Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»
план-конспект по литературе

Махиянова Эльза Расиховна

Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»

  1. Орг.момент.

- Добрый день, коллеги!

Работа со словом – это работа кропотливая и сложная, но  в то же время интересная. Она предполагает творческий подход. Иначе у школьников не будет формироваться чуткое отношение к слову, языковое чутьё, стилистическая грамотность.

- К каким людям в современном мире приходит успех?

(ответы)

        Современный мир очень динамичен. Успех во многом опирается возможностью человека быть конкурентоспособным: умением излагать собственные позиции и мысли, умением общаться, доносить и воспринимать информацию.

        Словарная работа – это элемент казалось бы традиционного урока, но современная, образовательная система предлагает новые методы и приемы в работе над развитием речи учащихся. Согласно требованиям ФГОС, развития творческой активности конкурентоспособности становятся общепринятыми и обязательными. Развитие речи школьников способствует развитию:

  • социальных (умение адаптироваться в коллективе, сотрудничать, принимать и выполнять определенную роль в подростковой среде: быть лидером или исполнителем; умению выстраивать свои отношения с людьми);
  •  коммуникативных (учиться не только говорить, но и слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать свое);
  • мыслительных (анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать );
  • исследовательских  навыков (проводить исследования, умения наблюдать, выявлять, соотносить).

Развитие речи на уроках русского языка и литературы может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.

Развитие речи – это есть развитие творческого начала, возможность сделать успешным первые шаги к будущей профессии – вот к чему стремлюсь я.  

Развитие речи  наряду с развитием творческого потенциала ещё есть и удовлетворение потребности в исследовательском поиске.

Тема моего мастер-класса «Словарная работа на уроках русского языка и литературы».

Цель: показать наиболее результативные приемы по формированию навыков грамотного письма и богатой устной речи.

  1. Основная часть.

С первых дней занятии в школе мы начинаем работу со словом. Учителю мало любить и знать свой предмет, ему необходимо ещё  и знание возрастных, психологических особенностей детей и применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов работы со словом. Нельзя забывать занимательность, игра естественная потребность для детей среднего школьного возраста, а для старшеклассников важно умение исследовать, находить и анализировать.

Словарная работа присутствует практически на каждом уроке по 5-7 минут, где учащиеся выполняют различные нестандартные задания:

  • игры;
  • лингвистический анализ текста;
  • исследовательская работа с использованием словарей.

Уважаемые коллеги! Я расскажу о некоторых приемах, которые, как мне кажется, удачнее других помогают обогатить активный словарь учеников.

- Предлагаю поработать в группах.

Задание: найдите антонимы в небольшом тексте, который представляет собой фрагмент древнеегипетского мифа о боге солнца Ра.

текст

- Пока группы работают, уважаемая аудитория, предлагаю вашему вниманию игру «Я работаю волшебником». Эта игра не только пробуждает интерес к работе, но и формулирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.

Птица орел - город Орёл,

Цветок роза – девочка Роза,

Воздушный шарик – собака Шарик,

Плодородная земля – планета Земля.

        А теперь разгадаем загадки и обратим внимание на правописание слов.

  1. В названии какого дня недели присутствует удвоенная согласная? (суббота)
  2. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное «р» содержит он

А называется …(перрон)

  1. Загадка эта нелегка,

пишусь всегда через два «к»,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

а называюсь я …(хоккей)

                 - А как вы справитесь с ребусами

-Послушаем, что получилось у наших коллег.

Какие антонимы вам встретились? ( свет-мрак, старший- младший, день-ночь, дневной- ночной, западный- восточный)

 Продолжим работу над тестом.

   - В подземном царстве Ра встречает огромного змея Апопа, с которым ведет страшный бой. Ра побеждает, и боги поют ему славу. В песне богов пропущены антонимы, а вы попробуйте их вставить:

Силен Ра - ... враги!

Высок Ра - ... враги!

Жив Ра - ... враги!

Велик Ра - ... враги!

Сыт Ра - ... враги!

Напоён Ра - ... враги!

Вознесся Ра - ... враги!

Существует Ра - ... Апоп!

        Учащимся не всегда легко удается подобрать антонимы. В данной песне трудность вызывают антонимы к словам напоён, вознесся. Для этого нам необходимо обратиться к словарям антонимов. К сожалению, наше время ограничено, для работы со словарями, поэтому ответы я приготовила заранее.   

        Спасибо за работу!

Работа с текстом может быть разнообразной. Учитель подбирает задания в соответствии с уровнем подготовленности класса и с учетом возрастных особенностей учащихся.

        Любому человеку необходимо научиться говорить правильно. Следующее задание как раз направлено на то, чтобы научить различать паронимы.

- Помните известное стихотворение С.Маршака про рассеянного человека? «Сел он утром на кровать, стал рубашку…»

- Что же он стал делать с рубашкой – надевать или одевать?(надевал)  А сковороду он вместо шапки на ходу одел или надел? (надел)

Одним из видов словарной работы на уроке является лексический диктант. По предложенному лексическому значению определяется слово.

Предлагаю и нам с вами попробовать выполнить эту работу.

  • Очень важный для настоящего момента (актуальный)
  • Самолюбие, чувство чести (амбиция)
  • Человек, добровольно поступающий на службу (волонтер)
  • Исполнение произведения без предварительной подготовки, в ходе создания (импровизация)
  • Богатый покровитель наук, искусств (меценат)

По завершение диктанта, слова записываются на доске и обращается внимание на правописание. Данная работа позволяет развивать как письменную, так и устную речь учащихся.

  1. Заключение.

Сегодня я не ставила целью рассказать вам обо всех методах и приемах словарной работы на уроке, а  остановилась на некоторых, на мой взгляд, наиболее интересных и действенных методах. В заключение,  хочу сказать, ребенок – это материал, из которого мы – учителя лепим будущего гражданина страны, профессионала и гармонично развитую личность. В немалой степени его успешное будущее зависит от его умения тонко владеть языком и богатого словарного запаса.

- Спасибо всем за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""

В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Словарная работа на уроках русского языка и литературы

В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы....

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Презентация. Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»

Презентация. Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Организация словарной работы на уроках русского языка и литературы в 5 - 9 классах

В статье представлен банк приёмов и методов словарной работы на уроках русского языка и литературы...