Методические рекомендации для проведения диагностики начитанности и читательских интересов обучающихся.
методическая разработка по литературе (11 класс)
Каждый учитель литературы очень хорошо знает, что в методике преподавания литературы доказана необходимость «регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся», но нужно уметь правильно проводить диагностику. Поэтому у меня возникла необходимость провести диагностику начитанности учащихся и читательских интересов. Для этого мною были составлены критерии уровня читательской грамотности, литературного развития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для проведения диагностики начитанности и читательских интересов обучающихся.
Автор: Баранова Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ляховская СОШ»
Меленковского района
Владимирской области
Каждый учитель литературы очень хорошо знает, что в методике преподавания литературы доказана необходимость «регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся»[1], но нужно уметь правильно проводить диагностику[2]. Поэтому у меня возникла необходимость провести диагностику начитанности учащихся и читательских интересов. Для этого мною были составлены критерии уровня читательской грамотности, литературного развития обучающихся. (Таблица№2) Таблицу №1 оформляю на каждый класс.
Цель: создание условий для литературного развития обучающихся.
Задачи: 1. Формирование читательской компетенции обучающихся.
2. Развитие умения анализировать художественное произведение.
3.Формирование умения владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
4. Развитие речи, обогащение словаря обучающихся, умение высказать собственное отношение к прочитанному.
5.Формирование умения проводить собственную интерпретацию текста.
Учащихся по уровню развития читательской грамотности можно разделить на 3 группы: 5-6 классы, 7 – 8 классы, 9 – 11 классы. Можно проводить в начале и в конце учебного года, но лучше всего отслеживать по полугодиям (если серьёзно заниматься этой проблемой). Все данные анализа по критериям заношу в таблицу №1. Данный инструментарий для меня – хороший помощник. В баллах можно оценить каждый из критериев. Например: если ученик набирает более 80 % от максимального количества баллов, то уровень его развития высокий. Если от 50 % до 80 % — средний. Если менее 50 % — низкий. Провожу диагностику (Диаграмма №3) на выявление читательских интересов. «Именно выявление читательских интересов помогает развитию мотивации к чтению»[3]
Динамика литературного развития учащихся на основе диагностики
№ п/п | Ф.И. учащегося | Уровни литературного развития учащихся | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||||
Начитанность, читательский интерес, литературный кругозор | читательское восприятие | актуализация социально-нравственной проблематики | Навыки аналитического чтения, понимание, интерпретация произведения | теоретико-литературные знания, умение применять их в анализе | развитие речи и литературно – творческих способностей | ||||||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||||||
1 | |||||||||||||||||
2 |
I – первое полугодие; II – второе полугодие.
Критерии по уровням литературного развития обучающихся.
Наименование уровней | Умения обучающихся | ||
5-6 | 7-8 | 9-11 | |
1.Критерии диагностики начитанности, читательских интересов, литературного кругозора | - рассказать о книге, которая вызвала интерес; - назвать фамилии, имена, отчества русских классиков и писателей, входящих и не входящих в школьную программу; - соотнести книги с авторами; -назвать героев: главных, второстепенных; - определить жанр произведений. | -назвать тематику своих читательских интересов; -назвать произведения разных жанров и направлений; -охарактеризовать композиционный прием в отрывке текста; -прокомментировать авторскую позицию; - по отрывку или по описанию героев узнать произведение школьного курса. | -назвать книги разных исторических эпох, в том числе прочитанные самостоятельно; -определить особенности жанра произведений; -выявить проблематику книги; -«вписать» проблемы в литературный контекст. |
2.Критерии диагностики уровня читательского восприятия | определение эмоций текста и развитости воображения; | выявление взаимосвязи героев и событий, умение задать вопрос и логически рассуждать о прочитанном; | осмысление роли детали и композиции, понимание концепции произведения |
3.Критерии диагностики умения актуализировать социально – нравственную проблематику | Осознание ценностных ориентиров. | умение оценить поведение и поступки героев (в дружбе, в любви, в отношениях с окружающими). | понимание значимости общечеловеческих ценностей, их личностная оценка. |
4.Критерии диагностики навыков аналитического чтения, помогающих пониманию и интерпретации произведения. | выявление изменения настроения в лирике, элементов сюжета в эпосе и причин конфликта в драме; определение смысловых частей произведения и их взаимосвязей; | определение средств создания стилистического колорита текста, комментирование позиции автора; | определение оснований для сопоставления героев и произведений; выделение общего и особенного в разных произведениях. |
5.Критерии диагностики теоретико – литературных понятий и умения применять их в анализе | - определять сущность теоретико-литературных понятий (в объеме программы каждого класса); - применять знания по теории литературы в анализе и оценке; - определять функции изобразительно-выразительных средств. | ||
6.Критерии диагностики уровня развития речи и литературно – творческих способностей. | - составить текст в жанре повествования описания, рассуждения; -объяснить мысли и чувства, возникшие при чтении; | -описать обстановку действия и облик героев; -составить инсценировку, описать кадры киносценария; сравнить эпизод с иллюстрацией, экранизацией; | - дать ответ в жанре рассуждения на проблемный вопрос, аргументировать свою позицию; -создать художественное, литературно-критическое или публицистическое произведение. |
Вывод: Данную разработку предлагаю в качестве методических рекомендаций учителям русского языка и литературы для проведения диагностики начитанности и читательских интересов обучающихся, для определения их литературного развития.
[1] Методика преподавания литературы: учебник для педагогических вузов [Текст] / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г.: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
[2] Беляева, Н.В. как провести диагностическую работу по литературе? /Беляева Н.В. // Литература. - 2006. - №6.
[3]Жабицкая, Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности [Текст]/ Жабицкая Л.Г. — Кишинев, 1974. – 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/26/picture-70995.jpg)
Активизация читательского интереса обучающихся посредством использования нетрадиционных форм обучения и ИКТ
В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Низкая читательская активность учащихся, нежелание дума...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020337-1520857624.jpg)
Методические рекомендации по проведению классного часа для студентов, обучающихся по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок «Мои перспективы в профессии »
Актуальность данной методической разработки в необходимости оценить реальные возможности получения престижной профессии востребованной на рынке труда.Новизна методической разработки определяется...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-1054454-1536217515.jpg)
Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Аналитическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-1054454-1536217515.jpg)
Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Общая и неорганическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-1054454-1536217515.jpg)
Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Органическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/28/picture-1439758-1669661509.png)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы
Методические рекомендации предназначены для проведения процедуры входной и итоговой диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы....
Формирование читательских интересов обучающихся
В работе освещены современные пути и приемы педагогического руководства, способствующие повышению читательских интересов школьников...