Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Литература"
рабочая программа по литературе

Русакова Наталия Александровна

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Литература" предназначена для изучения литературы в ПОО СПО на базе основного общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_2018.docx89.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ -2. ОУД.02. ППКРС

                                                         15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ»

                                                     09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

                                                                      15.01.25 « Станочник» (металлообработка)

                                                                                                          15.01.30 «Слесарь»

                                                                                                                                                                                                                                 43.01.02 «Парикмахер»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02.

«ЛИТЕРАТУРА»

                                                                  2018

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

_________________________________

 _______________/_Султанова М.К./

______________/_________________/

«_______»_____________2018 г.

_______________/_________________/

«_______»_____________2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.

Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ«ФИРО»). С  учетом   Примерной основной       образовательной       программы       среднего       общего  образования; одобренной   решением   федерального учебно-методического   объединения   по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии  гуманитарных дисциплин

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/________/

Составитель  (автор):  Русакова Наталия Александровна

Рецензенты:

Султанова Марина Каиржановна - заместитель директора по учебной работе

Михайлова Ирина Евгеньевна - методист:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  ОУД. 02.

«ЛИТЕРАТУРА»

       Рабочая  программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО

( ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих с получением среднего образования для обучающихся по профессиям:

15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ»

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

15.01.25 « Станочник»

43.01.02 «Парикмахер»

 15.01.30 «Слесарь»

        Рабочая программа учебной дисциплины  «Литература» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования в соответствии с  Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

    Учебная дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин.

    Учебная дисциплина «Литература » является  учебным предметом  обязательной предметной области«Литература» ФГОС среднего общего образования.

    Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и гражданской позиции, чувства патриотизма;

- развитие представлений о специфике литературы, культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции; эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; развитие устной и письменной речи студентов;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, формирование общих представлений об историко-литературном процессе;

-  совершенствование умений анализа и интерпретации произведения как художественного целого; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования  необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

     Основой содержания учебной дисциплины « Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.

     Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов

 в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 171 часов

 самостоятельной работы обучающегося – 85 часов

     

   

.     

     

     Составитель: Русакова Н.А., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО ( ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих с получением среднего образования.

        Рабочая программа учебной дисциплины  «Литература» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования в соответствии с  Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

    Содержание программы учебной дисциплины « Литература» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и гражданской позиции, чувства патриотизма;

- развитие представлений о специфике литературы, культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции; эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; развитие устной и письменной речи студентов;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, формирование общих представлений об историко-литературном процессе;

-  совершенствование умений анализа и интерпретации произведения как художественного целого; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования  необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ                                                        5

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ             6-13

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            14-19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ                                     20-23

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

       Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

      Основой содержания учебной дисциплины « Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.

     Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления.

     Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.

4

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      Учебная дисциплина «Литература» является общеобразовательным учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования.

      В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Литература » изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

      В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина « Литература.» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами сле6дующих результатов:

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими  ценностями и идеалами гражданского общества,готовность и способность к самостоятельной творческой и общественной деятельности;

- толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общий язык в достижении общих целей;

- эстетическое отношение к миру;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

метапредметных:

- умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу  своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, умение находить ее, анализировать, использовать в собственной деятельности;

- владение навыками самостоятельной, проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

предметных:

- сформированность  устойчивого интереса к чтению;

- сформированность навыков различных видов анализа произведения;

- владение навыками анализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

 - владение умением представлять текст в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,

5

сочинений разных видов;

- знания содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественном произведении образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним  в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучаюшегося 256 часов

 в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 171 часов

 самостоятельной работы обучающегося – 85 часов

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:

        контрольные работы

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

                                                                         


Всего:256  ч.

 Литература.                        Тематический план.                                                                                                                                             171 ч. аудиторные занятия

85 ч. СРС

Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в.в.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

1

1

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века.

 Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.

Обзор культуры. Литературная борьба. Самобытность русского романтизма.

1

1

 А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».

2

2

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

2

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

2

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

2

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

2

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

2

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

2

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

2

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

2

2

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

2

 М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Мотивы лирики.

Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».

4

2

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

2

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

2

 Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

2

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Теория литературы: Романтизм и реализм.

2

Практические занятия.

2

3

1.Отзыв о повести Н.В. Гоголя «Портрет».

2.Анализ вопросов по повести Н.В. Гоголя «Портрет»: какова роль искусства в современном мире? существуют ли проблемы, описанные Гоголем в повести, и в наши дни?

Контрольная работа.

2

3

 Контроль знаний (по лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

Контроль знаний по произведениям Н.В.Гоголя ( тест)

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

19

3

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Тематика пьес Островского и история создания пьесы «Гроза».

Россия II половины XIX века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

2

2

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. История создания пьесы А.Н. Островского «Гроза».

2

Закрытый»  город Калинов: пространства самодурства и страха. Народные истоки характера Катерины.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

2

2

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». О названии пьесы «Гроза» в оценке русской критики. (Добролюбов, Писарев, Григорьев). А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основе Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

2

И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества (обзор). «Обломов» История создания. Обломов – это сущность, характер, судьба.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера.

2

2

  Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Ольга Ильинская в судьбе героев. Что такое «обломовщина»? Статьи Добролюбова и Дружинина.

Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.

Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).

2

2

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Тургенев-романист. История создания романа «Отцы и дети».

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов.

2

2

 Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова. Глубокий смысл названия романа. Споры вокруг романа. (Писарев и Антонович). Значение Тургенева в русской и мировой литературе.

4

2

Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

2

Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

2

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

2

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

2

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

2

 Н.Г. Чернышевский. Трагическая судьба писателя – демократа. Жизнь - подвиг. Роман «Что делать?» (Обзорно).

Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

2

2

  Ф.И. Тютчев. Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства. А.А. Фет. Обзор творчества. Личность и мироздание в лирике А.А. Фета.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

2

2

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

2

Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

2

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

2

 А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».

2

2

 Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Тема, идея, композиция. Народные образы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский). Образ русской крестьянки.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

4

2

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.

2

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка.

2

Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

2

.Уроки поэзии.*

А.Н. Майков. «И город вот опять! Опять сияет бал...», «Рыбная ловля», «Осень», «Пейзаж», «У мраморного моря», «Ласточки».

А.А. Григорьев. «Вы рождены меня терзать...», «Цыганская венгерка», «Я ее не люблю, не люблю…», Цикл «Вверх по Волге».

Я.П. Полонский. «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», «Узница», «Песня цыганки».

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

2

1

Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

4

2

 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества «История одного города» - сатирическое изобличение государственной бюрократической системы в России. Сказки. Художественные особенности сказок.

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

4

2

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

2

 Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания, тема, идея. Сущность теории Раскольникова. Христианская основа характера Сони Мармеладовой. Значение творчества Достоевского.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

8

2

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

2

Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

2

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.). Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

2

 Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя. «Война и мир» - история создания, композиция, идея. Светское общество (семья Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных).

«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.

8

2

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».

2

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

2

 Война 1812 года. Толстой о причинах войны. Патриотизм народа.  Бородинское сражение на страницах романа. Партизанское движение на страницах романа.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

7

2

 А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Раннее творчество Чехова. Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов. Чехов – драматург. Особенности чеховской драматургии. «Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы. Старое уходящее поколение, новый хозяин и молодое поколение на страницах пьесы «Вишневый сад». «Вся Россия – наш сад» - актуальность пьесы, ее проблемы в наше время.

«Студент», «Дома», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

6

2

Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

2

Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

2

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества.

2

«Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

2

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

2

Практические занятия.

16

3

Введение

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

Повторение.  Золотой век русской литературы. Литературный процесс в России в  XIX  веке (основные вехи). Русский реалистический роман (творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.). Для  чтения  и  обсуждения  (по  выбору  преподавателя).  М.  Горький «Человек»;  Ф.  Сологуб  «Маленький  человек»;  Л.Н.Андреев  драма  «Жизнь Человека»;  Д.  С. Мережковский  «О  причинах  упадка  и о новых  течениях в русской  литературе»;  В.  Брюсов  «Свобода  слова»;  В.И.Ленин  «Партийная организация и партийная литература»; Н. А. Бердяев «Смысл искусства».

2

2

И.А. Бунин.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Лирика  И.  А.  Бунина.  Своеобразие  поэтического  мира  И.  А.  Бунина. Философичность лирики Бунина.  Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина. Тема  «дворянских  гнезд»  в  русской  литературе  (И.  С. Тургенев, А. П. Чехов)

4

2

Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Для  чтения  и  изучения.  Рассказы  «Антоновские  яблоки»,  «Чистый понедельник»,  «Темные  аллеи».  Стихотворения  Вечер»,  «Не  устану  воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».Для чтения и обсуждения:  Рассказы:(по выбору преподавателя)  «Деревня»,  «Чаша  жизни»,  «Легкое  дыхание»,  «Грамматика  любви»,  «Митина любовь»,  «Господин  из  Сан-Франциско»,  «Темные  аллеи».  Стихотворения:«Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в  полночный час…», «Ковыль»

3

А.И. Куприн

Анализ произведений автора. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной,  бескорыстной  любви,  тема  неравенства  в  повести.  Трагический  смысл произведения.  Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. Куприна о любви. Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь». «Олеся».  Воспевание  здоровых  человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние  на  творчество  А.  И.  Куприна.  Трагизм  любви  в  творчестве  А.  И. Куприна.  Тема  «естественного  человека»  в  творчестве  Куприна  (повесть «Олеся»).  Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.  Нравственные  и  социальные  проблемы  в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

4

2

Поэзия начала ХХ века

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX–начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов,  Андрей Белый,  Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин,  Габдулла Тукай  и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм  (общая характеристика направлений).

3

2

Контрольная работа по лирике начала XX века.

1

3

М. Горький.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

М.  Горького  —  как  ранний  образец  социалистического  реализма».Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей  в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.«На  дне».  Изображение  правды  жизни  в  пьесе  и  ее  философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького  –  драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Публицистика  М.  Горького:  «Несвоевременные  мысли».  Поэтика  заглавия.  Выражение  неприятия  М.  Горьким  революционной  действительности 1917—  1918 годов как источник разногласий между М. Горьким и большевиками.  Цикл  публицистических  статей  М.  Горького  в  связи  с  художественными  произведениями  писателя.  Проблемы  книги  «Несвоевременные мысли ».Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).Для  чтения  и  изучения.  Пьеса  «На  дне»  (обзор  с  чтением  фрагментов).  «Несвоевременные мысли».  Рассказы  «Челкаш»,  «Коновалов», «Старуха Изергиль».

6

2

А.А. Блок

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России  в лирике Блока. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блока социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение  «мирового  пожара»,  неоднозначность  финала,  образ  Христа  в  поэме.  Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Для чтения и изучения.  Стихотворения:  «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка»,  «Россия»,    «В  ресторане»,  «Ночь,  улица,  фонарь,  аптека…», «На  железной  дороге»,  «Река  раскинулась.  Течет…».  Поэма  «Двенадцать»(обзор с чтением фрагментов).Для чтения и  обсуждения.    «Коршун», «О, я хочу безумно жить…»,цикл «Кармен».

4

2

3.Литература 20-х годов (обзор)

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс  20-х  годов.  Литературные  группировки  и  журналы  (РАПП,  Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).Эксперименты  со  словом  в  поисках  поэтического  языка  новой  эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие  идейно-художественных  позиций  советских  писателей  в освещении темы революции и гражданской войны.

4

2

Контрольная работа по литературе 20-х годов.

1

3

В.В. Маяковский

Сведения из биографии  (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов,  яркость  метафор,  контрасты  и  противоречия.  Тема  несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского.  Обличение  мещанства  и  «новообращенных».  Поэма  «Во  весь  голос».  Тема  поэта  и  поэзии.  Новаторство  поэзии  Маяковского.  Образ  поэта-гражданина.

2

2

С.А. Есенин

Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской  природы,  русской  деревни,  развитие  темы  родины  как  выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм,  необычайная  образность,  зрительность  впечатлений,  цветопись, принцип  пейзажной  живописи,  народно-  песенная  основа  стихов.  Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

3

2

А. Фадеев.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Проблема положительного героя в литературе. «Разгром».  Гуманистическая  направленность  романа.  Долг  и  преданность идее. Проблема человека и революции. Революционная  романтика.

4

2

4.Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

3

2

М.И. Цветаева

Сведения  из  биографии  М.И.  Цветаевой.  Идейно-тематические особенности  поэзии  М.И.  Цветаевой,  конфликт  быта  и  бытия,  времени  и вечности.  Художественные  особенности  поэзии  М.И.  Цветаевой; фольклорные  и  литературные  образы  и  мотивы  в  лирике  Цветаевой; своеобразие поэтического стиля. Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX  – XX  веков. Образ Москвы.

3

2

О.Э. Мальдельштам

Сведения  из  биографии  О.Э.  Мандельштама.  Идейно-тематические  и художественные  особенности  поэзии  О.Э.  Мандельштама;  противостояние поэта «веку-волкодаву»; поиски духовных опор в искусстве и природе; теория поэтического слова О. Мандельштама. Образ  Петербурга  в  русской  литературе  XIX  века  (А.  С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский). Природа в поэзии XIX века. Теория литературы.  Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

1

2

А.П. Платонов.

Сведения из биографии .Поиски  положительного  героя  писателем.  Единство  нравственного  и эстетического.  Труд  как  основа  нравственности  человека.  Принципы  создания характеров.  Социально-  философское  содержание  творчества  А. Платонова,  своеобразие  художественных  средств  (переплетение  реального  и  фантастического  в  характерах  героев  -  правдоискателей,  метафоричность  образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

3

2

М.А. Булгаков.

Краткий  обзор  жизни  и  творчества  (с  обобщением  ранее изученного материала). Повторение. Фантастика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Теория литературы:  разнообразие  типов романа  в советской  литературе. Анализ романа «Мастер и Маргарита»Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.

5

2

М.А. Шолохов.

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир  и  человек  в  рассказах  М.  Шолохова.  Глубина  реалистических обобщений.  Трагический   пафос  «Донских  рассказов».  Поэтика  раннего творчества М. Шолохова. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы  Гражданской  войны.  Своеобразие  жанра.   Особенности  композиции. Роман-эпопея  «Тихий  Дон»Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа.  Патриотизм и  гуманизм романа. Образ Григория  Мелехова.  Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Роман-эпопея  «Тихий  Дон»Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова.  Своеобразие художественной манеры писателя.

6

2

Контрольная работа по литературе 30-40-х годов XX века.

1

3

Литература русского Зарубежья.

Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

1

2

Н.А. Заболоцкий.

Сведения из биографии.Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».

1

2

Литература периода Великой Отечественной войны ипервых послевоенных лет.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы  Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

3

3

А.А.Ахматова.

Жизненный и творческий путь ( с обобщением ранее изученного).Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта.  Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.Личная  и  общественная  темы  в  стихах  революционных  и  первых  послереволюционных  лет.  Темы  любви  к  родной  земле,  к  Родине,  к  России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Лирика А.А Ахматова .Поэма  «Реквием».  Исторический  масштаб  и  трагизм  поэмы.  Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Для чтения и изучения.  Стихотворения:  «Смятение», «Молюсь оконному  лучу..»,  «Пахнут  липы  сладко…»,  «Сероглазый  король»  «Песня  последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не  с теми я, кто бросил земли..»,  «Родная земля», «Мне голос был», «Победителям», «Муза», Поэма «Реквием».

3

2

Контрольная работа. Тест по творчеству А. Ахматовой.

1

3

Б.Л. Пастернак.

Сведения из биографии Б.Л.Пастернака. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь  человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака. Эволюция поэтического  стиля.  Формально-содержательные  доминанты  поэтического стиля Б. Л. Пастернака.  Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Роман  «Доктор Живаго».  История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака.  Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго.  Тема  творческой  личности,  ее  судьбы.  Тема  любви  как  организующего начала жизни человека. Образ Лары как  носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа. Тема  любви как организующего начала жизни человека

2

2

А.Т. Твардовский

Сведения из биографии А.Т.  Твардовского ( с обобщением ранее изученного).  Обзор  творчества  А.  Т.  Твардовского.  Особенности  поэтического мира.   Автобиографизм  поэзии  Твардовского.  Образ  лирического  героя,  конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики.  «Поэзия как служение  и  дар».  Поэма  «По  праву  памяти».  Произведение  лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы.  Образ отца как композиционный центр  поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта.  Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности».  А.Т.Твардовский  –  главный  редактор  журнала  «Новый мир».

4

2

Контрольная работа по творчеству писателей периода великой отечественной войны и послевоенного десятилетия.

1

3

.Литература 50–80-х годов (обзор).

Общественно-культурная обстановка в стране во  второй половине XX века. Развитие литературы 1950-80-х гг. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «Оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая  литература.  Возрождение  модернистской  и  авангардной  тенденций  в литературе. Многонациональность советской литературы. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка  оценить  современную  жизнь  с  позиций  предшествующих  поколений. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности  в истории, о  взаимоотношениях человека  и  власти.

3

2

Поэзия 60-х годов

Развитие  традиций  русской  классики  и  поиски  нового  поэтического языка, формы, жанра  в поэзии  1950-1980-х  гг. Лирика  поэтов-фронтовиков. Творчество  авторов,  развивавших  жанр  авторской  песни.  Литературные объединения, направления в поэзии 1950-1980-х гг. Поэзия  Н.  Рубцова:  художественные  средства,  своеобразие лирического  героя.  Тема  родины  в  лирике  поэта.  Гармония  человека  и природы. Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова.Поэзия  Р.Гамзатова:  функции  приема  параллелизма,  своеобразие лирического  героя.  Тема  родины  в  поэзии  Р.Гамзатова.  Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р.Гамзатова. Поэзия  Б.Окуджавы:  художественные  средства  создания  образа, своеобразие  лирического  героя.  Тема  войны,  образы  Москвы  и  Арбата  в поэзии Б.Окуджавы. Поэзия  А.Вознесенского:  художественные  средства  создания  образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского. Для чтения и изучения (авторы по выбору преподавателя).Н.Рубцов.  «Березы»,  «Поэзия»,  «Оттепель»,  «Не  пришла»,  «О  чем писать?..», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани». Б.Окуджава.  «Арбатский  дворик»,  «Арбатский  романс»,  «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…».

А.Вознесенский.  «Гойя»,  «Дорогие  литсобратья»,  «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».Литература народов России

Р.  Гамзатов. «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я…», «Не торопись».

1

3

«Городская проза».

Основные направления и течения художественной прозы 1950-80-х гг. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.  Художественное  своеобразие  прозы  В.Шаламова,  В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина. Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

1

2

«Деревенская проза».

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

2

2

Историческая тема в советской литературе.

Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана.

2

2

Авторская песня.  

Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

1

2

А.И. Солженицын.

Обзор  жизни  и  творчества  А.  И.  Солженицына  (с  обобщением  ранее изученного).  Сюжетно -композиционные  особенности  повести  «Один  день Ивана  Денисовича»  и  рассказа  «Матренин  двор».  Отражение  конфликтов истории  в  судьбах  героев.  Характеры  героев  как  способ  выражения авторской  позиции.  Новый  подход  к   изображению  прошлого.  Проблема ответственности   поколений.  Мастерство  А.  Солженицына  –  психолога: глубина  характеров,  историко-философское  обобщение  в  творчестве писателя.  Литературные  традиции  в  изображении  человека  из  народа  в образах  Ивана  Денисовича  и  Матрены.  «Лагерная»  проза  А.  Солженицына «Архипелаг  ГУЛАГ»,  романы  «В  круге  первом»,  «Раковый  корпус». Публицистика А. И.Солженицына.

2

2

Контрольная работа.

Р.р. Сочинение по творчеству А. Солженицына.

1

3

В.М. Шукшин.

Сведения из биографии.Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни.

3

2

Н.М. Рубцов.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

3

2

Контрольная работа по поэзии 50-80-х годов XX века.

1

3

Русская литература последних лет (обзор).

Общественно-культурная  ситуация  в  России  конца  ХХ  –  начала  ХХI. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений  на рубеже 1980-1990-х  гг. «Задержанная» и  «возвращенная» литература. Произведения А.  Солженицына, А.  Бека, А.  Рыбакова,  В.  Дудинцева,  В.  Войновича.  Отражение  постмодернистского  мироощущения  в  современной  литературе.  Основные  направления  развития  современной литературы. Проза А.  Солженицына, В.  Распутина Ф.  Искандера, Ю.Коваля, В. Маканина, С.Алексиевич, О.Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской,  В.Пьецуха,  Т.Толстой  и  др

2

2

Контрольная работа.

Тестовая работа по русской литературе периода 60-80-х годов.

1

2

.Зарубежная литература (обзор).

И.-В.Гете. «Фауст».Э. Хемингуэй. «Старик и море».Э.- М. Ремарк. «Три товарища»Г. Маркес. «Сто лет одиночества».П. Коэльо. «Алхимик».

4

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Исследование и подготовка реферата: «Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И.А.Бунина»; «Тема дворянских гнезд  в творчестве А. П. Чехова и И. А. Бунина».

Исследование  и  подготовка  реферата:  «Тема любви в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна: общее и различное».

Валерий Яковлевич Брюсов Сведения  из  биографии.  Основные  темы  и  мотивы  поэзии  Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Для чтения и изучения.  Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений). Константин Дмитриевич Бальмонт. Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Для чтения и изучения.  Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»(возможен выбор трех других стихотворений).Андрей Белый. Сведения  из  биографии.  Интуитивное  постижение  действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата):  «Гордый  человек»  в  произведениях  Ф.  М.  Достоевского  и  М. Горького»  (произведения  по  выбору  учащихся);  «История  жизни  Актера» (Бубнова,  Пепла,  Наташи  или  другого  героя  пьесы  «На  дне»  —  по  выбору учащихся)Наизусть монолог Сатина.

Исследование  и  подготовка  реферата  (доклада, сообщения):  «Тема  любви  в  творчестве  А.С.Пушкина  и  А.А.Блока»,  «Тема России  в  творчестве  русских  поэтов  М.Ю.Лермонтова  Н.А.Некрасова, А.А.Блока », «Тема революции в творчестве А. Блока».Наизусть: два- три стихотворения А.А.Блока (по выбору студентов)

Исследование  и  подготовка  реферата  (доклада, сообщения):  «Музыка» революции в творчестве В. В. Маяковского»; «Сатира в произведениях В. В. Маяковского»; Подготовка сценария литературного вечера «В. В. Маяковский и поэты золотого века ».Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору студентов).

Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой…», «Тема любви в творчестве С.А.Есенина», «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина и А.А.Блока».Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору студентов).

Исследование  и  подготовка  доклада:  «Казачьи песни  в  романе-эпопее  «Тихий  Дон»  и  их  роль  в  раскрытии  идейно -нравственного и эстетического содержания произведения».

Исследование и подготовка  реферата:  «Гражданские  и  патриотические  стихи  А.  Ахматовой  и  советская  литература».»,Трагедия  «стомильонного  народа»  в  поэме  А.  Ахматовой  «Реквием». Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой. Наизусть 2-3 стихотворения по выбору студентов.

 Исследование и подготовка  реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 20-х и из 50-х годов — в чем разница?».Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору учащихся)

Творческие  задания.  Исследование  и  подготовка  доклада  (сообщения или реферата): «Авангардные поиски  в поэзии второй половины ХХ  века»;  «Поэзия  Н.Заболоцкого,  Н.Рубцова,  Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы». Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

Исследование  и  подготовка  доклада  (сообщения или реферата): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».

Исследование  и  подготовка  доклада  (сообщения или реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХI века»; «Фантастика в современной литературе».Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

51

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-        рабочие места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

-        комплект учебно-наглядных пособий « Литература»

- наглядные и электронные пособия;

 - методические разработки уроков и мероприятий.

Рекомендуемая литература:

Для обучающихся

  1.  Литература: учебник для студ. учреждений  сред. проф. образования: в 2 ч.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия»,  2018.- 432 с.
  2.  Литература: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений  сред. проф. образования; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия»,  2018.-352 с.
  3. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2014.
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2014.

Для преподавателей

        Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от  07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84 –ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, 04.06.2014 « 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от  04.06.2014 № 145 –ФЗ, в редакции от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016.

     Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

    Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

   Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г. № 2\16-з).

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В.  Литература: книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2018.-208 с.

Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русская литература в 10 классе (базовый уровень) Книга для учителя / под ред. И.Н. Сухих. – М., 2014.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учеб. пособие.- М., 2013.

.

.

Интернет – ресурсы

http://www.uchportal.ru/

http://www.gramma.ru

http://www.school-collection.edu.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Литература

Личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- определять род и жанр произведения;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- выявлять авторскую позицию;

- рубежный контроль;

- исследовательские работы обучающихся;

- контрольные работы;

Доклады, рефераты обучающихся;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный опрос обучающихся;

- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

- фронтальный опрос обучающихся;

- тестовые работы;

- контрольные работы;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);

метапредметные: 

- умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- умение работать с разными источниками информации, умение находить ее, анализировать, использовать в собственной деятельности;

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- фронтальный опрос обучающихся;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы обучающихся;

предметные:

- владение умением представлять текст в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных видов;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- способность выявлять в художественном произведении образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним  в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

- анализ художественного произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производств...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства м...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.02 «Докер-механизатор»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.02 «Докер-механизатор»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электро...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.12 «Оператор технологического оборудования в производстве стеновых и вяжущих

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.12 «Оператор технологи...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.14 «Оператор процессов колбасного производства»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.14 «Оператор процессов ко...