Методические рекомендации для проведения диагностики начитанности и читательских интересов обучающихся.
методическая разработка по литературе (11 класс)

Баранова Надежда Александровна

Каждый учитель литературы очень хорошо знает, что в методике преподавания литературы доказана необходимость «регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся», но нужно уметь правильно проводить диагностику. Поэтому у меня возникла необходимость провести диагностику начитанности учащихся и читательских интересов. Для этого  мною  были составлены критерии уровня читательской грамотности, литературного развития обучающихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для проведения диагностики начитанности и читательских интересов обучающихся.

                                                     Автор: Баранова Надежда Александровна,

                                                                   учитель русского  языка и литературы

                                                                   МБОУ «Ляховская СОШ»

                                                                   Меленковского района

                                                                   Владимирской области

Каждый учитель литературы очень хорошо знает, что в методике преподавания литературы доказана необходимость «регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся»[1], но нужно уметь правильно проводить диагностику[2]. Поэтому у меня возникла необходимость провести диагностику начитанности учащихся и читательских интересов. Для этого  мною  были составлены критерии уровня читательской грамотности, литературного развития обучающихся. (Таблица№2)  Таблицу №1 оформляю на каждый класс.

Цель: создание условий для литературного развития обучающихся.

Задачи: 1. Формирование читательской компетенции обучающихся.

2. Развитие умения анализировать художественное произведение.

3.Формирование умения владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

4. Развитие речи, обогащение словаря обучающихся, умение высказать собственное отношение к прочитанному.

5.Формирование умения проводить собственную интерпретацию текста.

Учащихся по уровню развития читательской грамотности можно разделить на 3 группы: 5-6 классы, 7 – 8 классы, 9 – 11 классы. Можно проводить в начале и в конце учебного года, но лучше всего отслеживать  по полугодиям (если серьёзно заниматься этой проблемой).  Все данные анализа по критериям заношу в таблицу №1. Данный инструментарий для меня – хороший помощник. В баллах можно оценить каждый из критериев. Например: если ученик набирает более 80 % от максимального количества баллов, то уровень его развития высокий.  Если от 50 % до 80 % — средний. Если менее 50 % — низкий. Провожу  диагностику (Диаграмма №3) на выявление читательских интересов. «Именно выявление читательских интересов помогает развитию мотивации к чтению»[3]

Динамика литературного развития учащихся на основе диагностики

№ п/п

Ф.И. учащегося

                  Уровни  литературного развития учащихся

1

2

3

4

5

6

Начитанность, читательский интерес, литературный кругозор

читательское восприятие

актуализация социально-нравственной  проблематики

Навыки аналитического чтения,  понимание,   интерпретация произведения

теоретико-литературные знания, умение применять их в анализе

развитие речи и литературно – творческих способностей

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

2

I – первое полугодие; II – второе полугодие.

            Критерии по уровням литературного развития обучающихся.

Наименование уровней

                         Умения обучающихся

5-6

7-8

        9-11

1.Критерии диагностики начитанности, читательских интересов, литературного кругозора

- рассказать о книге, которая вызвала интерес;

- назвать фамилии, имена, отчества русских классиков и писателей, входящих и не входящих в школьную программу;

- соотнести книги с авторами;

-назвать героев:   главных, второстепенных;

- определить  жанр произведений.

-назвать тематику своих читательских интересов;

-назвать произведения разных жанров и направлений;

-охарактеризовать композиционный прием в отрывке текста;

-прокомментировать авторскую позицию;

- по отрывку или по описанию героев узнать произведение школьного курса.

-назвать книги разных исторических эпох,  в том числе прочитанные самостоятельно;

-определить особенности жанра произведений;

-выявить проблематику книги;

-«вписать» проблемы в литературный контекст.

2.Критерии диагностики уровня читательского восприятия

определение эмоций текста и развитости воображения;

выявление взаимосвязи героев и событий, умение задать вопрос и логически  рассуждать о прочитанном;

осмысление роли детали и композиции, понимание концепции произведения

3.Критерии диагностики умения актуализировать социально – нравственную проблематику

Осознание ценностных ориентиров.

умение оценить поведение и поступки героев (в дружбе, в любви, в отношениях с окружающими).

понимание  значимости общечеловеческих ценностей, их личностная оценка.  

4.Критерии диагностики навыков аналитического чтения, помогающих пониманию и интерпретации произведения.

выявление изменения настроения в лирике, элементов сюжета в эпосе и причин конфликта в драме; определение смысловых частей произведения и их взаимосвязей;

определение средств создания стилистического колорита текста, комментирование позиции автора;

определение оснований для сопоставления героев и произведений; выделение общего и особенного в разных произведениях.

5.Критерии диагностики теоретико – литературных понятий и умения применять их в анализе

- определять сущность теоретико-литературных понятий (в объеме программы каждого класса);

- применять знания по теории литературы в анализе и оценке;

- определять функции изобразительно-выразительных средств. 

6.Критерии диагностики уровня развития речи и литературно – творческих способностей.

- составить текст в жанре повествования описания, рассуждения;

-объяснить мысли и чувства, возникшие при чтении;

-описать обстановку действия и облик героев;

-составить инсценировку, описать кадры киносценария; сравнить эпизод с иллюстрацией, экранизацией;

- дать ответ в жанре рассуждения на проблемный вопрос, аргументировать свою позицию;

-создать художественное, литературно-критическое или публицистическое произведение.

Вывод: Данную разработку предлагаю в качестве   методических рекомендаций учителям русского языка и литературы для проведения диагностики начитанности и читательских интересов обучающихся, для определения их литературного развития.


[1] Методика преподавания литературы: учебник для педагогических  вузов [Текст] / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г.: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.

[2] Беляева, Н.В. как провести диагностическую работу по литературе? /Беляева Н.В. // Литература. -  2006. - №6.

[3]Жабицкая, Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности [Текст]/ Жабицкая Л.Г.  — Кишинев, 1974. – 134 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация читательского интереса обучающихся посредством использования нетрадиционных форм обучения и ИКТ

В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции.      Низкая читательская активность учащихся, нежелание дума...

Методические рекомендации по проведению классного часа для студентов, обучающихся по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок «Мои перспективы в профессии »

Актуальность данной методической разработки в необходимости оценить реальные возможности получения престижной профессии востребованной на рынке труда.Новизна методической разработки определяется...

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Аналитическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Общая и неорганическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Органическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы

Методические рекомендации предназначены для проведения процедуры входной и итоговой диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы....

Формирование читательских интересов обучающихся

В работе освещены современные пути и приемы педагогического руководства, способствующие повышению читательских интересов школьников...