Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Марзоева Анна Николаевна

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны». Эти слова Данте, я считаю, должны звучать девизом для каждого современного учителя на пути освоения новых технологий в образовательном процессе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah._marzoeva.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Самопрезентация носителя опыта.

Я, Марзоева Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №6 г. Беслана,  представляю  работу по обобщению опыта на тему  «Использование ИКТ на уроках русского языка».

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны». Эти слова Данте, я считаю, должны звучать девизом для каждого современного учителя на пути освоения новых технологий в образовательном процессе.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому необходимо поддерживать интерес к русскому языку, используя разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учащихся. Всё это обуславливает необходимость применения в образовательном пространстве школы ИКТ как средств, организующих учебную деятельность учащихся.

Применяя ИКТ на уроках русского языка:

  • учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска информации;
  • оптимально используется компьютер как обучающее средство;
  • развивается познавательный интерес через тягу современного школьника к компьютеру.

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Исходя из всего сказанного, поставила перед собой следующие цели и задачи педагогической деятельности:

Цели:

  • повышение мотивации обучения;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.   

    Задачи:

  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; 
  • вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;  
  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Информационные технологии начала применять восемь лет назад. Первоначально использовала ИКТ (как правило, приложение Microsoft Word) в своей педагогической деятельности для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам, учитывая индивидуальные особенности детей.

В моём кабинете русского языка и литературы имеется компьютер, Интерактивная доска Interwrite Dual Board и интерактивный планшет Interwrite Mobi . Сначала я практиковала два типа занятий: на одних компьютер использовался в демонстрационном режиме (стоит на столе учителя), на других – в индивидуальном (компьютерный класс). В настоящее время материально-техническая база нашей школы позволяет организовать работу в любом режиме, поэтому использование мною ИКТ при обучении русского языка значительно расширилось.

  Для проведения уроков использую самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов).

Уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

Конечно, это не означает, что теперь уроки  провожу с использованием только ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручаю компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приёмы. Например, часть урока   объясняю сама, другую – использую электронного помощника/

На своих уроках несколько использую интерактивную доску, интерактивный планшет  и мультимедийный проектор.

Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране,   надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Вместе с интерактивной доской я использую Интерактивный планшет, который позволяет управлять доской из любой точки класса, что является очень удобным и позволяет сэкономить время на уроке. Стоит сказать, что сами дети с большим интересом работают с планшетом. В этом случае необязательно для самостоятельной работы вызывать обучающегося к доске, достаточно передать ему планшет и вся его работа будет отражаться на доске.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской и интерактивным планшетом:

- работа с текстом и изображениями;

- словарная работа на планшете;

- самостоятельная работа у интерактивной доски сразу нескольких обучающихся;

- создание заметок с помощью электронных чернил;

- коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

- коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ «1С: Репетитор. Русский язык», «Фраза» и др.;

- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами

Согласно мнению родителей и моему наблюдению, у учащихся сокращается время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ученик лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память обучающихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение.

На уроках русского языка использую следующие варианты применения ИКТ:

  • Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников и использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»).  
  • Электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гиперссылками, анимацией,   интерактивными заданиями, мультимедийными эффектами.
  • Создание слайдов с текстовым изображением. Используя представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: «В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка», «Т.Ф.Ефремова. Новый словарь русского языка», «1С: Репетитор»), дети создают слайды по следующим разделам:

словарно-орфографическая работа;         

работа с литературоведческой статьей;

изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

  • Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У школьника, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объема предъявляемой учебной информации;
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
  • включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

На урочных и внеурочных занятиях по русскому языку и литературе компьютер выполняет самые различные функции:

  • источника учебной информации;
  • наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;
  • тренажера;
  • средства диагностики и контроля;
  • текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями. Компьютерная поддержка должна быть одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно.  

Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт — это только начало большой и кропотливой работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...