Индивидуальный проект учащейся 10 класса "Естествознание и литература. Естественнонаучный взгляд на нравственный выбор в жизни героев повести Василя Быкова "Сотников"
проект (10 класс) на тему

Загородина Зоя Яковлевна

В исследовательской работе представлен новый взгляд на философские понятия, которые поднимаются в классической литературе, в частности в повести В.Быкова «Сотников». Нравственный выбор в произведении рассматривается с позиций междисциплинарной современной науки – синергетики, которая является направлением современного естествознания и ставит перед собой цель – объединение естественнонаучных и гуманитарных наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №40 имени Ю.А.Гагарина

Исследовательская работа

На тему:

«Естествознание и литература. Естественнонаучный взгляд на нравственный выбор в жизни героев повести Василя Быкова "Сотников"»

Выполнила работу:

 ученица 10 «О» класса

Лего Анастасия Сергеевна

Руководитель:

Рубцова Л. В.

Калининград, 2016


Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………2-3

Глава 1. Синергетика – наука о взаимодействии систем различной природы

1-1. Синергетика…………………………………………………………………..…..….…4

1-2.Основные понятия синергетики……………………………………………………..5-7

Глава 2. Судьба и проблема выбора в художественной литературе…………………..7-10

Глава 3. Проблема нравственности выбора с точки зрения синергетики………........10-11

Заключение…………………………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………………………13

Введение

В настоящее время мы часто встречаем в средствах массовой информации такие словосочетания как «западные ценности», «христианские», «мусульманские», «общечеловеческие» ценности. Исторически в каждой изолированной культуре сформировались свои идеалы, нравственные нормы и правила. Сегодня же, когда разные культуры тесно переплетаются между собой, люди спорят о том, что должно быть ценным для современного цивилизованного человека, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» для всех жителей Земли независимо от их национальности или религии. Размышлению над данной темой посвящены многие произведения классической художественной литературы. Классическая литература (от лат. classicus – первоклассный) – это литература прошлого и современности, которая наиболее ценна как своим художественным содержанием, так и идейным смыслом. Писатель-классик создает произведения, вдохновляясь моралью и передовыми идеями своего времени. Такие произведения получают всенародное признание и входят в сокровищницу народной культуры.

Актуальность работы состоит в необходимости поиска объективных критериев для общественных морально-нравственных норм и ценностей.

Поскольку окружающая нас реальность невероятно сложна и изменчива, ее невозможно отобразить отдельно ни одним из видов науки или искусства, описать одним из существующих языков. Только все их разнообразие способно приблизить нас к созданию наиболее полноценной картины мира.

Предметом нашего анализа стала повесть Василя Быкова «Сотников», сюжетной основой которой является критическая ситуация, происходящая в условиях Великой Отечественной Войны. В исследовательской работе представлен анализ темы нравственного выбора человека в подобных обстоятельствах. Человечность, нравственность можно рассматривать не только с философской точки зрения и, опираясь на личный опыт, а разобрать с позиций современного естествознания и точной науки (синергетики).

В литературном произведении писатель может создать целостный образ, который воздействуют на все человеческие органы восприятия: слух, осязание, обоняние, зрение и даже вкус. Однако художественное слово не обладает строгостью и точностью языка, который характерен для естествознания. Также литература не дает точных, однозначных и универсальных оценок, таких, например, какие способны выносить представители точных наук: математики, физики, химики.

Процессы, наблюдаемые нами в жизни, переходят в классические литературные произведения, в которых писатели дают свою оценку действиям персонажей и пробуждают в умах читателей вопросы, связанные с духовными качествами человека и его жизненным выбором, вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ: «хорошо-плохо». Целостную систему мира человек может познать полнее посредством объединения разных взглядов, научных направлений, поэтому методом анализа произведения выбрана наука синергетика как направление современного естествознания.

Целью исследования является попытка, образно говоря, «поверить алгеброй гармонию». А именно, рассмотреть содержание классического произведения В. Быкова «Сотников» с позиций современного естествознания, ознакомившись предварительно с основными идеями современной междисциплинарной науки – синергетики.  

Задачи поставленные для достижения цели:

  1. Ознакомиться с направлением современного естествознания – синергетикой
  2. Проанализировать литературное произведение - повесть В.Быкова «Сотников»
  3. Используя базовые понятия синергетики, охарактеризовать поступки главных героев произведения

Гипотеза

Мы предполагаем, что выбранный метод анализа произведения позволит понять критерии нравственного выбора героев повести В.Быкова «Сотников» с позиций современного естествознания.

Новизной работы является использование идей и принципов синергетики как теории самоорганизации систем различной природы для изучения содержания классического произведения, в которых автор ставит вопрос нравственного выбора.  

  1. Синергетика – наука о взаимодействии систем различной природы

  1. Синергетика

Синергетика (от греч. «συνεργία» - совместное действие) - это наука о процессах самоорганизации сложных систем различной природы, размеров и сложности, является направлением современного естествознания.  

Наука до начала XX в. – состояла из отдельных дисциплин, которые  которого изучали части целого, нерасчлененного, мира. К идее о создании синергетики ученых привело наблюдение, что Мир – это гигантская система систем, которые изучаются самыми разными научными дисциплинами. При этом системы, изучаемые различными науками разные, а математические модели, которыми эти системы описываются – одинаковы. Следовательно, все их можно описывать единым строго научным языком математики. А поскольку есть единый язык для описания единого мира, для развития науки стала возможна интеграция разных областей знания. В том числе интеграция областей естественнонаучных и гуманитарных. Действительно, мир, неотделимой частью которого является человеческое сообщество, можно описывать также и языком статистики, который подходит для описания социальных систем, или образным, метафорическим языком литературы.

В 70-х гг. идею нового научного направления представил Герман Хакен, он обратил внимание на схожесть явлений, которые наблюдаются в образовании, существовании и развитии различных систем. Г.Хакен (pод. в 1927) – немецкий физик-теоретик и математик, основатель синергетики, доктор философии и доктор естественных наук, профессор теоретической физики университета Штутгарта и основатель Центра синергетики. Хакен внес вклад в разработку теории лазеров, которая по сей день рассматривается в качестве примера структур самоорганизации.

В своей книге «Синергетика» Герман Хакен пишет: «Синергетика «занимается изучением систем, состоящих из подсистем самой разной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы животных и даже люди»[1].

Теперь способы синергетики – это самые эффективные способы познания мира. Человек, знающий основные системные (синергетические) принципы, лишь приступая к исследованию новой системы, уже многое будет знать о ней самой.  

  1. Основные понятия синергетики

Что же входит в понятие СИСТЕМА? Система – это организованное множество элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее во имя исполнения общих целей.

  • Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними.
  • Понятие «элемент» означает минимальный, далее неделимый компонент в рамках системы, но сам по себе он может представлять сложную систему.
  • Совокупность связей между элементами образует структуру системы.

Объектом синергетики могут быть отнюдь не любые системы, а только, которые удовлетворяют двум основным условиям:

  • они должны быть открытыми, т.е. обмениваться веществом или энергией с внешней средой;
  • они должны быть динамически развивающиеся или существенно неравновесными, т.е. находиться в состоянии, далеком от статического равновесия.

Именно такими являются большинство известных нам систем, в том числе личность и общество. То есть человек в обществе является элементом, который также представляет собой сложную систему, а взаимодействие людей образует общество. Цель создания общества – благополучие каждого человека, удовлетворение его потребностей.

В определении синергетики упоминается, что эта наука изучает САМООРГАНИЗАЦИЮ систем, то есть процессы, при которых происходит переход от неупорядоченного состояния к более упорядоченному, сложно структурированному. Примером самоорганизации в живой природе может быть образование из простых химических веществ (углекислого газа, воды и воды и солей) сложных белков, нуклеиновых кислот и т.п.

Самоорганизующиеся системы объединяются в одно целое, образуя новые уровни организации материи, развиваясь от ЧАСТЕЙ к ЦЕЛОМУ, например, от клетки к органу, от органа к организму и т.д. При этом увеличивается сложность и возникает ИЕРАРХИЯ СИСТЕМ, иерархическое соподчинение частей целому создает существующий в мире порядок.  

Вся наша вселенная организована в виде систем, образующих системы более высокого уровня, которые, в свою очередь, собираются в еще большие системы. Сложные системы можно разложить на части и рассматривать части как отдельные подсистемы. Каждая клетка организма человека – это отдельная подсистема какого-либо органа, сам орган – подсистема организма человека. Человека можно рассматривать как подсистему семьи, рабочего коллектива, музыкальной группы и т. д. Эти группы образуют более крупные системы – города. А город, в свою очередь, – это подсистема страны, страна – международной социально-экономической системы, которая вписывается в еще более крупную систему – биосферу. Большие системы по отношению к меньшим называют надсистемами. Такое распределение систем по уровням и называется иерархией. В синергетике принято изучать не отдельные иерархические уровни – например, уровень клеток или органов, а учитывать взаимосвязи между уровнями.

Разные подсистемы (биологические, экономические, корпоративные, социальные и т.д.) регулируют и поддерживают свое существование и в то же время обеспечивают потребности систем более высокого уровня. А те, в свою очередь, согласовывают и улучшают работу своих подсистем. В результате образуется эффективная и устойчивая структура, способная выдержать многие внешние воздействия.

В процессе самоорганизации в системе постепенно накапливаются изменения, и в какой-то момент наступает критически неустойчивое (хаотичное) состояние.  После которого происходит переход системы в одно из других устойчивых состояний (состояние динамического равновесия) или же система разрушается. Такие моменты в жизни системы называются ТОЧКАМИ БИФУРКАЦИИ[2].

Примерами бифуркаций являются: время выбора выпускника школы высшего учебного заведения, точки ветвления на генеалогическом дереве, состояние борьбы двух атмосферных фронтов с возможными вариантами изменения погодных условий и многое другое. В математике бифуркация представлена биквадратными уравнениями. Наглядно-образное представление о бифуркации дает картина В.М.Васнецова «Витязь на распутье». Опираясь на данные энциклопедического словаря, заметим: «Знание основных бифуркаций позволяет существенно облегчить исследование реальных систем (физических, химических, биологических и др.), в частности предсказать характер новых движений, возникающих в момент перехода системы в качественно другое состояние, оценить их устойчивость и область существования».[3] 

Почему о бифуркациях желательно знать?  Потому что в эти критические моменты (которые возникают и в жизни человека) очень малое воздействие, может повлиять на весь ход дальнейшего развития событий, навсегда закрыв другие пути. Например, сложно возвратить утраченное доверие друга, нет возможности быстро вернуть в прежнее состояние лес, сгоревший от непогашенного костра, разрушенный от неосторожного обращения с газом дом.

  1. Судьба и проблема выбора в художественной литературе

Классическая художественная литература преимущественно построена на описании критических моментов (точек бифуркации), когда герою необходимо сделать значимый для себя выбор. Жизнь литературного героя, текущая гладко, без неожиданных поворотов, сложных кризисов и моментов выхода из них не интересна. Ведь именно через движение жизни: судьбу и поступки персонажа, в эпических (а также лиро-эпических) произведениях писатель передает замысел своего произведения.

Далеко не всегда изменения в жизни человека и литературного героя зависят от его собственного выбора. Внешние обстоятельства, на которые не может оказать влияние человек, тоже обуславливают дальнейшую жизнь личности, общества. Таким определяющим моментом в судьбе для многих людей могут стать война, революция, приведем биографии различных писателей, поэтов, живших в разных время, которых это явление не обошло стороной.  К примеру, Анна Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, которую определила для России история. Поэтесса,  пережив в 1930-40-е годы арест сына и мужа, гибель своих друзей из-за репрессий, застала в Ленинграде первые недели блокады с голодом, бомбежками и обстрелами. Изменения в жизни, пришедшие с наступлением «суровой эпохи» и Великой Отечественной Войны, Ахматова отобразила в Пятой Северной Элегии (1945):

«Меня, как реку, 
Суровая эпоха повернула. 
Мне подменили жизнь. 
В другое русло, 
Мимо другого потекла она, 
И я своих не знаю берегов.»

Глубоко затрагивает чувства читателей стихотворение Степана Щипачева о начале Великой Отечественной войны. В стихотворении с необычайной остротой отражен момент трагической бифуркации, момент «между миром и войной», показана душевная боль солдата, возникшая от осознания невозможности возврата к прежней мирной жизни.

«Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.»


                    Волю судьбы человеку предсказать не дано, рассматривая же жизненные изменения, которые происходят вследствие нашего выбора, можно проанализировать тот или иной поступок. Наиболее яркими являются решения, принятые в критической ситуации, последствия которых явные, на многое влияющие. В предыдущем примере, где говорилось о воздействии сильных внешних факторов на человека, в качестве подобной ситуации была приведена война, по аналогии вспоминается повесть В.Быкова «Сотников», в которой идею произведения обуславливают поступки персонажей, совершаемые в военное время.

Произведение было написано в 1969 году на белорусском языке и имело название «Ликвидация», в 1970 году с публикацией в журнале «Новый мир» было переведено и переименовано. Повесть основана на истории, рассказанной Василю Быкову его бывшим однополчанином. Он считался погибшим, но в действительности попал в концлагерь, где согласился стать одним из власовцев, намереваясь сбежать при удобном случае. Такой возможности не представилось, и он попал в плен к советским войскам.

Из письма В.Быкова: «Я кожей, нервом почувствовал (что понятно), что значит жить в ситуации, когда ничего не можешь, лишен всех возможностей не только как-то влиять на обстоятельства, жизнь, но и хотя бы с ничтожною долей на успех сохранить свою независимость от этого злобного и хищного мира. И я построил сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации), взял Сотникова и Рыбака и показал, как оба обречены, хотя оба — полярно противоположные люди, — такова сила обстоятельств. Не скрою, здесь замысел — от экзистенциализма, каким я его представляю.»[4]

В повести герои становятся «жертвами обстоятельств», войны, но их поведение различно, усилия Рыбака направлены на собственное спасение любой ценой, когда Сотников, осознавая безвыходность ситуации, делает все возможное для помощи окружающим. Рассмотрим несколько основных событий произведения, которые являются точками выбора, бифуркациями, оценим и сравним поступки главных героев.

В самом начале повести партизаны были отправлены за продовольствием, Сотников, несмотря на сильный кашель, согласился пойти с Рыбаком. Этот поступок Рыбак расценивает как проявление самолюбия: «Уж чего другого, а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих.». «На что Сотников ответил: "Потому и не отказался, что другие отказались". Рыбаку это было не совсем понятно…».

Когда было необходимо бежать от немцев, встретившихся героям, больному Сотников не хватило сил, он упал на снег и начал стрелять в врага: «Конечно, Сотников был еще жив и напоминал о себе выстрелами. По существу, он прикрывал Рыбака, тем спасая его от гибели, но ему самому был очень плохо. Ему уже не выбраться. А Рыбаку так просто было уйти - вряд ли его теперь догонят. Но что он скажет в лесу?». Именно мысль о том, что скажут остальные, вынудила Рыбака, уже скрывшегося от погони, помочь товарищу. Автор дает свою оценку происходящему: «Ну что ж...  Как всегда, в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки. Что до Рыбака, то который уже раз за войну его выручали ноги.»

Попав через некоторое время в плен, во время допроса Рыбак врал, пытался завоевать доверие следователя, «торговаться», Сотников же все отрицал. «Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы, а вообще все дело в характере, так понимал Рыбак. Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?».

Описывая пребывание героев в плену, автор еще раз подчеркивает эгоистичность Рыбака при помощи детали – рук Сотникова: «Когда в камеру вернули Рыбака, Сотников, как труп, тихо лежал на соломе, с головы до пят накрытый шинелью. Рыбак сразу же опустился рядом, откинул полу шинели, поправил ему руку. Сломанные пальцы Сотникова слиплись в кровавых сгустках, и он ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать и с ним».

Теперь обратимся к ключевому событию повести – предательству Рыбака. Когда героев ведут на казнь, Сотников берет всю вину на себя, а Рыбак соглашается стать полицаем. После чего Рыбаку приказывают выбить подставку из-под ног Сотникова во время казни: «Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов. Рыбак хотя и чувствовал, будто виноват в чем-то, но старался себя убедить, что большой вины за ним нет. Виноват тот, кто делает что-то по своей злой воле или ради выгоды. А у него какая же выгода? Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...». До последнего момента Рыбак надеется сбежать, и осознав невозможность побега, совершает попытку свести счеты с жизнью, но это уже неосуществимо.

Истинные характеры героев раскрываются постепенно через множество деталей и в конце произведения происходят действия, наиболее точно характеризующие персонажей. Один из основных вопросов, связанный с раскрытием персонажей, задала в своем интервью Валентина Голанд: « — А почему у вас Сотников, который так героично вёл себя в первые дни войны, на чердаке у Дёмчихи затаился, хотя видел, что идут полицаи? Если бы он действовал в те минуты так же решительно, как в первом своём бою, он мог бы спастись вместе с Рыбаком и с Дёмчихой, и детей её спасти. А то какая-то обречённость во всём этом ощущается, — заметила я запальчиво. — Но самое главное: у вас под микроскопом рассматривается борьба человека со страхом смерти.

В.В.: — Я не критик и не аналитик. Написал так и всё... Сотников ведь человек, сломленный этим первым боем, и только в полиции находит в себе силы, решает умереть достойно.» Изучив данные сюжетные события повести, можно понять приоритеты героев. Действия Сотникова направлены на помощь окружающим, тогда как Рыбак действует ради собственной выгоды. В душе читателя возникает противоречие, с одной стороны, желание выжить для человека совершенно естественно, но поступок Рыбака видится нам безнравственным. Это наводит на вопрос о том, можно ли объективно оценить НРАВСТВЕННОСТЬ ВЫБОРА человека?

3. Проблема нравственности выбора с точки зрения синергетики

Выбор и обусловленные им действия направлены на достижение какой-либо цели. В синергетике один из основных системных принципов – принцип целеполагания, который гласит, что цель, определяющая структуру, свойства и поведение системы, всегда задается надсистемой, то есть системой более высокого уровня. 

Автор ТРИЗ[5] Г.С.Альтшуллер[6] ввел для описания целей человека понятие «достойная цель». По мнению Альтшуллера, достойная  цель всегда общественно полезна, положительна и направлена на развитие жизни, ее положительные результаты, зачастую, глобальны, а если неизбежны отрицательные результаты, то они должны быть минимальны. На языке синергетики это означает, что степень достоинства цели тем выше, чем выше иерархия системы, ради которой человек трудится, о которой заботится. Ступень иерархии, которой принадлежит поставленная цель, характеризует и развитие человека как личности. Достойная цель требует от человека большие силы, чем он имеет, что определяет необходимость саморазвития, преодоления себя.

Известно, что ценность человеческой жизни неоспорима и забота о сохранении собственного здоровья и благополучия приветствуется обществом. Если же целью является только личное благополучие, которое достигается ценой невыполнения важнейших общественных целей, то человек считается безнравственным и, соответственно, конфликтует с общественностью. Так в рассматриваемом произведении Рыбак ставит целью только личное благополучие ценой невыполнения воинского долга, в результате чего целая страна может погибнуть под игом врага.

Главными критериями поступков для нравственного человека являются его совесть, честь и долг. Исходя из принципа целеполагания, рассмотрим приведенные составляющие нравственности:

 СОВЕСТЬ[7] — способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. В системном подходе можно понимать со-весть как совместную весть, весть для всех – информацию, указывающую каждому элементу системы направление его деятельности, способствующее благополучию всей системы.  

ЧЕСТЬ[8] - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честь как чувство достоинства, – чувство ценности своих поступков для системы. Честь можно трактовать как честность, которая, в свою очередь проявляется в словах и действиях. Честность в словах – реализация осознанного намерения передавать важную для надсистемы и ее элементов информацию (весть) без искажения. Честность в поступках – поступать как часть системы руководствуясь, в первую очередь, общим благополучием.

ДОЛГ[9] - этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой; выполняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. (совести) Чувство долга – чувство долженствования, обязательности выполнения действий, способствующих процветанию и сохранности всей системы.

Таким образом, нравственный выбор человека должен учитывать благополучие всей системы, а не отдельного индивидуума. В повести «Сотников» Рыбак ставит перед собой цель выжить, забыв о долге, чести и совести. Сотников же исправно исполняет свой долг: делает все возможное, чтобы помочь защитить Родину, исполняет свои воинские обязанности. Цель Сотникова – «достойная цель», ненаправленная исключительно на собственное благо.

Заключение

Основные принципы синергетики позволили дать более точное объяснения философским понятиям, таким как нравственный выбор, честь, совесть и долг, и с их помощью совершить анализ идейной составляющей повести «Сотников».  Критические ситуации, возникающие в военное время – точки бифуркации, и выбор, сделанный героями, определяет последующее развитие событий в их жизни. Цели, которые Сотников и Рыбак ставят перед собой, совершая какие-либо действия, определяют нравственный выбор героев. Так, Рыбак заботился в первую очередь о себе, а Сотников – о благополучии окружающих, что выражается во многих поступках, рассмотрены из которых следующие:

  1. Решение Сотникова отправиться с Рыбаком за продовольствие, будучи больным, потому что другие отказались, расценивается Рыбаком как проявление самолюбия.
  2. Во время перестрелки с немцами Рыбак спас Сотникова только оттого, что боялся осуждения сослуживцев, когда Сотников, напротив, надеялся, что его другу удастся уйти.
  3. Сотников переносил пытки и не выдал своих товарищей, Рыбак хитрил и старался выкрутиться.
  4. Во время казни Рыбак согласился стать полицаем и выбил подставку из-под ног Сотникова.

Основываясь на принципе целеполагания, цель человека должна учитывать благополучие остальной системы. Эгоистические намерения Рыбака означают, что цель его не «достойная», и потому выбор его становится безнравственным, в отличие от Сотникова.

В памяти народной остаются те герои, которые посвятили свою жизнь или пошли на смерть ради всеобщего блага. Цели человека, преследующие благо для большего, для Единого Целого, всегда считались более достойными, в отличие от мелочных корыстных личных целей.

Список литературы

  1. Большая биографическая энциклопедия. 2009.
  2. Василь Быков. Привет из России. Валентина Голанд. Литературная Россия №1-2. 11.01.2002
  3. Естествознание: 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений базовый уровень  [И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, И.С.Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю.Алексашиной; изд-во «Просвещение». - М.: 2008.
  4. Естествознание. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Н.С.Пурышева, С.А.Сладков, В.И.Сивоглазов. – М. : изд-во «Дрофа».
  5. Путь в синергетику: Экскурс в десяти лекциях/ Предисл. С.Миронова, Г.Малинецкого. – М.: ЛЕНАНД, 2015. –304 с.
  6. Сотников / Василь Быков. – Москва : Издательство «Э», 2016. – 640с. – (Русская классика).
  7. Энциклопедический словарь. 2009.
  8. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.

Интернет-источники

  1. Вербловская И. Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. Великомученик – Ленинград //Точка доступа: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/about/verblovskaya-peterburg/velikomuchenik-leningrad.htm
  2. Вёрткин И.М., Бороться и искать…О качествах творческой личности в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г., с. 23-25//Точка доступа: http://vikent.ru/enc/418/        
  3. Биография А.А.Ахматовой//Точка доступа:

http://www.ahmatova.ru/abiography

  1. Урок: «Военные повести Василя Быкова»//Точка доступа:

http://gvozdikova.ucoz.ru/index/voennye_povesti_vasilja_bykova/0-269

  1. Фоб Блаббер, Дроп Фулер : «Так что же такое ТРИЗ?»

http://www.metodolog.ru/01008/01008.html


[1]  с. 24 - Путь в синергетику: Экскурс в десяти лекциях/ Предисл. С.Миронова, Г.Малинецкого. –М.: ЛЕНАНД, 2015. –304 с.

[2] БИФУРКАЦИЯ (от лат. bifurcus - раздвоенный) – это спонтанный переход системы в новое состояние, одно из нескольких возможных, при как можно меньшем изменении ее параметров.

[3] Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Алматы: Триумф «Т», 2008. – 504 с.

[4] Алесь Адамович, Василь Быков Диалог в письмах // Сибирские огни. — 2013. — № 11.

[5] ТРИЗ - это теория, основанная на объективных закономерностях развития техники и описывающая процесс создания человеком ее новых образцов

[6] Альтов, Генрих (псевдоним; наст. имя — Альтшуллер, Генрих Саулович; 1926—1998) — прозаик, инженер-изобретатель, один из ведущих авторов советской НФ 1960-х гг.

[7] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

[8] Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

[9] Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Презентация к проекту "Естественнонаучный взгляд на нравственный выбор в жизни героев повести Василя Быкова"

В исследовательской работе представлен новый взгляд на философские понятия, которые поднимаются в классической литературе, в частности в повести В.Быкова «Сотников». Нравственный выбор в п...

Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»

Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен" поможет учащимся раскрыть понятие «городской» прозы ХХ века; рассмотреть вечные пробле...

открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она   воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...