выполнение работы отводится 7 минут. Вопросы на выбор учащихся. Учитель  просит прочитать вслух свои работы. Затем собирает ответы на вопросы на проверку.

    1.Каково отношение взрослых к  детям в рассказах Л.Улицкой? Какими видятся дети в её рассказах? Традиционен ли такой взгляд писательницы на детство?

    2.В чем своеобразие стиля Л. Улицкой в построении рассказа, выборе средств выразительности?

    3.Сборник «Детство-49»  начинается с рассказа «Капустное чудо», а заканчивается рассказом «Бумажное победа».Как вам кажется, есть ли какой-то смысл в таком расположении рассказов?

    Ответы учащихся.

    Отношение взрослых к детям- посыл добра, любви, заботы, сочувствия и сострадания.

    Дети часто не видят , не понимают позиции взрослых. Они  беспомощны, замкнуты в собственном мире. Дети способны на жестокие поступки, но готовы и к преображению. Жестокость и отверженность можно преодолеть.

    Доброе отношение взрослых к детям традиционно в русской литературе. . В рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой», В. Распутина «Уроки французского» показано подобное отношение. Однако Л. Улицкая сосредотачивается именно на добром взгляде взрослого человека в детский мир, ребенок  замкнут в своем мире, не постигает доброго замысла взрослого.

    Интересна композиция рассказов Л. Улицкой: часто используется неожиданное развитие событий в рассказе , важны описания как средство создания образа, выражения авторской позиции. Внимательно работает Л. Улицкая со словом, создавая необычные метафоры, эпитеты, сравнения. В рассказы включаются разговорные слова. Писательница использует антитезу. Лаконизм – особенность стиля Л. Улицкой. Писательница  тщательно работает и над деталями.

    Расположение рассказов в сборнике неслучайно. Если в рассказе «Капустное чудо» взрослый пожалел детей, проявил заботу о них, подарив им человеческое тепло, то в рассказе «Бумажная победа» взрослый человек сумел преобразить мир детей, изгнав из него злобу, неуверенность страх.

    7. Выставление отметок . Домашнее задание.

     Использованная литература и электронные ресурсы:

    М.А.Черняк. «Современная литература»: Учебное пособие.- СПб., Москва: Сага:Форум, 204.

    Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для учителя: 11 класс./ Сост. Т.Ю. Угроватова; под ред. Маранцмана.- М.:Просвещение, 2007

    Л.Улицкая. «Истории про зверей и людей».- М.: Из-во Эксмо, 2006

    http: //ru.wikipedia.org ( страничка, посвященная Людмиле Улицкой)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

    Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

    Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

    Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...

    "Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

    Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

    Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

    Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

    Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

    Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....

    Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

    Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....