Главные вкладки

    М.А.Булгаков. "Белая гвардия". Художественное своеобразие романа.
    план-конспект урока по литературе (11 класс)

    Харитонова Нэлли Викторовна

    Разработка заключительного урока по литературе в 11 классе по роману М.А.Булгакова "Белая гвардия" в форме дискуссии. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon m._bulgakov.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                             

                            М.А.Булгаков.  «Белая гвардия»

    Цели:

    Образовательная:  продолжить работу над проблематикой, системой образов, художественным своеобразием  романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»; определить тему Дома в романе как основополагающую.

    Развивающая: продолжить работу над формированием умения вести дискуссию, слушать учителя и учащихся.

    Воспитательная: продолжить работу над формированием чувства прекрасного во всем: в чистоте человеческих отношений, красоте окружающих вещей, в любви и дружбе.

                                                               Ход урока:

    1. Слово учителя

        Критик В.Лакшин в свое время писал о романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»: «Зеленая лампа, бронзовые пастушки на часах, теплые изразцы – не граничит ли с банальностью вся эта увядающая поэзия минувшего века? И мечты о покое, уюте, сладкий призрак ушедшей и добропорядочной жизни в семейном кругу – странно вымолвить, но ведь это где–то почти рядом с обывательщиной…».

         Как вы считаете, можно ли согласиться  с этим высказыванием?

    1. Обсуждение

          Ученик: Нет, не прав был В.Лакшин, когда писал эти слова. Нет никакой обывательщины в посвященных турбинскому семейному гнезду станицах романа. Совсем иное там – высокая культура быта, традиций, человеческих отношений. Та самая, с которой начинается всякая культура – в общественной жизни, в творчестве, в отношении  к окружающим. Та культура, которая десятилетиями выкорчевывалась из нашего бытия вместе с Турбиными и Преображенскими и их потомками, острый недостаток которой мы испытываем по сей день.

         Ученик: На мой взгляд, В.Лакшин в чем–то прав. Роман «Белая гвардия» - произведение  о гражданской войне, о кровопролитии, о смерти и боли, и, мне кажется, в нем неуместно так много говорить о мелочах, характеризующих быт Турбинных.

    Автору нужно было сосредоточить внимание на описании военных сражений.

         Ученик: Я не могу согласиться с таким высказыванием: именно потому, что роман о войне,  о войне самой страшной, в которую может быть втянут человек, о войне гражданской, о пролитой крови, о боли и смерти, в нем нужно говорить о добре и мире. О настоящих человеческих отношениях. Ведь именно истинная любовь, дружба могут противостоять смерти и разрушению. Поэтому М.Булгаков делает абсолютно правильно: выводит на страницы романа семью Турбиных с их пониманием чести, порядочности, любви. «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - полагал Николка.

         Ученик: Если обратиться к эпиграфу, то можно заметить, что в нем уже отражена Основная проблема повести – проблема чести, нравственного выбора, как и в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

         Ученик: Второй эпиграф говорит об ответственности человека за содеянное.

    «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…».

    Мысль о высшем  Суде, суде истории, суде человечества, звучит в романе не однажды: это и строчки из Библии, и Владимир с крестом, и разговор Алексея со священником. И дом Турбинных на фоне этих грозных событий выглядит одновременно чем-то хрупким и в то же время чем-то очень прочным: именно он помогает, спасает героев романа от безверия, от духовного обнищания, от лжи.  

     

         Ученик: Мне кажется, именно описание турбинского дома делает таким притягательным роман, заставляет читателя несколько иначе посмотреть на белое движение, увидеть нравственную красоту этих людей: умение любить, верить, желание защитить родной город.

     

         Ученик: Я согласен с предыдущими высказываниями, но вместе с тем мне хотелось бы дополнить следующее: все–таки слишком уж автор «сладко» описывает детали дома Турбиных: «печь с изразцами», «кремовые шторы», «накрахмаленную скатерть», цветы, чайный сервиз. Все это не могло не пробудить в современниках Булгакова отторжения к  изображаемому, для них это были признаки обывательщины и мещанства.

         Учитель: Давайте обратимся к тексту, найдите и перечитайте описание турбинского дома. Есть ли в этом описании высокомерие, преклонение перед вещами? Становятся ли герои рабами этих вещей?

         Ученики: «Много лет… изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях».

         «В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно… умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали каким-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, бессмертны, бессмертен и Саардамский плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

          «… этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, ковры турецкие  с чудными завитушками на восточном поле…, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы  с книгами, пахнущие таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры. – все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных.

         Ученик: Его не назовешь бедным, этот профессорский дом. Но его обитатели, его вещи начисто лишены высокомерия и чопорности, ханжества и пошлости. Они радушны, сердечны и снисходительны к слабостям людей, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости. И все это так подкупает, что скоро сам начинаешь оценивать людей по-турбински, независимо от того, - «наши» они или «не наши».

         Ученик: Для этого, на мой взгляд, вводит М.Булгаков в роман и образ инженера Лисовича. Трус, буржуй, «несимпатичный» - разнокалиберная характеристика Лисовича. «Буржуй» - это явно от Николки, «трус» - от Алексея, «несимпатичный» - от Елены. В его доме также много вещей, он не так уж беден, но вот его дом воспринимается читателем как мещанский, обывательский. В его доме пахнет мышами и сыростью, его окна засветились «слабенькими желтыми огнями». Вещи Лисовича мертвы, а вещи Турбиных живые. Печка согревала и растила, самовар запел. Капитанская Дочка и Наташа Ростова как будто живут вместе с героями романа. Поэтому, мне кажется, не обилие вещей делает дом обывательским и мещанским, а живущие в нем люди: они или одухотворяют свой дом, или делают его мертвым и пустым.

         Ученик: Дом Турбиных притягивает лучших героев романа, он как спасительный маяк в разыгравшейся метели, когда герои не знают, куда им идти и что делать дальше. Вот перед Турбиными нежданно-негаданно «очутилась»  фигура поручика Мышлаевского, помороженного, завшивевшего – «сутки на морозе, в снегу». Через полчаса, переодетый в чистое белье, отогревшийся, он будет отдыхать в доме Турбинных. Мышлаевский – «беляк». Он с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах, будет охранять город от банд Петлюры.  А случилось бы – и от большевиков защищал бы его и стоял насмерть. Мы понимаем, что Булгаков любит своего героя, раз приводит его в дом Турбиных. Так как, на мой взгляд, этот дом – мерило человеческих ценностей, мерило человеческой души.

         Ученик:  А вот Тальберга Булгаков убирает из этого дома, хотя он член семьи. Он такой же, как Мышлаевский, белый офицер, даже закончил университет и военную академию. «Это же лучшее, что должно быть в России». Но при этом «двуслойные глаза». Психология флюгера и «крысиная побежка» от Петлюры. «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» - вот что такое этот Тальберг. Его Булгаков не мог оставить в любимом им доме.

         Ученик:  Где бы ни происходили события «Белой гвардии», мы вновь и вновь возвращаемся в дом Турбиных. Алексей, Николка, Мышлаевский, Карась, пройдя через горнило войны появляются в этом светлом доме, чтобы отдохнуть, восстановиться, прийти в себя. Очень важна сцена с Алексеем. Когда родные ждут возвращения Алексея, кажется, весь дом замирает и погружается в темноту: «Темно. Темно по всей квартире. В кухне только лампа… Сидит Анюта и плачет, положив локти на стол. Конечно, об Алексее Васильевиче.. В спальне у Елены в печке пылаю дрова. Сквозь заслонку выпрыгивают пятна и жарко пляшут на полу…»

         Ученик: Также важна молитва Елены, когда умирает Алексей. Надежды нет никакой, три врача подтвердили диагноз. Только молитва сестры спасает Алексея. Она, как Ярославна в «Слове о полку Игореве», силой слова защищает Алексея, отводит смерть: «Слишком много горя сразу посылаешь, мать-заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что? … Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет… А теперь и старшего отнимаешь. За что?..  Мать-заступница, неужто не сжалишься?.. Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?... Все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай». И Алексей выздоровел, свершилось чудо, которому удивились врачи. Мне кажется, по мысли Булгакова, в такой до, как дом Турбиных не может войти смерть, они ее не пустят.

    Отведут любую  беду.

         Поэтому со словами В. Лакшина, я считаю, согласиться нельзя.

         Вывод: Красота людей, вещей и умелой работы, подлинного искусства – это для Булгакова красота самой жизни. И вещи, и дома, и город над Днепром – все только тогда и дорого ему, когда наполнено жизнью. Жизнь по Булгакову – это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но на самом первом месте именно любовь. Завершая роман, Булгаков дает это понять. В третьей части «Белой гвардии» звезда пастушеская Венера все чаще вмешивается в действие, чем красный дрожащий Марс. Поэтому тема Дома как основополагающего начала в жизни людей звучит в романе особо значимо.

    Домашнее задание: написать рассуждение «Тема  Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

    В презентацию включен материал по композиционным, идейно-художественным особенностям романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Подробно рассматривается Онегинская строфа. Закрепление материала  проход...

    Художественное своеобразие романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".

    Презентация к уроку по литературе на тему: "Художественное своеобразие романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"....

    Презентация к уроку по теме: "Идейно-художественное своеобразие романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

    Презентация представляет собой краткое изложение материала о романе Толстого Л.Н. "Война и мир". Раскрываются особенности романа, его жанр, проблематика, композиция, герои....

    Художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Идиот"

    Презентация к уроку литературы по творчеству Федора Достоевского "Идиот"...

    Художественное своеобразие романа "Обломов" И.А.Гончарова. Роль антитезы.

    Цель урока: выявить компохзиционную  роль антитезы в романе на  примере двух героев, проследить с самого детства их противоположность, привести цитаты, доказывающие, что перед нами герои-ант...