Жанр басни в русской литературе
презентация к уроку по литературе

Григорьева Анна Игоревна

Жанр басни в русской литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhanr_basni.ppt771.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанр басни в литературе.

Слайд 2

Басня высмеивает Басня учит Название басни

Слайд 3

Эзоп - греч. баснописец, из Фригии, по происхождению раб; получив свободу, отправился к Крезу, который послал его в Дельфы, где его обвинили в святотатстве и свергли со скалы. Его басни долго сохранялись только в устном предании как образцы практической мудрости.

Слайд 4

Жан Лафонтен (1621 —1695) — знаменитый французский поэт-баснописец. Принадлежал по происхождению к провинциальной чиновничьей буржуазии, из рядов которой вышли почти все великие писатели "века Людовика XIV".

Слайд 5

Крылов Иван Андреевич ( 1769 -1844) - русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери. Рано узнал материальные лишения, ещё подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом.

Слайд 6

Басня Эзопа «Ворон и Лисица» Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать". Басня уместна против человека неразумного

Слайд 7

Басня Ж.Лафонтена «Ворон и Лисица» Дядюшка ворон, сидя на дереве, Держал в своем клюве сыр. Дядюшка лис, привлеченный запахом, Повел с ним такую речь: «Добрый день, благородный ворон! Что за вид у вас! что за красота! Право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья, - То вы - Феникс наших дубрав!» Ворону этого показалось мало, Захотел он блеснуть и голосом, Разинул клюв - и выронил сыр. Подхватил его лис и молвил: «Сударь, Запомните: всякий льстец Кормится от тех, кто его слушает, - Вот урок вам, а урок стоит сыра». И поклялся смущенный ворон (но поздно!), Что другого ему урока не понадобится.

Слайд 8

Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша:

Слайд 9

Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!" Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,- И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Слайд 10

Композиция (строение) басни: Основная часть (краткий рассказ). Мораль - нравоучительный вывод, в котором заключена идея басни. Прочитайте следующие отрывки. Как вы назовёте их? Чему они нас учат и от чего предостерегают? «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Слайд 11

Черты жанра басни: Нравоучительность. Аллегорический (иносказательный) смысл. Героями выступают животные, обладающие человеческими характерами (олицетворение). Осмеяние человеческих пороков и недостатков.

Слайд 12

Человеческие отношения переводятся в картины из жизни животных. Как вы понимаете это утверждение? С какой целью это делается? В изображении героев используется приём олицетворения. Олицетворение – приём, при котором животные или неодушевлённые предметы наделяются чертами характера человека.

Слайд 13

Аллегория - изображение предмета, за которым скрывается другой предмет, человек или черта характера (хитрость, злость, коварство). Животные в баснях – это аллегория… Лиса в басне «Ворона и лисица» – это аллегория … Ворона в этой же басне – это аллегория … Свинья в басне «Свинья под дубом» - это аллегория …

Слайд 14

Сатирическое высмеивание – это прямое, иногда злое высмеивание дурных качеств человека. Какие дурные качества высмеиваются в басне «Лебедь, рак и щука»? Какие дурные качества высмеиваются в басне «Ворона и лисица»? Какие дурные качества высмеиваются в басне «Свинья под дубом»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанр басни в мировой литературе

На уроке можно будет  углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников  - познакомить их с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни; обучить элементам сравни...

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

Жанр басни в мировой литературе

Урок-обобщение по теме "Басни" . Формирование коммуникативных компетенций....

И.А. Крылов. Жанр басни. Презентация по литературе.

Презентация по литературе для 5 класса. И.А.Крылов. Жанр басни....

Интегрированный урок .Тема:Жанр басни в мировой литературе.

Урок предназначен для проведения в пятом-шестом классах....

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...