"Чужого горя не бывает" урок внеклассного чтения по "Донским рассказам "М.Шолохова в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Данилова Ольга Николаевна

К уроку готовились учащиеся зараннее: класс  получил задание  прочитать расказы М.Шолохова "Жеребёнок","Родинка" и "Нахалёнок". Первая группа готовили презентацию,по котрой рассказывали о жизни Шолохова, вторая группа анализировали рассказ "Жеребёнок" и подготовили публикацию,третья группа анализировали рассказ "Родинка" ,четвёртые подготовили инсценировку к рассказу "Нахалёнок".Эксперты совместно с учителем истории подготовили ответ на вопрос "Как отражается Гражданская война в рассказах М.Шолохова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_literature.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

                             Ольшанская общеобразовательная школа №7

На конкурс: «Лучшее электронное приложение к уроку»

Тема учебного проекта:

                             

    Урок  внеклассного чтения  в 6 классе  по

         «Донским рассказам» М.А.Шолохова

 

                                         

                                            Данилова Ольга Николаевна,

                                                 учитель русского языка и

                                                 литературы

                       

                                              2011-2012уч. год

 

 Тема проекта: «Чужого горя не бывает».

 Урок внеклассного чтения по «Донским рассказам»  М.А.Шолохова.

 Основополагающий вопрос: Будут ли читать  произведения

 М.А. Шолохова в 21 веке?          См. учительскую презентацию.

Дидактические цели:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,           - критического мышления, навыков работы в команде,

- приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом  информации,            - умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.

 Задачи проекта: знать /понимать:

-основные факты жизни и творческого пути М.А.Шолохова, образную природу словесного искусства;

-содержание, тему, основной авторский замысел произведений;

-формировать умения  школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной  и русской литературы;

- научить пользоваться Pover Point ,  Publisher   для оформления результатов  и  кратко излагать свои мысли устно и письменно;        

-приобщать к художественным богатствам литературы Дона.

   Уметь:

-воспринимать художественный текст;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, лексики и другие особенности языка   произведений;

-выделять тему и формировать идею, проблематику произведений, давать характеристику героям произведений Дона.

 Учебный предмет: литература.

 Вопросы для самостоятельных  исследований учащихся:

 1.Что вы узнали о жизни и творчестве М.А.Шолохова?

 2.Как проявляется авторская идея доброты и сострадания к жеребёнку?

 3.Как отразилась Гражданская война в рассказах Шолохова?

4.Чем понравился вам  Минька, герой рассказа «Нахалёнок»?

                     Структура УМП:

1)Детские работы:

а) презентация на тему: «Шолохов - славный сын Дона»;

б) публикация: «Авторская идея доброты и сострадания к жеребёнку» по рассказу «Жеребёнок»;

в) исследовательская работа: «Гражданская война и отражение   её в «Донских рассказах»  (презентация);

д) анализ рассказа «Родинка».

г) инсценирование  отрывка из  рассказа М. Шолохова  «Нахалёнок»;

Оборудование:   Мультимедиапроектор, компьютер, экран, детские рисунки.                              

Организация работы: коллективно- групповая.

Опережающее задание:

-Прочитать рассказы М.Шолохова: «Родинка», «Жеребёнок», «Нахалёнок».

-Устно подготовить отзыв по первичному впечатлению.

-Познакомиться с основными фактами жизни и творческого пути М.Шолохова.

-Далёкие годы Гражданской войны… Что вы узнали о классовой борьбе?

                                       

                                           Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

 Неумолимо время…. Проходят дни, годы, и мы забываем то, что когда-то волновало или радовало нас. И все же есть ценности, которые неподвластны времени. Шолохов и вечность – эти два понятия  много  лет  равноправно стоят рядом. Драгоценным камнем засверкал он в русской литературе. Книги Шолохова помогают людям стать лучше, стать чище душой, пробуждают любовь к человеку и окружающему миру родной природы. В преддверии  празднования 107-годовщине замечательного писателя, нашего земляка, М.Шолохова, мы проводим этот необычный урок, на котором состоится защита ваших проектов.  

Первая группа получила задание:

                  Карточка-информатор 1.

Познакомьтесь с жизнью и творчеством писателя, выполните  презентацию и ответьте  на основополагающий вопрос: « Будут ли читать  произведения М.А. Шолохова в 21 веке?»

(Двое уч-ся выходят к мультимедийному проекту и рассказывают о своей проделанной работе).    См. детскую презентацию №1

(слайд №1,2)

-Вопросом нашего исследования стало изучение жизни и творчества Шолохова. И вот, что нам удалось узнать о знаменитом земляке…

 (слайд №3) - Михаил Александрович Шолохов родился и жил в донском крае - станице Вёшенской. Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (это конец 15 века) и прослеживается с середины 17 века до купца Михаила Шолохова, деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вёшенской в середине XIX века.

(слайд №4) - Мать – полуказачка, полукрестьянка, будучи дочерью крепостного крестьянина, с 12 лет пошла в услужение…Отец смолоду работал по найму…

(слайд №5) С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором. (сл. №6) 

(слайд №6) - До 1919 года учился в Каргинской школе.

(слайд№7) - Гражданская война прервала учёбу Миши. Он не окончил  и 5 классов. С 1920 г. Шолохов служил и мыкался по донской земле. Был продработником, учителем в школе, гонялся за бандами. Приходилось бывать в разных переплетах. Начал писать с 1923 г., с этого же года печатался в комсомольских газетах и журналах.

(слайд №8) - За свой весомый вклад в области советской литературы он был удостоен многих наград, но самой главной стала в 1965 году Нобелевская премия.

(слайд №9) – Годы жизни М.А.Шолохова в Вешенской – годы расцвета его таланта как писателя и общественного деятеля. Здесь же на берегу Дона и его могила…

(слайд№10-11) Шолохов написал произведения о Гражданской войне:  «Донские рассказы», «Тихий Дон», о коллективизации   «Поднятую целину», о Великой Отечественной  войне  рассказ «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».Все произведения Шолохова экранизированы и многие ребята уже смогли посмотреть художественные фильмы.

Учитель:

"Донские рассказы" - это литературный дебют М.Шолохова. Чем была вызвана работа над рассказами?

Индивидуальное сообщение:  история создания рассказов.

"Донские рассказы" были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем - реальность другой жизни. Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать."Приходилось бывать в разных переплетах",- позже напишет он в автобиографии.

   3. Другая группа  анализирует рассказ «Жеребёнок», отвечает на вопрос учебной темы:  

                Карточка-информатор 2.

1.Прочитайте самостоятельно рассказ М.Шолохова «Жеребёнок» и ответьте  на вопрос: «Как проявляется авторская идея доброты и сострадания к жеребёнку?

2.Используя программу Publisher, оформите свои высказывания.

  4.   Третья группа  представляют исследовательскую работу: «Как отразилась Гражданская война в рассказах Шолохова?»  ( предварительно  группа получила карточку-информатор 3.  См. детскую  презентацию №2

                 

                         Карточка-информатор 3.

 1.Что вы узнали о Гражданской войне?

 2.Как проявляется братоубийственная война в рассказах М.Шолохова «Родинка», «Жеребёнок»,  «Нахалёнок»? (найдите  и прочитайте эпизоды)

 3. Почему нам, людям, живущим в 21 веке,  необходимо знать об этом времени и читать такие произведения?

Гражданская война-это конфликт внутри страны, который часто принимает ужасные по своей жестокости и кровопролитию формы. Характеризуется нетерпимостью и ожесточенностью. Конфронтация как водораздел может разделять и разрушать самое дорогое и близкое, что есть у человека - семья. Гражданская война в нашей стране не стала исключением. Очень сложная ситуация сложилась на Дону - в области войска Донского, так как казачество всегда было надёжной опорой государства. С детских лет казака приучали служить не за страх, а за совесть царю-батюшке и православной вере. По- этому октябрьские события вызвали у казаков неоднозначную оценку. (Звучит песня о Гражданской войне» из кинофильма «Неуловимые мстители»)

Причины Гражданской войны:

-Преобразования большевиков, особенно в экономической сфере затронули интересы различных социальных групп российского общества.

-Захват власти и борьба не парламентскими методами со своими политическими противниками (разгон учредительного собрания) оттолкнули от большевиков.

Часть большевиков не верили в возможность успешного строительства социализма в России.

Ученики зачитывают два  самых трагических эпизода из рассказа М.Шолохова «Родинка» и «Нахалёнок»(  о братоубийственной  войне , о потери самых близких людей …)Вывод:

Гражданская война - это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому сделать вывод. Читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить. И скорбит о нечастном отце...

«Рукописи не горят», - произнёс один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Нам кажется, такой рукописью и является творчество нашего земляка – М. Шолохова, значит, его книги будут читать!

5.Четвёртая группа получила задание:

                   Карточка-информатор 4.

1.Прочитайте рассказ М.Шолохова «Нахалёнок» и расскажите, чем понравился  вам  герой рассказа - Минька?

2.Почему Мишку хотели побить мальчишки?

3.Почему  ругался дедушка?

4.Какое горе случилось в семье?

    (Учащиеся выбрали эпизод для инсценирования)

«Выкупался Мишка в вонючей, застоявшейся воде, обвалялся в песке, нырнул в последний раз и, чикиляя на одной ноге, натянул штанишки. Совсем было собрался идти домой, но тут подошел к нему Витька — попов сынок.

—        Не уходи, Мишка! Давай искупаемся и пойдем к нам играть. Тебе мамочка разрешила приходить к нам.

—        Я С тобой не хочу играть. У   тебя из ушей  воняет дюже!..

  • Это от золотухи, а ты -мужик, и тебя мать под забором родила!..
  • А ты видал?
  • Я слыхал, как наша кухарка рассказывала мамочке.

—        Брешет твоя мамочка! Зато мой батянька на войне воевал, а твой — кровожад и  чужие пироги трескает!..

—        Нахалёнок!..:

—        Ты не дерись, Миша, не сердись! Хочешь, я тебе отдам свой кинжал, какой из железа сделал?

  • Мне батянька  получше  твоего с войны принес!
  • Врешь? —,
  • Сам врешь!.. Раз  говорю — принес,  значится —принес!.. И заправское ружье... -
  • Подумаешь, какой ты стал богатый! И ишо у него есть шапка, а на шапке висят махры и золотые слова прописаны, как у тебя в книжке.

Витька долго думал, чем бы удивить Мишку, морщил лоб и почесывал бледный живот.

—        А мой папочка скоро будет архиереем, а твои был пастухом. Ага, что?..

  • Миша, Миша, я что-то скажу тебе!
  • Говори.
  • Подойди ко мне!..

Мишка подошел и подозрительно скосился:

—        Ну, говори!

Попович заплясал по песку на тоненьких кривых ножках, улыбаясь, злорадно крикнул:

  • Твой отец — коммуняка! Вот как только помрешь ты  и душа твоя  прилетит на небо, а бог и   скажет:
    «За то, что твой отец был коммунистом,— отправляйся в ад!..» И начнут тебя там черти на сковородках поджаривать!..
  • А тебя, думаешь, не зачнут поджаривать?
  • Мой папочка — священник!.. Ты ведь дурак  необразованный и  иичего не понимаешь...

Мишке стало страшно. Повернулся и молча побежал домой.

У огородного плетня остановился, крикнул, грозя поповичу кулаком:

—        Вот спрошу у дедушки. Коли брешешь — не ходи мимо нашего двора!..»

См. приложение 1.( фотографии)

Каждый из группы ответил на поставленный вопрос по карточке - информатор.

6 . Учитель:

1.Чем понравился вам герой рассказа М.Шолохова Минька?

2.Почему, несмотря на трагическое время, автор использует юмористические сцены?

3.Что такое  «Юмор в  произведении»? Работа с «Толковым словарём» , теорию зачитать и записать в тетрадь.

8.Рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали и ответим на вопросы:

Кто нарисован? Какой эпизод?  Из какого рассказа? Чем запомнился этот рассказ?

Подведение итогов:  

Какое чувство у вас вызвали рассказы М.Шолохова? Понравился  ли урок? Так будут ли читать произведения Шолохова в 21 веке? (На партах лежат небольшие  квадратики из цветной бумаги: красный цвет  - будут читать, жёлтый цвет - не знаю, коричневый - нет.  Учащиеся поднимают соответствующую карточку.)

Д/ з. Написать отзыв об уроке: как я понимаю слова «Чужого горя не бывает?» Чем интересны  рассказы М.Шолохова?                    

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Гегель (Урок внеклассного чтения в 5 классе

 Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в...

Внеклассное мероприятие в 3 классе, драматизация сказки "Волшебник Изумрудного города"учениками 6 класса

Презентация по сказке "Волшебник Изумрудного города" на немецком языке, выложенная мною раннее была использована на этом мероприятии. Ученица 6 класса читала пояснения к слайдам, а с главными героями ...

Смысл названия комедии "Горе от ума". Урок литературы в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе по произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума". Цель урока - определить смысл названия произведения....

Конспект и презентация урока музыки " Гори гори ясно, что бы не погасло" 2 класс

Конспект и презентация урока музыки " плясовфе наигрыши" 2 класс...

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Лидерство в 5 классе"

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Лидерство в 5 классе"...