Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Дроздова Татьяна Борисовна

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писательница Людмила Улицкая. Урок по её рассказу "Народ избранный" можно провести в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_l.ulitskoy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой

«Народ избранный»

                                                 Дошло тут до меня,…, зачем это господь

                               таких, как мы, немощных, уродов и калек, на свет выпускает!

                      Л.Улицкая. «Народ избранный»

«Народ избранный» - Зинаида, Катя

I.   Ребята, сегодня у нас урок – знакомство с представителем новейшей литературы Людмилой Улицкой и её рассказом из сборника «Бедные родственники». В предисловии к этому сборнику автор пишет: «Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных. Но чудесные дары - сострадания, милости, верности – чаще всего являются именно там, в тени жизни, на её обочине». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Высказывания учащихся)

Ребята, о чём вы задумались, прочитав рассказ Людмилы Улицкой?

Какие жизненные вопросы вы хотели бы сегодня обсудить? (Высказывания учащихся)

 -Действительно ли, бедные люди более способны на сочувствие, сострадание и помощь нуждающимся, чем богатые?

-Почему люди становятся бедными, а иногда даже нищими?

-Зачем господь, если перефразировать слова одной из героинь рассказа Улицкой, выпускает на свет немощных, уродов и калек?

      На эти вопросы постараемся вместе найти ответы и в рассказах Людмилы Улицкой, и в своей голове, и в своём сердце?

II. Ребята, а что вы знаете о Людмиле Улицкой? Послушайте сообщение … Запишите самую интересную или важную информацию об авторе.

III. Итак, начинаем беседу по рассказу «Народ избранный».

1) Скажите, какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

2) Главная героиня – Зинаида. Что вы о ней узнали? ( месяц, как умерла мать, сама – инвалид II группы, деньги кончились)

3) Кто такая Марья Игнатьевна? Почему она перестала помогать Зинаиде? (после смерти матери Зинаида не отдала ей мамину кофту зелёного цвета с цветами на плечах)

4) Почему Зинаида пошла к храму? Чем закончился её первый поход за милостыней? (никто не подавал, оделась во всё лучшее)

5) На второй день Зинаида, вспомнив наставления матери, вновь пришла к церкви. Что произошло в этот раз? (нападки нищих, знакомство с Катей)

6) Итак, Зинаида познакомилась с Катей. А что Катю заставило просить милостыню? (отбывала наказание, после освобождение мать отказала в прописке, ходит на костылях)

7) При заступничестве Кати Зинаида стала приходить к храму и собирать милостыню, но только тогда, когда пенсия заканчивалась и не на что было купить хлеба. Какое прозвище дали Зинаиде попрошайки, как их называла Катя? (Слониха, из-за толстых больных ног)

8) На что обратила внимание Катя, когда первый раз пришла домой к Зинаиде? (на грязный пол, Зинаида из-за больных ног не могла согнуться, а Катя мыла ползком на животе)

9) Как ответила Зинаида на вопрос Кати: «Чего тебе не хватает, Зина»?(«Сегодня у меня всего есть, Катя») О чём говорит этот ответ? (слова Кати: «Редкий человек говорит: всё у меня есть. Обыкновенно всем всего мало. Всего хотят, бесятся, страдают, ненавидят аж до смерти, и всё от зависти, что у другого есть, а у меня нет»)

10) Однажды, оказавшись в церкви, Катя злилась на Бога. Что заставило её изменить мнение о Боге? Кого она увидела в церкви? (на раскладушке принесли женщину с детским телом – калеку «Уж так мне её жалко с тало, не передать…»

11) Как Катя объясняет Зинаиде, «зачем же это Господь таких, как мы, немощных, уродов и калек, на свет выпускает»? «Вот тут меня и осенило…  Для сравнения, для примера или для утешения, уж и не знаю, как тебе сказать»

12) Кого же Катя называет избранным народом? (нищих – тех, кто действительно не может прожить без подаяния. Избран для того, чтобы обеспеченные, благополучные люди были благодарны Богу, что не стоят с протянутой рукой)

III. Тема нищенства часто звучит в других произведениях литературы. Можете вы, ребята, их назвать? (Лермонтов. Стихотворение «Нищий»,

Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий», глава «Юродивый» из повести Л.Н.Толстого «Детство»)

 Я вам предлагаю послушать стихотворение поэта Сергея Городецкого (1884-1967)

                                 

                                       Нищая

Нищая Тульской губернии

Встретилась мне на пути.

Инея белые тернии

Тщились венок ей сплести.

День был морозный и ветреный.

Плакал ребёнок навзрыд.

В этой метелице мертвенной

Старою свиткой укрыт.

Молвил я: Бедная, бедная!

Что ж, - прими мой пятак!-

Даль расступилась бесследная,

Канула нищая в мрак.

Гнётся дорога горбатая.

В мире подветренном дрожь.

Что же ты, Тула богатая,

Зря самовары куёшь?

Что же ты, Русь нерадивая,

Вьюгам бросаешь детей?

Ласка твоя прозорливая

Сгинула где без вестей?

Также и в музыке звучит тема нищенства. Послушайте романс Алябьева .

IV. Ребята, как же мы ответим на вопросы, прозвучавшие в начале урока?

-Действительно ли, бедные люди более способны на сочувствие, сострадание и помощь нуждающимся, чем богатые?

-Почему люди становятся бедными, а иногда даже нищими?

-Зачем господь, если перефразировать слова одной из героинь

рассказа Улицкой, выпускает на свет немощных, уродов и калек?

И ещё один вопрос я хочу вам задать: Что нужно делать, чтобы в такой богатой природными ресурсами стране, как России, не было бедных людей, а тем более нищих?

V. Домашнее сочинение «Какие меры должно предпринимать государство, чтобы в стране не было нищих»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения. Н. Носов. Рассказы о детях.

Урок развивает навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;Формирует...

Конспект урока по рассказу Людмилы Петрушевской «Са и Со».

Тема урока: «Первые опыты взрослой жизни».Анализ современной художественной литературы в 11 классе....

"Чужого горя не бывает" урок внеклассного чтения по "Донским рассказам "М.Шолохова в 6 классе

К уроку готовились учащиеся зараннее: класс  получил задание  прочитать расказы М.Шолохова "Жеребёнок","Родинка" и "Нахалёнок". Первая группа готовили презентацию,по котрой рассказывали о жи...

разработка урока внеклассного чтения по произведению Капустное чудо Людмилы Улицкой

Урок внеклассного чтения  по творчеству  Людмила Улицкая "Капустное чудо" 7 класс. Цели урока: - познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:- путём анализа п...

Конспект урока литературы в 11 классе по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49"

Конспект урока  содержит описание этапов урока внеклассного чтения по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49" ( "Капустное чудо", "Бумажная победа")....

"А ну-ка поиграем. Игровые рассказы Людмилы Петрушевской"

Увлекательный игровой урок значительно расширяющий кругозор учащихся.Может быть полезен для проведения внеурочного занятия или занятия по внеклассному чтению....