Внеклассное чтение в 6 классе Н.С.Лесков «Жемчужное ожерелье»
методическая разработка по литературе (6 класс)

Методическая разработка внеклассного чтения в 6 классе Н.С.Лесков. «Жемчужное ожерелье». Особенности святочного рассказа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leskov_zhemchuzhnoe_ozherele.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Егорова Лидия Константиновна, учитель русского языка и литературы. ГБОУ СОШ № 564 г.Санкт-Петербург

Методическая разработка внеклассного чтения в 6 классе

Н.С.Лесков. «Жемчужное ожерелье». Особенности святочного рассказа

Методическая разработка урока

Тема: Особенности святочного рассказа. Н.С. Лесков. «Жемчужное ожерелье».

Тип: Урок внеклассного чтения в 6 классе (урок состоится в первую неделю после зимних каникул)

Цели и задачи:

Образовательные: 1. Знакомство с жанром святочного рассказа

                                2. Обучение навыку поисков авторской позиции в тексте

Развивающие:       1. Развитие монологической речи

                                2. Развитие творческого мышления

Воспитательные:  1. Формирование нравственных ценностей

                                2. Создание благоприятных условий для эстетического восприятия художественного текста

                           

Технологии урока: 1. Использование элементов технологии «Педагогические мастерские»

                                       2. Использование элементов кейс-технологии

Межпредметные связи: история, русский язык

Образовательные ресурсы: текст рассказа Н.С.Лескова Жемчужное ожерелье»

Планируемые результаты: Учащиеся узнают отличительные особенности святочного рассказа; научатся строить высказывание по предложенному алгоритму; усовершенствуют умения по построению устного ответа; смогут обобщать полученные знания.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Организационный момент

Индуктор (вызов)

Вопрос: в какое время года, время суток может произойти с человеком ДОБРОЕ ЧУДО? Случалось ли с вами такое? Расскажите о своих догадках, предположениях , случаях из жизни?

Построение монологического ответа на основе жизненных впечатлений

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Продолжите предложение: ЧУДО – это... Напишите окончание фразы

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки

Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания (Изучение нового материала)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Расскажите, что вы знаете о Рождестве, что связано с этим праздником, как его празднуют?

Подготовленный рассказ учащихся о празднике Рождества и святках

Словарная работа:

Рождество

Святки

Крещение

Происшествие

Фантастичность

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. О чём может идти речь в святочном рассказе?

Выберите и запишите из 1 главы признаки святочного рассказа при помощи словосочетаний или предложений

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

  1. события совершаются в период от Рождества до Крещения ( 7 января – 19 января)
  2. присутствует чудо, необыкновенное событие
  3. есть нравоучение
  4. обязателен счастливый конец

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний.

Составьте план рассказа

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

План рассказа

  1. Разговор приятелей
  2. Рассказ о желании брата
  3. Знакомство с Машей
  4. Помолвка и подарок
  5. Чудо

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях.

Как совершилось чудо? Перечитайте 5 главу. Найдите ключевые слова и выражения, которые раскрывают характер героя через его поступки. Свой вывод о характере героя запишите 2 – 3 предложениями

Самостоятельная работа.

Актуализация ответов, анализ ответов товарищей

Закрепление и обобщение полученных знаний

Организует деятельность учащихся по обобщению знаний.

Только ли с развлекательной целью написан рассказ?

Можно ли этот рассказ назвать святочным? Докажите своё мнение. Можно ли назвать рассказ святочным?

Какое из условностей святочного рассказа является самым важным для автора и почему?

Отвечают на вопросы:

  1. Почему скупой отец девушки стал щедрым?
  2. С кем произошло чудо? Почему?
  3. Почему все счастливы?

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

Только ли структуру святочного рассказа вы узнали на уроке?

Какой момент урока был наиболее важен на ваш взгляд и почему?

 При помощи ответов на вопросы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Домашнее задание

Инструктирует учащихся.

Какое творческое домашнее задание вы можете для себя определить?

(варианты: самим сочинить святочный  рассказ или прочитать подобный рассказ)

Анализируют и выявляют степень готовности к пониманию  дом.задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Жемчужное ожерелье Санкт-петербурга

Видеоматериал о пригородах Санкт-Петербурга....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов КВЕСТ Возвращение Жемчужного Ожерелья Здоровья

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классовКВЕСТ  Возвращение Жемчужного Ожерелья ЗдоровьяЦель: Приобщение к ценностям здорового образа жизни через инновационные технологии.Задачи:·...

Башкортостан - жемчужное ожерелье

Башкортостан - жемчужное ожерелье (презентация)...

«Мы земляки по Царскому Селу…» (историко-литературный очерк). Царское Село - красивейший пригород Санкт- Петербурга, входящий в понятие «жемчужное ожерелье» пригородов. В 1937 году, в год

laquo;Мы земляки по Царскому Селу…» (историко-литературный очерк)Царское Село - красивейший  пригород  Санкт- Петербурга, входящий в понятие «жемчужное ожерелье&raqu...

Урок "Жемчужное ожерелье" Санкт-Петербурга

В презентации преведены иллюстрации и краткая информация о пригородах Санкт-Петербурга....