Урок по рассказу Л.Улицкой "Бедная счастливая Колыванова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Чумаченко Ольга Николаевна

Данная работа  может быть полезна учителю-словеснику, работающему в старших классах, поможет провести урок литературы на материале современной (новейшей)литературы. В неё включены сценарный план урока-диспута, биографические сведения о Л.Улицкой, анализ рассказа "Бедная счастливая Колыванова", рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по рассказу Л.Улицкой «Бедная счастливая Колыванова»

Выполнила Чумаченко Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №30» г.о.Балашиха

Оглавление.

Введение. Цели и задачи современного урока литературы.

1. Глава 1 Теоретическая.

1.1.Нравственные категории, формируемые на уроках литературы.

1.2.Современные педагогические технологии, позволяющие реализовать цели и задачи современного урока.

1.3.Вывод.

2.Глава 2 Практическая.

2.1.Сведения по биографии Л.Улицкой.  Отзывы критиков о писательнице.

2.2. Анализ рассказа «Бедная счастливая Колыванова». Конспект урока.

2.3.Заключение. Результаты рефлексии.

Библиография.

                                                         Введение

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература . Школьный курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко - культурных сведений, нравственно – эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова через богатство русской классической и зарубежной  литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко – культурного, духовного развития школьника. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. А можно ли для достижения тех же целей использовать произведения современной новейшей литературы? Возможно ли воздействовать на ум и душу ученика, развивать эмоциональное восприятие обучающихся, учить их грамотному анализу прочитанного, развивать потребность в чтении, используя произведения современных авторов ? Можно ли говорить о духовно – нравственном содержании современной литературы? Сохранились ли в ней ценности? Все эти вопросы мы задавали себе перед тем, как включить в систему уроков произведение Л.Улицкой «Бедная счастливая Колыванова».

План урока-диспута по рассказу Людмилы Улицкой «Бедная счастливая Колыванова».

Предварительная работа.

-Класс делится на группы, до урока каждой группе дается задание.

1.Задание для всех( знакомство с текстом).

2.Групповые задания.

 группа «Теоретики»( сообщение об авторе, месте Л.Улицкой в литературе)

  Группа «Практики» (обучение сжатому пересказу, сюжет рассказа),слабые учащиеся.

 группа «Исследователи» (анализ языкового материала)

 группа «Критики» (в роли связующего звена , должны продумать ряд вопросов каждой группе, предварительно ознакомившись с их материалами), сильные учащиеся.

 группа «Историки» (контекст времени в рассказе)

Цель урока: знакомство учащихся с произведением современного автора;

                        обучение лингвистическому анализу текста;

формирование социально-нравственных ориентиров;

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока вместе с учащимися.
  2. Выступление  группы «Теоретиков»
  3. Выступление группы «Практиков»
  4. Выступление группы «Историков»
  5. Выступление группы «Исследователей»
  6. После выступления  всех групп учитель вместе с группой «Критиков» ставит проблемный вопрос: «Какое же оно, «Колывановское» счастье?»

- В каких произведениях русской классики поднимается проблема счастья?

-Как представлена проблема счастья в произведениях русской литературы?

- Ваши представления о счастье.

- Как помочь главной героине стать счастливой? (переписывание финальной сцены).

Домашнее задание: продумать и написать «рецепт» человеческого счастья.

*Группа «Критиков» выступает после ответов каждой группы

Материалы для учителя

Биографические сведения о Л. Улицкой.

Родилась в 1943 году, на Урале, когда семья была в эвакуации. Живёт в Москве. Отец был инженером, мать – биохимиком. Окончила московскую школу, до поступления в университет работала в институте Педиатрии лаборантом. В 1968 году закончила биофак МГУ по специальности “генетика”. После окончания университета работала в институте Общей Генетики стажером. Девять лет не работала – тем временем родила двух сыновей.

В 1979-1982 г-г работала завлитом в Камерном еврейском музыкальном театре.

С 1982 года – в свободном полете. Больше на службу не ходила. В восьмидесятые годы училась помаленьку литературному ремеслу – даже ходила на семинары в Дом Кино, осваивала науку написания сценариев для мультипликационного кино. Несколько сценариев были реализованы в Союзмультфильме. В те же годы писала сценарии для игровых фильмов, пьесы. Немногое было поставлено – фильм “Сестрички Либерти” (режиссер Владимир Грамматиков, студия Горького) и фильм “Женщина для всех” (режиссер Анатолий Матешко, студия Довженко). Тогда же вышли и первые детские книжки в издательстве “Малыш” - “Сто пуговиц” и “Трудное слово “нет”.

Делала множество всякой литературной работы – сценарии для учебных программ, диапозитивы, даже поэтические переводы. Сейчас всего даже не припомню.

В конце 80-х годов появились первые публикации рассказов в журналах. Кажется, журнал “Крестьянка” взял на себя смелость опубликовать нового автора. Лет пять печатали то “Огонек”, то даже “Новый мир”. В 1994 году вышел первый мой сборник по-русски – “Бедные родственники”. Так случилось, что первая эта книга, несколькими месяцами раньше, с тем же названием, но не включающая в свой состав повести “Сонечка”, как в русском издании, вышла по-французски в издательстве Галлимар.

Русский сборник, как и французский, прошли совершенно незамеченными. Повесть “Сонечка” оказалась той книгой, которую высоко оценили – она  получила за неё во Франции премию Медичи в 1996 году. Вообще, на Западе моя карьера шла поудачнее, чем дома, хотя повесть “Сонечка” и оказалась в шорт-листе Букеровской премии в 1993 году. Это был для меня огромный успех, о котором она и не мечтала. Потом  написала еще с десяток книг, их список – выше. Получила ряд премий.

Последние два года много времени забирает детский проект “Другой, другие, о других”, который Улицкая  придумала, но пишут эту серию разные приглашаемые авторы, специалисты в тех разделах культурной и социальной антропологии, которых касается каждый отдельный выпуск. Это, как в старые времена говорили –её общественная работа.

Анализ рассказа «Бедная счастливая Колыванова».

         Рассказ «Бедная счастливая Колыванова» является последним  в цикле «Девочки», напечатанном в  1994     году. Это история, в которой главной героиней становится Таня Колыванова, ученица 5 б класса, полюбившая учительницу немецкого языка Лукину Евгению Алексеевну.  История взросления, превращения «гадкого утёнка» из неблагополучной семьи в красивую девушку.  Только красота, муж – иностранец, обеспеченная жизнь заграницей не приносят Татьяне счастья. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности.  Многозначные слова, которые использует Л.Улицкая, интригуют читателя, заставляя задуматься, только прочитав название: «Счастье в бедности? Бывает ли такое? Какое оно «Колывановское» счастье?»

         Композиция рассказа проста: предыстория –описание места действия - женской (красной) школы, её директрисы; завязка – приход в 5 б новой учительницы немецкого Евгении Алексеевны Лукиной, приехавшей в город из далёкой европейской Германии  и ставшей предметом обожания Тани Колывановой. История её детской влюблённости, переросшей в обожание, в желание повсюду следовать за предметом страсти, в настоящую потребность знать о нём всё  составляет развитие действия рассказа. Сбор денег для личного подарка учительнице, покупка корзины цветов, способ преподнесения цикламенов, «…гордость богатства и презрение к бедности»,которые испытывает  юная героиня – это кульминация повествования. Довольно быстрая развязка – отъезд Евгении Алексеевны за границу с мужем, превращение Тани в красивую, но никому ненужную девушку, появление  в её жизни мужа – иностранца, жизнь заграницей, зависть одноклассников… Круг замкнулся… А где же счастье?

Пространственно – временная организация художественного мира рассказа своеобразна. Быстрое вступление, намеренно затянутая экспозиция – подробное описание того, что происходило со времени появления в рассказе учительницы немецкого ( с сентября по 8 Марта включительно), быстрая развязка и финал

( несколько лет) – занимают в повествовании не так много места. Всё это позволяет автору сосредоточить внимание читателя на главных проблемах рассказа.

 Следуя традиции, Улицкая предлагает нам осмыслить на примере судьбы Тани Колывановой проблему взросления, становления личности, сохранения человеческого достоинства в условиях тоталитарного режима, «вечную» проблему отцов и детей, показывая нам отсутствие пересечения, общих точек соприкосновения этих двух миров. Небольшая зарисовка из «другой жизни» семьи Таниной одноклассницы Лили Жижморской позволяет автору показать отсутствие толерантности в послевоенной стране, натолкнуть читателя  провести параллель с современным  обществом.

     Людмила Улицкая нашла именно те композиционные приёмы и изобразительно – выразительные средства, которые помогают приобщить нас к названным проблемам, позволяют прямо или косвенно воздействовать на ум и чувства читателя.

В данном произведении нет героя – рассказчика, автор использует форму безличного повествования, это придаёт достоверность и какую – то неотвратимость происходящему. Встречающиеся в первой части рассказа олицетворение «хриплый выдох звонка», метафорические эпитеты «дистиллированная речь», «филёрская дистанция», «заморская девочка», красочная метафора – сравнение «линкор среди плавучей мелочи», эпитеты «ласковая бумага», «богатый голос» позволяют читателю ярче представить  происходящее, нарисовать законченный образ персонажей, точнее ощутить полноту чувств ,почувствовать  влюблённость главной героини.

   Во второй части, рассказывающей  о семье Тани, о попытках раздобыть денег на подарок, о походе к Пауку резко исчезают образные средства (тропы), но активно используется стилистически сниженная,  разговорно-просторечная лексика «вишь», «дылда», «Лидка», «Тамарка», диалоги, состоящие из коротких фраз, создают контраст со средствами первой части. Это порождает эмоциональную читательскую реакцию неприятия происходящего, позволяет ощутить авторскую иронию, боль. Наличие разговорной лексики , говорящая деталь – один из излюбленных приёмов автора- «голые ноги» учительницы (в начале рассказа) и «голые цыплячие ноги» девочки Тани (в сцене с Пауком) подчёркивают беззащитность главной героини. Будничность происходящего вызывает ужас.

 Приём кольца (шуба, сапожки, пушистые свитера, которые первым делом покупает себе повзрослевшая Таня) связывает судьбу главной героини и учительницы. Скупость авторской оценки героев, только через бытовые детали, повтор ключевой фразы в финале «Колыванова счастливая» выявляет и подчеркивает ещё одну характерную для творчества писательницы черту – иронию, прикрывающую глубокое сожаление и сочувствие своим героиням.

 «Бедная» Колыванова, по словам одноклассников, превращается в «счастливую»… А читателю хочется плакать…- История повторяется??  - Кто же счастлив??-  Ирония? – Боль..

Заключение.

 После того, как рассказ был проанализирован, появились вопросы: «А смогут ли нынешние девятиклассники понять это произведение? Какие выводы сделают из прочитанного?». Нам предстояло ответить на них вместе с ребятами. Для начала нужно попросить их задуматься над названием (они ещё не познакомились с текстом). В результате дискуссии пришли к общему мнению, что счастье не зависит от богатства, хоть и бедная, но Колыванова всё-таки счастливая. Затем ребята прочитали рассказ. (Текст рассказа делится на смысловые отрезки, читается вместе с учениками. По ходу обращается внимание на временной контекст, на яркие художественные детали, на образные средства).

Смысловые отрезки, на которые можно поделить текст рассказа «Бедная счастливая Колыванова».

  1. Описание красной (женской )школы,её директрисы.
  2. Появление новой учительницы немецкого Лукиной Евгении Алексеевны.
  3. Незабвенный день для 5б.
  4. Портрет «немки» и впечатление, которое она произвела на ребят.
  5. «Новые» взаимоотношения мальчиков и девочек в школе.
  6. Предмет влюблённости Тани Колывановой.
  7. Тайные желания Колывановой.
  8. Результаты слежки.
  9. Тайная слежка подолжалась даже в выходные…
  10. Двойки Колывановой, прикрепление к отличнице Лилии Жижморской.
  11. «Новый мир» Лили Жижморской.
  12. Скучные каникулы дома.
  13. Возобновление чувств к учительнице.
  14. Слежка в метро.
  15. Подготовка к 8 Марта.
  16. Идея о собственном подарке – корзине цветов.
  17. Попытки раздобыть денег.
  18. Поход к Пауку.
  19. Исполнение мечты.
  20. Встреча Евгении Алексеевны с мужем дома.
  21. Недолгая радость – учительница уехала.
  22. Изменения в жизни Колывановой.
  23. Встреча со шведом Петерсоном.
  24. Отъезд заграницу, зависть одноклассников.

Из широкого комплекса проблем, поднимаемых в рассказе автором, наиболее доступными для детского понимания оказались проблемы, связанные с взрослением героини. Главный вопрос, взволновавший ребят, на что может себе позволить пойти человек ради достижения цели? Какие последствия они оставляют в душе героини?

Для того чтобы проследить, как прореагировали дети, я предложила им ответить на ряд вопросов:

  1. Понравился ли вам рассказ?
  2. Как вы поняли смысл названия рассказа до и после прочтения?
  3. Что такое счастье в вашем понимании?
  4. Что такое «Колывановское»счастье?
  5. Все ли средства хороши для достижения цели?
  6. Приведите примеры из художественной литературы (русской), где герои по- настоящему счастливы?

Их ответы удивили и порадовали. Практически все смогли расставить нравственные акценты, объяснили смысл названия рассказа, увидели духовную бедность главной героини. Она вызвала у ребят чувство жалости, сострадания. Они осудили её способ добывания денег для подарка, почти все написали в своих ответах, что на это девочку толкнуло отсутствие полноценной семьи, где всех любят и уважают. Это для девятиклассников и есть счастье.

Какие выводы удалось сделать? С удовлетворением хочется ответить на  вопрос о том, возможно ли с помощью произведений современной литературы решать задачи , связанные с обучением, с нравственным воспитанием, действительно ли поднимаемые проблемы волнуют подростков ? – Да! А ещё чётко проявилось место, куда можно поставить этот урок – после изучения романа Достоевского «Преступление и наказание». Сравнить Сонечку Мармеладову и Таню Колыванову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию "Семьёй дорожить - счастливым быть".

Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции. Задачи: Показать роль семьи в жизни каждого...

Внеклассный урок по математике "Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Преподаватель: Шабунина Надежда СергеевнаПредмет: математикаТема: Интеллектуальная игра «Счастливый случай»Цели и задачи урока:         Образовательная: О...

Технологическая карта урока в 3 классе "Мы-счастливая семья!"

В данной разработке указана технологическая карта урока по обобщению полученных знаний по теме "Моя семья"....

Технологическая карта урока-викторины по русскому языку «Счастливый случай»

Урок-игра для студентов 1 курса СПО на тему: обобщение знаний по части речи «Имя существительное»....

Презентация к уроку литературы "Что значит быть счастливым"

Презентация к уроку литературы "Что значит быть счастливым"...