"А ну-ка поиграем. Игровые рассказы Людмилы Петрушевской"
методическая разработка (5 класс)

Вихарева Ольга Михайловна

Увлекательный игровой урок значительно расширяющий кругозор учащихся.Может быть полезен для проведения внеурочного занятия или занятия по внеклассному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: А ну-ка поиграем. Игровые рассказы Людмилы Петрушевской.

Цель: познакомить учащихся с жанром игрового рассказа, выделить его основные особенности.

Задачи: раскрыть основные особенности игрового рассказа при анализе текста;

  • Дать представление о многообразии жанра рассказа;
  • Уметь применять знания, полученные на уроках русского языка для анализа художественного произведения;
  • Развивать творческую фантазию детей.

Тип урока: урок-исследование с элементами критического мышления.

Форма урока: комбинированный урок, в основе которого пошаговый аналитический отбор информации.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. (слайд № 1 – название урока)
  2. Ребята, сегодня у нас необычный урок,  мы с вами сегодня попробуем себя в роли исследователей. Но прежде я хочу задать вам вопрос: вы любите играть?  в какие игры? А давайте поиграем в «Чепуху».  

(слайд  №2 с правилами игры).

Зачитываем получившийся текст.

Правда, смешно? Как вы думаете, для чего существуют такие игры? Все вы правы, но  главное они заставляют нас смеяться. А зачем существует смех? Какие разновидности смеха вы знаете? Над чем можно смеяться, а над чем нет? (слайд  №3 смех).

Какой жанр литературы посвящен смеху?

  1.  Вспомним, что такое рассказ, и какие разновидности рассказа вы знаете (слайд №4- рассказ, слайд № 5 – разновидности рассказа).
  2. Вот мы и подошли к нашей основной теме. Сегодня мы познакомимся с новой разновидностью рассказа – рассказом игровым. Но, чтобы разобраться, что же это такое давайте для начала прочитаем текст.
  3. Чтение текста (слайд № 6- текст).
  4. Ну что понятен вам текст? Если да, то изобразите на бумаге его содержание (рисуют) слайд № 7 – задание «нарисуйте…».

А теперь давайте посмотрим, как видит калушу с калушатами иллюстратор-любитель _________    (показываем рисунки).  Молодцы, главное, что вы поняли, что речь идет о живых существах.

  1. А теперь давайте попробуем  «перевести» рассказ с такого непонятного нерусского языка, на русский. Включаем фантазию на полную мощность и приступаем к работе.

Зачитываем получившиеся варианты +свой перевод.

Летела ворона с воронятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:

- Воронята! Вороняточки! Божья коровка!

Воронята подумали и решили божью коровку склевать.

И поссорились.

А ворона говорит:

- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!

Воронята божью коровку бросили.

Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.

Ворона говорит воронятам:

- Вороняточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и самые-самые невкусные. От божьих коровок ссорятся.

А божья коровка кричит за опушкой: - Воронята подавились! <Самые невкусные!> Птицы жадные! 

  1. Ребята, а как вы думаете, как у взрослого человека появилась идея создать такой интересный  рассказ? А я вам сейчас расскажу:  «Слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь, а однажды (слон Наташа стоймя торчала в кроватке) мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: «Сяпала Калуша по напушке….»И слон Наташа все поняла, засмеялась и уселась слушать» .  Австретить еще такие необычные произведения вы можете в книге «Лингвистические сказки», а еще у Л. Петрушевской есть «Дикие животные сказки», «Настоящие сказки» и  «Морские помойные рассказы», которые я обязательно рекомендую вам почитать и, думаю, они вам очень понравятся (слайд № 8 – названия книг).
  2. Так скажите, на каком языке написан рассказ? (на детском, но на русском ). Теперь давайте посмотрим как вам удалось перевести рассказ. Что стало для вас ключом для его разгадки? (слайд № 9 – вопросы к тексту).

Вывод: окончание дает информацию о слове и о его частеречной принадлежности, и о его грамматическом значении.  Итак, какое открытие мы сделали?

Выводим сравнительную таблицу – слайд № 10.

  1. А теперь давайте докажем, что не только Л. Петрушевская может так забавно играть со словами, это можем и мы. Попробуем создать «Бестолковый словарь», в котором  будет представлено неожиданное толкование слов.

Например:  ранец - рано встающий младенец, язычник – лингвист, учитель, обучающий языкам,  сомнение – мнение коллектива.

Придумайте неожиданное толкование следующим словам:

астрология – наука, изучающая астры;

бездарь – человек, которому ничего не подарили;

изверг – действующий вулкан; бесправие – левостороннее движение; папье – маше – родители;  зазубрина – правило.

  1. Молодцы теперь вы убедились, что и вы можете создавать специальные слова для игрового рассказа. Мы прошли все испытания, и подошли к концу нашего исследования. Давайте попробуем дать определение термину «игровой рассказ».

Вывод: игровой рассказ – это (выбирают верный ответ).

  1. Д/з: придумайте продолжение рассказа Л, Петрушевской «Все непонятливые».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «А ну - ка поиграем!» Игровые рассказы Людмилы Петрушевской .

Слайд 2

Поиграем в чепуху! Первый игрок отвечает на вопрос – кто? Второй – с кем? Третий – где? Четвертый – когда? Пятый – почему? Шестой – что делали? Седьмой – о чем говорили? Восьмой – чем окончилось?

Слайд 3

Ребята, как вы думаете, что такое смех? Смех ирония сарказм юмор сатира Помни! Смеяться полезно. Но смех должен быть добрым.

Слайд 4

Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором действует ограниченное число персонажей и описывается одно событие.

Слайд 5

Типы рассказов Юмористический рассказ – основан на несоответствии; Святочный рассказ – действие происходит во время святочных праздников, такие произведения проникнуты верой в добро, чудеса, всегда заканчиваются положительно; Рассказы о животных – их главные герои животные; Рассказ - быль – такое название указывает на то, что описанные события могли происходить на самом деле. Рассказ на основе сказания, легенды – повествование об исторических или героических событиях прошлого .

Слайд 6

Людмила Петрушевская «ПУСЬКИ БЯТЫЕ» Сяпала Калуша с Калушатами по напушке . И увазила Бутявку , и волит : - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подудонились . А Калуша волит : - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . А Калуша волит калушатам : - Калушаточки ! Не трямкайте бутявок , бутявки дюбые и зюмо зюмо некузявые . От бутявок дудонятся . А Бутявка волит за напушкой : - Калушата подудонились ! Зюмо некузявые ! Пуськи бятые !

Слайд 7

Задание Нарисуйте иллюстрации к произведению.

Слайд 8

Лучшие произведения Л. Петрушевской Дикие животные сказки Настоящие сказки Морские помойные рассказы Лингвистические сказки

Слайд 9

Ключ к разгадке текста Что помогло вам понять о чем этот рассказ?

Слайд 10

Ключ к разгадке текста Какие слова или части слов «сигналят» вам о их значении?

Слайд 11

Ключ к разгадке текста Попробуйте определить грамматическое значение слов (род, число, падеж, время, лицо и т.д.)

Слайд 12

Ключ к разгадке текста Определите какой частью речи являются слова в рассказе .

Слайд 13

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке . И увазила Бутявку , и волит : - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подудонились . А Калуша волит : - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . глаг. сущ. сущ. предл Сяпала Калуша с Калушатами по сущ глаг сущ глаг напушке . И увазила Бутявку , и волит : обращения пр.речь - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! сущ глаг сущ Калушата присяпали и Бутявку глаг союз глаг стрямкали . И подудонились . союз сущ глаг А Калуша волит : междом сущ прил - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! сущ сущ глаг Калушата Бутявку вычучили . сущ глаг Бутявка вздребезнулась , глаг глаг сущ сопритюкнулась и усяпала с напушки .

Слайд 14

Выберите правильный вариант ответа: Основными признаками игрового рассказа являются: Наличие сказочных героев; Игра слов; Рифма, ритм; Игра с читателем, при которой он становится соавтором произведения; Использование всего арсенала языковых средств для создания неповторимого содержания;

Слайд 15

Молодцы!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"

В центре внимания на уроке проблема истинных и ложных ценностей в жизни человека...

Урок по литературе "Свет и во тьме светит..." (по рассказам Л.Петрушевской)

Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погруженные в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию. Но можно выделить ряд произведений, которые ...

"Ничего не кончилось… Но все были живы…" (урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк")

Данный урок был разработан на  районный    антинаркотический  конкурс «Мы выбираем жизнь»  в номинации «Лучший урок по профилактике наркомании».Урок по по...

Конспект урока по рассказу Людмилы Петрушевской «Са и Со».

Тема урока: «Первые опыты взрослой жизни».Анализ современной художественной литературы в 11 классе....

Феномен Людмилы Петрушевской

uml;По сути, появление в литературе Петрушевской в значительной степени способствовало формированию так называемого «грязного реализма» как специфического художественного метода, приверже...