Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Проникновенная лирика Н.М. Рубцова»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Малеева Ираида Викторовна

Данный урок освещает страницы биографии Н.Рубцова, приобщает учащихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа; показать неразрывную связь поэзии Рубцова с родной землёй

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе по теме
«Проникновенная лирика Н.М. Рубцова»

Цели  урока:

1. Образовательные:

-осветить страницы биографии Н.Рубцова;

-приобщить учащихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа; показать неразрывную связь поэзии Рубцова с родной землёй;

           2.  Развивающие:

            -продолжить развитие навыка анализа поэтического текста;                                                      

- способствовать развитию эмоциональной сферы, чувства  художественного  слова, чтения;  

-развивать осмысленность, логичность, склонность к исследовательской деятельности.

3.   Воспитательная:                                       

-воспитывать на примере лирики поэта общечеловеческие ценности, чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову.

Методы работы: передача знаний, объяснение учителя, выразительное чтение, пересказ, беседа с элементами анализа, диалог, самостоятельная работа, ТСО.

Оборудование: тексты произведений, стихотворения о Н.М.Рубцове,  портрет, выставка сборников поэта, презентация к уроку .        

I.Организационный момент.

II.Целеполагание

Жил человек с бессонною душой.                                                        Она тревожных глаз не закрывала,                                                                               Ей собственного счастья было мало,                                                                 Когда несчастлив кто-то был другой.

 Жил человек, ценитель старины.                                                              Преданий русских, свадеб, песнопенья.                                                            В нём жизнь сама рождала те творенья,                                                       Что пахли духом поля и сосны.

И в том неброском северном краю                                                               Ему в любви и верности он клялся,                                                           Где родился и где в земле остался,                                                                Его стихи читают и поют.
                                                    А. Иванов.

- Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно так пронзительно сказать?

   Возможные ответы: поэт, оставивший о себе память, свято хранивший традиции предков, человек чести, совести. Это патриот, гражданин. Его любили. Он очень пропускал через своё сердце боль за Россию. Его стихи облагораживали человека, очищали душу. Прослушивание песни на стихотворение Н.М.Рубцова «В горнице».

III. Изучение нового материала.

1.Слово учителя.

С моста идет дорога в гору.
А на горе — какая грусть!-
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь.

Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!

Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена

Эти проникновенные строки принадлежат перу Николая Рубцова. Мне кажется, что даже в том случае, если бы Рубцов написал только одно это стихотворение, он стал бы известен и любим. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с жизнью и творчеством одного из замечательных поэтов – лириков Николаем Рубцовым, который унаследовал лучшие традиции русской классической литературы.

2.Сообщения учащихся.

1) “Биографические сведения о Николае Рубцове”

Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья обосновывается в Вологде. О родителях поэт знал очень немного: “Мать умерла рано. Отец ушел на фронт”. С 1942 года начинается детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний.

В 1950 году после окончания семилетней школы Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне.

В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов.

После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем, шлихтовщиком. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете.

В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем…

IV. Практическая часть урока.

1. Чтение наизусть и анализ стихотворения «Журавли».  

-Нравится ли вам это стихотворение?-

-Чем оно так волнует, тревожит?

-Что чувствуете вы? О чем думаете?

-Что заставляет нас запрокидывать голову и искать в вышине журавлиный клин?

- Почему так важно поэту достучаться, докричаться до нас : «Отворите скорее ворота! Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!»          

-Зачем автору потребовались торжественно-строгие слова: «восток огнеликий»,  «предназначенный. срок увяданья», « сказание древних страниц».

« Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц »-говорит поэт.

«Все. что есть на душе»-это что?

-Какая душа открывается нам?

-Почему «сиротеет душа и природа», как только замолкнут журавли?

О многом заставляет задуматься, будит воображение стихотворение

     

2.Чтение наизусть и анализ стихотворения «Тихая моя родина ».        

-Какое чувство вы испытываете, кто хоть раз покидал родные места, кто хранит  в душе тепло  материнских прикосновений?

- Можно ли это стихотворение читать громко? Почему нельзя?

(Невозможно прочесть эти строки громко, и не потому, что они приглушаются словно специально предназначенными для этого звуками ( т, с, х, ш, ч) и не раз повторенными словами « Тихая моя родина», «Тихо ответили жители», а потому, что так и кажется: помешаешь, вспугнешь человека, со взгорка оглядывающего «тихую родину» и снежностью и печалью признающегося:  

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

- Какие чувства, впечатления вы испытываете после прочтения этого стихотворения?

Тогда скажу я, что чувствую.

Тихо произнесенные, эти строки громко отзываются в моем сердце:

Ведь и у меня есть «речка туманная» моих воспоминаний, которая, сколько буду жить, столько «за мною… будет бежать и бежать», ведь это и обо мне сказал поэт:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

3.Чтение наизусть и анализ стихотворения «Русский огонек». 

-Что видится вам?

-Как в темную беззвездную ночь, когда подступило отчаяние, заплутавшемуся путнику последней надеждой мелькнул огонек приютившего потом дома?

Или скромное жилище, каких много на Руси, где в красном углу, наподобие иконостаса, хранятся в скромных рамках лики родных и близких, мертвых и живых?

-Иль старуха с тусклым взглядом, но обжигающим душу вопросом к пришельцу:»-Скажи, родимый, будет ли война?..Не будет, говоришь?..Дай бог, дай бог»?

-А что каждому из нас открывается в словах» За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»?

-Мудрость? Наивность? Доброта? Доверчивость?

-О чем, по-вашему мнению, это стихотворение?

Один из критиков отнес его к лучшим антивоенным стихам.

-А как думаете вы?

3.Слово учителя

Итак, читая и анализируя стихотворения Н. Рубцова, хочется отметить, что все они освещены высокими мыслями и чувствами и продолжают лучшие традиции русской классики. Его поэзия нужна людям. Приобщая к высокому и прекрасному, она не менее, чем хлеб, необходима в наши дни.

Алексей Землянин.

В часы, когда судьба со мной сурова,
Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",
Беру я с книжной полки том Рубцова
И, очищаясь, продолжаю жить.

Иду холмами дремлющей Отчизны,
Печальной музыке внимая в полусне,
И, близок к небу, но далёк от тризны,
Уж не горю я в суетном огне.

И тихой Родины я вижу образ светлый,
И говорю: Храни себя, храни...
От грязных рук и от чужих поветрий
Ты родники свои оборони.

Наполнив сердце радостной любовью
И волшебством чарующей строки,
Я в мир вернусь желанной сладкой болью,
С благословенья мастера руки.

В часы, когда судьба со мной сурова,
Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",
Беру я с книжной полки том Рубцова
И, воскресая, продолжаю жить...

                                                       2007 год

V.Итог урока  

- Какие основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова?

( Тема человека и природы в них неразрывно связана с темой родины, с темой дома. Основные темы и мотивы поэта заключаются в том, что человек должен стремиться к неразрывной связи с тем миром, с той землей, где он родился, должен любить, ценить, беречь красоту, чтить память об ушедших.

В стихах Рубцова чувствуется мотив одиночества, каждое его стихотворение- это исповедь с читателем, может быть, этот мотив одиночества связан с детдомовским детством?).  

 - Какой след в вашей душе оставили стихи Николая Рубцова?

VI. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос «На что откликается ваша душа при чтении стихов

 Н. Рубцова?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока в 9 классе на тему: "Дружба" в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока.Урок-семинар. Оборудование.Сборник стихотворений А.С.Пушкина, интерактивная доска-презентация. Цели урока:образовательная - способствовать воспитанию читательского вкуса, про...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...