Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отечественной литературы, отражающим сложные исторические процессы, способствует нравственному воспитанию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема нравственного выбора в жизни человека»

(по роману В.Д.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок литературы в 11 «А» классе

подготовила и провела

учитель  литературы Жагрова В.В.

 «Проблема нравственного выбора в жизни человека»

(по роману В.Д.Дудинцева «Белые одежды»)

Цели:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отечественной литературы, отражающим сложные исторические процессы.

1. Продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии.
2. Содействовать развитию самостоятельности (в ходе подготовки сообщений, работы с литературой). 
3. Способствовать развитию эмоций за счет создания на уроке эмоциональных ситуаций, используя яркие примеры.

1. Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся.
2. Формировать интегративные качества личности.
3. Воспитывать отношение к учебе как к творческому труду.

Эпиграфы урока:

Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.

Академик Н.И.Вавилов.

Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!

Т.Д.Лысенко

Ты можешь прожить долгую жизнь, так и не узнав, кто ты — подлец или герой. И все потому, что твоя жизнь не складывается — не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода — вперед или назад.

В. Дудинцев

"В романе "Белые одежды" я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла или, как сказал мой читатель, создать инструментарий добра".

В.Дудинцев

  1. Актуализация темы.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Это стихотворение Юрия Левитанского  как нельзя лучше отражает суть темы нашего урока «Проблема  нравственного выбора в жизни человека». Сегодня мы работаем с романом Владимира Дудинцева «Белые одежды». В романе есть такие слова:

«Ты можешь прожить долгую жизнь, так и не узнав, кто ты — подлец или герой. И все потому, что твоя жизнь не складывается — не посылает она испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода — вперед или назад».

- Как вы понимаете смысл этих слов?

Двадцатое столетие, сороковые — пятидесятые годы... По всей стране идут массовые аресты, по одному жесту вождя переселяют из обжитых мест целые народы, в лагерях гибнут сотни тысяч инакомыслящих. Звание “враг народа” присваивалось всякому, кто смел открыто выступать против тоталитарной системы.

Политическая атмосфера тех времен является фоном, на котором происходят события романа Дудинцева “Белые одежды”.

  1. Краткая биографическая справка о писателе В.Дудинцеве.

 Владимир Дмитриевич Дудинцев родился в 1918 году в г. Купянске. В 1940 году, по окончании Московского юридического института, был призван в армию. После ранения под Ленинградом, с 1942 года и до конца Великой Отечественной войны, работал в военной прокуратуре в Сибири. Начал печататься с 1933 года. Роман «Белые одежды» был опубликован в 1988 году, через 20 лет после его написания. Роман почти с документальной точностью рисует кампанию против ученых-генетиков. Посвящен он  Н.А. и А.А. Лебедевым, реальным ученым, продолжавшим тайком свои опыты, надев вынужденную личину конформизма.

Казалось бы, ученые, особенно биологи, хорошо знающие законы жизнедеятельности всего живого на земле, должны первыми восстать против жизни “в застенке”, но, оказывается, страх в людях очень силен, к тому же и среди ученых есть  такие, кто идейно поддерживал тоталитаризм. В романе исследуется нравственная проблема — вечное противоборство добра и зла. Это произведение о трагедии, постигшей советскую генетику. Произведение о нравственном выборе человека, от его ответственности за свои дела и поступки.

  1. Беседа по содержанию.

- Где и когда происходит действие романа?

В одном из сельскохозяйственных вузов страны, попавших под подозрение в конце августа 1948 года  после сессии ВАСХНИЛ.

- Кто такой Ф. Дежкин и с какой целью он приезжает в город?

По поручению “народного академика” Рядно (чьим прототипом является Лысенко) Федор Иванович Дежкин приезжает, чтобы “разгрести подпольное кубло”, разоблачить вейсманистов-морганистов в институте.

Просмотр видеофрагмента из к/ф «Белые одежды».

- В романе автор использует несколько христианских образов.

- Назовите их.  С кем из героев они связаны. Что вы узнали о св.Себастьяне?

- Кто такой Торквемада и почему Дежкин получает такое прозвище?

( Разгул темных сил напоминает порой тяжкие времена инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей великого Менделя...  « Там уже с семи утра костер… Жгут книги. Пожилая бездарь и молодая глупость жгут классические учебники,»-  говорит профессор Хейфец).

Дежкин  убежден в правоте своих научных взглядов, он стремится к истине, но его беда в том, что это стремление используют другие для достижения своих целей. Его научная борьба с оппонентами становится политической борьбой с инакомыслящими, и он, честный, умный, добрый человек, мучается вопросом: что есть истина, если борьба за нее причиняет зло?

- Расскажите, что увидел в сельскохозяйственном вузе Дежкин?

(Дежкин увидел и понял, что именно люди в провинции занимаются настоящей наукой. Они работали тайно, собирали из обломков микроскопы и микросхемы, держали дома целые лаборатории, чтобы открыть новое в науке, развить ее на благо своей родины, государства, в котором они жили.)

 3. Историческая справка.

Чтобы понять суть конфликта, описанного В. Дудинцевым в романе, необходимо вернуться в те далекие времена  (сообщение ученика).

Учитель: Итак, сталкиваются 2 направления в биологической науке:

1. «Вейсманистско-морганистское направление», представителями которого являются А.Вейсман, Т.Морган, Н.И.Вавилов, А.С.Серебровский, Г.Мендель, Н.К.Кольцов.
2. Передовая мичуринская биология, представителями которой являются И.В.Мичурин, Т.Д.Лысенко.

Работа с понятиями: менделизм, морганизм, вейсманизм.

 Учитель. Шла напряженная борьба двух направлений.
Особое место в становлении генетики в нашей стране принадлежит Н.И.Вавилову, а представителей «высоко несущих знамя мичуринской биологии» возглавлял Т.Д.Лысенко, который говорил: «Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!»

Вопросы классу:

-  Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948 г. большинство ученых пошло за Т.Д.Лысенко, за его новой «мичуринской наукой»? Почему научный спор обернулся трагедией для многих людей?

- Почему о генетике заговорили как о реакционной, антинародной науке?

Учитель: В 20-е годы появилась родственная генетике наука евгеника (дается определение).

Многие генетики разделяли положения этого учения, видели в ней гуманные цели. Однако нацисты превратили евгенику в опасное оружие против человечества. Учитывая международную обстановку того времени, многие люди с возмущением воспринимали генетику и ее защитников.

-   Какую роль сыграла сессия ВАСХНИЛ в судьбе генетики? 

(Генетика исчезла из науки, сельского хозяйства, медицины, из высшей и средней школы. Целое поколение о ней вовсе не знало, а следующее не освободилось от недоверия к науке о наследственности. Было потеряно много крупных специалистов. До сессии генетика нашей страны занимала видное место в мировой науке.)

- Как эти события отразились в романе. Прототипом кого из героев стал академик Т.Лысенко?

-Какова главная цель командировки Дежкина?

(Заполучить «наследство» Троллейбуса)

- Как это характеризует академика? Доказывает ли это, что Рядно прекрасно знал цену этого вредного, на его взгляд, учения?

- Почему Рядно посылает именно Дежкина , а не Саула Брузжака? (Ему необходимо было не только разоблачить и наказать, а завладеть наследством Троллейбуса, а для этого нужны были ум, знания и  такт Федора Ивановича).

- В чем Рядно видит недостаток Дежкина? 

( В том, что у него есть душа, что он начинает жалеть так называемых «врагов»).

Учитель: По-разному проявляются люди в исключительных обстоятельствах: одни предают, другие умирают, сохраняя свою точку зрения.  

В этом плане интересна сцена общего собрания института после окончания проверки Дежкиным и Цвяхом работы ученых. Цвях жалеет Дежкина и советует ему не высовываться на собрании, берет на себя чтение доклада.

-Как составляет он свой доклад?

 ( Он берет  цитаты из стенограммы сессии академии, о которой мы уже говорили).

- Что  из этого получилось?

(Ректор института Варичев начал свой доклад с тех же самых цитат, и Цвяху пришлось срочно редактировать свое выступление. Так бывает, когда высказываешь не свои мысли, а повторяешь чужие. Цвяху удалось выкрутиться, однако в зале раздался смех.)

- Как ведут себя на этом собрании герои?

  1. Профессор Хейфец прямо и открыто заявляет свой протест
  2. Цитолог Вонлярлярский испуганно отрекается от своих взглядов, более того, доносит на профессора Хейфеца, чтобы спасти свою репутацию. Дежкин отмечает: «Он доносит! Это его личная манера доносить!». Жалким и трусливым выглядит этот человек, когда возвращается с трибуны.

В связи с этим интересны рассуждения героев о страхе и трусости (стр.7 -1 часть): «Страх и трусость – разные вещи, - говорит Дежкин.- Страх - это область физиологии. А трусость – область нравственности…  Трусость – это страх, удерживающий от благородного, доброго поступка».

  1. Аспирантка Анжела Шамкова под давлением ректора Варичева  доносит на своего руководителя Стригалева, заявляя, что он ведет два журнала. Затем она настраивает против него студентов, призывая их ставить подписи под письмом с отказом от обязательного слушания лекций Стригалева, но сама подписывается только под давлением Дежкина.
  2. Доцент Иван Ильич Стригалев признается в проведении экспериментов и   пытается отстаивать свою точку зрения. Совершенно справедливо замечая: «А в конечном счете ответственность за науку и, стало быть,  за практику лежит на ком?.... Ответственность будет на том, кто все понимает, на кого газ не действует… На мне, на мне лежит ответственность. И меня надо будет судить, если я поддамся и не сумею ничего…»).

- На чьей стороне ваши симпатии   и почему?

- Можно ли сказать. Что герои в данной ситуации оказались перед нравственным выбором?

- Кто еще из героев романа делает свой выбор?

  1. Проректор института академик Посошков, большой ученый, в высшей степени интеллигентный человек, прекрасно понимал, что творится вокруг, но  сначала он отрекается от своих взглядов, даже слишком демонстративно, как говорит автор, отрекается. Однако в решительный момент он принимает для себя очень важное решение, делает свой выбор: отправляясь на симпозиум в Европу, он отступает от написанного для него текста выступления и сообщает, что в России биологом Стригалевым выведен новый сорт картофеля, над которым работали и западные ученые, и показывает фотографии плодов. Понимая, что этого ему не простят на родине, он кончает жизнь самоубийством. В смерти его была скрыта, конечно,  и глубоко личная драма человека, но  это был  и протест против жизни, какую вел он и все его товарищи по науке, протест против произвола в науке.
  2. Один из главных героев романа – Иван Ильич Стригалев по прозвищу Троллейбус.

-Почему он получил такое прозвище? Расскажите об этом ученом.

-Почему он не хочет отдать новый сорт картофеля академику   Рядно?

- Какую цель ставили он и его единомышленники, продолжая тайно, рискуя жизнью, изучать строение клетки, проводить запрещенные опыты с колхицином?

 «Неужели можно позволить, чтобы по милости твоего Касьяна научная мысль годами стояла на месте ! Кто-то должен взять на себя риск сохранения истины. «Кто завтра будет настоящую науку преподавать? Некому! Тут мы и объявимся – двадцать человек по сорок студентов возьмут – это же будет почти тысяча!» - говорит аспирантка Лена Блажко Дежкину.

- Интересны мысли героя о равенстве. Зачитайте.

 «Идея равенства позволяет бездарному жить за счет одаренных  ……  Иван Ильич признавал только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности».

- Как Ф.И. Дежкин становится двойником Стригалева?

Сознательно ли он делает этот выбор и почему?

Федор Иванович Дежкин  начинает как искренний сторонник Рядно, но вскоре убеждается в правильности генетического подхода, тайно помогает генетикам. Жизнь Дежкина полна лишений. Герою приходится бежать от преследователей. Усилия мужественного ученого не пропадают даром. Удается вырастить новый сорт картофеля, работу над которым начал Стригалев.

Федор Дежкин считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Но вершина человеческого «я» не должна деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

--  Добро и зло – вот вечные противоборствующие силы жизни. Что же такое добро и зло? Попытайтесь дать определение.

Добро - это деятельное сострадание, способность принять чужие страдания на себя и активно противодействовать злу. Добро - это служение идеалу, истине. Один из героев романа говорит так: "Счастье - в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких... Прольешь кровь, переплывешь море страданий... Вылезешь на берег еле живой... Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем".

Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под величайшее добро».

- Кто в романе  противостоит героям, живущим по законам добра?

Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Но фигура «народного академика» Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на полную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал не царь, – говорит полковник Свешников Дежкину, – не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь – изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…» Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет «народной непосредственностью», которая была в то время «удобной ширмой для карьеры» и произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти. Должность, авторитет, пост… капитанская рубка, командирский мостик… Эти люди всегда правы».

Метафора «парашютист», к которой прибегает автор, характеризуя таких людей, помогает читателю объяснить устойчивость культа грубой силы и невежества: «Из бесконечности собственной прилетел этот парашютист. Это перешло к нам не от капитализма, а от человека. А разговоры о капитализме только помешали нам его вовремя остановить».
Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности. Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями: «И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность».

Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикритову, Краснову, – «щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами». Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним.

- В. Дудинцев мастерски создал притчи - метафоры: «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы». Как вы их понимаете?

Дудинцев – мастер притчи – метафоры. В ней и находят выражение его философские обобщения. Метафоры «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы» помогают распознать добро и зло. В «Песочных часах» воплощается идея романа:

«Это графическое изображение нашего сознания – как оно относится к окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, это Вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже в бесконечность уходит, у которого нет дна, это я… Пока не научились записывать наши мысли и чувства… до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если научилось видеть Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила».

Так определяет образ бытия Федор Дежкин. Он убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и добру?

- Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственные силы не могут устоять под давлением этих внешних обстоятельств?

Проходило время, и факты брали верх над ложной теорией, побеждала истина. Все становилось на свои места.

- Как в роман входит тема возмездия?

Не удалось защитить диссертацию Анжеле Шамковой, поддерживавшей взгляды Рядно, из-за подведения результатов под теорию.

Около самого академика на заседаниях остаются пустые кресла. Помня его прошлое, никто уже не хочет составлять ему компанию. "Если ты считаешь, что наука -- это значит отправлять людей... ты знаешь куда... Таким биологом  я не был",  -  говорит ему бывший соратник, отрекаясь от его идей. А сам Рядно не понимает, почему он терпит поражение, если раньше имел огромную поддержку.

          Рядно и его сообщники обречены на историческое забвение. На похороны "народного академика" не приходят даже близкие его "соратники". Напротив, судьба Федора Ивановича Дежкина, выдавившего из себя раба, складывается счастливо. Он встречается с Леной, которая становится его женой, растит двух детей. Добрая память потомков -  высшая награда ученому за его мужество, за активное противодействие злу.

- Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра.

  Эпиграфом к роману автор взял вопрос из Откровения Иоанна Богослова: "Сии, облеченные в белые одежды,  - кто они и откуда пришли?" Действительно, кто же они? Думаю, это Дежкин, Стригалев, полковник Свешников, их настоящие друзья - все, кто не менял своих взглядов под давлением обстоятельств, служил вечной истине, добру. Их интересуют не слова, а результат, к которому они стремятся. Ради нескольких лет относительно спокойной работы Стригалев  даже отдает Рядно свой новый сорт картофеля. Герои настолько честны, бескорыстны, преданы своему делу, что  кажутся святыми и выделяются на фоне завистливых, властолюбивых людей своими "белыми одеждами". Сложно сохранить их чистоту среди черного, жестокого мира. Но героям это удается. И на высшем суде именно по белым одеждам можно будет узнать настоящих людей. По-моему, именно такой смысл вложил автор в название романа.

- Осуществилось ли желание автора «вооружить» нас, читателей, «безошибочными критериями для распознавания добра и зла»?

 Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» – это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы.

Выводы.

Роман Дудинцева поднимает самые насущные вопросы: что важнее, добро или правда? Можно ли разрешить себе врать и притворяться во имя добра? Не безнравственно ли вести двойную жизнь? Можно ли поступиться в какой-то ситуации принципами, не замарав белых одежд?

Писатель утверждает, что человек, идущий по пути добра, должен проститься с сентиментальностью. Он должен вырабатывать тактические принципы борьбы. Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда.

 Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением литературы и даже всей литературой в целом. Это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь ориентир. В этом смысле роман Владимира Дудинцева дает богатую пищу для ума и души современного человека.  Обращаясь к критическим моментам нашей истории, автор заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека.

Совсем скоро вы уйдете из этих стен,  и каждый пойдет своей дорогой. Хочется верить, что это будет дорога  добра и справедливости, честного служения делу, которое выберете. Помните, что  минутная слабость может оказаться подлостью, и никакие удовольствия жизни не смогут заглушить голоса совести. Она все равно рано или поздно даст о себе знать, только может быть уже слишком поздно. Надеюсь, роман Дудинцева «Белые одежды» в какой – то степени поможет вам разобраться в себе и станет своеобразным ориентиром в жизни.

Подведение итогов.

Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру «Какие уроки извлек я из  романа В.Дудинцева «Белые одежды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Индивидуальный проект учащейся 10 класса "Естествознание и литература. Естественнонаучный взгляд на нравственный выбор в жизни героев повести Василя Быкова "Сотников"

В исследовательской работе представлен новый взгляд на философские понятия, которые поднимаются в классической литературе, в частности в повести В.Быкова «Сотников». Нравственный выбор в п...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна; развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи...

Конспект урока литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»

Решаемая учебная проблема:Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно...