Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Ольга Викторовна Бакай

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_bazovyy_uroven.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

28 августа 2018года,

протокол № 1

Утверждена

приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

от «28» августа 2018 г. № 47

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                 по литературе

ДЛЯ 10 КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель Большов А.О.

                 

Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

  28 августа 2018 года, протокол № 1

Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря   2010 г. № 1897;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции на 26.01.2016 года);
  • Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
  • Распоряжение Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  • Учебный план ГБОУ средняя школа №376 на 2018-2019 учебный год;
  • Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Количество учебных часов

В соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году»,   Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2017 г.  № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017 – 2018 учебном году», Приказом 260 от 31.05.2017 г. по ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга «О календарном графике и режиме работы ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в 2018-2019 учебном году», годовым учебным планом ГБОУ № 376 настоящая рабочая программа  рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 рабочие недели

Учебно-методический комплекс, электронные и информационные ресурсы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  • Сухих И.Н. Литература. 10  класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия»; Филологический факультет СПбГУ, 2008;
  • Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 10 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

Пособия для учителя:

  • Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 10 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  • Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002.
  • Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  • Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.
  • Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
  • Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  • Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2010; Просвещение, 2010-2011.
  • Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009, № 6.
  • Карпов И.П. Человек творящий. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007.
  • Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004.
  • Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007.
  • Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. – 2002. - № 2.
  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006.
  • Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
  • Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  • Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х – нач. ХХ века. – Л., 1990.
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  • Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982.
  • Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.
  • Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009.
  • Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н.  Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.
  • Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.
  • Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  • Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006.
  • Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004.
  • Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005.
  • Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб,6 СПб АППО, 2002.

Перечень  интернет – ресурсов

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  • Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
  • Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/)
  • Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/)
  • Видеоуроки по школьным предметам  InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/)
  • Вся школьная программа по литературе (www.lib.prosv.ru)
  • Новая литература. Литературно-художественный журнал (http://newlit.ru/)
  • BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки (http://bibliogid.ru/)  
  • Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала (http://litera.edu.ru)/
  • Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» (http://lit.1september.ru/)
  • Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия (http://www.foxdesign.ru/legend/)
  • Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/)
  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»(http://www.feb-web.ru/)
  • «Литература на 5» (http://5litra.ru/)
  • Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)
  • Портал «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/)
  • Свиток — История письменности на Руси (http://www.ivki.ru/svitok/)
  • Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (http://rus.reshuege.ru/)
  • Цифровые архивы, электронные библиотеки и словари
  • Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/)
  • Портал «Архивы России» (http://www.rusarchives.ru/)
  • Русский Энциклопедический Биографический Словарь (http://www.rulex.ru/)
  • Энциклопедический словарь «Народы и религии мира» (http://www.cbook.ru/peoples/index)
  • Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» (http://www.megabook.ru)/
  • Нобелевские лауреаты: биографические статьи (http://n-t.ru/nl/)
  • Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники (http://www.rubricon.com/)
  • Русские словари. Служба русского языка (http://www.slovari.ru)
  • Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)
  • Словари русского языка на портале «Грамота.ру» (http://www.gramota.ru/slovari/)
  • Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (http://vidahl.agava.ru)/
  • Русский Биографический Словарь (http://www.rulex.ru/)
  • InternetUrok.ru — видеоуроки по школьным предметам (http://interneturok.ru/)
  • Интернет-школа «Просвещение.ru» (http://www.internet-school.ru/)
  • Школьный университет (http://club.itdrom.com/)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Учащиеся должны знать:

  • Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
  • Тексты художественных произведений.
  • Сюжет, особенности композиции.
  • Типическое значение характеров главных героев произведения.
  • Основные понятия по теории литературы.
  • Изобразительно-выразительные средства языка.
  • Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
  • Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  • Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
  • Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  • Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  • Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
  • Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
  • Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
  • Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
  • Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

Общими показателями учебных достижений учащихся в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • умение работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря, расширение круга используемых языковых и речевых средств.
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап  - погружение в проблему;

2 этап - организация деятельности

3 этап -  осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта
  • сюжетную ситуацию
  • цель и задачи

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • вживание в ситуацию
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и осуществлять работу
  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Видеофильм;  
  • Видеоклип;
  • Электронная газета;
  • Электронный журнал;
  • Коллекция;
  • Дизайн - макет;
  • Мультимедийный продукт;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо в ... ;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Рекламный проспект;
  • Серия иллюстраций;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Словарь;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Сборник сочинений;
  • Дневник путешествий;
  • Главы из несуществующего учебника

Используемые формы и виды контроля

Формы контроля:

  • вводный;
  • текущий;
  • индивидуальный;
  • тематический;
  • итоговый;
  • административный.

Виды контроля:

  • устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • беседа;
  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный);
  • выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям;
  • терминологический (литературоведческий) диктант;
  • проверочная, самостоятельная работа;
  • тестирование (в т. ч. компьютерное);
  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация);
  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.);
  • исследовательская, проектная работа;
  • презентация.

Содержание программы.

№ п./п.

Тема

Кол-во часов

1.

Введение.

2

2.

Общая характеристика литературы XIX века.

1

3.

Первый период русского реализма (1820-1830)

14

4.

Второй период русского реализма (1840-1880)

73

5.

Третий период русского реализма (1880-1890)

11

6.

Обобщающий урок

1

итого

102

Введение (2ч)

Литература как вид искусства. Словесный образ и его функции. Художественный мир произведения. Понятие художественного метода. Литературные направления конца XVIII – первой половины XIX в.

            Общая характеристика литературы XIX века (1ч)

«Девятнадцатый век» как культурное единство. Календарные  и культурные границы века. Три периода развития реализма.

Первый период русского реализма (1820 — 1830-е) (14ч)

Сквозные темы в русской литературе первой половины XIX века. Повторение. Углубление знаний об авторах первой половины XIX и их творчестве.

А.С.Пушкин. Лирика: темы и жанры. «Медный всадник». «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов. Лирика. Психологический роман. «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь. «Петербургские повести». «Невский проспект». «Мертвые души». Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.

Второй период русского реализма (1840 — 1880) (73 ч)

И.А.Гончаров (8ч)

Личность и творчество. «Обыкновенная история». Испытание как средство характеристики героя. «Обломов». Деталь как художественное средство. Понятие обломовщины.

А.Н.Островский. Судьба писателя. «Гроза». Композиция. Основные мотивы пьесы. Конфликт в литературном произведении.(7 ч)

И.С.Тургенев (8ч)

Жизнь и творчество. «Гамлет и Дон-Кихот». Романы. «Отцы и дети». Метод «тайной психологии». Система персонажей. Испытания героя. Д.И.Писарев «Базаров».

Ф.М.Достоевский (16ч)

Жизнь и творчество. «Бедные люди». «Записки из мертвого дома». «Идиот». «Преступление и наказание» как идеологический роман. Особенности психологизма Ф.М.Достоевского. Композиция романа. Петербург Достоевского. Система персонажей. Теория Раскольникова.

Л.Н.Толстой (21ч)

Жизнь и творчество. Жизненная философия. «Диалектика души» - одна из форм психологического анализа. «Севастопольские рассказы». «Война и мир». История создания романа. Жанровая форма. Мысль семейная. Война в романе. Система персонажей. Природа в романе. А.Болконский - «живая мысль». Пьер Безухов - «живая душа». Наташа Ростова - «живая жизнь». Наполеон и Кутузов. Философия истории. Мысль народная в романе.

М.Е.Салтыков-Щедрин (3ч)

Жизнь и творчество. «Сказки...»  Обзор тем и проблематика. «История одного города». Модель российской истории и российской государственности. Проблема финала.

Н.А.Некрасов (4ч)

Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Своеобразие лирики. «Кому на Руси жить хорошо». Жанровое своеобразие. Композиция. Герои поэмы. Формула русской жизни.

А.А.Фет (2ч)

Жизнь и творчество. Импрессионизм в поэзии.

Ф.И.Тютчев (2ч)

Основные темы творчества. Образы. Контрасты.

Н.С.Лесков «Очарованный странник» (2 ч). (итого 73)

Третий период русского реализма (1880 — 1890) (11ч)

Общая характеристика. Смена литературных поколений. Литературная ситуация 1880-х годов.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. «Маленькая трилогия». Новелла и рассказ. Художественные особенности рассказа А.П.Чехова. «Ионыч». «Дама с собачкой». «Сюжет падения» и «сюжет преображения». «Палата №6». «Дом с мезонином». Чеховская идеологическая повесть. «Студент». Образы — символы. Герои А.П.Чехова. Специфика и новаторство чеховской драмы. «Вишневый сад». Подтекст. Герои «Вишневого сада». Противоречия в характере персонажей. «Два сюжета» пьесы. Своеобразие конфликта. Жанровая принадлежность.

Обобщающий урок (1ч)

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета

Содержание данной программы направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Поурочно-тематическое планирование по литературе 10 класс (базовый уровень)

№ урока

Дата

Тема урока

План

Факт

Введение. Литература: зачем и для кого?

Литературные направления первой половины XIX века

Общая характеристика литературы XIX века. «Девятнадцатый век» как культурное единство

Первый период русского реализма. Эпоха. Писатель. Герой.

А.С.Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»

Лирика А.С.Пушкина: темы и жанры

Философская лирика А.С.Пушкина

«Медный всадник»: поэма или повесть

«Евгений Онегин»: трагический конфликт человека и истории

М.Ю.Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»

Лирика М.Ю.Лермонтова: диалог с пушкинской традицией

Баллады М.Ю.Лермонтова

Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман

Н.В.Гоголь. Судьба писателя (повторение и обобщение)

«О, не верьте этому Невскому проспекту»

«О, не верьте этому Невскому проспекту»

Роль Н.В.Гоголя в становлении русского реализма.

И.А.Гончаров. Личность и судьба И.А.Гончарова

«Обыкновенная история». «Меж ними все рождало споры...»

Эволюция главного героя в романе

«Обломов». Роль экспозиции в романе

Обломов и Штольц: смысл сопоставления

Обломов и Ольга Ильинская: испытание любовью

Идеал и идиллия.

Роман «Обломов» в русской критике.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество А.Н.Островского

«Гроза». Жанр. Фабула. Конфликт. Язык.

«Жестокие нравы» города Калинова

Проблема свободы и воли

Проблема свободы и воли

Спор о «Грозе»: временное и вечное

Образ Катерины

И.С.Тургенев. Судьба И.С.Тургенева

«Отцы и дети». Эволюция героя от Рудина к Базарову.

Герой времени. Нигилист как философ

Герой времени. Нигилист как философ

Базаров. Испытание любовью

Испытание смертью. Смысл эпилога

Базаров и Россия. Автор и его герой.

Полемика о главном герое романа

Ф.М.Достоевский. Судьба и мировоззрение Ф.М.Достоевского

Ф.М.Достоевский. Судьба и мировоззрение Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание» как идеологический роман

«Петербургский миф» Достоевского: город и герои

«Петербургский миф» Достоевского: город и герои

«Униженные и оскорбленные» в романе

«Униженные и оскорбленные» в романе

Раскольников как «человек идеологический»

Роль детективного элемента в романе

Тема самопожертвования в романе

Раскольников и его «двойники»

Христианские мотивы в романе

Психологизм романа

Роль эпилога в романе

Роль сновидений в романе

Полифонизм романа

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

«Война и мир». Проблематика и жанр. Смысл заглавия

«Война и мир». Проблематика и жанр. Смысл заглавия

«Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого

«Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого

«1805 год»: Н.Ростов, А.Болконский, Долохов и «незаметные герои»

«1805 год»: Н.Ростов, А.Болконский, Долохов и «незаметные герои»

«Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев

«Настоящая жизнь людей»

А.Болконский: «живая мысль»

А.Болконский: «живая мысль»

Пьер Безухов: «живая душа»

Пьер Безухов: «живая душа»

Н.Ростова: «живая жизнь»

Н.Ростова: «живая жизнь»

Война 1812 года: Наполеон и Кутузов. Философия истории

Война 1812 года: Наполеон и Кутузов. Философия истории

Эпилог романа

Роль образов-символов в романе

Соотношение патриотизма и пацифизма в романе

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

«История одного города». Глупов перед судом истории

Сказки Салтыкова-Щедрина.

Н.А.Некрасов. Лирический герой Некрасова

Судьба Н.А.Некрасова

Муза Н.А.Некрасова

Темы и образы лирики Н.А.Некрасова

Художественное своеобразие лирики А. Фета.

Темы и образы лирики А. Фета.

Художественное своеобразие лирики Ф. Тютчева.

Натурфилософская лирика Ф. Тютчева.

Своеобразие творчества Н. Лескова.

Повесть Н. Лескова «Очарованный странник».

Третий период русского реализма. Смена литературных поколений. Литературная ситуация 1880-х годов

А.П.Чехов. Жизнь и творчество

Своеобразие ранней юмористики Чехова.

«Маленькая трилогия»: проблематика и поэтика.

Нарратологический анализ «маленькой трилогии».

Проблематика и поэтика рассказа «Ионыч».

Человек и среда в рассказе «Ионыч».

Рассказ «Дама с собачкой».

Роль детали в прозе Чехова.

Своеобразие чеховской драматургии. Роль символического подтекста.

Пьеса «Вишневый сад»: общая характеристика.

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...