Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения. Н. Носов. Рассказы о детях.
    план-конспект урока по литературе на тему

    Павлова Марина Васильевна

     

    Урок развивает навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;

    Формирует умение определять отношение автора к героям, находить слова и выражения присущие только данному герою;

    Развивает творческие способности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

       Тема урока: Н.Н. Носов. Рассказы о детях

    ЦЕЛИ:

    1. Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова; учить анализировать свои ответы и работу товарищей;

    ЗАДАЧИ:

    1. Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;
    2. Формировать умение определять отношение автора к героям, находить слова и выражения присущие только данному герою;
    3. Совершенствовать навык чтения;
    4. Развивать творческие способности детей.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Выставка книг Н.Н.Носова
    2. Выставка рисунков
    3. Театральные реквизиты (шляпа, галстук)
    4. Раздаточный материал.

    ХОД УРОКА

     На доске:

         «Книга не самолет,  а за тридевять земель унесет» .

    «Всем хорошим во мне я обязан книгам ».

    М. Горький.

    « Книга твой друг . без нее как без рук ».

    « Книга  подобна  воде  - дорогу  пробьёт  везде».

    «Одна  книга тысячу людей учит».

    «Все  герои Николая Носова « как живые », а их фантазия,

    их поступки и даже проделки учат читателей добру».

    С. В. Михалков.

    Ход урока.

    I. Самоопределение учебной деятельности.

    Дети по ролям  читают отрывок из рассказа Н. Носова « Телефон».

    -  Алло! Алло!

    -  Алло!

    -  Слышно что – нибудь?

    -  Слышно. А тебе слышно?

    -  Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

    -  Хорошо. А тебе?

    -  И мне хорошо! Ха - ха - ха! Слышно как я смеюсь?

    -  Слышно. Ха - ха - ха! А тебе слышно?

    -  Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду.

    Учитель.   Вы узнали героев этого диалога? Кто автор этого рассказа?

    Сегодня мы с вами поговорим о произведениях Николая Носова и о нем самом.

    II. Актуализация знаний

    Посмотрите, как много вокруг замечательных, любимых книг этого замечательного автора.

    Послушайте рассказ о Николае Носове и его произведениях. ( Биография Носова. (Приложение 1)

    Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году после публикации одного из рассказов, который он придумал для сына.

    Рассказы  «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники» и другие были объединены в сборник  «Тук – тук - тук» и изданы в 1945 году.

    Они сразу полюбились детям. Читая рассказы, можно не только развлечься, посмеяться, но и узнать что – нибудь интересное, полезное (как пришить заплатку, как сделать каток, как сварить кашу или как рассказать друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет).  

    III. Открытие детьми нового знания.                                     

    Давайте послушаем один из замечательных рассказов Носова «Фантазёры» (Приложение2)

    1. Почему  рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?
    2. - Кто, по-вашему, лучший сочинитель Мишутка или Славик? Почему?
    3. - Как вы относитесь к поступку Игоря?
    4. Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.

    Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

    Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.

    Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

                                       

                                         

     Учитель.  Н.Н.Носов любит своих героев и наделяет их всеми чертами, присущими детям младшего школьного возраста, доверчивостью, шаловливостью, наивностью, детской хитростью.

    VI. Первичное закрепление.

     Прослушайте рассказ «Леденец», который прочитает _______________

    леденец — леденчик, конфета, долгоиграющая конфета, сосучка, карамель

    1. Стыдно сказать, а грех утаить.
    2. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
    3. Правда дороже золота.

    VII. Обсуждение проблемы

    Чтение рассказа «Огурцы»

    Огурцы

    Работа над содержанием:

     Что мы узнали о двух друзьях?

    – Как вы относитесь к поступку Павлика?

    – Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске.)

    – Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)

    – Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?

    – Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)

    Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)

    – Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

    – Каким изобразил его автор?

    – Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)

    Озаглавим 2 часть:  От страха Котька  не помнил, как добрался до огорода

    – Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)

    – В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)

    – В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)

    Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке?(“Сынок”.)

    – Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте эту часть рассказа. (Одобрение дедушки.)

    – Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

    – Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.

    Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

    Учитель. Посмотрите на рисунки с изображением настроений человечков. Какой рисунок, на ваш взгляд, соответствует настроению Котьки в каждой части?

      

    Пересказ по плану.

     Под песню В. Шаинского «В траве сидел кузнечик» (Приложение3) входит Незнайка и говорит:

            Почему - то  обо мне знают все на свете.

            Знают даже на Луне взрослые и дети.

            Зря  хвалиться  не хочу, но скажу вам честно,

            Что  другим не по плечу, мне давно известно.

    - Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока  у  меня  ничего не получается.

    Учитель.  Ребята, кто это??? А вы знаете, что повесть «Приключения Незнайки и его друзей» тоже написал Н. Носов.

    Н.Носов был редкостным фантазером: как раз его фантазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его путешествиями и в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне. Эта повесть – сказка, состоящая из трех частей, и называемая трилогией, принесла писателю наибольшую известность. Сказка настолько значительна и поучительна, что была удостоена Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской.

    Учитель.  Чем ты опечален, Незнайка?

    Незнайка. Я хотел нарисовать обложку к книжке рассказов Носова, но у меня как всегда не получилось….

    Учитель.  Ребята, давайте поможем Незнайке справиться с работой (конкурс рисунков) Каждый из ребят покажет и расскажет свой эпизод рисунка.

    Учитель.   Н.Н.Носов был волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым волшебником, а добрейшим. Да еще и веселым!

    Произведения Николая Носова не устареют, не выходят из моды и не теряют актуальности.

    Рассказ «Живая шляпа» был написан в сороковые годы прошлого столетия. Но всё, что происходило в рассказе, могло произойти и в наше время, с такими же ребятами. Как вы…Давайте посмотрим фильм и убедимся в этом. ( Приложение4)

    - Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

    • Волков бояться – в лес не ходить.
    • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
    • У страха глаза велики.

    VIII.Самостоятельная работа

    Учитель.   Мы думаем, что вы, готовясь к уроку, прочитали много рассказов Н. Носова. Сейчас мы проведем викторину.

    Викторина.

    Назовите, из каких рассказов Н. Носова взяты эти отрывки?

    1. Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле и выливается наружу.                  («Мишкина каша»)
    2. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

    - Почему же ты теперь живой?

    - Так он потом меня выплюнул.

                                                («Фантазеры»).

    1. Колька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша, пошел домой. На душе  было радостно.

                                                              («Огурцы»).

    1. «Вот как нехорошо получилось! – подумал Виталик. – Теперь Мурзику из-за меня достанется».

                                                             («Карасик»).

    1. Бегали по комнате, прыгали, кричали: «Нам не страшен серый волк!»

                                                        («Затейники»)

    1. Я проснулся. Миша и Костя спали. Я разбудил Костю. «Кто-то стучит,»  - говорю.        

                                                   («Тук – тук - тук»)

    1. У папки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Папка их очень любил и всегда хвастался:

        - Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

            («Заплатка»)

    IX. Итог занятия

    Ну вот наш урок подошёл к концу.(выставление оценок)

         X. Рефлексия

    По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

    Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно.

    Цветок – довольно неплохо.

    Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.

    Жёлтый листик – “чахлый”, пропащий урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Чужого горя не бывает" урок внеклассного чтения по "Донским рассказам "М.Шолохова в 6 классе

    К уроку готовились учащиеся зараннее: класс  получил задание  прочитать расказы М.Шолохова "Жеребёнок","Родинка" и "Нахалёнок". Первая группа готовили презентацию,по котрой рассказывали о жи...

    Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

    Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

    урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

    Данный  материал  предлагается  для  проведения  урока  внеклассного  чтения  в  5 - 6 классах.  Рассказы  Э.Сетона-Томпсона  обычно  н...

    Люди и куклы в искусстве и жизни. Урок внеклассного чтения (В.Короленко "В дурном обществе", Ю.Олеша "Три толстяка", Н.Носов "Кукла").

    История кукол, проблемный вопрос "Как кукла помогает человеку быть Человеком", соотнесение музыкального произведения с литературными образами, комплексное исследование новеллы Н.Носова и сопоставление...

    Конспект урока внеклассного чтения Н.Н.Носов "Трилогия о Незнайке" 45 лет

    Тема урока: Н.Н. Носов «Трилогии о Незнайке 45 лет»Цель урока: Создать условия для знакомства детей с творчеством Н.Н. Носова, в частности его рассказов о «Незнайке». Учить, вслушиваясь  в произв...

    Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

    Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...