Урок литературы в 9 классе на тему "История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А. Бунина "Тёмные аллеи".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Тишкина Мария Андреевна

Конспект урока по теме "История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А. Бунина "Тёмные аллеи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatury._9_klass._konspekt.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема «История любви Надежды и Николая Алексеевича

в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: определение особенностей изображения темы любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи».

Задачи

Образовательные: создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова; постигая тайны его мастерства, сделать вывод о своеобразии его творчества.

Развивающие: продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

Методы: подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки,  карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.

Ход урока

Организационный момент (приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку).

  1. Мотивационно-установочный этап

На экране слайд со словами песни Высоцкого «Баллада о любви». Звучит фрагмент песни «Баллада о Любви» В. Высоцкого.

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась
Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.

Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь) (Слово записывается на доске)

-Верно.  

– Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации)

– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна) (Слово записывается на доске)

-Домашним заданием у вас было прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи». Опираясь на ключевые слова, сформулируйте тему урока и определите его цель. (Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Цель: определение особенностей изображения темы любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи»)

  1. Организационно-деятельностный этап

– Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу. Это вечная тема в литературе. В последней книге Ивана Алексеевича она стала доминирующей. «Тёмные аллеи» - сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название. Когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

1) Проблемные вопросы:

– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)

– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).

– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).

2) Мини-исследование:

Ребята делятся на две группы: группа «Надежда» и группа «Николай Алексеевич». Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.

I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру. Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек. В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты. Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»:

Была чудесная весна,

Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.

Анализ финала рассказа.

(На столах у групп карточки с вопросами).

– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.

Вопросы группы «Николай»

  1. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)
  2. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).
  3. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?

            Вопросы группы «Надежда»

  1. Как сложилась судьба Николая Алексеевича после расставания? (Он женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, «возлагал на него большие надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести»)
  2. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).
  3. Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни. Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)

– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.

Вопросы к группам:

«Надежда»

«Николай»

– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его?

– Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи?

(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.)   

(Продлевать минуты встречи, всё равно что продлевать минуты подлого поступка.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (РАЗМИНКА, ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)

3. Контрольно-регулировочный этап

– Вы замечательно справились с заданием. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.

(Учащиеся получают карточки с «потерянным» текстом)

«Обратим внимание на природные________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________.    

   ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
            Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
            Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»

– Проверим себя по эталону.

(Учитель зачитывает текст)

 «Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.

Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.

Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.

Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека»

(Делается вывод о том, что в рассказах Бунина любовь – это счастливый миг, который озаряет жизнь героев. Финал их любви печален, но в памяти остаются прекрасные моменты счастья, подаренные друг другу.)

ТЕСТ

  1. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьёзный и темноликий, с редкой смоляной бородой..»
  2. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «Тотчас в горницу вошла женщина …с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой»
  3. Кто из героев произносит эти слова: «А! Всё проходит. Всё забывается»
  4. Кто из героев произносит эти слова: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете по ту пору, так и потом не было»
  5. Кто из героев произносит эти слова: «А она, ваше превосходительство, всё глядела в окно, как мы уезжали».

Ответы: 1 – эпитет, 2 – сравнение, 3 – Николай Алексеевич, 4 – Надежда, 5 – кучер Клим.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?

– С какими заданиями или вопросами вам трудно было справляться?

– Работу какой группы можно сегодня выделить?

Домашнее задание

Подготовка к уроку внеклассного чтения: рассказ Бунина «Солнечный удар» (прочитать, готовиться к пересказу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Презентация "Николай Заболоцкий" урок литературы 7 класс

Биография Н.А.Заболоцкого. Стихи поэта. Практическая работа по стихам....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Три рассказа о любви: урок литературы, 8 класс

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,           осмысленно, красиво....

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....