Итоговые контрольные работы по литературе для 9-11 кл
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)

Тынчерова Ирина Александровна

Итоговые контрольные работы по литературе для 9-11 классов в форме ГИА (с ответами)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovye_9kl_s_otv.docx48.12 КБ
Файл itogovye_10-11_lit_varianty_s_otvetami.docx47.02 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант № 105704 -проза

1. Задание 1 № 42

1.1.1. У Калашникова «могутные плечи», у Кирибеевича «сильные плечи». Почему оба героя-антагониста представлены Лермонтовым подобными былинным богатырям?

Пояснение.

1.1.1. В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников — народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти. Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Несмотря на то, что у него «сильные плечи», подобно богатырю Калашникову,он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни».

Задание 2 № 43

1.1.2. Кому и в какой последовательности кланяется перед боем Калашников? Как это характеризует героя?

Пояснение.

1.1.2. В образе купца Калашникова воплощен русский героический характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собственного достоинства, законопослушный, почитающий царя и готовый служить ему. Степан Парамонович патриархален, свято чтит православные обычаи. Вот почему, выходя на кулачный бой, он кланяется всему, чему служит, что свято чтит, во что верит:

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Задание 3 № 44

1.1.3. Сравните данный фрагмент со сценой дуэли Гринёва и Швабрина (ниже приведен фрагмент из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Чем различаются изображенные поединки?

Пояснение.

1.1.3. Главное отличие двух поединков заключается в отношениях противников друг к другу. Калашников, несмотря на ненависть к Кирибеевичу, выходит на честный бой. Ни купец Калашников, ни Кирибеевич не стали бы убивать противника, воспользовавшись моментом его слабости, ведь для них важно выйти с честью из поединка.

Иначе обстоит дело с дуэлью Гринева и Швабрина. Швабрин способен на подлость, гнусную ложь ради выгоды и достижения своей цели. Поэтому он, воспользовавшись тем, что Гринева отвлек Савельич, ранил соперника.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

 

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальцо,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

И приехал царь со дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

Клич кликать звонким голосом:

«Ой, уж где вы, добрые молодцы?

Вы потешьте царя нашего батюшку!

Выходите-ка во широкий круг;

Кто побьет кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому Бог простит!»

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника...

Трижды громкий клич прокликали —

Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На просторе опричник похаживает,

Над плохими бойцами подсмеивает:

«Присмирели, небось, призадумались!

Так и быть, обещаюсь, для праздника,

Отпущу живого с покаянием,

Лишь потешу царя нашего батюшку».

Вдруг толпа раздалась в обе стороны —

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников,

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могутные плечи распрямливает

Да кудряву бороду поглаживает.

И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду, племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного...

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже» как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи...

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, басурманский сын,

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег:

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло...

Вот молча оба расходятся,

Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первой купца Калашникова,

И ударил его посередь груди —

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его висел медный крест

Со святыми мощами из Киева,

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

И подумал Степан Парамонович:

«Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!»

Изловчился он, изготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

И увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать» — сказал он мне; — «надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из-за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.

Мы вошли в комендантской дом. Иван Игнатьич отворил двери, провозгласив торжественно «привел!» Нас встретила Василиса Егоровна. «Ах, мои батюшки! На что это похоже? как? что? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузмич, сейчас их под арест! Петр Андреич! Алексей Иваныч! подавайте сюда ваши шпаги, подавайте, подавайте. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан. Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?»

Иван Кузмич вполне соглашался с своею супругою и приговаривал: «А слышь ты, Василиса Егоровна правду говорит. Поединки формально запрещены в воинском артикуле». Между тем Палашка взяла у нас наши шпаги и отнесла в чулан...

Возвратясь к коменданту, я по обыкновению своему подсел к Марье Ивановне. Ивана Кузмича не было дома; Василиса Егоровна занята была хозяйством. Мы разговаривали вполголоса. Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным.

«Я так и обмерла» — сказала она, — «когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию и благополучием тех, которые... Но я уверена, что не вы зачинщик ссоры. Верно виноват Алексей Иваныч».

— А почему же вы так думаете, Марья Ивановна?

«Да так... он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх».

— А как вы думаете, Марья Ивановна? Нравитесь ли вы ему или нет?

Марья Ивановна заикнулась и покраснела. «Мне кажется» — сказала она, — «я думаю, что нравлюсь».

— Почему же вам так кажется? «Потому что он за меня сватался».

— Сватался! Он за вас сватался? Когда же? «В прошлом году. Месяца два до вашего приезда».

— И вы не пошли? «Как изволите видеть. Алексей Иваныч конечно человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцаловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»

Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга. Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной пасмешки, увидел я в них обдуманную клевету. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

Я дожидался не долго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать?» — сказал мне Швабрин: — «за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились, молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника.

Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.

 

А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Вариант № 105704-лирика

 Задание 1 № 42

1.2.1. Назовите тему стихотворения. Какие чувства в нем выражены?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может. (А.Пушкин)

 Стихотворение посвящено любви и представляет собой авторский монолог о своих чувствах. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» — это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Объяснение их соединению дает выражение «печаль моя светла»: подобно тому как ночная темнота, пронизанная лунным светом, делается не страшной, не враждебной, а грустной и поэтичной, печаль пронизана светом. Любовь, о которой говорит поэт, — любовь не эгоистическая, а самопожертвенная.

 Задание2 № 43

1.2.2. Найдите в тексте прием звукописи. С какой целью он использован? 

Пейзаж первых строк содержит и образы горных вершин, и глубокую реку, текущую в темноте, и ночную тьму, и лунный свет. Это противоречие имеет, однако, не трагический, а примиренный характер, что подчеркивается спокойной музыкальной организацией стиха. Если выписать гласные и согласные фонемы, можно убедиться в обилии и разнообразии согласных звуков: их почти столько же, сколько гласных. Кроме того, обильно представлены плавные: м, н, л. Все это вместе создает картину контрастную и примиренную одновременно, широкую и спокойно-печальную.

 Задание 3

1.2.3. Сравните приведенное стихотворение со стихотворением А. Фета «Я пришел к тебе с приветом...» (см. ниже). Чем похоже воплощение темы любви?

Оба стихотворения посвящены теме любви. Любовь окрыляет. Любовь возрождает, даже тогда, когда наступают вдруг минуты печали и унынья. Любовь, о которой говорится в обоих стихотворениях, — любовь не эгоистическая, а самопожертвенная. В этом сходство в трактовании темы Пушкиным и Фетом. 

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

 

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

 

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет. (А. Фет)

Вариант № 105705-проза

1. Задание 1 № 208

1.1.1. Почему известие о приезде ревизора городничий называет «пренеприятным»?

Пояснение.

1.1.1. Приезд ревизора может нарушить привычную жизнь уездного города, в котором господствует беспорядок, процветают беззаконие и взяточничество. Так как за городничим и подчиненными ему чиновниками «водятся грешки», им есть чего опасаться, поэтому известие о приезде ревизора для них «пренеприятное».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

 

Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

Гор дничий. Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем.

Аммос Федорович. Вот те на!

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!

Лука Лукич. Господи боже! еще и с секретным предписаньем!

Городничий. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали — и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)... и уведомить тебя». А! Вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки... (остановясь), ну, здесь свои ... «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито... Вчерашнего дня я ...» Ну, тут уж пошли дела семейные: «... сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем; Иван Кириллович очень потолстел и все играет на скрыпке...» — и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство!

Аммос Федорович. Да, обстоятельство такое... необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.

Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Городничий. Зчем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Аммос Федорович. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.

Городничий. Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

Аммос Федорович. Нет, я вам скажу, вы не того... вы не... Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.

Городничий. Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую я вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович. Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

 

Н. В. Гоголь «Ревизор»

2. Задание 2 № 209

1.1.2. Какие человеческие пороки обличает Гоголь в приведенной сцене?

Пояснение.

1.1.2. Перед лицом «опасности» в виде ревизора городничий срывает с себя и своих подчиненных маски, обнажая пороки во всей их неприглядной наготе. Так как за городничим и подчиненными ему чиновниками «водятся грешки», им есть чего опасаться, поэтому известие о приезде ревизора для них «пренеприятное». Что же это за грешки? Взяточничество, злоупотребление служебным положением — явления в городе повсеместные. Желание поживиться, пожить за счет других, круговая порука – все эти пороки в полной мере присущи гоголевским чиновникам.

 

3. Задание 3 № 210

1.1.3. Сопоставьте фрагмент комедии «Ревизор» с приведенным ниже фрагментом поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». К каким выводам привело вас это сопоставление?

Пояснение.

1.1.3. Описание губернского города в «Ревизоре» имеет немалое сходство с описанием города N в «Мертвых душах». Похожесть лиц, порядков и даже событий объясняется тем, что оба произведения написаны в духе реализма, что подразумевает описание типичных характеров в типичных обстоятельствах. Известие о приезде ревизора обнажает скрытые стороны уездной жизни: беспорядок везде и во всем, взяточничество. Тот же беспорядок, то же взяточничество царят и в городе N, куда приезжает Чичиков. Чиновники боятся, что порядки в их вотчинах

пошатнутся, нарушится привычный, устраивающий их уклад жизни. Поэтому столь спешно собираются они для совета, как дальше вести себя и как «выйти сухими их воды».

  

*****************************

 

Все поиски, произведенные чиновниками, открыли им только то, что они наверное никак не знают, что такое Чичиков, а что, однако же, Чичиков что-нибудь да должен быть непременно. Они положили наконец потолковать окончательно об этом предмете и решить по крайней мере, что и как им делать, и какие меры предпринять, и что такое он именно: такой ли человек, которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных. Для всего этого предположено было собраться нарочно у полицеймейстера, уже известного читателям отца и благодетеля города.

Собравшись у полицеймейстера, уже известного читателям отца и благодетеля города, чиновники имели случай заметить друг другу, что они даже похудели от этих забот и тревог. В самом деле, назначение нового генерал-губернатора, и эти полученные бумаги такого сурьезного содержания, и эти бог знает какие слухи, все это оставило заметные следы в их лицах, и фраки на многих сделались заметно просторней. Все подалось: и председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович, никогда не называвшийся по фамилии, носивший на указательном пальце перстень, который давал рассматривать дамам, даже и тот похудел. Конечно, нашлись, как и везде бывает, кое-кто неробкого десятка, которые не потеряли присутствия духа, но их было весьма немного: почтмейстер один только. Он один не изменялся в постоянно ровном характере и всегда в подобных случаях имел обыкновение говорить: «Знаем мы вас, генерал-губернаторов! Вас, может быть, три-четыре переменится, а я вот уже тридцать лет, судырь мой, сижу на одном месте». На это обыкновенно замечали другие чиновники: «Хорошо тебе, шпрехен зи дейч Иван Андрейч; у тебя дело почтовое: принять да отправить экспедицию; разве только надуешь, заперши присутствие получасом раньше, да возьмешь с опоздавшего купца за прием письма в неуказанное время, или перешлешь иную посылку, которую не следует пересылать, тут, конечно, всякой будет святой. А вот пусть к тебе повадится чорт подвертываться всякой день под руку, так что вот и не хочешь брать, а он сам сует. Тебе, разумеется, с пола-горя: у тебя один сынишка; а тут, брат, Прасковью Федоровну наделил бог такою благодатию — что год, то несет: либо Праскушку, либо Петрушу; тут, брат, другое запоешь».

 

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

 Вариант № 105705-лирика

1. Задание 1 № 208

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

 1.2.1. Какова главная мысль баллады В. А. Жуковского «Мщение»?

Пояснение.

Тема мести звучит в балладе «Мщение». Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладе Жуковского состоит в торжестве нравственного закона. Наказание у Жуковского — это справедливое возмездие.

 

Мщение

Изменой слуга паладина убил:

Убийце завиден сан рыцаря был.

 

Свершилось убийство ночною порой —

И труп поглощен был глубокой рекой.

 

И шпоры и латы убийца надел

И в них на коня паладинова сел.

 

И мост на коне проскакать он спешит,

Но конь поднялся на дыбы и храпит.

 

Он шпоры вонзает в крутые бока

— Конь бешеный сбросил в реку седока.

 

Он выплыть из всех напрягается сил,

Но панцирь тяжелый его утопил.

В. А. Жуковский

2. Задание 2 № 209        

1.2.2. Какие черты жанра баллады нашли свое воплощение в произведении В. А. Жуковского?

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Произведение Жуковского является балладой, так как заключает в себе повествование эпического характера, изложенное в стихотворной форме. Сюжет баллады взят из фольклора, представляет собой рассказ, относящийся к эпохе средневековья.

3. Задание 3 № 210

1.2.3. Сопоставьте баллады В. А. Жуковского «Мщение» и «Три песни». К каким выводам привело вас это сопоставление?

Пояснение.

Баллады Жуковского утверждают: в жизни часто совершается поединок добра и зла. К таковым относятся «Мщение» и «Три песни». Тема мести звучит в обеих балладах.

Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладах Жуковского состоит в торжестве нравственного закона. В конечном счете, всегда побеждает добро, высокое нравственное начало, наказание у Жуковского — это справедливое возмездие. 

 

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

 

 

 

Мщение

Изменой слуга паладина убил:

Убийце завиден сан рыцаря был.

 

Свершилось убийство ночною порой —

И труп поглощен был глубокой рекой.

 

И шпоры и латы убийца надел

И в них на коня паладинова сел.

 

И мост на коне проскакать он спешит,

Но конь поднялся на дыбы и храпит.

 

Он шпоры вонзает в крутые бока

— Конь бешеный сбросил в реку седока.

 

Он выплыть из всех напрягается сил,

Но панцирь тяжелый его утопил.

 

В. Л. Жуковский

 

Три песни

«Споет ли мне песню веселую скальд?» —

Спросил, озираясь, могучий Освальд.

И скальд выступает на царскую речь,

Под мышкою арфа, на поясе меч.

 

«Три песни я знаю: в одной старина!

Тобою, могучий, забыта она;

Ты сам ее в лесе дремучем сложил;

Та песня: отца моего ты убил.

 

Есть песня другая: ужасна она;

И мною под бурей ночной сложена;

Пою ее ранней и поздней порой;

И песня та: бейся, убийца, со мной!»

 

Он в сторону арфу, и меч наголо;

И бешенство грозные лица зажгло;

Запрыгали искры по звонким мечам

— И рухнул Освальд — голова пополам.

 

«Раздайся ж, последняя песня моя;

Ту песню и утром и вечером я

Греметь не устану пред девой любви;

Та песня: убийца повержен в крови».

 

В. Л. Жуковский

Вариант № 105702-лирика

  Задание 1. Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.

 1.2.1. Как Вы думаете, почему свою связь с родиной лирический герой называет «жгучей», «смертной»?

 

Тихая моя родина

В. Белову

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

 

— Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. —

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

 

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

 

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

 

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

 

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

 

Школа моя деревянная!..

Время придёт уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

 

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь. Н. М. Рубцов, 1964

Пояснение. Любовь к Родине — святое для Рубцова чувство. Без Родины он не мыслит своей жизни, потому что здесь его корни: здесь он вырос, здесь могила его матери. Поэт настолько привязан к своим корням, что без них не может жить. Вот почему и называет он эту связь «смертной», «жгучей».

 Задание 2 

1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играет повтор слов «тихий», «тихо»? Пояснение. Повтор — средство художественной выразительности речи. С помощью повтора акцентируется внимание читателя на каких-то моментах повествования, размышлениях, образах. Стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя Родина» повторяются слова «тихий», «тихо». Это наполняет стихотворение особым лиризмом, нацеливает читателя на доверительный разговор о самом дорогом для автора — его Родине:

Тихая моя родина!

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз...

Родина «тихая», потому что все здесь идет своим чередом, нет ненужной суеты, ничто здесь не мешает втсретиться с детством и самим собой, вернувшись к истокам.

Задание 3.   Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.

 

 

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосёт глаза.

 

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

 

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом1

На лугах весёлый пляс.

 

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех2,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

 

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

 

С. А. Есенин, 1914

____________

1Хороводом

2Борозд; обмежков пашни, межей.

1.2.3. Сопоставьте стихотворение Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» с приведённым стихотворением С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…». Какие мотивы и образы сближают эти произведения?

Пояснение. Объединяющей два стихотворения темой стала тема Родины. И Н. Рубцов, и С. Есенин без Родины не мыслят себя, жизни, счастья. Для Рубцова Родина — это деревянная школа, речка, изба, «ивы, река, соловьи». Для Есенина Родина — это «хаты — в ризах образа», околицы, деревенская церковь. Очень похожие картины. Родина для обоих поэтов — это отчий дом, место, где родился и куда хочется возвращаться.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа,  итоговая,  10 класс, литература  

1. Задание 1 № 1259

Назовите литературное направление, во второй половине XIX века уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М. Горького. (романтизм)

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.

Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

— Что ты не пошёл с ними? — кивнув головой, спросила старуха Изергиль.

Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.

— Не хочу, — ответил я ей.

— У!., стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны... Боятся тебя наши девушки... А ведь ты молодой и сильный...

Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

— Смотри, вон идёт Ларра!

Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр, — она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.

— Никого нет там! — сказал я.

— Ты слеп больше меня, старухи. Смотри — вон, тёмный, бежит степью!

Я посмотрел ещё и снова не видел ничего, кроме тени.                      М. Горький «Старуха Изергиль

2. Задание 2 № 1260

Укажите жанр, к которому принадлежит произведение М. Горького «Старуха Изергиль».(рассаказ)

3. Задание 3 № 1261

В начале фрагмента даётся описание группы молдаван, возвращавшихся с работы. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности? (портрет)

4. Задание 4 № 1262 Установите соответствие между персонажами «Старухи Изергиль» и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПЕРСОНАЖИ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) Ларра

Б) Данко

B) Аркадэк

 

1) гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль

2) маленький турок, бежавший с Изергиль от отца

3) сын орла из легенды о наказанной гордыне

4) легендарный герой, спасший своё племя от гибели

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 3

 4

 1

5. Задание 5 № 1263

Значительное место в приведённом фрагменте занимает описание вечерней природы. Каким термином обозначается такое описание? (пейзаж)

6. Задание 6 № 1264

Назовите приём, используемый автором в тексте: «обрывки туч... мягкие, как клубы дыма»; «мрачные все, как демоны». (сравнение)

7. Задание 7 № 1265

Приведённый фрагмент открывает повествование. Как называется часть композиции произведения, знакомящая с обстановкой действия и предваряющая завязку? (экспозиция)

8. Задание 8 № 1271

В чём противопоставлены друг другу автор-повествователь и старая Изергиль?(Изергиль – романтический герой, автор – реалист)

9. Задание 9 № 1272

В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чём эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль? «Бедная Лизы» Карамзина, «Олеся» Куприна

10. Задание 10 № 733

Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В. В. Маяковский. (футуризм)

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Лиличка!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

давай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.   ( В. Маяковский, 1916)

11. Задание 11 № 734

Как называется средство иносказательной выразительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении (например: «Сегодня сидишь вот — сердце в железе»)? метафора

12. Задание 12 № 735

Как называется прием, позволяющий выделить наиболее значимый поэтический образ: «а мне ни один не радостен звон, // кроме звона твоего любимого имени»? повтор

13. Задание 13 № 736

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в заключительных строках данного стихотворения — начиная со слов «Завтра забудешь...» (цифры укажите в порядке возрастания).                

  Инверсия («слов моих», «душу цветущую») — нарушенный порядок слов;

эпитеты (суетные, уходящие, взметенные, цветущие);

метафора («душу цветущую», «любовью выжег»,

 1) сарказм

2) инверсия

3) литота

4) эпитет

5) метафора                                          

14. Задание 14 № 737

Как называется система стихосложения, в которой написано стихотворение? тоническая

15. Задание 15 № 740

Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?

 Поэт сравнивает себя с быком, который трудится до смертельной усталости и хочет отдохнуть в холодных водах. Метафоры (например, «душу любовью выжег») и эпитеты («душу цветущую») передают ранимость, неординарность героя, силу его чувства, а многосоюзие помогает усилить динамику произведения, чтобы понять, как сильно любовь овладела душой лирического героя

16. Задание 16 № 741

В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

Для передачи своих чувств поэт использует антитезу, элементы параллелизма и особый прием хронотопа – обыгрывание времени при помощи чередования глаголов прошлого, будущего и настоящего. В раскрытии любовной темы В.В. Маяковский становится продолжателем традиций М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Любовная лирика этих поэтов отличается автобиографичностью, противоречивостью чувств: от ненависти до благоговейного преклонения перед возлюбленной.

Контрольная работа, итоговая,  11 класс, литература

1. Задание 1 № 1978   Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»? роман или роман в стихах

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.

 

 

XVII

Домой приехав, пистолеты

Он осмотрел, потом вложил

Опять их в ящик и, раздетый,

При свечке, Шиллера открыл;

Но мысль одна его объемлет;

В нём сердце грустное не дремлет:

С неизъяснимою красой

Он видит Ольгу пред собой.

Владимир книгу закрывает,

Берёт перо; его стихи,

Полны любовной чепухи,

Звучат и льются. Их читает

Он вслух, в лирическом жару,

Как Дельвиг пьяный на пиру.

 

XVIII

Стихи на случай сохранились,

Я их имею; вот они:

«Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Нет нужды; прав судьбы закон.

Паду ли я, стрелой пронзенный,

Иль мимо пролетит она,

Всё благо: бдения и сна

Приходит час определенный;

Благословен и день забот,

Благословен и тьмы приход! 

 

XIX

«Блеснёт заутра луч денницы

И заиграет яркий день;

А я, быть может, я гробницы

Сойду в таинственную сень,

И память юного поэта

Поглотит медленная Лета,

Забудет мир меня; но ты

Придёшь ли, дева красоты,

Слезу пролить над ранней урной

И думать: он меня любил,

Он мне единой посвятил

Рассвет печальный жизни бурной!..

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!..»

 

 

 

XIX

Так он писал темно и вяло

(Что романтизмом мы зовём,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я; да что нам в том?)

И наконец перед зарёю,

Склонясь усталой головою,

На модном слове идеал

Тихонько Ленский задремал;

Но только сонным обаяньем

Он позабылся, уж сосед

В безмолвный входит кабинет

И будит Ленского воззваньем:

«Пора вставать: седьмой уж час.

Онегин, верно, ждёт уж нас».

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

2. Задание 2 № 1979  Текст каждой из глав «Евгения Онегина» разделён на пронумерованные части. Каким термином они обозначаются? Онегинская строфа или строфа

3. Задание 3 № 1980  Укажите фамилию Ольги, к которой мысленно обращается Ленский в приведённом фрагменте «Евгения Онегина». Ларина

4. Задание 4 № 1981  Установите соответствие между тремя персонажами «Евгения Онегина» и относящимися к ним цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице

ПЕРСОНАЖИ

 

ЦИТАТЫ

А) Ленский

Б) Онегин

В) Зарецкий

 

1) «он зол, он сплетник, он речист»

2) «обжора, взяточник и шут»

3) «хандра ждала его на страже»

4) «он сердцем милый был невежда…»

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 4

 3

 1

5. Задание 5 № 1982  В попутных авторских замечаниях о поэзии Ленского сквозит скрытая насмешка. Каким термином она обозначается? Ирония

6. Задание 6 № 1983  «Златые дни», «рассвет печальный жизни бурной». Как называется данное художественное средство? Эпитет

7. Задание 7 № 1984  В приведённом фрагменте автор передаёт внутреннее состояние Ленского накануне дуэли. Как называется острое столкновение героев или обстоятельств, нередко приводящее к трагической развязке? Конфликт

8. Задание 8 № 1990  Как в приведённом эпизоде раскрываются особенности внутреннего мира Ленского?

Владимир Ленский является антиподом Евгения Онегина. Разочарованного в жизни и в людях, эгоцентрического романтика, напоминающего излюбленных героев Байрона, сменяет восторженный романтик-идеалист, поклонник Шиллера и Гёте, верящий в чистую дружбу, в вечную любовь. Как свежий воздух, ворвавшийся в душную комнату, Ленский вносит в роман поэзию юношеских надежд, радостную доверчивость к людям, поэтическую мечтательность, преклонение перед красотой. Таков Ленский в начале романа, таковым он остается в последние минуты жизни перед дуэлью.

9. Задание 9 № 1991  В каких произведениях русской литературы есть сцены ожидания дуэли и в чём их можно сопоставить с приведённым фрагментом «Евгения Онегина»? Для сравнения можно взять роман «Герой нашего времени» Лермонтова.

Печорин и Ленский — романтические герои. Ленский, воспитанный на романтических произведениях Шиллера, остается верен себе и перед лицом смерти, видя в ней некое высшее предназначение. Печорин испорчен светским обществом, царящими в нем законами, он не склонен, как Ленский, упиваться своей исключительной участью быть убитым, но он как истинный романтик, способен разглядеть красоту каждой росинки, наслаждаться прелестью утра. В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Эти мысли перекликаются с мыслями Ленского.

Сцена дуэли есть и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер всю ночь перед дуэлью не спит, размышляя о произошедшем. Он готов к дуэли, и ни о каком примирении речи быть не может. Но Пьер уже далеко не такой герой, как Ленский и Печорин. Для Пьера, как и для Печорина, как и для Ленского, дуэль была переломным моментом жизни: он задумывается над смыслом жизни, пересматривает свои поступки, меняет свои взгляды. Одно остается неизменным: его доброта, душевная щедрость, великодушие. И в сцене дуэли эти лучшие качества Пьера проявились в полной мере. Пьер так благороден и великодушен, что он забывает о той обиде, которую ему нанес этот человек, о том дурном влиянии на окружающих, которое оказывает Долохов, о его беспричинной жестокости, цинизме, стремлении все и всех очернить. Ни Печорин, ни Ленский не думают о противнике, не готовы простить своих обидчиков.

10. Задание 10 № 2402 Назовите род литературы, к которому относится стихотворение А. С. Кушнера. лирический

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

***

 

Когда я мрачен или весел,

Я ничего не напишу.

Своим душевным равновесьем,

Признаться стыдно, дорожу.

 

Пускай, кто думает иначе,

К столу бежит, а не идёт,

И там безумствует, и плачет,

И на себе рубашку рвёт.

 

А я домой с вечерних улиц

Не тороплюсь, не тороплюсь.

Уравновешенный безумец,

Того мгновения дождусь,

 

Когда большие гири горя,

Тоски и тяжести земной,

С моей душой уже не споря,

Замрут на линии одной.(А. С. Кушнер, 1962)

11. Задание 11 № 2403  Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

И там безумствует, и плачет,

И на себе рубашку рвет.

анафора. Встречается и термин «единоначатие».

12. Задание 12 № 2404 Как называется созвучие концов стихотворных строк («иначе – плачет»; «улиц – безумец» и т. п.)? Рифма

13. Задание 13 № 2405  Из приведённого ниже перечня выберите 3 названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке)

1) гротеск

2) инверсия

3) аллитерация

4) метафора

5) сравнение

В стихотворении встречается необычный порядок слов, т.е. инверсия. Примером инверсии могут стать третья и четвёртая строфы.

В первой строфе невозможно не заметить повторение шипяших звуков. Это пример аллитерации.

Пример метафоры находим в четвёртой строфе: большие гири горя,|Тоски и тяжести земной.

14. Задание 14 № 2406  Определите размер, которым написано стихотворение А. С. Кушнера (ответ дайте без указания количества стоп). Ямб

15. Задание 15 № 2409 Почему поэт так дорожит «своим душевным равновесьем»? Лирический герой стихотворения признаётся, что для него вдохновение наступает в период душевного равновесия, только тогда он начинает по-настоящему творить, а не «выливать» на читателя свои безумства. Поэт дорожит «своим душевным равновесьем», потому что именно такие минуты и есть минуты истинного творчества.

16. Задание 16 № 2410

Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и вдохновенья и в чём их стихотворения можно сопоставить со стихотворением А. С. Кушнера?

Тема творчества - традиционная тема русской поэзии. К ней обращались Пушкин и Лермонтов, Маяковский и Ахматова, Пастернак и Высоцкий. А. С. Кушнер считает лучшими минутами для творчества минуты душевного равновесия, тогда художник правдив, он не под властью раздражения и собственных страстей, поэтому и на читателя не выплеснет лишнего безумства.

Мотив единства жизни и творчества — один из ведущих в лирике Пастернака. В его зрелых стихах восхищение красотой «общей лепки мира» соединяется с осознанием ответственности художника перед жизнью и временем. Именно творчество (в том числе и творчество собственной жизни, о чем — роман «Доктор Живаго» ) оправдывает существование человека на этой земле. Творчество для Пастернака — это способ выйти за грань земного бытия; вырвавшись из оков пространства и времени, приблизиться к высшему, божественному началу в себе.

В этом взгляды двух поэтов совпадают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...