Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Цуканова Валентина Петровна
Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой работы, использование диалоговой технологии, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Участники: 9 класс. Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер. Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом или при выполнении индивидуальных и групповых заданий. Авторский медиапродукт: презентация. Приемы: индивидуальная работа учащихся; работа в парах, групповая работа; беседа. Методы мотивации: создание ситуации успеха; чтение учеником вслух на уроке своей работы; самостоятельная работа, решение поставленной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse.rar1.49 МБ

Предварительный просмотр:

                                                             Материал разработала

                                                              Цуканова Валентина Петровна,    

                                                              учитель русского языка и литературы

                                                              МОУ  «Михайловская С(п)ОШ»  

                                                              Бурлинского района,

                                                              Алтайского края              

 

                                                                 

        Тема:  Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Форма проведения:  урок русского языка.

Технологии: методы творческой групповой работы, использование диалоговой технологии, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Участники: 9 класс.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом или при выполнении индивидуальных и групповых заданий.  

Авторский медиапродукт: презентация.

Приемы: индивидуальная работа учащихся; работа в парах,  групповая работа; беседа.

Методы мотивации: создание ситуации успеха;  чтение учеником вслух на уроке своей работы; самостоятельная работа, решение поставленной задачи.

                                               Ход урока        

Организационные вопросы.  

Здоровьесберегающие технологии: урок эмоционален (это зависит от эмоциональной,  яркой, художественной речи учителя).  Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. В начале урока может звучать музыка.

Мотивация: стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу.

Слайд 1. Вступительное слово учителя:  (использование элементов занимательности: сказки, притчи, легенды)                 

     Ребята, мне приятно Вас видеть, надеюсь, что у вас хорошее настроение. А если кто-то обидел, и вам ни до чего нет дела, то послушайте сказку. Сказка – ложь, но в ней-то намёк…

 Может мне удастся изменить ход ваших мыслей!

     Жили рядом учёный-ботаник и злобный карлик. У первого был чудесный сад, где росли невиданной красоты цветы, у второго хорошо цвели лишь  чертополох и крапива.

      И вот заметил садовод, что сначала у края, а потом и по всему саду стали чахнуть цветы и растения. Просто соседская зависть перебралась через забор и стала душить всё вокруг. И понял учёный, что нужно спасать цветы.

-Ребята, как вы думаете, что сделал учёный? (ответы учеников)

Слайд 2. Продолжение.   Около дома росла роза, которая единственная пока цвела и благоухала. Взял садовник свою розу и подарил карлику. И снова росли у него цветы, порхали бабочки и качались на своих тоненьких ножках колючие с восхитительным ароматом розы.(Неизвестный автор)

Беседа: (использование диалоговой технологии)                                                                    

Слайд 3. Беседа с классом:  Как вы думаете, каким может быть запах у розы?

- Ароматный, благоухающий, приятный, благоуханный, душистый, восхитительный.

- А вот «восхитительный» уже контекстуальный синоним по отношению к «ароматный» и «благоухающий». 

Попробуйте подобрать  синонимический ряд к слову восхитительный:  (Чудесный, небывалый, необычный, очень хороший, прекрасный,  эстетичный).

- Как называются слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения? (Синонимы)

Слайд 4.  Обращаем внимание на тему урока

- Как вы думаете, почему урок, посвящённый синонимам, назван  «жемчужное ожерелье» …  (Выслушиваем мнение учеников. Очень важно вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт)

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

 Предлагаю послушать легенду (Индивидуальное задание: легенду рассказывает ученик)

      В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова,  близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру. Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова, употреблённые рядом, один за другим, помогают нарисовать предмет или картину достаточно полно, ярко. ( Немного перефразированный свадебный тост)

Уточняем, как дети понимают высказывание  К. С. Аксакова, взятое в качестве эпиграфа: «Слово есть воссоздание внутри себя мира»                                                                                                          

                   

Определяем цели урока:      

  1. показать синонимическое богатство русского языка и  использование его мастерами слова при создании художественных образов;
  2.  развивать познавательные потребности школьника, формировать его творческие способности, развивать речь,  внимание, воображение;

- Ребята, а вы обратили внимание, какого цвета была роза?

Слайд 5. Сообщение ученика: По одной из античных легенд, роза покраснела благодаря тому, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса.

По другой – роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на нее каплю вина.

Жгучая Красная роза – это символ прекрасного чувства, неудержимой страсти, именуемой любовью. Любовью чувственной и глубокой.

Слайд 6. Лингвистический эксперимент    (групповая работа)  

Текст необходимо распечатать

Учитель:  Перед вами листочки, на которых записан ряд слов с общим значением «красный, цвета крови» и их словарные толкования. Внимательно прочитайте их, обратите внимание на отличительные особенности каждого значения.

- А теперь, учитывая данные определения, установите, какое слово из приведённого  ряда использовал в каждом случае писатель.

Красный -  цвета крови, один из основных цветов спектра.

Пунцовый  -  ярко-красный

Пурпурный  -  цвета пурпура, ценной краски тёмно-красного цвета, употреблявшегося в древности для окрашивания тканей.

Карминный  -      цвета краски кармина, ярко-красный.

Алый  -  светло – красный.

Кровавый  -  цвета крови, напоминающий кровь.

Рубиновый  -  цвета рубина, драгоценного камня.

1. В старинном графине колебалось ------------пламя вина. (М. Горький). 2.Фасады домов пылали                       листьями дикого винограда.  

(Ф. Гладков.)

3.Кардинал в                            сутане стоял во весь рост – тоже спиной к молящимся.  

(К. Паустовский.)

4. Пот выступал у него на лбу. Всё лицо становилось влажным и                        .  (П Нилин.)    

5. Она начала краснеть, уши её стали                    .    (А.Н.Толстой.)

6. Восток бледнел,                       полоса зари лежала на краю сизой тучи,  неподвижно застывшей на горизонте.  (М.Горький.)

7. Поэму он намеревался издать в чёрной обёртке с заглавными буквами                       ----------цвета. (И.Тургенев.)

Учитель:  Поделитесь своими впечатлениями: легко ли  подобрать подходящий синоним?

- Вы согласны с тем, что  каждый раз приходится учитывать различные обстоятельства.

- На первый взгляд, работа не очень сложная, но далеко не всегда можно выбрать подходящий синоним.

Давайте разберём первый пример – «пламя вина». Слово «красный» здесь не подходит, поскольку красное вино – это составное название вина; этим прилагательным нельзя передать образность. Кровавый несёт зловещую окраску. А в тексте её нет.   Алый для  данного случая тоже не подходит    (красный - алый различаются тем, что второй из этих синонимов обозначает ярко-красный цвет светлого оттенка),    так как вино красное, да ещё в гранёном графине, где цвет должен усилиться. Вино в графине напоминает драгоценный камень рубин. Образность достигнута. А слово кровавый подходит только к тургеневскому тексту, где речь идёт о «зловещем образе»,  который стремится придать своей книге герой повествования.

Слайд 7. Проверим, как вы справились с заданием

- Подумайте,  чего можно избежать, употребляя в своей речи синонимы?

-Употребляя синонимы можно избежать навязчивого повторения одного и того же слова, разнообразить речь, выразить мысль точнее и ярче.

   

Это интересно:     Давайте о  «красном» замолвим  словечко

Интересные сведения, связанные со словом  «красный»

Индивидуальные  сообщения  учеников:

 Слайд 8.    Любопытно, но во многих языках одно и то же слово может иметь несколько значений, и красный цвет – не исключение. Некоторые народы ассоциируют красный цвет с чем-то прекрасным и красивым. В Китае, например, о хорошем и добром человеке отзываются не иначе как «красное сердце». У народов Полинезии слово «возлюбленный» является синонимом слова «красный».

Слайд 9.  Красный цвет имеет большое значение в русской культуре данный цвет символизирует кровь, огонь, силу и мужество. Слово «красный» имеет значения «цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака», «употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-то хорошего, яркого, светлого», В каждом из словосочетаний слово «красный» содержит разные оттенки значений. Так, например, в словосочетаниях «красная девица» и «Красная Площадь» слово «красная» имеет значение «красивая»  

Слайд 10.  В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

Слайд 11. Как упоминалось ранее, цвет является предметом изучения многих наук. Среди таких наук можно выделить и психологию. Так психологи считают, что характер человека зависит от выбранного цвета. Люди, которые предпочитают красный цвет, стремятся жить как можно полнее, насыщеннее. Цвет одежды также может многое рассказать о человеке. Так, например, красный цвет обычно носят очень энергичные люди. Кроме того, красный цвет обладает способностью согревать, поэтому, если у вас мерзнут ноги, ничто их не согреет лучше, чем красные носки.

Цвет автомобиля также может многое рассказать о его владельце. Те, кто выбрал красную машину, «всегда стремятся к вершинам в сфере своей деятельности. Они дружелюбны, отзывчивы и популярны в обществе»

 Слайд 12.  Вывод:  В результате всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что красный цвет является наиболее значимым для общества цветом. Красный цвет является символом любви и страсти. А зная о влиянии цвета на наше настроение и самочувствие, мы можем «пользоваться им как художник красками: «рисовать» себе радость вместо уныния»

Слайд 13.  Работа в парах.  Текст (необходимо распечатать)  у каждого на парте.  Дифференцированное  задание:

Задание -1-а:  (более слабым ученикам):    Подчеркните синонимы к слову «красный».

Задание 1-б (сильным ученикам): Вставьте подходящие слова ( синонимы  слову  «красный»)

 Вот как раскрывает А.Грин сущность подлинно алого цвета и тем самым объясняет, почему именно этот цвет нужен был для парусов.

    1-а:   Роясь в лёгком сопротивлении шёлка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый тёмный; густые закипи вишнёвых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своём мнимом родстве, подобно словам «очаровательно» - «прекрасно»- «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намёки, недоступные языку зрения, но истинно алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана… Наконец, один цвет привлёк обезоруженное внимание нашего покупателя… Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя. Полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нём не было смешанных оттенков огня, лепестков мрака, игры фиолетовых или лиловых намёков; не было также ни синевы, ни тени, ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения.  

1-б:   Роясь в лёгком сопротивлении шёлка, он различал цвета---------, бледный --------- и ---------тёмный; густые закипи ----------, оранжевых и ----------- тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своём мнимом родстве, подобно словам «очаровательно» - «прекрасно»- «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намёки, недоступные языку зрения, но истинно -------цвет долго не представлялся глазам нашего капитана… Наконец, один цвет привлёк обезоруженное внимание нашего покупателя… Этот совершенно чистый, как ------- утренняя струя. Полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нём не было смешанных оттенков огня, лепестков мрака, игры фиолетовых или лиловых намёков; не было также ни синевы, ни тени, ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения.  

Учитель: 

-Как вы думаете, ребята, почему Грей отвергает смешанные оттенки огня, лепестков мрака, игру фиолетовых или лиловых намёков, синеву и тень

– Это  «вызывает сомнение».

-Что он ищет?

-Он ищет и находит именно алый цвет – чистый, полный благородного веселья и царственности, гордый, рдеющий, как улыбка. «прелестью духовного отражения»

-Что раскрывается в этом отрывке?

-Можно сказать, что в приведённом отрывке раскрывается «символика цвета» в её словесном выражении. (А.И. Горшков.  Русская словесность. стр. 46)  

Слайд 14. Музыкальная пауза

 (Встаём в хоровод, улыбаемся друг другу.  Движемся в такт музыки.)  

После музыкальной паузы

Учитель: Как художник берёт не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их переливами, полутонами, так и писатель «играет» на оттенках и нюансах синонимов. Причём синонимические богатства русского языка не облегчают, а усложняют в этом случае писательский труд, потому что, чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим.

Творческая работа  Поэтическая  пятиминутка:

Задание:  Ребята, вы сегодня узнали, что слово  «красный» имеет огромное количество синонимов.  Воспользуйтесь полученными знаниями, проявите максимум смекалки, попробуйте вернуть слова-синонимы на место.  А если не получится, прочитайте свои оригинальные РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ,

Создание   РАЗНОЦВЕТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

                  Автор: Расулова Ирина    

 На фоне ------ заката

Цветочек ----- сияет.

И песни звонкие цикада

В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник --------душистый

С --------- розой тихо спорит:

Кто всех красИвее, пушистей,

Природой кто искусней скроен?

---------- занавес на солнце

Сиреневый накинул вечер.

Какой же день он нам пророчит:

С дождём, оранжево ль беспечный?

Опустит полог свой -------

Ночная мгла на город спящий.

                                   Автор: Расулова Ирина    

 На фоне КРАСНОГО заката

Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.

И песни звонкие цикада

В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник РОЗОВЫЙ душистый

С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:

Кто всех красИвее, пушистей,

Природой кто искусней скроен?

ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце

Сиреневый накинул вечер.

Какой же день он нам пророчит:

С дождём, оранжево ль беспечный?

Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ

Ночная мгла на город спящий.

- Выпишем синонимы    (СЛОВА -СИНОНИМЫ: КРАСНЫЙ , АЛЫЙ, БОРДОВЫЙ, ПУРПУРНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ)

Слайд 15. Работа с текстом (на парте у каждого ученика)                          

-Выделите слова, которые помогают И.А.Бунину передать  цвет и его

оттенки.

        Солнце нынче опускалось в слепящее золото. Океан всё штилел. Всюду вокруг нас, по матово-стальным медленно перекатывающимся волнам,  тоже текло, переливалось, блистало золото. Мы поднялись с верхней палубы ещё выше, на мостик. Океан за это мгновение стал уже весь млечно-стальной с голубым налётом, и по этой безграничной  млечности пошли от заката (ставшего менее слепящим, оранжево-золотым) оранжевые глянцы, меж тем как небо на горизонте стало гелиотроповым, а вдоль бортов медленно изгибалась, как лилово-синие удавы, мёртвая волна

        Мы поспешили на самую высшую точку, на капитанскую рубку: солнце уже успело скрыться, восточное небо стало фиолетовым, а западное позеленело и пошло по зелёному огненно-оранжевыми полосами, над нами же, в бездонной глубине, ткани облаков, легчайшие, как дамасский газ, окрасились в нежно-малиновый цвет.

       А через мгновение всё изменилось: восточный небосклон стал сине-лиловым, море под ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на небосклоне закатном. Когда же, с быстро набегающим вечером, превратилось в фиолетовое и западное море, эти полосы раскалились, как тёмно-рдяное железо в горне.

-Вы видите, что насыщение текста цветовыми синонимами помогает передать и наглядно представить изменчивую картину заката солнца на море. В этом отрывке очень много слов. Особенно прилагательных, которые и позволяют языковыми средствами нарисовать живую природу, окружающий и восхищающий человека мир.

-Какое же прилагательное «зелёный» или  «лиловый» имел ввиду автор? Постарайтесь определить, а для этого нужно ещё раз прочитать текст, пристально вглядываясь в каждое прилагательное.

- Прочитаем продолжение…

  Возвращаясь с кормы к обеду, ахнул: луна – зелёная! Посмотрел из столовой в окно, выходящее на бак: да,  зелёная!  Нежно-зелёная  на гелиотроповом небе, среди пепельных облаков, над зелёным блеском океана!  («Воды многие»)

- И.А. Бунин Стремился запечатлеть реалию или ситуацию в её переменном состоянии в восприятии конкретного лица?

Слайд 16.  Словарная работа:                         

                                             Гелиотроповый

Гелиотроповый - 1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками.

Учитель:  По точному определению П.О.Афанасьева: «синонимы служат для уточнения слов в речи, для раскрытия содержания речи с какой-либо иной, новой стороны.

 Слайд 17. Рефлексия:  Что оказалось для Вас самым неожиданным на уроке и в его организации? Что Вам более всего удалось на уроке, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? С помощью синонимов постарайтесь передать ваше настроение.

Слайд 18. Учитель: Дорогие ребята, закончить наш урок я хочу очень поучительной притчей: Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:

 - Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу:  «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет.      Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

 - Назови, что ты выбираешь  из них.

- Ложку, ответил юноша.

 - Произнеси это пять раз.

- Я выбираю ложку,- послушно повторил юноша пять раз

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо… 

 Что же надо?   ( Надо протянуть руку и взять ложку.)

 Напутствие: вот и вам сегодня надо «взять»  полученные знания и применить их на практике. Совершить действие.  Слово – одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мифологемы в художественной литературе

Презентация к уроку "Использование мифологемы в художественной литературе"...

Синонимы. Конспект урока русского языка в 5 классе

Вы осваиваете интерактивную доску?  Знакомы с ее возможностями или только изучаете их? Тогда этот урок для вас.Конспект урока русского языка в 5 классе по программе В.В.Бабайцевой, при замене отд...

Презентация к уроку русского языка "Омонимы. Синонимы. Антонимы"

Данная презентация знакомит с основными понятиями, содержит тренировочные упражнения по определению указанных понятий....

Конспект урока по русскому языку “Антонимы, синонимы”(5 класс)

Конспект урока по русскому языку “Антонимы, синонимы”(5 класс)...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Презентация к уроку русского языка. Тема "Синонимы".

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, стилистической окраской....