Итоговые контрольные работы по литературе для 9-11 кл
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)
Итоговые контрольные работы по литературе для 9-11 классов в форме ГИА (с ответами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovye_9kl_s_otv.docx | 48.12 КБ |
itogovye_10-11_lit_varianty_s_otvetami.docx | 47.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант № 105704 -проза
1. Задание 1 № 42
1.1.1. У Калашникова «могутные плечи», у Кирибеевича «сильные плечи». Почему оба героя-антагониста представлены Лермонтовым подобными былинным богатырям?
Пояснение.
1.1.1. В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников — народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти. Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Несмотря на то, что у него «сильные плечи», подобно богатырю Калашникову,он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни».
Задание 2 № 43
1.1.2. Кому и в какой последовательности кланяется перед боем Калашников? Как это характеризует героя?
Пояснение.
1.1.2. В образе купца Калашникова воплощен русский героический характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собственного достоинства, законопослушный, почитающий царя и готовый служить ему. Степан Парамонович патриархален, свято чтит православные обычаи. Вот почему, выходя на кулачный бой, он кланяется всему, чему служит, что свято чтит, во что верит:
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
Задание 3 № 44
1.1.3. Сравните данный фрагмент со сценой дуэли Гринёва и Швабрина (ниже приведен фрагмент из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Чем различаются изображенные поединки?
Пояснение.
1.1.3. Главное отличие двух поединков заключается в отношениях противников друг к другу. Калашников, несмотря на ненависть к Кирибеевичу, выходит на честный бой. Ни купец Калашников, ни Кирибеевич не стали бы убивать противника, воспользовавшись моментом его слабости, ведь для них важно выйти с честью из поединка.
Иначе обстоит дело с дуэлью Гринева и Швабрина. Швабрин способен на подлость, гнусную ложь ради выгоды и достижения своей цели. Поэтому он, воспользовавшись тем, что Гринева отвлек Савельич, ранил соперника.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальцо, В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася? Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться. И приехал царь со дружиною, Со боярами и опричниками, И велел растянуть цепь серебряную, Чистым золотом в кольцах спаянную. Оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного. И велел тогда царь Иван Васильевич Клич кликать звонким голосом: «Ой, уж где вы, добрые молодцы? Вы потешьте царя нашего батюшку! Выходите-ка во широкий круг; Кто побьет кого, того царь наградит; А кто будет побит, тому Бог простит!» И выходит удалой Кирибеевич, Царю в пояс молча кланяется, Скидает с могучих плеч шубу бархатную, Подпершися в бок рукою правою, Поправляет другой шапку алую, Ожидает он себе противника... Трижды громкий клич прокликали — Ни один боец и не тронулся, Лишь стоят да друг друга поталкивают. На просторе опричник похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает: «Присмирели, небось, призадумались! Так и быть, обещаюсь, для праздника, Отпущу живого с покаянием, Лишь потешу царя нашего батюшку». Вдруг толпа раздалась в обе стороны — И выходит Степан Парамонович, Молодой купец, удалой боец, По прозванию Калашников, Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому. Горят очи его соколиные, На опричника смотрит пристально. Супротив него он становится, Боевые рукавицы натягивает, Могутные плечи распрямливает Да кудряву бороду поглаживает. И сказал ему Кирибеевич: «А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду, племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». Отвечает Степан Парамонович: «А зовут меня Степаном Калашниковым, А родился я от честнова отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного... И промолвил ты правду истинную: По одном из нас будут панихиду петь, И не позже» как завтра в час полуденный; И один из нас будет хвастаться, С удалыми друзьями пируючи... Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я теперь, басурманский сын, Вышел я на страшный бой, на последний бой!» И услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло... Вот молча оба расходятся, Богатырский бой начинается. Размахнулся тогда Кирибеевич И ударил в первой купца Калашникова, И ударил его посередь груди — Затрещала грудь молодецкая, Пошатнулся Степан Парамонович; На груди его висел медный крест Со святыми мощами из Киева, И погнулся крест и вдавился в грудь; Как роса из-под него кровь закапала; И подумал Степан Парамонович: «Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!» Изловчился он, изготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка, во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная. И увидев то, царь Иван Васильевич Прогневался гневом, топнул о землю И нахмурил брови черные; Повелел он схватить удалова купца И привесть его пред лицо свое. |
На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать» — сказал он мне; — «надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из-за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.
Мы вошли в комендантской дом. Иван Игнатьич отворил двери, провозгласив торжественно «привел!» Нас встретила Василиса Егоровна. «Ах, мои батюшки! На что это похоже? как? что? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузмич, сейчас их под арест! Петр Андреич! Алексей Иваныч! подавайте сюда ваши шпаги, подавайте, подавайте. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан. Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?»
Иван Кузмич вполне соглашался с своею супругою и приговаривал: «А слышь ты, Василиса Егоровна правду говорит. Поединки формально запрещены в воинском артикуле». Между тем Палашка взяла у нас наши шпаги и отнесла в чулан...
Возвратясь к коменданту, я по обыкновению своему подсел к Марье Ивановне. Ивана Кузмича не было дома; Василиса Егоровна занята была хозяйством. Мы разговаривали вполголоса. Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным.
«Я так и обмерла» — сказала она, — «когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию и благополучием тех, которые... Но я уверена, что не вы зачинщик ссоры. Верно виноват Алексей Иваныч».
— А почему же вы так думаете, Марья Ивановна?
«Да так... он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх».
— А как вы думаете, Марья Ивановна? Нравитесь ли вы ему или нет?
Марья Ивановна заикнулась и покраснела. «Мне кажется» — сказала она, — «я думаю, что нравлюсь».
— Почему же вам так кажется? «Потому что он за меня сватался».
— Сватался! Он за вас сватался? Когда же? «В прошлом году. Месяца два до вашего приезда».
— И вы не пошли? «Как изволите видеть. Алексей Иваныч конечно человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцаловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»
Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга. Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной пасмешки, увидел я в них обдуманную клевету. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.
Я дожидался не долго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать?» — сказал мне Швабрин: — «за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились, молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника.
Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.
А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Вариант № 105704-лирика
Задание 1 № 42
1.2.1. Назовите тему стихотворения. Какие чувства в нем выражены?
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может. (А.Пушкин)
Стихотворение посвящено любви и представляет собой авторский монолог о своих чувствах. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» — это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Объяснение их соединению дает выражение «печаль моя светла»: подобно тому как ночная темнота, пронизанная лунным светом, делается не страшной, не враждебной, а грустной и поэтичной, печаль пронизана светом. Любовь, о которой говорит поэт, — любовь не эгоистическая, а самопожертвенная.
Задание2 № 43
1.2.2. Найдите в тексте прием звукописи. С какой целью он использован?
Пейзаж первых строк содержит и образы горных вершин, и глубокую реку, текущую в темноте, и ночную тьму, и лунный свет. Это противоречие имеет, однако, не трагический, а примиренный характер, что подчеркивается спокойной музыкальной организацией стиха. Если выписать гласные и согласные фонемы, можно убедиться в обилии и разнообразии согласных звуков: их почти столько же, сколько гласных. Кроме того, обильно представлены плавные: м, н, л. Все это вместе создает картину контрастную и примиренную одновременно, широкую и спокойно-печальную.
Задание 3
1.2.3. Сравните приведенное стихотворение со стихотворением А. Фета «Я пришел к тебе с приветом...» (см. ниже). Чем похоже воплощение темы любви?
Оба стихотворения посвящены теме любви. Любовь окрыляет. Любовь возрождает, даже тогда, когда наступают вдруг минуты печали и унынья. Любовь, о которой говорится в обоих стихотворениях, — любовь не эгоистическая, а самопожертвенная. В этом сходство в трактовании темы Пушкиным и Фетом.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет. (А. Фет)
Вариант № 105705-проза
1. Задание 1 № 208
1.1.1. Почему известие о приезде ревизора городничий называет «пренеприятным»?
Пояснение.
1.1.1. Приезд ревизора может нарушить привычную жизнь уездного города, в котором господствует беспорядок, процветают беззаконие и взяточничество. Так как за городничим и подчиненными ему чиновниками «водятся грешки», им есть чего опасаться, поэтому известие о приезде ревизора для них «пренеприятное».
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
Аммос Федорович. Как ревизор?
Артемий Филиппович. Как ревизор?
Гор дничий. Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем.
Аммос Федорович. Вот те на!
Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!
Лука Лукич. Господи боже! еще и с секретным предписаньем!
Городничий. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали — и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)... и уведомить тебя». А! Вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки... (остановясь), ну, здесь свои ... «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито... Вчерашнего дня я ...» Ну, тут уж пошли дела семейные: «... сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем; Иван Кириллович очень потолстел и все играет на скрыпке...» — и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство!
Аммос Федорович. Да, обстоятельство такое... необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.
Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?
Городничий. Зчем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.
Аммос Федорович. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.
Городничий. Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
Аммос Федорович. Нет, я вам скажу, вы не того... вы не... Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.
Городничий. Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую я вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.
Артемий Филиппович. Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.
Н. В. Гоголь «Ревизор»
2. Задание 2 № 209
1.1.2. Какие человеческие пороки обличает Гоголь в приведенной сцене?
Пояснение.
1.1.2. Перед лицом «опасности» в виде ревизора городничий срывает с себя и своих подчиненных маски, обнажая пороки во всей их неприглядной наготе. Так как за городничим и подчиненными ему чиновниками «водятся грешки», им есть чего опасаться, поэтому известие о приезде ревизора для них «пренеприятное». Что же это за грешки? Взяточничество, злоупотребление служебным положением — явления в городе повсеместные. Желание поживиться, пожить за счет других, круговая порука – все эти пороки в полной мере присущи гоголевским чиновникам.
3. Задание 3 № 210
1.1.3. Сопоставьте фрагмент комедии «Ревизор» с приведенным ниже фрагментом поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Пояснение.
1.1.3. Описание губернского города в «Ревизоре» имеет немалое сходство с описанием города N в «Мертвых душах». Похожесть лиц, порядков и даже событий объясняется тем, что оба произведения написаны в духе реализма, что подразумевает описание типичных характеров в типичных обстоятельствах. Известие о приезде ревизора обнажает скрытые стороны уездной жизни: беспорядок везде и во всем, взяточничество. Тот же беспорядок, то же взяточничество царят и в городе N, куда приезжает Чичиков. Чиновники боятся, что порядки в их вотчинах
пошатнутся, нарушится привычный, устраивающий их уклад жизни. Поэтому столь спешно собираются они для совета, как дальше вести себя и как «выйти сухими их воды».
*****************************
Все поиски, произведенные чиновниками, открыли им только то, что они наверное никак не знают, что такое Чичиков, а что, однако же, Чичиков что-нибудь да должен быть непременно. Они положили наконец потолковать окончательно об этом предмете и решить по крайней мере, что и как им делать, и какие меры предпринять, и что такое он именно: такой ли человек, которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных. Для всего этого предположено было собраться нарочно у полицеймейстера, уже известного читателям отца и благодетеля города.
Собравшись у полицеймейстера, уже известного читателям отца и благодетеля города, чиновники имели случай заметить друг другу, что они даже похудели от этих забот и тревог. В самом деле, назначение нового генерал-губернатора, и эти полученные бумаги такого сурьезного содержания, и эти бог знает какие слухи, все это оставило заметные следы в их лицах, и фраки на многих сделались заметно просторней. Все подалось: и председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович, никогда не называвшийся по фамилии, носивший на указательном пальце перстень, который давал рассматривать дамам, даже и тот похудел. Конечно, нашлись, как и везде бывает, кое-кто неробкого десятка, которые не потеряли присутствия духа, но их было весьма немного: почтмейстер один только. Он один не изменялся в постоянно ровном характере и всегда в подобных случаях имел обыкновение говорить: «Знаем мы вас, генерал-губернаторов! Вас, может быть, три-четыре переменится, а я вот уже тридцать лет, судырь мой, сижу на одном месте». На это обыкновенно замечали другие чиновники: «Хорошо тебе, шпрехен зи дейч Иван Андрейч; у тебя дело почтовое: принять да отправить экспедицию; разве только надуешь, заперши присутствие получасом раньше, да возьмешь с опоздавшего купца за прием письма в неуказанное время, или перешлешь иную посылку, которую не следует пересылать, тут, конечно, всякой будет святой. А вот пусть к тебе повадится чорт подвертываться всякой день под руку, так что вот и не хочешь брать, а он сам сует. Тебе, разумеется, с пола-горя: у тебя один сынишка; а тут, брат, Прасковью Федоровну наделил бог такою благодатию — что год, то несет: либо Праскушку, либо Петрушу; тут, брат, другое запоешь».
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Вариант № 105705-лирика
1. Задание 1 № 208
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
1.2.1. Какова главная мысль баллады В. А. Жуковского «Мщение»?
Пояснение.
Тема мести звучит в балладе «Мщение». Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладе Жуковского состоит в торжестве нравственного закона. Наказание у Жуковского — это справедливое возмездие.
Мщение Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.
Свершилось убийство ночною порой — И труп поглощен был глубокой рекой.
И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.
И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.
Он шпоры вонзает в крутые бока — Конь бешеный сбросил в реку седока.
Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. |
В. А. Жуковский
2. Задание 2 № 209
1.2.2. Какие черты жанра баллады нашли свое воплощение в произведении В. А. Жуковского?
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Произведение Жуковского является балладой, так как заключает в себе повествование эпического характера, изложенное в стихотворной форме. Сюжет баллады взят из фольклора, представляет собой рассказ, относящийся к эпохе средневековья.
3. Задание 3 № 210
1.2.3. Сопоставьте баллады В. А. Жуковского «Мщение» и «Три песни». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Пояснение.
Баллады Жуковского утверждают: в жизни часто совершается поединок добра и зла. К таковым относятся «Мщение» и «Три песни». Тема мести звучит в обеих балладах.
Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладах Жуковского состоит в торжестве нравственного закона. В конечном счете, всегда побеждает добро, высокое нравственное начало, наказание у Жуковского — это справедливое возмездие.
Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.
Мщение Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.
Свершилось убийство ночною порой — И труп поглощен был глубокой рекой.
И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.
И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.
Он шпоры вонзает в крутые бока — Конь бешеный сбросил в реку седока.
Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил.
В. Л. Жуковский |
Три песни «Споет ли мне песню веселую скальд?» — Спросил, озираясь, могучий Освальд. И скальд выступает на царскую речь, Под мышкою арфа, на поясе меч.
«Три песни я знаю: в одной старина! Тобою, могучий, забыта она; Ты сам ее в лесе дремучем сложил; Та песня: отца моего ты убил.
Есть песня другая: ужасна она; И мною под бурей ночной сложена; Пою ее ранней и поздней порой; И песня та: бейся, убийца, со мной!»
Он в сторону арфу, и меч наголо; И бешенство грозные лица зажгло; Запрыгали искры по звонким мечам — И рухнул Освальд — голова пополам.
«Раздайся ж, последняя песня моя; Ту песню и утром и вечером я Греметь не устану пред девой любви; Та песня: убийца повержен в крови».
В. Л. Жуковский |
Вариант № 105702-лирика
Задание 1. Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
1.2.1. Как Вы думаете, почему свою связь с родиной лирический герой называет «жгучей», «смертной»?
Тихая моя родина В. Белову Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.
— Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: — Это на том берегу.
Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!.. Время придёт уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Н. М. Рубцов, 1964 |
Пояснение. Любовь к Родине — святое для Рубцова чувство. Без Родины он не мыслит своей жизни, потому что здесь его корни: здесь он вырос, здесь могила его матери. Поэт настолько привязан к своим корням, что без них не может жить. Вот почему и называет он эту связь «смертной», «жгучей».
Задание 2
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играет повтор слов «тихий», «тихо»? Пояснение. Повтор — средство художественной выразительности речи. С помощью повтора акцентируется внимание читателя на каких-то моментах повествования, размышлениях, образах. Стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя Родина» повторяются слова «тихий», «тихо». Это наполняет стихотворение особым лиризмом, нацеливает читателя на доверительный разговор о самом дорогом для автора — его Родине:
Тихая моя родина!
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз...
Родина «тихая», потому что все здесь идет своим чередом, нет ненужной суеты, ничто здесь не мешает втсретиться с детством и самим собой, вернувшись к истокам.
Задание 3. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом1 На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех2, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
С. А. Есенин, 1914 |
____________
1Хороводом
2Борозд; обмежков пашни, межей.
1.2.3. Сопоставьте стихотворение Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» с приведённым стихотворением С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…». Какие мотивы и образы сближают эти произведения?
Пояснение. Объединяющей два стихотворения темой стала тема Родины. И Н. Рубцов, и С. Есенин без Родины не мыслят себя, жизни, счастья. Для Рубцова Родина — это деревянная школа, речка, изба, «ивы, река, соловьи». Для Есенина Родина — это «хаты — в ризах образа», околицы, деревенская церковь. Очень похожие картины. Родина для обоих поэтов — это отчий дом, место, где родился и куда хочется возвращаться.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа, итоговая, 10 класс, литература
1. Задание 1 № 1259
Назовите литературное направление, во второй половине XIX века уступившее место реализму и возрождённое в ранней прозе М. Горького. (романтизм)
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.
Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.
Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.
Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.
— Что ты не пошёл с ними? — кивнув головой, спросила старуха Изергиль.
Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.
— Не хочу, — ответил я ей.
— У!., стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны... Боятся тебя наши девушки... А ведь ты молодой и сильный...
Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.
— Смотри, вон идёт Ларра!
Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр, — она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.
— Никого нет там! — сказал я.
— Ты слеп больше меня, старухи. Смотри — вон, тёмный, бежит степью!
Я посмотрел ещё и снова не видел ничего, кроме тени. М. Горький «Старуха Изергиль
2. Задание 2 № 1260
Укажите жанр, к которому принадлежит произведение М. Горького «Старуха Изергиль».(рассаказ)
3. Задание 3 № 1261
В начале фрагмента даётся описание группы молдаван, возвращавшихся с работы. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности? (портрет)
4. Задание 4 № 1262 Установите соответствие между персонажами «Старухи Изергиль» и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) Ларра Б) Данко B) Аркадэк |
| 1) гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль 2) маленький турок, бежавший с Изергиль от отца 3) сын орла из легенды о наказанной гордыне 4) легендарный герой, спасший своё племя от гибели |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
3 | 4 | 1 |
5. Задание 5 № 1263
Значительное место в приведённом фрагменте занимает описание вечерней природы. Каким термином обозначается такое описание? (пейзаж)
6. Задание 6 № 1264
Назовите приём, используемый автором в тексте: «обрывки туч... мягкие, как клубы дыма»; «мрачные все, как демоны». (сравнение)
7. Задание 7 № 1265
Приведённый фрагмент открывает повествование. Как называется часть композиции произведения, знакомящая с обстановкой действия и предваряющая завязку? (экспозиция)
8. Задание 8 № 1271
В чём противопоставлены друг другу автор-повествователь и старая Изергиль?(Изергиль – романтический герой, автор – реалист)
9. Задание 9 № 1272
В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чём эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль? «Бедная Лизы» Карамзина, «Олеся» Куприна
10. Задание 10 № 733
Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В. В. Маяковский. (футуризм)
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Лиличка! Вместо письма Дым табачный воздух выел. Комната — глава в крученыховском аде. Вспомни — за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще — выгонишь, может быть, изругав. В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. Не надо этого, дорогая, хорошая, давай простимся сейчас. Все равно любовь моя — тяжкая гиря ведь — висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Если быка трудом уморят — он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон — царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем. Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек... Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. ( В. Маяковский, 1916) |
11. Задание 11 № 734
Как называется средство иносказательной выразительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении (например: «Сегодня сидишь вот — сердце в железе»)? метафора
12. Задание 12 № 735
Как называется прием, позволяющий выделить наиболее значимый поэтический образ: «а мне ни один не радостен звон, // кроме звона твоего любимого имени»? повтор
13. Задание 13 № 736
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в заключительных строках данного стихотворения — начиная со слов «Завтра забудешь...» (цифры укажите в порядке возрастания).
Инверсия («слов моих», «душу цветущую») — нарушенный порядок слов;
эпитеты (суетные, уходящие, взметенные, цветущие);
метафора («душу цветущую», «любовью выжег»,
1) сарказм
2) инверсия
3) литота
4) эпитет
5) метафора
14. Задание 14 № 737
Как называется система стихосложения, в которой написано стихотворение? тоническая
15. Задание 15 № 740
Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?
Поэт сравнивает себя с быком, который трудится до смертельной усталости и хочет отдохнуть в холодных водах. Метафоры (например, «душу любовью выжег») и эпитеты («душу цветущую») передают ранимость, неординарность героя, силу его чувства, а многосоюзие помогает усилить динамику произведения, чтобы понять, как сильно любовь овладела душой лирического героя
16. Задание 16 № 741
В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?
Для передачи своих чувств поэт использует антитезу, элементы параллелизма и особый прием хронотопа – обыгрывание времени при помощи чередования глаголов прошлого, будущего и настоящего. В раскрытии любовной темы В.В. Маяковский становится продолжателем традиций М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Любовная лирика этих поэтов отличается автобиографичностью, противоречивостью чувств: от ненависти до благоговейного преклонения перед возлюбленной.
Контрольная работа, итоговая, 11 класс, литература
1. Задание 1 № 1978 Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»? роман или роман в стихах
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
XVII Домой приехав, пистолеты Он осмотрел, потом вложил Опять их в ящик и, раздетый, При свечке, Шиллера открыл; Но мысль одна его объемлет; В нём сердце грустное не дремлет: С неизъяснимою красой Он видит Ольгу пред собой. Владимир книгу закрывает, Берёт перо; его стихи, Полны любовной чепухи, Звучат и льются. Их читает Он вслух, в лирическом жару, Как Дельвиг пьяный на пиру.
XVIII Стихи на случай сохранились, Я их имею; вот они: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, В глубокой мгле таится он. Нет нужды; прав судьбы закон. Паду ли я, стрелой пронзенный, Иль мимо пролетит она, Всё благо: бдения и сна Приходит час определенный; Благословен и день забот, Благословен и тьмы приход!
XIX «Блеснёт заутра луч денницы И заиграет яркий день; А я, быть может, я гробницы Сойду в таинственную сень, И память юного поэта Поглотит медленная Лета, Забудет мир меня; но ты Придёшь ли, дева красоты, Слезу пролить над ранней урной И думать: он меня любил, Он мне единой посвятил Рассвет печальный жизни бурной!.. Сердечный друг, желанный друг, Приди, приди: я твой супруг!..»
XIX Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовём, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я; да что нам в том?) И наконец перед зарёю, Склонясь усталой головою, На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал; Но только сонным обаяньем Он позабылся, уж сосед В безмолвный входит кабинет И будит Ленского воззваньем: «Пора вставать: седьмой уж час. Онегин, верно, ждёт уж нас». |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
2. Задание 2 № 1979 Текст каждой из глав «Евгения Онегина» разделён на пронумерованные части. Каким термином они обозначаются? Онегинская строфа или строфа
3. Задание 3 № 1980 Укажите фамилию Ольги, к которой мысленно обращается Ленский в приведённом фрагменте «Евгения Онегина». Ларина
4. Задание 4 № 1981 Установите соответствие между тремя персонажами «Евгения Онегина» и относящимися к ним цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице
ПЕРСОНАЖИ |
| ЦИТАТЫ |
А) Ленский Б) Онегин В) Зарецкий |
| 1) «он зол, он сплетник, он речист» 2) «обжора, взяточник и шут» 3) «хандра ждала его на страже» 4) «он сердцем милый был невежда…» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
4 | 3 | 1 |
5. Задание 5 № 1982 В попутных авторских замечаниях о поэзии Ленского сквозит скрытая насмешка. Каким термином она обозначается? Ирония
6. Задание 6 № 1983 «Златые дни», «рассвет печальный жизни бурной». Как называется данное художественное средство? Эпитет
7. Задание 7 № 1984 В приведённом фрагменте автор передаёт внутреннее состояние Ленского накануне дуэли. Как называется острое столкновение героев или обстоятельств, нередко приводящее к трагической развязке? Конфликт
8. Задание 8 № 1990 Как в приведённом эпизоде раскрываются особенности внутреннего мира Ленского?
Владимир Ленский является антиподом Евгения Онегина. Разочарованного в жизни и в людях, эгоцентрического романтика, напоминающего излюбленных героев Байрона, сменяет восторженный романтик-идеалист, поклонник Шиллера и Гёте, верящий в чистую дружбу, в вечную любовь. Как свежий воздух, ворвавшийся в душную комнату, Ленский вносит в роман поэзию юношеских надежд, радостную доверчивость к людям, поэтическую мечтательность, преклонение перед красотой. Таков Ленский в начале романа, таковым он остается в последние минуты жизни перед дуэлью.
9. Задание 9 № 1991 В каких произведениях русской литературы есть сцены ожидания дуэли и в чём их можно сопоставить с приведённым фрагментом «Евгения Онегина»? Для сравнения можно взять роман «Герой нашего времени» Лермонтова.
Печорин и Ленский — романтические герои. Ленский, воспитанный на романтических произведениях Шиллера, остается верен себе и перед лицом смерти, видя в ней некое высшее предназначение. Печорин испорчен светским обществом, царящими в нем законами, он не склонен, как Ленский, упиваться своей исключительной участью быть убитым, но он как истинный романтик, способен разглядеть красоту каждой росинки, наслаждаться прелестью утра. В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Эти мысли перекликаются с мыслями Ленского.
Сцена дуэли есть и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер всю ночь перед дуэлью не спит, размышляя о произошедшем. Он готов к дуэли, и ни о каком примирении речи быть не может. Но Пьер уже далеко не такой герой, как Ленский и Печорин. Для Пьера, как и для Печорина, как и для Ленского, дуэль была переломным моментом жизни: он задумывается над смыслом жизни, пересматривает свои поступки, меняет свои взгляды. Одно остается неизменным: его доброта, душевная щедрость, великодушие. И в сцене дуэли эти лучшие качества Пьера проявились в полной мере. Пьер так благороден и великодушен, что он забывает о той обиде, которую ему нанес этот человек, о том дурном влиянии на окружающих, которое оказывает Долохов, о его беспричинной жестокости, цинизме, стремлении все и всех очернить. Ни Печорин, ни Ленский не думают о противнике, не готовы простить своих обидчиков.
10. Задание 10 № 2402 Назовите род литературы, к которому относится стихотворение А. С. Кушнера. лирический
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.
***
Когда я мрачен или весел, Я ничего не напишу. Своим душевным равновесьем, Признаться стыдно, дорожу.
Пускай, кто думает иначе, К столу бежит, а не идёт, И там безумствует, и плачет, И на себе рубашку рвёт.
А я домой с вечерних улиц Не тороплюсь, не тороплюсь. Уравновешенный безумец, Того мгновения дождусь,
Когда большие гири горя, Тоски и тяжести земной, С моей душой уже не споря, Замрут на линии одной.(А. С. Кушнер, 1962) |
11. Задание 11 № 2403 Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:
И там безумствует, и плачет,
И на себе рубашку рвет.
анафора. Встречается и термин «единоначатие».
12. Задание 12 № 2404 Как называется созвучие концов стихотворных строк («иначе – плачет»; «улиц – безумец» и т. п.)? Рифма
13. Задание 13 № 2405 Из приведённого ниже перечня выберите 3 названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке)
1) гротеск
2) инверсия
3) аллитерация
4) метафора
5) сравнение
В стихотворении встречается необычный порядок слов, т.е. инверсия. Примером инверсии могут стать третья и четвёртая строфы.
В первой строфе невозможно не заметить повторение шипяших звуков. Это пример аллитерации.
Пример метафоры находим в четвёртой строфе: большие гири горя,|Тоски и тяжести земной.
14. Задание 14 № 2406 Определите размер, которым написано стихотворение А. С. Кушнера (ответ дайте без указания количества стоп). Ямб
15. Задание 15 № 2409 Почему поэт так дорожит «своим душевным равновесьем»? Лирический герой стихотворения признаётся, что для него вдохновение наступает в период душевного равновесия, только тогда он начинает по-настоящему творить, а не «выливать» на читателя свои безумства. Поэт дорожит «своим душевным равновесьем», потому что именно такие минуты и есть минуты истинного творчества.
16. Задание 16 № 2410
Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и вдохновенья и в чём их стихотворения можно сопоставить со стихотворением А. С. Кушнера?
Тема творчества - традиционная тема русской поэзии. К ней обращались Пушкин и Лермонтов, Маяковский и Ахматова, Пастернак и Высоцкий. А. С. Кушнер считает лучшими минутами для творчества минуты душевного равновесия, тогда художник правдив, он не под властью раздражения и собственных страстей, поэтому и на читателя не выплеснет лишнего безумства.
Мотив единства жизни и творчества — один из ведущих в лирике Пастернака. В его зрелых стихах восхищение красотой «общей лепки мира» соединяется с осознанием ответственности художника перед жизнью и временем. Именно творчество (в том числе и творчество собственной жизни, о чем — роман «Доктор Живаго» ) оправдывает существование человека на этой земле. Творчество для Пастернака — это способ выйти за грань земного бытия; вырвавшись из оков пространства и времени, приблизиться к высшему, божественному началу в себе.
В этом взгляды двух поэтов совпадают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса
Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....
Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс
Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса
Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...
Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.
Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...
Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»
Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения. Д...