Урок по рассказам Л.Улицкой
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Мананкова Наталья Николаевна

Урок внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazam_l.ulitskoy.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Таинственный фундаментальный закон»

Урок внеклассного чтения по рассказам Л.Е.Улицкой

«Они жили долго…» и «…И умерли в один день»

Березовская Людмила Леоновна,

учитель русского языка и литературы

Мананкова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Какие  ценности из  тех, в которые

свято верили  наши деды,  

можно было теперь  воспринимать всерьез?

Патриотизм,  религия,  империя, семья,  

святыня брака, чинная солидарность,

продолжение рода, воспитание,  

честь, дисциплина - теперь  каждый

в мгновение ока мог поставить

все  это под сомнение.

Но к чему приходишь,

отвергнув такие непреложности ?

                                             Дж. Оруэлл

Ход урока:

Вступление 

Сегодняшний наш урок посвящён творчеству известной писательницы Л.Е.Улицкой, которая неизменно привлекает к себе пристальное внимание читателей, критиков, кинематографа. Чем же притягательно всё, что вышло из-под её пера? Наверное, тем, что её творчество глубоко полемично, представляет собой неизменный повод для размышления, для соизмерения жизни читателя и героев её произведений. И очень хотелось бы, чтобы рассказы, с которыми мы сегодня познакомимся на уроке, явились бы для вас поводом для размышлений, заставили бы вас высказать своё мнение по проблемам, поднятым автором. Хочется также, чтобы вы не только говорили, но и были бы терпимы к чужому мнению, учились слушать собеседника, потому что очень важно быть услышанным.

1. Знакомство с писателем  

Людмила Улицкая… Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ацерби, лауреат премии “Буккер”. Её произведения переведены на 25 языков. Как видите, зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. И печататься она начала во Франции и только потом в России. Это было в конце 80-х. Сегодня Л.Улицкая - одна из читаемых отечественных писательниц.

Представим, что Людмила Улицкая у нас в гостях. Какие бы вопросы вы задали писательнице? Ученицам 11 класса было предложено познакомиться с биографией писательницы. Они готовы ответить на ваши вопросы, касающиеся жизни Л.Е.Улицкой.

Диалог с писателем (во время «диалога» в презентации представлены портреты писательницы).

Вопрос:  Вы всегда мечтали стать писателем?

Ответ: Нет, писать я начала довольно поздно. В 1968 году я закончила биофак университета в Москве, мечтала о карьере ученого-генетика.

Вопрос:  Что помешало Вам стать ученым?

Ответ: После окончания университета я работала в Институте общей генетики. Нашу лабораторию закрыли в 70-м за чтение “самиздата”. Можно сказать, что это история кончилась для нас благополучно, могли и срок получить, а нас просто выгнали. Я после этого не работала 9 лет.

Вопрос: Чем вы занимались? Начали писать?

Ответ: Нет. У меня появились новые заботы. Умирала моя мама. Потом на свет появились мои сыновья. Я много читала - мне все было очень интересно. У меня была подруга - театральный художник. Она работала в еврейском театре и время от времени звонила мне, задавала вопросы по этнографии, по костюму. Как-то у неё я встретилась с режиссером этого театра. Мы сидели, пили чай, и, видимо, я на него произвела впечатление высокообразованного человека, что никак не соответствовало действительности. Он предложил стать завметом театра. Я немедленно отказалась. Через несколько дней он перезвонил, я решила попробовать. Этому театру я отдала 3 года, а в 1982 году ушла.

Вопрос: Как вы пришли в литературу?

Ответ: После ухода из еврейского театра я начала свою работу как литератор. Жизнь была довольно трудная. Я не отказалась ни от чего. Делала сценарии для учебных программ на телевидении. Переводила стихи с монгольского языка, делала какие-то инсценировки для детских театров, много работала для кукольных театров. А печатать рассказы я начала в конце 80-х годов.

Вопрос: Как к вам пришла известность?

Ответ: Первая книжка у меня вышла в 93-ем или 94-ом. Вышла во Франции и только через несколько месяцев уже в России. Это был сборник “Бедные родственники”, и прошел у нас он совсем незамеченным. Как, впрочем, и во Франции тоже. А вот со второй книжкой повезло. За повесть “Сонечка” я получила французскую премию “Медичи”. А потом… Потом - “Медея и её дети”. Так что история моя, конечно, немного Золушкина, потому что карьера-то произошла очень быстро. Всего 10 лет.

Вопрос: Сегодня много спорят о будущем России. Что вы думаете по этому вопросу?

Ответ: Относительно будущего нашей страны у меня дурные прогнозы. Боюсь, что она в состоянии выжить, если только откажется от огромной массы своих амбиций. И существовать она должна на более человеческих основах.

Вопрос: Почему Вы тогда не уедете?

Ответ: Я уже здесь осталась. Мы уже и уехали, и вернулись внутри себя много раз. И я надеюсь, что все-таки доживу свою жизнь здесь. “Я здесь родилась, это моя страна - я никуда не уеду”. Я иду на риск - жить здесь, потому что не только я в этой стране, но она во мне. По самую печенку. Куда от этого денешься.

Чтобы полнее представить писательницу Л.Улицкую, предлагаем посмотреть видеоролик о ней.

Сама Людмила Улицкая определила, направление своего интереса. Это человек! Писательница не дает нам готовых жизненных рецептов, избегает нравоучений, она размышляет, предлагая нам, читателям, тоже задуматься о том, что такое жизнь. Вот почему наш сегодняшний диалог мы озаглавили «Таинственный фундаментальный закон».

Рассказы, с которыми мы познакомимся на уроке, были написаны в 2005 году и опубликованы в журнале «Новый мир» (№3, 2005 - продемонстрировать журнал). Этот журнал, как известно, печатает только высокохудожественные произведения.

2. Анализ  рассказа «Они жили долго…»

Обратимся к одному из рассказов - «Они жили долго…»

- О чём же этот рассказ? (пересказ подготовленным учеником)

- Перечислите героев этого рассказа.

Работа в группах (15 минут, 5 минут – самостоятельная работа, 10 минут – ответы учащихся)

Сейчас вам предстоит поработать в группах. (Учащиеся разбиваются на 4 группы по 8-10 человек –  именно таким образом они сидят за столами).

1. Каждой группе предлагаются вопросы (в группах над одним вопросом работают в парах; учащиеся сами распределяют, кто над каким вопросом работает):

  1. История жизни, судьба героя.
  2. Описание внешности героя. Детали, их роль в описании внешности героя.
  3. Характер героя. Приёмы раскрытия характера.
  4. «Носителем» какой идеи является этот герой? (доказать текстом)

Ваша задача - определить, какова роль того или иного героя  рассказа «Они жили долго…» в понимании замысла автора.

2. Анализ характера литературного героя рассказа «Они жили долго…».

Каждая группа, отвечая на предложенные вопросы,  «представляет» героя произведения. Учащиеся из других групп могут дополнять ответы одноклассников.

Ответы учеников:

Отец -  Николай Афанасьевич – профессор, преподавал наисложнейший предмет «Сопротивление материалов» («Сапромат»), умный, хитрый («всегда прикидывался, что недослышит»), на службе считался чудоковатым, но был превосходным специалистом.

Мать - Вера Александровна, несмотря ни на что, мудрая сердцем. Она учит всех членов своей семьи довольствоваться малым для самосохранения. Она отличный организатор своей семьи.

Александра  дерзкая, способна пойти против воли родителей, она устроила «бунт на корабле», отказавшись выйти на пенсию.

Александра олицетворение долготерпения, самопожертвования, она вся растворилась в своих близких, выполняя один из заветов – «чти отца и мать свою». Именно её Бог вознаградил – Анастасию в жёны выбирает Василий Михайлович.

Беседа по рассказу

- Какова идея рассказа? Своеобразие названия рассказа? («Они жили долго…»  - как же прожить долго, уцелеть в этой жизни, остаться человеком, сохранить семью, культуру, почтительное уважение  друг к другу…  Герои этого рассказа, вознаграждены за это: родители  умерли в один день, так и не узнав о смерти близкого человека; жизнь дочек только начинается, и они, возможно, тоже проживут такую же долгую жизнь, как и их родители).

- Какова проблематика рассказа? (1. Как прожить долго и по-возможности счастливо; 2. Любовь к родителям – «возлюби ближнего своего»; 3.Какой должна быть любовь детей и есть ли этому предел? 4. За что судьба награждает человека-праведника? (за выполнение таинственного закона жизни).

3. Анализ  рассказа «… И умерли в один день»

Подготовленный ученик  выразительно читает рассказ вслух.

Беседа по рассказу

-        Какую тенденцию современной прозы отражает рассказ Л. Улицкой «…И умерли в один день»?

        Ученик: Это тенденция реанимации и утверждения вечных человеческих ценностей: любви, семьи, брака, милосердия и гуманизма.

        Учитель: Кстати, эти ценности обозначены в эпиграфе к нашему уроку (чтение эпиграфа).

        - О каком фундаментальном законе жизни говорит автор в самом начале рассказа?

        Ученик: Это закон вечной человеческой ценности – любви, семьи и брака, который в наше время «замусорен» случайными любовными связями, гражданским браком, различным эрзацем любви, словом.

        Учитель: Найдите описание внешности главных героев рассказа. Какие детали портрета подчеркивает автор и почему?

        Ученик: В портрете главной героини подчеркивается интеллигентность, ухоженность, стремление быть элегантной даже в больнице, в беспомощном состоянии, быть любимой и желанной для своего мужа. А в портрете героя автор подчеркивает его внешнюю незначительность, перед нами обычный пожилой человек, но за этой заурядной внешностью видна (по контрасту) незаурядная личность Рыцаря, человека, умеющего любить Прекрасную Даму.

        Учитель: Когда и от кого мы узнаем историю их любви и почему?

        Ученик: Об истории их любви мы узнаем после смерти главных героев из уст их дочери, которая рассказывает о родителях их врачу – Любови Алексеевне Голубевой. Получается, что врач досконально знает не только историю болезни своих пациентов, но и историю их необычной любви. Я позволю себе процитировать: «… она  лепетала про золотую свадьбу, которую они с братом устраивали в прошлом году,  про любовь, которая не проходила у них, и какие они в молодости были красивые, а потом уменьшились, съежились, а любовь – только росла». Автор препоручает повествование о любви родителей – дочери, чтобы показать, что дочь в курсе их отношений, восхищается матерью и отцом и учится у них такой любви и отношению к семье. Значит, родители посадили добрые всходы, прожили не зря.

         Учитель: Какие черты характера родителей делают их примером и нравственным образцом для других персонажей рассказа?

        Ученик: Мне кажется, это их умение любить: мать умирает с именем мужа на устах, а отец даже есть не может в одиночестве, без любимой, и после смерти его голова повернута в сторону жены. И еще цитата: «Папочка всегда был немножко смешной, но рыцарь! Великий Рыцарь! Он к женщинам относился с большим почтением, не почему-либо, а потому, что они все как будто немного родственницы его Аллочке… Они поженились девственниками, в жизни не посмотрели в сторону – вот так… И умерли в один день… И не узнали о смерти другого…».

        Учитель: А почему автор столь подробно описывает многолюдные похороны главных героев?

        Ученик: Это логическое, трогательное, праведное завершение их праведнической жизни. На похоронах присутствуют их дети и внуки, им есть, чему поучиться у бабушки и дедушки. То есть, дух рыцарства, рыцарское служение любви передается от одного поколения к другому.
        Учитель: А есть ли в рассказе символические образы?

        Ученик: Да. В финале мы видим символический пейзаж: образ двойной радуги как лестница на небо, в рай, за такую неземную любовь.

        Учитель: Будут ли дополнения? Нет? Тогда мне хочется прочитать вам два письма из переписки двух молодых людей, которые собрались пожениться, но живут в разных городах. Девушка отправила рассказ юноши и тот делится своим впечатлением.

Письмо молодого человека (читает подготовленный ученик):

Да, счастливая смерть, что тут скажешь, можно только позавидовать.

Правильно прожили, правильно и померли. Автор молодец. Хотя, вот ещё моё дополнение. На мой взгляд, рассказ - всё же очень хэппи-эндовский.

В жизни чаще всего бывает иначе - кто-то помирает, а второй человек остаётся. И я бы на месте автора написал бы какой-нибудь более героический и более жизненный рассказ, показывая на примере, как научиться перенести смерть родного человека. Ибо это встречается сплошь и рядом, и человек должен быть подготовлен и блаженно воспринимать нерушимый порядок вещей в природе, без истерик и наложения на себя рук. Ну да ладно, концовка про радугу, конечно, слёзовышибательная, но она уместная – люди утешили себя мыслью о том, что наверняка покойные уже вместе в раю.

Потом, пожениться девственниками, всю жизнь в сторону не посмотреть, кушать только вместе друг с дружкой - я не вижу в этом никакого геройства. А что если бы Романа Борисовича в командировку одного заслали в Копенгаген на полгода? Он тоже бы там есть не стал без подруги? Видно, не был он в командировках никогда.

       А жениться девственником и ни разу не изменить - это не геройство. Куда большее геройство - это быть искушённым в страсти нежной и поменять за предыдущую жизнь кучу подруг, а, встретив свою единственную, -остаться навсегда верным только ей. Вот это я понимаю.

Короче, старички милые, сюжет умилителен. Хотя в реальной жизни всё сложнее и закрученнее. Но помереть так, как они, хотел бы каждый, конечно (при условии что дети выросли и встали на ноги).

Ответное письмо девушки (читает ученица):

          Ну, я рада, что в целом тебе рассказ понравился , хочешь - не хочешь, но он сам начинает проецироваться на тебя. Понятно, что то, что здесь описано, - эталон ,а в жизни всё "замусорено", и человек "сопротивляется" "фундаментальному закону", -автор и не спорит. А чего же он хочет? Зачем тогда рассказ? Мне кажется, -  того, чтобы человек, на какой бы доле отступления от идеала он ни находился,

стремился бы всё равно к этому идеалу. И тогда тебя пропустят на небеса  в награду (в одно место и по возможности в одно время)  - "два стражника": Смерть(санитарка природы Варя ) и Любовь ( лекарь сердечный Любовь Алексеевна). Ведь такая идеальная смерть(переход в иное существование) и даётся за настоящую Любовь.

         А старик Роман - молодец,  у него, действительно, был в жизни РОМАН, а не ничтожная брошюрка. Бог уберёг его от ошибок, и ему посчастливилось сразу найти свою Аллочку. Повезло, словом, этому Роману.

         А что до того, чтобы сравнивать степень рыцарства - твоего и героя рассказа - не это главное - главное  - БЫТЬ  Рыцарем  в этом оскудевшем (и это ещё мягко говоря!) мире. И это не пафос, чёрт возьми, это моё изумление и восхищение такими людьми!

         И я в состоянии оценить Твоё Геройство и понимаю,  ЧЕГО тебе это стоит, и рассказ-то тебе подарила в знак признательности тебе и уважения к твоему Рыцарству.

Учитель: Мнение какого из этих двух читателей вам ближе и почему?

Ученик: Мне кажется, письмо молодого человека более реальное. Он трезво смотрит на жизнь, а так любить, как любят герои, так жить, как живут герои, - уже, по-моему, глупо, ведь жизнь одна и надо прожить её полно.

Ученица: А я думаю, что права девушка. Она более глубоко поняла рассказ, мы вот даже не заметили, что образы Вари и врача – символические, символизируют Любовь и Смерть. В наше время, действительно, мало рыцарей, но радует, что они все-таки еще есть и каждая девушка мечтает в душе о такой любви.

Ученик: Мне тоже кажется, что все эти браки – гражданские – это следствие того, что не доверяешь спутнику своей жизни, не уверен в нем.

Ученик: Зато можно спокойно, без хлопот разойтись. Раз – и нет брака, нет проблем.

Ученица: Но и ответственности тоже нет, а если дети?

Ученик: Плохой человек и в нормальном браке после развода может уклоняться от   ответственности перед детьми, а нормальный – будет опекать своих детей.

Ученица: А мне кажется, гражданский брак – это неуверенность в том, что нашел свою половинку, свое второе Я, это простое партнерство.

Ученик: Да! Но не пропадать же одному: ну не нашел половинку, пользуйся четвертинкой, восьмушкой наконец! Жизнь же одна!

Ученица: Но так можно разбазарить свою душу окончательно на осколки, а человек должен стремиться к цельности, к целомудрию, и тогда Небеса пошлют в награду Великую Любовь. Она дается, наверное, тому в награду, кто верно её ждет.

Ученица: А что ответил молодой человек девушке на её письмо?

Учитель: Я уже не буду приводить его полностью, но в целом, он согласился с ней, прочитав рассказ во второй раз, уже более внимательно и восхитился своей подругой. И сейчас они счастливы вместе.

Потому что никто не отменял таинство брака, ни годы советской власти его не вытравили, ни гонения. И во все времена Церковь называла любой союз вне брака (церковного) одним словом – прелюбодейство, а не Любовь. То есть не любовь, а её имитация, жалкий суррогат. И русская литература всегда учила почитанию брака, семьи.

- Какие произведения вы можете вспомнить на эту тему?

Ученик:  «Евгений Онегин» Пушкина:

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

(это она о муже).

Ученица: Пушкин. Роман «Дубровский», в «Повестях Белкина» - повесть «Метель».

Ученик: «Анна Каренина» Толстого! Здесь, если абстрагироваться, ситуация «Татьяна- Онегин» - доведена до конца: Анна идет на поводу своей страсти, уходит из семьи – и погибает.

Учитель: Подведем итоги. Какие чувства вызвал у вас рассказ Л. Улицкой?

Ученик: Я не задумывался пока о собственном браке, но полагаю, здесь есть над чем подумать.

Ученица: Мне кажется, рассказ оставляет светлое чувство, несмотря на смерть главных героев, действует на душу очищающее, действительно, как солнце после дождя.

Учитель: Да. В награду за свою любовь, за то, что никогда не посмотрели  в сторону, герои награждены и праведной смертью. И если Бог – это Любовь – то Бог и дает благодать, благословляет союз любящих сердец. Не случайно сейчас, как и в прежние времена, многие желают венчанием в церкви скрепить свой союз, надеясь еще и на божью помощь в деле построения семьи. Так правильней и праведней.

4.Обобщение о прочитанном 

- Что объединяет рассказы?

1. Смысл названия.

- В чём заключается смысл названия?

- Почему в заголовке нет слова «счастливо»? (Всё-таки в рассказе говорится о смерти. На вопрос о теме смерти Л.Улицкая ответила: «Пишу я о смерти, потому что это мне важно. И очень многим важно. А самое в этом важное - работа против страха смерти»).

- Откуда взято выражение «жили они долго и счастливо»?

2. Герои («отцы» и «дети», хотя «отцы» в рассказах являются носителями абсолютно разной идеи. В одном - …, в другом - …).

3. Эпизод похорон.

- Чем отличаются эти эпизоды в рассказах?

- Идейное содержание  такого сравнения?

4. Язык произведений (стиль писателя).

Доступный, понятный каждому… Насыщен сравнениями и т.п.

5. Анализ языковых выразительных средств в рассказе  Л.Е.Улицкой «… И умерли в один день»    

Замысел автора во многом нам помогают определить языковые выразительные средства – различные тропы и фигуры речи. Обратимся к рассказу «…И умерли они в один день» и посмотрим, какие изобразительно-выразительные средства встречаются в тексте, а также какова их роль. (Предложение демонстрируется на слайде презентации; учащиеся отвечают с места).

  1. В отделении третью неделю лежала пожилая дама с пушистой головой .
  2. Он к женщинам относился с большим почтением, не почему-либо, а потому, что они все как будто немного родственницы его Аллочки.
  3. Они в молодости были красивые, а потом уменьшились, съёжились, а любовь – а любовь только росла.
  4.  И умерли в один день… И не узнали о смерти другого 
  5. Теперь пар шёл от земли, а поверху стоял лёгкий туман, смягчая солнечный свет.
  6. Удивительные были похороны: с оттенком праздника и победы.
  7.  «Господи, дорогу в небо повесили», - изумилась Варя.

Посмотрите, насколько метко слово Л.Е.Улицкой.

6. Подведение итогов.

7.Рефлексия.

Каждому учащемуся выдаются смайлики, которым ребята дорисовывают улыбку, если урок понравился (уголки вниз будут символизировать, что урок не понравился; а рот в виде прямой линии – не знаю).

8. Домашнее задание (на выбор)

1. Написать отзыв о прочитанном.

2.Написать сочинение-размышление по прочитанному, прокомментировав одну из проблем, поставленных Л.Е.Улицкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Самая умная, сильная, лучшая.."по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары"

Урок-размышление по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары" предназначен для проведения в 10 классе. Основная цель урока -  воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять...

Урок по рассказу Л.Улицкой "Бедная счастливая Колыванова"

Данная работа  может быть полезна учителю-словеснику, работающему в старших классах, поможет провести урок литературы на материале современной (новейшей)литературы. В неё включены сценарный план ...

Урок литературы в 11 классе "Ответственность за любовь" ( по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары")

Цель урока: провести  анализ рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», углубить знания учащихся об особенностях болезни Дауна. Сформировать гуманное отношение к людям с синдромом Дауна. З...

Урок-исследование: "Открытие слова. По рассказу Л.Улицкой "Восковая уточка"

Урок-исследование. Входит в систему отработки навыков проблемного изучения текста в школе.  Содержание урока соответствует требованиям программы по литературе, задачам подготовки к ЕГЭ. Знания, у...

Конспект урока литературы в 11 классе по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49"

Конспект урока  содержит описание этапов урока внеклассного чтения по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49" ( "Капустное чудо", "Бумажная победа")....

конспект урока по рассказу Л.Улицкой "Капустное чудо"

Урок внеклассного чтения по рассказу Людмилы Улицкой "Капустное чудо"...