Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей".
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Адамова Альбина Вячеславовна

Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей" (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова "Родинка" и "Семейный человек").

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАССКАЗОВ М.А.ШОЛОХОВА «РОДИНКА» И «СЕМЕЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК». Проблема: Как повлияла Гражданская война на судьбы людей?

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: - рассмотреть тексты рассказов М.Шолохова «Родинка» и «Семейный человек» с целью формирования когнитивной компетенции учащихся; - развивать навыки информационно-технологической и коммуникативной компетенций; - воспитывать компетенции социального взаимодействия и личностного саморазвития.

Слайд 3

Двадцатые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного. Т.Р.Гавриш

Слайд 4

« ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ» ДАЮТ НАМ ВАЖНЕЙШИЙ, КРОВАВЫЙ УРОК О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ИСТОРИЮ, И ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЭТО СТАРАТЬСЯ БЫТЬ И ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, ДАЖЕ В САМЫХ СТРАШНЫХ И ТЯЖЁЛЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ .

Слайд 5

В рассказе " Родинка " трагедия раскрывается не в социально-классовом плане, а в общечеловеческом, она во многом случайна: отец не знает, что гонится за сыном.

Слайд 6

«СЕМЕЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК» КАКОЙ ЭПИЗОД ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАПЕЧАТЛЁН НА СЛАЙДЕ?

Слайд 7

Показывая, что охватившая Дон классовая борьба разрушает семейные устои, Шолохов изображает реальность как противоречащую норме человеческих отношений, и разрешает это противоречие между идеальным и реальным абсолютным отрицанием последнего.

Слайд 8

«Родинка» «Семейный человек» Принцип построения сюжета Повествование Композиция Временной, с ретроспекциями Временной, с ретроспекциями и прямой хронологической последовательностью от автора от повествователя линейная линейная

Слайд 9

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ, ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ.

Слайд 10

ОБРАЗ НИКОЛКИ КОШЕВОГО Командир эскадрона, хотя ему 18лет. Бесстрашный (так учил его отец) Плечист Николка, не по летам выглядит. Неизмеримая любовь к лошадям (от отца). Мечтает об учёбе. Родинка, такая же как у отца.

Слайд 11

ОБРАЗ АТАМАНА Семь лет не видал родных куреней. Пьёт, так как боль, чудная и непонятная, точит изнутри. Зачерствела душа. Внимательный. Сильный. Родинка величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки.

Слайд 12

ОБРАЗ МИКИШАРЫ Глянул на меня косо прорезанными желтоватыми глазами, буркнул нехотя Сильный. Злой на жену. (Баба мне попалась плодющая, восьмерых голопузых нажеребила, а на девятом скопытилась.) Любил Данилку и Ивана ("Матерь пречистая, неужто я сына буду убивать?«)

Слайд 13

ИТОГИ УРОКА. Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Конфликт между красными и белыми уступает место конфликту – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.



Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Рославльский многопрофильный колледж»

Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей" (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова "Родинка" и "Семейный человек").

 Цели:

1.рассмотреть тексты рассказов М.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек” с целью формирования когнитивной компетенции учащихся;

2.развивать навыки информационно-технологической и коммуникативной компетенций;

3.воспитывать компетенции социального взаимодействия и личностного саморазвития.

Тип урока: изучение новой темы.

Формы проведения: индивидуальная, коллективно-групповая.

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.

Оборудование: тексты произведений, схемы: принципы построения сюжета, сюжет и композиция, презентация.

План урока.

I этап. Введение в тему:

1.Организационный момент.

2. Постановка целей.

3. Осмысление эпиграфа к уроку.

II этап. Изучение темы.

1. Работа по схемам литературоведческого анализа произведения.

2. Составление кластеров по образам литературных героев.

III этап. Подведение итогов.

1. Выводы по проблеме урока.

2. Итоги урока.

3. Домашнее задание.

Подготовительная работа к уроку: подготовить сообщение “Отношение М.Шолохова к казачеству”; прочитать “Донские рассказы” М.Шолохова; особое внимание обратить на рассказы “Родинка”, “Семейный человек”, составить кластеры по образам Николки Кошевого, атамана, Микишары.

                                           Оформление доски

Тема: Влияние гражданской войны на судьбы людей.

(Сопоставительный анализ рассказов М.А.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек”)

Проблема: Как повлияла гражданская война на судьбы людей?

Эпиграф:

 Двадцатые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо

 расколовшее русский мир; это  эпоха великого горя народного.

                                                                                                     Т.Р.Гавриш

1. Оргмомент.

2. Тема и постановка целей.

СЛАЙД  1-2

3. Осмысление эпиграфа. 

СЛАЙД 3

Постановка проблемного вопроса: как вы понимаете слова эпиграфа? О чём пишет Т.Р.Гавриш?

4. Изучение темы.

1. Сообщение “М.Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах”

СЛАЙД 4

Учитель:

Искреннее переживание за судьбу казачества М.Шолохов изложил во многих своих произведениях, в том числе и в “Донских рассказах”. Эти чувства мы с вами рассмотрим, опираясь на рассказы “Родинка” и “Семейный человек”. Сопоставим сюжеты этих произведений.

Изложите, пожалуйста, сюжет рассказа “Родинка”. (пересказ учащегося)

Учитель:

 В рассказе использован временной (хроникальный) принцип построения сюжета, с отступлениями в прошлое (ретроспективами). Вначале мы видим Николку Кошевого, командира эскадрона, который мечтает об учёбе. Затем автор показывает небольшую ретроспективу детских лет Николки, из которой мы узнаём о его отце, пропавшем в германскую войну. Сюжетную линию продолжает приезд нарочного, который привёз пакет с просьбой председателя о помощи и защите от банды…и т.д. Повествование ведется от лица автора.

- Почему рассказ назван “Родинка”?

- Какова композиция рассказа? (линейная)

СЛАЙД 5

Изложите, пожалуйста, сюжет рассказа “Семейный человек” (пересказ учащегося)

СЛАЙД 6

Учитель:

О событиях, произошедших в годы гражданской войны, рассказывает повествователь. Его образ играет большую роль в оценке образа Микишары. В основе построения сюжета лежит временной принцип, характеризующийся постоянными ретроспекциями в прошлое, а также прямой хронологической последовательностью событий. Мы видим героя рассказа, работающим на пароме, к нему подходит демобилизованный (повествователь), с которым Микишара разоткровенничался и рассказал о той боли, которая лежит на его душе…и т.д.) Композиция линейная.

- Подведём итог нашей работе.

Вывод:

Учитель:

Хотя рассказы в структурном построении и имеют небольшие отличия, однако они подчинены общей теме: изображение человека на гражданской войне, влияние войны на отношения между близкими людьми.

СЛАЙД 7- 8  (под запись)

СЛАЙД 9.

Учитель:

СЛАЙД 10 (под запись)

- А теперь обратимся к рассказу “Родинка” и составим кластеры по образам Николки и атамана.

При составлении кластеров используются вопросы:

- Что общего между Николкой и отцом?

- Можем ли мы назвать их “сильными личностями”? Почему?

- Что происходит при столкновении сильных личностей?

Николка = атаман при столкновении равнозначные натуры разрушают друг друга.

- Могло ли случится по-другому у Николки и атамана?

СЛАЙД 11 (под запись)

Найдём эпизод их столкновения.

(Повернул атаман коня… с седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь) Отец, как и сын, не привык отступать.

- А если бы атаман узнал сына? (Он не убил бы Николку.)

Докажите.

(- Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя).

Чернея, крикнул:

- Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело... Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами

запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот...)

Дальше обращаемся к рассказу “Семейный человек”. ( пересказ учащегося)

- Почему же Микишара, в отличие от атамана, убивает своих любимых сыновей? Чтобы ответить на этот вопрос, составим кластер по образу Микишары.

СЛАЙД  12 (под запись)

- Почему же Микишара открыл душу незнакомому человеку?

 (Ты человек не свойский, посторонний)

- Как оказался Микишара на фронте?

 (Отказался идти с сыновьями, но не мог противостоять чужим людям на сходе)

- Почему он убивает Данилку? Жалко ему сына?

(Да. Рассказывая, переживает. Многоточие – знак неспокойствия души. Но переживает больше за себя. Ведь “Понял я тут: ежели не вдарю его, то убьют меня свои же хуторные, останутся малые дети горькими сиротами...”)

- Какую награду получил Микишара за убийство своего сына?

 (Меня за энто дело в старшие урядники произвели)

- Какие чувства вызвало у Микишары убийство второго сына?

 (…косые глаза глядели жестко и нераскаянно… Ежели б пустил я тебя - меня б убили казаки, дети по миру пошли бы христарадничать...)

-Как к его жертве относятся другие?

(“Гребостно с вами, батя, за одним столом исть!”- говорит дочь Наташа)

- Как относится повествователь к Микишаре?

 (Повествователь отвергает “арифметику” Микишары. “Свесив голову, глядит на меня паромщик Микишара тяжким, стоячим взглядом; за спиной его кучерявится мутный рассвет.” У Микишары нет раскаяния, ибо нет осознания греха. Герой делает свой выбор, опираясь на рассудок, подходя к человеческим жизням с количественными измерениями, отринув Бога, презрев христианскую заповедь любви к ближнему, заглушив голос своего сердца.)

- Что общего и в чём отличие между атаманом из рассказа “Родинка” и Микишарой?

(Оба сильные, мужественные. Попадая в круговерть гражданской войны, убивают своих детей. Но если атаман убивает своего сына по незнанию, убивает его как врага на поле боя, то Микишара убивает своих сыновей целенаправленно, придумав себе оправдательную “арифметику” - “А у меня семеро по лавкам”. Атаман, узнав в убитом им человеке сына, раскаивается и выносит себе приговор – смерть. Микишара же, убив сыновей, живёт, работает, слегка переживает, вспоминая прошлое, но не раскаивается в содеянном)

5. Закрепление.

- А если бы не было гражданской войны, как сложилась бы судьба героев?

- Ответим на проблемный вопрос нашего урока: как повлияла гражданская война на судьбы людей?

(Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, конфликт между красными и белыми всё больше уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей)

СЛАЙД 13 ( под запись)

6. Итоги урока.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание: мини-сочинение на тему “Если б не было войны в жизни Николки Кошевого”.

М.Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах».

Никто так замечательно не передал жизнь казаков как великий русский писатель Михаил Шолохов в своих бессмертных произведениях "Тихий Дон", "Поднятая целина", а также в “Донских рассказах”. Михаил Шолохов сам является потомственным казаком, поэтому смог сохранить яркость их речи, образность, традиции, мудрость народа. У Михаила Александровича получилось описать обычаи и нравы казаков с максимальной точностью и невероятным интересом. Очень больно читать о произошедшем с казаками после революции, когда начинаются сплошные разрушения уклада жизни как от белых, так и от красных. Рушатся людские судьбы, гибнут люди, тихий Дон начинает раскалываться. Одни с округи идут за красных, другие за белых. Единство казаков ломается и очень обидно за всем этим наблюдать, ведь этот разлом зацепил их души.

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над “Донскими рассказами” с 1923 года. И уже в конце этого года выходят его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник “Донские рассказы”, который был издан в 1926 году, а сборник “Лазоревая степь”, который был дополнением первого сборника, вышел тоже в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: “Семейный человек”, “Лазоревая степь” и “Чужая кровь”. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов.

В Донских рассказах М.Шолохова нет поэтизации смерти, характерной для романтических поэм о героях революции. У Шолохова люди умирают безобразно просто. Герои Донских рассказов не предаются возвышенным раздумьям, они говорят о своем - порой будничном и совсем непоэтичном. Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для Шолохова. Он мог бы повторить слова Л.Толстого: "Герой же моей повести..., который всегда был, есть и будет прекрасен - правда".

Первый его рассказ “Родинка” был опубликован в 1924 году в журнале “Молодой ленинец”. Он представлял, своего рода, образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений. “Донские рассказы” -драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет место действия – события разворачиваются на просторах Дона. Страницы произведений густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после расстрелянного с согласия отца. Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.

Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго - „Больную ветку рубить не жалеючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.

Герои “Донских рассказов” не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали “третий путь”. Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких между тонов не может быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Война глазами поэтов" в 7 классе

Тема урока: «Война глазами поэтов» Тип урока: урок-композиция с элементами исследования. Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы н...

Урок русской литературы "Строки,опаленные войной!"

Разработка урока в 11 классе на тему"Строки, опаленные войной"    Надеюсь, что данный материал поможет провести урок, на котором будут звучать стихотворения поэтов-фронтовиков....

урок по истории "Три цвета гражданской войны"

Урок говорит о проблемах Гражданской войны...

Урок обобщающего повторения "Три цвета гражданской войны"

Цель: показать значение и влияние гражданской войны на российское общество 20-х гг....

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Война и судьбы людей (по рассказу А.Платонова "Возвращение")

Урок литературы, предполагающий углубленный анализ текста. Презентация прилагается. В ходе урока используется фрагмент  фильма "Домой" (1982 г.): https://www.youtube.com/watch?v=CYjZtl...