Проблема нравственного выбора (по произведению Ю.Я Яковлева «Тяжёлая кровь») Класс: 5
план-конспект урока по литературе (5 класс)

 Мамонова Любовь Геннадьевна

Проблема нравственного выбора (по произведению Ю.Я Яковлева «Тяжёлая кровь»)

Класс: 5

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока внеклассного чтения: Проблема нравственного выбора (по произведению Ю.Я Яковлева «Тяжёлая кровь»)

Класс: 5

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формулируемые способы деятельности

  1. Организационный момент

Скажите мне, пожалуйста, что вы должны были подготовить к нашей встрече?

Должны были узнать о писателе Ю.Я. Яковлеве. Какие книги он написал? Как стал известным?

Регулятивные УУД:

Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать критерии оценки своей работы

  1. Беседа

Что вы знаете об этом писателе?

Мария Платонова подготовила презентацию о писателе. Давайте вместе посмотрим.

Что ещё мы узнали о Яковлеве?

Яковлев создавал короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь. Произведение Яковлева «Тяжёлая кровь, выбрано не случайно. Его нет в школьной программе, но я считаю, что оно достойно того, чтобы его внесли в список рекомендованных  для прочтения книг. Герои книги – учитель и ученики. И если после этого урока у вас возникнет чувство гордости и уважения к героической профессии учителя, вам захочется пойти в библиотеку, найти и прочитать эту книгу, я буду считать, что урок не прошёл даром. Сегодня мы не будем читать, мы будем смотреть спектакль, который подготовили ученики вашего класса.

Миллионы погибших солдат, миллионы погибших стариков, женщин и детей. (Звучит песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики»)

Он был участником ВОВ. Принимал непосредственное участие в обороне Москвы.

Дети с интересом слушают и смотрят.

Яковлев написал много коротких рассказов о войне. Он не мог не писать о войне. Эта тема ему близка, потому что он сам участвовал в ВОВ, потерял мать в блокадном Ленинграде.

Яковлев-это псевдоним, настоящая фамилия Ховкин.

А ещё он написал рассказ для детей «Умка», по которому есть мультипликационный фильм

Чтение наизусть отрывка из стихотворения Зои Аллигер:

Припомни всё, и оглянись назад.

И разум твой откажется поверить-

Как многих нет, и не сыскать могил,

И памятников славы не поставить

Познавательные УУД:

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

3. Школьный спектакль (сценарий прилагается, Приложение 1)

Учитель ведёт включенное наблюдение

Группа детей показывает спектакль, остальные

дети смотрят

Познавтельные УУД:

Пользоваться приёмами ознакомительного просмотра.

Строить рассуждения.

Пользоваться словарями , справочниками

4. Обсуждение книги

«Человек, любящий и умеющий читать,-счастливый человек»,- эти слова К. Паустовского являются неизменным эпиграфом на многих наших уроках.

- Почему?

Потому что из книг мы черпаем не только знания. Книга ещё и воспитывает, в них мы можем найти ответы на многие вопросы, даже на самые трудные.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

5. Эвристическая беседа

- Рассказы Яковлева такие небольшие, а как берут за душу.

А что такое душа?

Это однозначное или многозначное слово?

- Всего 2 грамма! А сколько всего в неё вмещается? Вспомните работу на одном из наших уроков, когда мы с вами говорили о нравственных ценностях и составляли таблицу, подбирая антонимы. Какие нравственные ценности очень важны для человека?

Учащиеся ищут значение слова в толковом словаре.

- Слово душа многозначное. Это то, что остаётся после смерти человека. Это 2 грамма. Это внутренний мир человека. Это совесть.

Добро, любовь, дружба, верность, правда, милосердие.

Зло, ненависть ,вражда, предательство, ложь, равнодушие.

Личностные УУД:

Формирование эмоционально-оценочного отношения к просмотренному.

Совершенствование духовно-нравственного качества личности.

Воспитание  чувства любви к родине, уважительного отношения к слову и литературе в целом.

Самостоятельно подбирают антонимы, составляют таблицу

 -Так о чём же рассказ «Тяжёлая кровь?»

- Мама любила своего сына?

- Почему она его тогда не спасла?

-О чём ещё эта книга?

- О какой правде идёт речь?

- Самый трудный вопрос-вопрос нравственного выбора. Как правильно поступить, чтобы не погубить душу свою?

-Чему учит нас рассказ «Тяжёлая кровь»?

- О любви матери. О любви к Родине.

- Она понимала, что спасая сына от смерти, она одновременно предаёт его и своих учеников, которые в мирное время приходили к ней с разными вопросами. Близость смерти уравняла их в её душе (так пишет автор). И она сделала выбор. Может быть, самый страшный в её жизни.

- О настоящей дружбе. Сын учительницы даже не шелохнулся, когда ему предложили отойти от стены. Он понимал, если его сейчас мама заберёт, он тем самым предаст своих друзей. И это его выбор.

- Дети на войне. Они боролись за правое дело. Они хотели, чтобы фашисты ушли с их родной земли, перестали бивать людей.

- Маме трудно было сделать этот выбор, она всю жизнь свою мучается вопросом, правильно ли она поступила?

- Мужеству, умению любить Родину, дружбе, нравственности.

  1. Составление синквейнов

И чтобы быть уверенной, что мы с вами раскрыли тему нравственного выбора, попробуем составить синквейны на тему: книга, мама, учитель

Составляют синквейны (прилагаются самые интересные)

Познавательные УУД:

Умеют обобщать материл. Владеют навыками творческой работы



Предварительный просмотр:

Сценарий урока внеклассного чтения в 5 классе

по книге Ю.Я. Яковлева «Тежёлая кровь»

Слово учителя: Произведение Ю.Я. Яковлева было выбрано не случайно. Его нет в школьной программе, но я считаю, что оно достойно того, чтобы его внесли в тот самый список рекомендованных для прочтения книг. (Урок проведён был в дни празднования «Дня учителя»). Герои книги - учитель и ученики.

И если у вас после этого урока возникнет чувство гордости и уважения к героической профессии учителя и вам захочется пойти в библиотеку, найти и прочитать эту книгу, я буду считать, что урок не прошёл даром.

Маша Платонова подготовила презентацию о писателе.

(Просмотр презентации с комментариями учащейся).

Слово учителя: Как вы услышали, Юрий Яковлевич Яковлев – участник обороны Москвы, он потерял свою маму в блокадном Ленинграде, поэтому тема войны особенно ему близка.

- Как сейчас называется этот город?

- Когда началась война?

- Кто в ней участвовал?

- Кто одержал победу?

- Назовите имена героев Великой Отечественной войны.

(Ответы детей)

Слово учителя: (чтение отрывка из стихотворения З.Аллигер)

Припомни всё и оглянись назад.

И разум твой откажется поверить –

Как многих нет, и не сыскать могил,

И памятников славы не поставить.

- Миллионы погибших солдат, миллионы погибших стариков, женщин и детей. (Звучит песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики).

- Ребята, вашему вниманию предлагается спектакль, подготовленный вашими одноклассниками по книге Ю. Я. Яковлева «Тяжёлая кровь» (сценарий прилагается).

(После спектакля обсуждение книги).

Слово учителя: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек», - эти слова К. Паустовского являются неизменным эпиграфом на наших  уроках литературы.

(Эвристическая беседа. Ученики формулируют ответы на поставленные вопросы, высказывают и аргументируют своё мнение:

- Что значит уметь читать? (Надо знать буквы, соблюдать знаки препинания, интонацию, надо читать вдумчиво, внимательно, можно попытаться представить себя на месте героев)

- Какую роль играет книга в жизни человека? ( Из книг черпаем знания, книга воспитывает).

Слово учителя: Но мне хотелось, чтобы вы поняли, что в книгах действительно можно найти ответы на многие вопросы, даже на самые трудные.

Рассказы Яковлева такие небольшие, а как берут за душу (ответы детей).

- А что такое душа? Это однозначное или многозначное слово? (Слово душа многозначное. Это то, что остаётся после смерти человека. Это 2 грамма. А сколько всего там вмещается?! Это внутренний мир человека. Это совесть).

- Какие нравственные ценности очень важны для всех людей? (слова детей «Добро, любовь, дружба, верность, правда, милосердие» размещаются на доске (прилагаются).

- Подбираем антонимы. Какие слова называются антонимами? (слова детей «Зло, любовь, вражда, предательство, ложь, равнодушие» размещаются на доске (прилагаются).

- Так о чём же книга «Тяжёлая кровь»? (О любви матери. О любви к Родине).

- Мама любила своего сына? Почему она его тогда не спасла? (Она понимала, что спасая сына, она одновременно предаёт его и своих учеников. Близость смерти уравняла их в её душе. Она сделала выбор. Может быть самый трудный в своей жизни).

- О чём ещё эта книга? (О настоящей верной дружбе. Сын учительницы не шелохнулся, когда ему предложили отойти от стены. Он понимал, что если его мама заберёт, он тем самым  предаст своих друзей. И это его выбор).

- О какой правде идёт речь? (Дети боролись за правое дело. Хоть они и маленькие, но они хотели, чтобы фашисты ушли с их родной земли, престали убивать людей).

- Самый трудный вопрос – вопрос нравственного выбора, т.е. как правильно поступить, чтобы не погубить свою душу. (Маме было очень трудно сделать этот выбор, она всю жизнь мучается вопросом, правильно ли она поступила?

- В заключение давайте ответим на вопрос: чему научила нас с вами книга Яковлева «Тяжёлая кровь»? (Мужеству, любви к Родине, дружбе, нравственности).

- И чтобы быть уверенной, что вы усвоили тему, попробуем составить синквейны со словами: книга, мама, учитель (прилагаются самые интересные).

Сцена 1.                                    Монолог матери:

У моего сына глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. В пасмурные дни глаза серые- и крапинки пропадают совсем.

Они смотрят на меня, хотя сына давно уже нет рядом. И вот уже много лет я всматриваюсь в них, хочу узнать ответ на вопрос, мучащий меня всю жизнь, начиная с того самого страшного дня.

Этот день неизмеримо больше всех остальных, он стоит за моей спиной, прирос к моей спине, как тяжёлый уродливый горб. Я чувствую его, как свои руки, лицо, плечи, грудь. Он болит. И снова –в который!-я всматриваюсь в глаза сына и силюсь прочесть: что застыло в них: горькое недоумение или понимание, упрёк или прощение.

Когда я возвращаюсь в тот день, меня оглушает звенящий визг лесопилки. Лесопилка у нас работала и до прихода фашистов.Но мы её не замечали, привыкли. Но сейчас… Ночью, когда звуки города утихали, визг лесопилки обнажался.

Казалось, немцы только и делали, что пилили.

Сцена 2.                                      Диалог с сыном:

Сын:

- Лесопилка не даёт мне спать, она не даёт мне жить. Неужели так будет всю жизнь?

Мама:

- Когда кончится война, всё будет по-прежнему.

Сын:

- Когда кончится война? Ведь бывали в истории столетние войны. Было татарское иго-300 лет!!! Так, мама, и жизни не хватит, пока она кончится. Так невозможно жить! Мы совсем не приспособлены к такой жизни…

Вчера меня толкнул солдат. Я сжал кулаки и так побледнел, что он испугался. Он подумал, что я брошусь на него,… и сорвал с плеча винтовку.

Мама:

-Будь осторожен, сынок. Там, где наготове оружие, надо быть осторожным.

Сын:

-Знаешь, мама, я боюсь, что в другой раз не смогу сдержаться. Наверное, кроме обычной воли, у человека есть высшая, которая не слушается ни страха, ни разума.

Мама:

-Надо сдерживаться, чтобы жить.

Сын:

-Так жить не хочется. Неужели ты не понимаешь этого? Мама, а ты могла бы убить человека?

Мама:

-Господь с тобой! А ты бы смог?

Сын:

-Нет! Человека нет, но фашиста...

Мама:

-Я прошу тебя, мой мальчик, освободись от этого! Ты ещё не знаешь, что такое опьянение кровью. Вокруг слишком много лёгкой крови.

Сын:

Что такое лёгкая кровь?

Мама:

-Безнаказанная… Сначала человек страшится её. Потом становится равнодушным. Потом входит в раж и начинает пьянеть от крови.

Сын:

- Как тигр?

Мама:

Может и пострашней тигра. В человеке просыпается существо, жаждущее крови, двуногий тигр- фашист.

Сын:

-Я понял тебя, мама. Я это чувствовал, но не мог объяснить. Теперь я понял- их надо убивать, как тигров –людоедов. В Индии на тигров, отведавших человеческую кровь, идут целыми селениями.

Мне пора. Я сегодня задержусь, ты не волнуйся.

Мама:

-Где ты задержишься?

Сын:

-На работе. (уходит)

Сцена 3.                    Диалог с комендантом.

Комендант:

-Пожалуйста, садитесь.

Мама:

-Я пришла умолять вас о сыне!

Комендант:

- Умолять? О сыне? Ему надо помочь?

Мама:

-Он приговорён к казни Он работал на лесопилке.

Комендант:

- Ах, да… лесопилка… И ваш сын… Понимаю, понимаю…

Мама:

- Ваша мать жива?

Комендант:

-Моя матушка? Моя матушка! Она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.

Мама:

- Все матери похожи друг на друга.

Комендант:

- Совершенно верно. Интересно, если бы моей матери сказали, что её сын убил часового, сжёг лесопильный завод и приговорён к казни. Что бы она сделала? Она пришла бы к русскому коменданту просить за меня?

Мама:

-Я в этом глубоко убеждена.

Комендант:

-И какое бы решение принял русский комендант? Он помиловал бы меня?

Мама:

- Не знаю. У русских плохо развито чувство мести.

Комендант:

-Вы уклоняетесь от прямого ответа. Ну… допустим… Одного часового убили четверо юношей… Это вполне могли сделать и трое! Не правда ли?

Мама: (с надеждой)

-Правда.

Комендант:

-А один мог быть задержан случайно. Не правда ли?

Мама:

-Правда.

Комендант:

Вам придётся поторопиться, госпожа учительница. Казнь произойдёт через 15 минут.

Слова матери:

Мальчики стояли у освещённой солнцем кирпичной стены. Их было четверо. Все четверо- мои ученики.

Комендант:

Сын госпожи учительницы может отойти от стены. Кто из вас сын госпожи учительницы?

Слова матери:

Мой сын не шелохнулся. Он стоял неподвижно, как будто команда его не касалась. Тогда я сделала несколько шагов и встретилась глазами с Кирюшей. Его карие глаза смотрели на меня пристально и печально. В них светилась какая-то неистребимая детская доверчивость. Я почувствовала, что ему хочется взять меня за руку, как тогда, в школьном саду.

 

Сцена 4.                                       Диалог с Кирюшей:

Кирюша:

- Я должен умереть.  

Учительница:

- Почему ты должен умереть?

Кирюша:

-Потому что я люблю …её.

Учительница:

- Любят не для того, чтобы умирать.

Кирюша:

-Но я должен. Я не могу ей даже слова сказать!!!

Учительница:

-Не вешай носа, Кирюша. Придёт время, и она поймёт.

Слова матери:

И тогда, у кирпичной стены наши глаза встретились, что-то дрогнуло во мне, и смутная мысль обожгла меня: не предаю ли я сейчас Кирюшу? Я опустила глаза, а когда подняла их снова, то встретилась взглядом с Дубком. Его все звали по фамилии. Этот Дубок жил в атмосфере подвигов, которую сам себе создавал.

А однажды в четвёртом классе он попытался прыгнуть с парашютной вышки.

Ночной прыжок не удался. Дубок повис между небом и землёй.

Сцена 5.                                              Диалог с Дубком:

Учительница:

- Ну, зачем ты туда полез? Это же так опасно!

Дубок:

-А Валерий Чкалов пролетел под мостом в Ленинграде.

Учительница:

-Так это был Валерий Чкалов!  Герой!

Дубок:

- Тогда он был молодым лётчиком и его никто не знал. Но Валерий Чкалов знал, что подвиги совершаются не по правилам… Нет такого правила, чтобы человек шёл на верную смерть!

Слова матери:

У кирпичной стены, перед лицом близкой смерти эта сила продолжала жить. Она не была сломлена и передавалась товарищам.

Я отвела глаза и встретилась глазами с Мишей. Я долго не могла понять его. Одно время мне казалось, что он недолюбливает меня. Но однажды поздним вечером в дом постучали.



Предварительный просмотр:

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.



Предварительный просмотр:

                                               Синквейны

  1. Книга                                                  1) Мама
  2. Мудрая, интересная                       2) Любимая, умная
  3. Учит, развивает, воспитывает      3) Любит, оберегает, воспитывает
  4. Учит добру                                         4) Самый главный человек
  5. Друг человека                                   5) Это жизнь

  1. Учительница
  2. Мудрая, добрая
  3. Учит, наставляет, любит
  4. Главный человек
  5. Наставник


Предварительный просмотр:

Литература:

  1. Рассказ Ю.Я. Яковлев «Тяжёлая кровь»
  2. Учебник для 5 класса//автор - составитель Г.С. Меркин.
  3. Учебник литературы для 8 класса//Г. С. Меркин
  4. Рассказ В. Г. Распутин «Уроки французского».
  5. Толковый словарь русского языка //автор Д. Н. Ушаков
  6. Толковый словарь русского языка//авторы С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова
  7. «Чтение как социальная проблема» - научная статья//автор А. В. Воронцов, директор фундаментальной библиотеки.
  8. «Чтение детей как национальная ценность» - научная статья//автор Чудинова В. П. //электронный источник.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс.

Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс....

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Проблема нравственного выбора в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.

       В статье приводится материал урока на тему "Проблема нравственного выбора в произведениях литературы, кино, изобразительного  искусства"для студентов 2...

Презентация к уроку по литературе 6 класс по теме : нравственный выбор в произведении "Маттео Фальконе" П.Мериме.

Презентация содержит слайды, соответствующие теме урока. Общая информация  о жизни и творчестве П.Мериме. Дается толкование основным понятиям, прилагаются иллюстрации, помогающие дать срав...